рабочая программа по СБО 6,7 класс

 Екатерина Викторовна Сотникова

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышения уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психо-физических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_sbo.rar78.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк» Нанайского района Хабаровского края

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/____________

Протокол №___ от

«__»_____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор

_________/Савинская Г.Е.

Приказ № ____ от

«__»______________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ

(для учащихся 6-7 класса)

Сотникова Екатерина Викторовна, педагог-психолог

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по СБО для 5-10 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Постановления Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
  2. Письма Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов";
  3. Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п  "Об утверждении Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида " (1вариант);
  4. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 27.05.2008 г. № 02-452 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год;
  5. Действующего СанПиН 2.4.2. 1178-02 с 01.09.03 г.
  6. Письма МОиН Челябинской области от 21.07.2009 № 103/3404 "О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области".
  7. Письма Минобразования РФ от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".         
  8. Программ специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-Сб. 2.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышения уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психо-физических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д.

«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приёмами экологически чистые продукты: приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии – тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады на 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т. д.

В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеников всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например, «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определённых умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний – заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приёмами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы (например, правила поведения, приёмы ухода за маленьким ребёнком и т. д.). учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сводные часы). Эти занятия требуют от учителя серьёзной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т. д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закреплении определённого учебного материала. Так при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится урок-экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определённой теме. В  ходе экскурсии могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки, учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вёл экскурсию, вовлекая детей в беседу, особенно во время текущих и итоговых экскурсий. Если объяснения даёт не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия, то нужно предварительно обговорить с ним объём и характер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие и др.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятии должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии – повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изученной теме или ранее пройденного материала должен быть элементом каждого занятия.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, «Квартплата», «Оформление на работу» и т. п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учётом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. на первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он даёт учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассерованием овощей или заправкой первого блюда.

Знакомя детей с новым приёмом, учитель сначала даёт объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный приём.

Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т. д.).

В кабинете можно установить поочерёдное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учёта их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятий.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

СБО учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объёма и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т. п.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединить с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по СБО. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Тематика и последовательность занятий по СБО отражаются в классном журнале. Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы целесообразно вести разные формы учёта. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учётом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объёме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Для проведения занятий и экскурсий в 6-9 классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком чётко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т. д.).

Общее количество часов по программе:

6 класс  —  68ч.

7  класс  —  68ч.

Цели:  

Формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся, повышение уровня общего развития учащихся и  их всесторонняя подготовка к самостоятельной жизни.

Задачи:

  • Систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного труда и самообслуживания;
  • Организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях;
  • Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.

        

Результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В 6 классе:

1 Обучающиеся должны знать:

  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца
  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ
  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани
  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье
  • Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками
  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия
  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета
  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.
  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте
  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях
  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества

2. Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи
  • Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ
  • Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки
  • Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани
  • Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье
  • Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми
  • Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом
  • Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании  пригородных поездов
  • Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города
  • Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу
  • Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки
  • Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения.

В 7 классе:

1. Обучающиеся должны знать:

  • Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
  • Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.
  • Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.
  • Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
  • Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
  • Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от  покрытия.
  • Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
  • Назначение и различие универмага и универсама.
  • Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
  • Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
  • Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.

2. Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.
  • Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
  • Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
  • Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
  • Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
  • Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
  • Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
  • Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
  • Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
  • Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
  • Обращаться с вопросами к работникам предприятия.

Содержание рабочей программы

6 класс (68 ч.)

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Тематика

  • Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.
  • Правила и приемы ухода за органами зрения.
  • Способы сохранения зрения — контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство.
  • Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.
  • Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.

Практические работы

  • Игра с д.м. «Одень куклу по сезону».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать:

  • правила закаливания организма;
  • правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;
  • о вреде наркотиков и токсических веществ.

Уметь:

  • закаливать свой организм;
  • соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий;
  • отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Тематика

  • Значение опрятного вида человека.
  • Поддержание одежды в порядке: - правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва.
  • Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
  • Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.

Практические работы

  • Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде;
  • подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва;
  • стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Знать:

  • санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
  • правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей.

        Уметь:

  • пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;
  • зашивать одежду по распоровшемуся шву;
  • подшить платье, брюки, рубашки;
  • подбирать моющие средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей;
  • стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей;
  • гладить их.

ПИТАНИЕ

Тематика

  • Гигиена приготовления пищи.
  • Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
  • Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.
  • Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.
  • Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.
  •         Составление рецепта приготовления блюд.

