Семинар по теме. Содержание обучения в ВУЗе
Семинар по теме. Содержание обучения в ВУЗе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения Субъект обучения — центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения. Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы.
Под содержанием обучения понимается определенная информация , которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и понимание своего места в нем. Содержание специального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.
При определении содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, 1. дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, приспособление к условиям обучения, реальному бюджету времени . 2. психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения обязательно нужно учитывать психологические особенности обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки . 3. обеспечение связи теории с практикой, обучения с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких, как математика, философия и др., не следует отвлекаться от реальной действительности . 4. содержание обучения должно соответствовать поставленным перед системой образования социальным целям развития человека, общества и государства, которые диктуются характером данной цивилизации, культуры, уровнем развития науки.
Содержание обучения Содержание обучения, выражается в ряде основополагающих педагогических документов, так называемых «носителях содержания образования». Среди них главными являются: стандарты; планы; программы; учебники. 1. Стандарты образования , устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).
2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план , на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы . 3. Учебная программа — Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. 4. Учебник - подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стандартом и программой по данной дисциплине, что обычно удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа.
Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций: информационную , состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа; обучающую , с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания: контрольную , которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п . В идеале учебник должен выполнять роль модели всего учебного процесса .
На первом же месте оказывается эффективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса . «В воспитании, — говорил Ушинский, — все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».
Тесты по теме: «Содержание образования»: 1.Эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определённый исторический отрезок времени, - это…. Образовательный стандарт Образовательный ценз Учебный план Вузовская программа 2. Документ, определяющий содержание образования определённого уровня и направленности, - это….. Образовательная программа Учебник Рабочий учебный план Авторская программа 3. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет, - это… Образовательная область Учебный план Учебник Учебная программа
4. Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие….. «образование» «содержание образования» «учебный план» «образовательная область» 5. Дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отражающая содержание науки, - это …… Учебный предмет Образовательная область Учебный план Образовательная программа 6. Доведённое до автоматизма действие называется….. Навыком Умением Знанием Поведением 7. К объектам стандартизации в образовании не относится….. Учебно – воспитательный план преподавателя Содержание Объём учебной нагрузки Уровень подготовки обучающихся
8. В понятие «качество обучения» не входит….. Уровень нравственной культуры учащихся Степень успешности освоения учащимися образовательных программ Мера реализации Государственного образовательного стандарта на личном уровне Уровень личностного взаимодействия преподавателя и учащихся в процессе обучения 9. Нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, является…. Учебная программа Учебный план Базисный учебный план Образовательный стандарт
Домашнее задание: продумать составление своей учебной программы.