Рекомендации по работе со скороговорками (выполнение упражнений) Небольшие советы ,как правильно вести работу с детьми по заучиванию пословиц и поговорок

 Сидорова Ольга Николаевна

 

 

                                                                                                 Речь – одно из самых главных приобретений ребенка дошкольного возраста.

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Если у ребенка не сформирована четкая, внятная, грамотная речь, то обычно это тянет за собой отставание во всей психике. И наоборот: высокий уровень развития речи стимулирует  развитие мышления, внимания, памяти, познавательного интереса и многих других психических процессов.

Для гармоничного развития и успешного обучения каждому ребёнку нужна тренировка дикции, а именно ясной и членораздельной речи.

Кто не помнит детского увлечения скороговорками? Внятным, четким и быстрым произнесением этого шутливого предложения можно было заслуженно похвастаться перед ровесниками. Ведь, чтобы научиться произносить скороговорки, нужна была долгая и нелегкая тренировка. Скороговорки для детей были и остаются нелегкими, но интересными играми. А взрослые еще и знают: используя скороговорки для детей, можно решить множество развивающих, воспитательных и обучающих задач.

Скороговорки для детей – это специальный речевой материал, одно из лучших средств отработки  четкой, внятной  речи. Систематическая работа со скороговорками учит ребенка управлять своим голосом, развивает скорость и четкость речи, корректирует неправильное произношение отдельных звуков. Даже, если у малыша нет очевидных дефектов речи, скороговорки сделают произношение более красивым и четким. Это, конечно же, поможет ребенку в общении и учебе. Кроме этого, скороговорки для детей как вид народного творчества делают язык малыша значительно богаче. Так что не нужно игнорируйте этот вид устного народного творчества, прошедший  проверку своей эффективности многими веками! Скороговорки для детей – настоящая находка для логопедов, педагогов.

Запоминание большого количества скороговорок развивает память. Большой плюс скороговорок – их забавное содержание. Обычно дети с удовольствием работают со скороговорками, и даже неудачи в их произношении кажутся малышам смешными, а не обидными казусами.

Правила работы со скороговорками

Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с ними нужно грамотно. Иначе можно навредить неокрепшему речевому аппарату малыша. Вот некоторые основные правила для занятий с ребенком.

1. Во-первых, очень важен правильный подбор скороговорок. Начинать нужно с простых, коротких, рифмованных скороговорок (например «Белые бараны били в барабаны»). Простые скороговорки, после их правильного повторения, можно усложнить: произнести скороговорку, а затем поменять местами начало и конец. Например, белые бараны били в барабаны; в барабаны били белые бараны. Незнакомые слова следует пояснить, чтобы был понятен смысл скороговорки. Если ребёнок уже умеет читать, лучше написать скороговорку на листе бумаги и отметить, какими буквами обозначается тот или иной звук в словах.

Для маленьких детей следует показывать иллюстрации к скороговоркам. Задать ребёнку несколько вопросов, например, кто нарисован на картинке, что он делает. Вопросы должны быть простыми и понятными. Попросите ребёнка объяснить сложные слова или объясните их сами. Так же подбирать скороговорки для детей нужно, учитывая индивидуальные дефекты речи. Сейчас легко подобрать скороговорки для отработки каждого звука. Кроме того, желательно выбрать скороговорку, интересную для детей, с забавным сюжетом.

2. Никогда не заставляйте малыша заниматься скороговорками. Особенно – если они пока ему еще не очень удаются. В противном случае стеснительный, неуверенный в себе ребенок может совсем замкнуться в себе.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за неудачи. Лучше просто повеселитесь по этому поводу. Но и это следует делать осторожно: не задев самолюбия малыша.

4. Искренне хвалите ребенка за успехи.

5. Поставьте перед ребенком реально достижимую цель. Возможно, малыш продемонстрирует свои достижения на утреннике в детском саду. Или  красиво расскажет скороговорку Деду Морозу, заслужив соответствующий подарок.

6. Недопустимо использовать скороговорки, если у малыша отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Ими целесообразно заниматься, когда ребенок произносит звуки уже правильно, но еще неуверенно (на этапе введения звука в речевую практику

Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:

1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и четко. Ребенку должно понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.

2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чем она, все ли слова понятны.

3. Еще раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке. Показать, в каком положении должны находиться органы речи при произношении отдельного звука.

4. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребенком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.

5. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение все быстрее. Если у ребенка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для ребенка скорости произношения скороговорки.

6. Предложите малышу произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно. Пусть произнесет ее тонким голосом (как лисичка), затем грубым голосом (как медведь), пропоет ее. Можно изменять интонацию предложения: произнести его нежно, грозно, в виде вопроса, радостно, грустно.

7. Можно поиграть: успеть проговорить скороговорку, пока подбросишь мячик, или на каждое слово подбрасывает и ловит его, пока обернешься вокруг своей оси, можно перебрасывать мячик из одной руки в другую,  проговорить скороговорку, ритмично хлопая в ладоши. При этом говорить и хлопать надо сначала медленно, а затем ускорять темп и т.п.

8. Если детей несколько – можно устроить соревнование: кто быстрее расскажет скороговорку и не собьётся, кто знает больше разных скороговорок для детей.

Для совершенствования дикции и артикуляционного аппарата необходимо ежедневно проговаривать скороговорки Последовательность в этом виде работы обязательно принесет пользу для ребенка. Четкая, красивая речь так необходима для полноценного общения, для успешной учебы, ребенок с правильной дикцией умеет сформулировать мысль.