Практические работы

  • Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов;
  •  чтение рецептов, подготовка продуктов;
  • приготовление каши (молочных), вареных яиц, омлета, картошки и др., простейших блюд с минимумом тепловой обработки; заварка чая;
  •  строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи;
  • составление рецепта приготовления собственного блюда;
  • мыть посуду с применением химических моющих средств.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Знать:

  • способы выбора доброкачественных продуктов;
  • приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния;
  • способы хранения продуктов и готовой пищи;
  • правила составления рецепта блюда.

        Уметь:

  • пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;
  • приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;
  • составить рецепт блюда;
  • вымыть, вычистить посуду.

СЕМЬЯ

Тематика

  • Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.
  • Права и обязанности каждого члена семьи.

Практические работы

  • Родственные отношения в семье;  
  • беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Знать:

  • место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников;
  • как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
  • свои права и обязанности в семье.

        Уметь:  

  • рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности;
  • выполнять определенные обязанности в семье

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Тематика

  • Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке).
  • Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

Практические работы

  • Сюжетная игра «Мы в театре» — подготовка к игре и проведение её силами учеников.
  • Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;
  • способы ведения разговора со старшими, сверстниками.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков.

Уметь:

  • культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;
  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

ЖИЛИЩЕ

Тематика

  • Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
  • Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса.
  • Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.)

Практические работы

  • Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • гигиенические требования к жилому помещению;
  • правила и последовательность проведения сухой влажной уборки;
  • правила пользования электропылесосом;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Уметь:

  • производить сухую и влажную уборку помещения;
  • чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи;
  • чистить мебель;
  • соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами.

ТРАНСПОРТ

Тематика

  • Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет).
  • Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.
  •  Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Экскурсии

  • Экскурсии на вокзал.

Практические работы

  • Определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Знать:

  • виды междугороднего транспорта;
  • стоимость проезда на всех видах городе кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов);
  • порядок приобретения билетов и талонов; компостирование талонов.

Уметь:

  • выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
  • ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; определять направление и зоны.

ТОРГОВЛЯ

Тематика

  • Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменных принадлежностей, хозяйственные и др.
  • Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.д.
  • Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.

Практические работы

  • Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком;
  • приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку и т.п.), проверка чека и сдачи.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Знать: 

  • виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
  • правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;
  • правила покупки товаров;
  • стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров).

        Уметь: 

  •  выбрать нужный товар;
  • выяснить срок гарантии на его использование;
  • оплатить, проверить чек и сдачу;
  • хранить чек в течение срока гарантии на товар;
  • вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Тематика

  • Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.
  • Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).
  • Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Международные и на территории своего государства.
  • Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.
  • Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Практическая работа, экскурсии

  • Экскурсия на почту-телеграф: написание адреса на почтовых конвертах, на открытках «уведомление» и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Их отличие.
  • Определить стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Знать:

  • основные средства связи;
  • виды почтовых отправлений;
  • стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм.

        Уметь:

  • находить индекс почтового отделения по справочнику;
  • записать адрес на конверте;
  • составить текст телеграммы;
  • заполнить телеграфный бланк, подсчитывать стоимость телеграммы.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Тематика

  • Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
  • Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
  • Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
  • Меры предупреждения глистных заболеваний.

Практические работы

  • Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пипетка, пинцет и др.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Знать:

  • способы вызова врача на дом;
  • меры по предупреждению глистных заболеваний;
  •  функции основных врачей-специалистов;
  • основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку;
  • о возможном вреде самолечения.

        Уметь:

  • записаться на прием к врачу;
  • вызвать врача на дом;
  • в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;
  • приобрести лекарство в аптеке.

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

Тематика

  • Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад-школа) — учебно-воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение.

Практические работы

  • Экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков;
  • выбор кружка с учетом своих интересов для организации свободного времени.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Знать:

  • виды детских учреждений и назначение;
  • адрес дома детского творчества;
  • какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

        Уметь:

  • обращаться к работникам ДДТ;
  • правильно вести себя на занятиях, в
    игротеке, в читальном зале;
  • соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.

7 класс (68 часов)

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Тематика

  • Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.
  • Особенности ухода за кожей лица, волосами.
  • Пользование шампунем в соответствии с типом волос (жирные, сухие, нормальные). Знакомство со средствами борьбы с перхотью и выпадение волос.

Практические работы

  • Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учётом их состояния (жирные, сухие, нормальные).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • правила личной гигиены девушки и юноши;
  • виды косметических салфеток;
  • правши ухода за кожей лица и волосами.

Уметь:

  • определить тип кожи и волос;
  • подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос;
  • правильно ухаживать за лицом и волосами.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Тематика

  • Значение продления срока службы одежды.
  • Знакомство с техникой и видами штопки.
  • Знакомство с техникой наложения заплат.
  • Знакомство с техникой наложения заплат.
  • Практическое знакомство с видами штопки и наложения заплат.
  • Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей.
  • Знакомство с правилами стирки белья из хлопчатобумажных тканей.
  • Знакомство с правилами стирки изделий из шелка вручную.
  • Знакомство с правилами и приемами глажения белья, брюк, спортивной одежды.
  • Знакомство с прачечной, видами предоставляемых услуг, правилами пользования прачечной.
  • Знакомство со стиркой мелких изделий из белой хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины, соблюдение правила безопасности в работе. Стирка изделий из шелка вручную.

 Практические работы

  • Штопка одежды.
  • Наложение заплаты.
  • Командами: по заданию; подбор материалов. Выполнение работы.
  • Глажение белья.
  • Подготовка приспособлений для глажения, рабочего места.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • особенности   стирки цветного и белого белья;
  • правила пользования моющими средствами;
  • устройство стиральной машины и правила пользования ею;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины санитарно-гигиенические требования — последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей;
  • назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную;
  • правила пользования прачечной самообслуживания.

Уметь:

  • ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат;
  • стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины;
  • гладить одежду и белье.

ПИТАНИЕ

Тематика

  • Виды питания.
  • Значение первых и вторых блюд и их приготовление.
  • Третьи блюда.
  • Использование электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.
  • Сервировка стола к обеду.

Практические работы

  • Приготовление салата по рецепту.
  • Снятие пробы.
  • Мытье посуды.
  • Составление меню на неделю.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • виды питания, их особенности;
  • значение первых, вторых блюд;
  • правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.

Уметь:

  • пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером) и др.;
  • приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов;
  • составить меню завтрака, обеда, ужина на день.

СЕМЬЯ

Тематика

  • Помощь родителям и воспитателям по уходу за младшими детьми: умывание, одевание, обувание, причесывание; в соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате, дома.
  • Оказание помощи родителям по уходу за младшими детьми.
  • Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
  • Проведение игр с младшими школьниками.

Практические работы

  • Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • правила ухода за младшими детьми;
  • различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.

Уметь:

  • ухаживать за младшими детьми;
  • объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
  • помогать младшим при уборке игрушек;
  • рассказывать им сказки;
  • петь с ними детские песенки.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Тематика

  • Соблюдение правил приема приглашения в гости и форма отказа.
  • Знакомства с правилами подготовки к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа).
  • Знакомство с правилами вручения и принятия подарка.

Практические работы

  • Собрать вещи  для поездки в гости (в зависимости от ситуации)
  •  Изготовление открытки.
  • Изготовление несложных сувениров. Сюжетная игра «В гости к…».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков.

Уметь:

  • культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
  • выбирать подарки;
  • изготавливать простые сувениры;
  • вручать и принимать подарки.

ЖИЛИЩЕ

Тематика

  • Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
  • Подготовка квартиры к лету и зиме.
  • Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
  • Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.
  •  Животные в доме.

Практические работы

  • Чистка зеркала.
  • Уход за мебелью.
  • По заданию учителя, подготовка рабочего инструмента, выполнение работы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
  • способы и периодичность ухода за окнами;
  • виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон;
  • способы утепления окон;
  • правила топки печей и заготовки топлива;
  • правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий.

Уметь:

  • убирать жилые помещения;
  • мыть зеркала и стекла;
  • утеплять окна;
  • ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;
  • топить печку с учетом местных особенностей.

ТРАНСПОРТ

Тематика

  • Междугородний железнодорожный транспорт.
  • Вокзалы. Их назначение и основные службы.
  • Справочная служба вокзалов.
  •  Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.
  • Примерная стоимость проезда до разных пунктов.
  •  Формы приобретения ж/д билетов.
  • Порядок сдачи багажа и получения его.

Практическая работа. Экскурсии

  • Экскурсии на ж/д вокзал
  • Пользование ж/д билетами. Обозначения на билетах.
  • Обращение за справкой  в справочное бюро или по телефону.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • функции железнодорожного транспорта;
  • тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
  • примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния;
  • виды справочных служб, камер хранения;
  • сроки и стоимость хранения багажа;
  • о сроках и месте возврата приобретенного билета.