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_rabote_so_skorogovorkami.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – одно из самых главных приобретений ребенка дошкольного возраста.

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. 

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Если у ребенка не сформирована четкая, внятная, грамотная речь, то обычно это тянет за собой отставание во всей психике. И наоборот: высокий уровень развития речи стимулирует  развитие мышления, внимания, памяти, познавательного интереса и многих других психических процессов.

Для гармоничного развития и успешного обучения каждому ребёнку нужна тренировка дикции, а именно ясной и членораздельной речи.

Кто не помнит детского увлечения скороговорками? Внятным, четким и быстрым произнесением этого шутливого предложения можно было заслуженно похвастаться перед ровесниками. Ведь, чтобы научиться произносить скороговорки, нужна была долгая и нелегкая тренировка. Скороговорки для детей были и остаются нелегкими, но интересными играми. А взрослые еще и знают: используя скороговорки для детей, можно решить множество развивающих, воспитательных и обучающих задач.

Скороговорки для детей – это специальный речевой материал, одно из лучших средств отработки  четкой, внятной  речи. Систематическая работа со скороговорками учит ребенка управлять своим голосом, развивает скорость и четкость речи, корректирует неправильное произношение отдельных звуков. Даже, если у малыша нет очевидных дефектов речи, скороговорки сделают произношение более красивым и четким. Это, конечно же, поможет ребенку в общении и учебе. Кроме этого, скороговорки для детей как вид народного творчества делают язык малыша значительно богаче. Так что не нужно игнорируйте этот вид устного народного творчества, прошедший  проверку своей эффективности многими веками! Скороговорки для детей – настоящая находка для логопедов, педагогов.

Запоминание большого количества скороговорок развивает память. Большой плюс скороговорок – их забавное содержание. Обычно дети с удовольствием работают со скороговорками, и даже неудачи в их произношении кажутся малышам смешными, а не обидными казусами.

Правила работы со скороговорками

Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с ними нужно грамотно. Иначе можно навредить неокрепшему речевому аппарату малыша. Вот некоторые основные правила для занятий с ребенком.

1. Во-первых, очень важен правильный подбор скороговорок. Начинать нужно с простых, коротких, рифмованных скороговорок (например «Белые бараны били в барабаны»). Простые скороговорки, после их правильного повторения, можно усложнить: произнести скороговорку, а затем поменять местами начало и конец. Например, белые бараны били в барабаны; в барабаны били белые бараны. Незнакомые слова следует пояснить, чтобы был понятен смысл скороговорки. Если ребёнок уже умеет читать, лучше написать скороговорку на листе бумаги и отметить, какими буквами обозначается тот или иной звук в словах.

Для маленьких детей следует показывать иллюстрации к скороговоркам. Задать ребёнку несколько вопросов, например, кто нарисован на картинке, что он делает. Вопросы должны быть простыми и понятными. Попросите ребёнка объяснить сложные слова или объясните их сами. Так же подбирать скороговорки для детей нужно, учитывая индивидуальные дефекты речи. Сейчас легко подобрать скороговорки для отработки каждого звука. Кроме того, желательно выбрать скороговорку, интересную для детей, с забавным сюжетом.

2. Никогда не заставляйте малыша заниматься скороговорками. Особенно – если они пока ему еще не очень удаются. В противном случае стеснительный, неуверенный в себе ребенок может совсем замкнуться в себе.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за неудачи. Лучше просто повеселитесь по этому поводу. Но и это следует делать осторожно: не задев самолюбия малыша.

4. Искренне хвалите ребенка за успехи.

5. Поставьте перед ребенком реально достижимую цель. Возможно, малыш продемонстрирует свои достижения на утреннике в детском саду. Или  красиво расскажет скороговорку Деду Морозу, заслужив соответствующий подарок.

6. Недопустимо использовать скороговорки, если у малыша отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Ими целесообразно заниматься, когда ребенок произносит звуки уже правильно, но еще неуверенно (на этапе введения звука в речевую практику

Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:

1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и четко. Ребенку должно понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.

2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чем она, все ли слова понятны.

3. Еще раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке. Показать, в каком положении должны находиться органы речи при произношении отдельного звука.

4. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребенком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.

5. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение все быстрее. Если у ребенка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для ребенка скорости произношения скороговорки.

6. Предложите малышу произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно. Пусть произнесет ее тонким голосом (как лисичка), затем грубым голосом (как медведь), пропоет ее. Можно изменять интонацию предложения: произнести его нежно, грозно, в виде вопроса, радостно, грустно.

7. Можно поиграть: успеть проговорить скороговорку, пока подбросишь мячик, или на каждое слово подбрасывает и ловит его, пока обернешься вокруг своей оси, можно перебрасывать мячик из одной руки в другую,  проговорить скороговорку, ритмично хлопая в ладоши. При этом говорить и хлопать надо сначала медленно, а затем ускорять темп и т.п.

8. Если детей несколько – можно устроить соревнование: кто быстрее расскажет скороговорку и не собьётся, кто знает больше разных скороговорок для детей.

Для совершенствования дикции и артикуляционного аппарата необходимо ежедневно проговаривать скороговорки Последовательность в этом виде работы обязательно принесет пользу для ребенка. Четкая, красивая речь так необходима для полноценного общения, для успешной учебы, ребенок с правильной дикцией умеет сформулировать мысль.

Муниципально дошкольно общеобразовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида

Выступление к семинару №1

Тема: Рекомендации по работе со скороговорками (выполнение упражнений)

                                                                                        Подготовила:

воспитатель группы №7

                                                                                         Сидорова О.Н.

Саранск 2011