Уметь:

  • ориентироваться в расписании;
  • приобретать билеты ж/д кассе;
  • обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону;
  • ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом;
  • выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте.

ТОРГОВЛЯ

Тематика

  • Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы.
  • Назначение магазинов.
  • Стоимость некоторых товаров.
  • Порядок приобретения товаров.

Практические работы

  • Игра «Магазин». Значение и необходимость хранения чека.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • назначение универмага и универсама;
  • различия между ними;
  • за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам;
  • стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров.

Уметь:

  • найти нужные товары в отделах универмага или универсама;
  • приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым возможностями.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Тематика

  •  Виды бандеролей, порядок их отправления.
  • Упаковка и стоимость пересылки.
  • Посылки.
  • Виды упаковки, правила отправления и стоимость.
  • Заполнение бланков.

Практическая работа, экскурсии

  • Приемы укладывания отправления, заполнение квитанции.
  • Определение стоимости почтового отправления.
  • Отправление посылки к празднику.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;
  • максимальный вес почтовых отправлений;
  • виды, и способы упаковок;
  • виды  почтовых отправлений.

Уметь:

  • заполнить бланк на отправку бандероли, посылки;
  • составить опись посылаемых предметов;
  • упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке;
  • определить стоимость почтовых отправлений

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Тематика

  • Домашняя аптечка, термометр.
  • Лекарственные растения.
  • Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

Практические работы

  • Экскурсия в травм пункт.
  • Приготовление витаминного чая.
  • Наложение повязки при ранах.
  • Измерение температуры.
  • Наложение жгута.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • меры по предупреждению переломов;
  • виды доврачебной помощи;
  • правила обработки раны и наложения повязки;
  • меры предупреждения осложнений после травмы;
  • правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).

Уметь:

  • использовать лекарственные растения при оказании первой помощи;
  • готовить настои, отвары из лекарственных растений;
  • обрабатывать раны, накладывать повязки.

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ

Тематика

  • Промышленные и сельскохозяйственные объекты нашей местности.

Практические работы. Экскурсии

  • Экскурсия  на ближайшее предприятие для ознакомления с его деятельностью.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Знать:

  • местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного   предприятия;
  • название цехов, отделов, рабочих специальностей;
  • виды выпускаемой продукции.

Уметь:

  • обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.

6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Теоретические

Практические

1 четверть- 18 часов

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА - 4 ч

1

2

3

4

Закаливание организма

Гигиена зрения

Сезонная одежда, головной убор, обувь

О вреде наркотиков и токсических веществ

1

1

1

1

1

1

1

1

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ  - 4 ч

5

6

7

8

Поведение в музее, библиотеке

Поведение в кино, театре

Мы в театре

Способы ведения разговора

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

СЕМЬЯ – 2 ч

9

10

Место работы членов семьи

Права и обязанности членов семьи

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

ОДЕЖДА, ОБУВЬ – 8 ч

11

12

13

14

15

16

17

18

Значение опрятного вида человека

Правила пришивания крючков, пуговиц, вешалок

Зашивание распоровшегося шва

Практическая работа. Пришивание пуговиц, петель, вешалок.

Ручная стирка изделий из хлопчатобумажной ткани

Глажение мелких изделий

Практическая работа. Стирка глажение.

Итоговый урок

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

1

0,5

2 четверть – 14 часов

ЖИЛИЩЕ – 9 Ч

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Гигиенические требования к жилому помещению

Пылесос

Повседневная уборка

Повседневная влажная уборка

Уход за мебелью

Чистка мягкой мебели

Мытье зеркал, окон

Утепление окон

Практическая работа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

МЕДИЦИНА – 5 ч

28

29

30

31

32

Виды медицинских учреждений

Работники медицинских учреждений

Виды медицинской помощи

Меры предупреждения глистных заболеваний

Приобретение лекарств. Практическая работа

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

3 четверть – 20 часов

ТРАНСПОРТ – 6 ч

33

34

35

36

37

38

Городской транспорт

Оплата за проезд

Маршрут передвижения по городу

Пригородные поезда. Расписание

Направление, ж/д зоны, билеты

Экскурсия на вокзал

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

1

ТОРГОВЛЯ – 4 ч

39

40

41

42

Магазин промтоваров. Отделы

Экскурсия

Порядок приобретения товаров

Обмен товаров по чеку

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

СРЕДСТВА СВЯЗИ -8 ч

43

44

45

46

47

48

49

50

Основные средства связи

Виды почтовых отправлений

Виды писем

Порядок отправления письма

Стоимость пересылки

Телеграф. Тарифы

Экскурсия

Практическая работа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ – 4 ч

51

52

Дошкольные учреждения

Гимназия, лицей, колледж

1

1

1

1

4 четверть – 16 ч

53

54

Дом творчества

Практическая работа. экскурсия

1

1

1

1

ПИТАНИЕ – 14 ч

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67-68

Гигиена приготовления пищи

Хранение продуктов и готовой пищи

Способ выбора продуктов

Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой

Чтение и составление рецепта приготовления блюд

Блюда из круп

Практическая работа. Экскурсия

Заварка чая

Варка яиц

Приготовление блюда из картофеля

Практическая работа

Составление рецепта приготовления блюд

Уход за посудой

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Теоретические

Практические

1 четверть- 18 часов

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА - 2 ч

1

2

Личная гигиена подростков

Пользование шампунем

1

1

1

0,5

0,5

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ  - 4 ч

3

4

5

6

Правила приема приглашения в гости

Подготовка к поездке в гости

Подарки

Культура поведения. Практическая работа

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

СЕМЬЯ – 4 ч

7

8

9

10

Помощь родителям по уходу за младшими детьми

Разучивание «тихих» игр

Сказки, песенки

Подвижные игры

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

ОДЕЖДА, ОБУВЬ – 12 ч

11

12

13

14

15

16

17

18

Мелкий ремонт одежды

Штопка одежды

Заплата нашивная

Заплата декоративная

Практическая работа

Бытовая техника для стирки

Стирка изделий из х/б ткани

Стирка изделий из шелка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

2 четверть – 14 часов

19

20

21

22

Приемы глажения белья

Приемы глажения брюк

Прачечная виды услуг

Одежда и обувь. Практическая  работа

1

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

ЖИЛИЩЕ – 8 ч

23

24

25

26

27

28

29

30

Регулярная уборка

Сезонная уборка

Способы ухода за окнами

Виды моющих средств

Санитарная обработка помещений

Способы и средства ухода за полом

Уход за мебелью

Жилище. Практическая работа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ – 6 ч

31

32

Домашняя аптечка

Лекарственные растения

1

1

1

1

3 четверть – 21 часов

33

34

35

36

Виды доврачебной помощи

Первая помощь при травмах

Первая помощь при переломах

Медицинская помощь. Практическая работа

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

ТРАНСПОРТ – 6 ч

37

38

39

40

41

42

Железнодорожный  вокзал

Междугородний железнодорожный транспорт

Службы вокзала

Виды вагонов

Билета. Расписание

Камера хранения

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

ТОРГОВЛЯ – 4 ч

43

44

45

46

Универмаги, универсамы, их назначение

Отделы магазинов

Порядок приобретения товара

Торговля. Практическая работа

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

СРЕДСТВА СВЯЗИ -7 ч

47

48

49

50

51

52

53

Виды бандеролей

Упаковка. Порядок почтового отправления

Посылка. Виды упаковки

Стоимость пересылки

Правила отправления посылок

Средства связи. Практическая работа.

Экскурсия на почту. телеграф

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

4 четверть – 15 ч

ПИТАНИЕ – 11 ч

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

Виды питания

Значение первых блюд

Значение блюд из овощей, рыбы, мяса

Салат

Питание. Практическая работа

Второе блюдо

Приготовление второго блюда. Практическая работа

Кисель, компот

Питание. Практическая работа

Составление меню завтрака, обеда. Ужина

Составление меню на неделю

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1

0,5

0,5

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ – 4 ч

65

66-67

68

Название цехов, отделов

Название рабочих специальностей

Виды выпускаемой продукции

1

2

1

1

2

1

Ресурсное обеспечение.

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2000, под редакцией В. В. Воронковой.
  2. Девяткова, Т. А., Кочетова, Л. Л., Петрикова, А. Г., Платонова, Н. М., Щербакова, А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под редакцией А. М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  3.  Воронкова, В. В. , С. А. Казакова, С. А.  Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/ В. В. Воронкова, С. А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Хилько, А. А., Ермощенко, М. Е.,А. Д. Смирнова, А. Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в  специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.