Методические рекомендации "Управление процессом адаптации молодого педагога в образовательной организации"
Методические рекомендации содержат общие вопросы организации работы образовательного учреждения с молодыми специалистами, вопросы организации стажировки и наставничества, планирования и функционирования Школы молодого педагога (ШМП). Методические рекомендации по управлению процессом адаптации молодого педагога в образовательной организации могут быть использованы в практике управления образовательными организациями разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.docx | 56.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Иркутский аграрный техникум»
Методические рекомендации
по управлению процессом адаптации молодого педагога
в образовательной организации
Иркутск
2014
Методические рекомендации содержат общие вопросы организации работы образовательного учреждения с молодыми специалистами, вопросы организации стажировки и наставничества, планирования и функционирования Школы молодого педагога (ШМП). Методические рекомендации по управлению процессом адаптации молодого педагога в образовательной организации могут быть использованы в практике управления образовательными организациями разного уровня.
Разработчик: Кашко Екатерина Вячеславовна - преподаватель первой
кв.категории, ОГБОУ СПО «Иркутский аграрный техникум»
Рецензент: Садикова Юлия Сергеевна, старший методист, ОГБОУ СПО «Иркутский аграрный техникум»
Рассмотрено на заседании ЦК
Бухгалтерских дисциплин
Протокол №____ от «____»____________2014 г.
Рассмотрено на заседании НМС
Протокол №_____ от «____»___________2014 г.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность работы Е.В. Кашко не вызывает сомнений, обосновывается старением педагогических кадров, оттоком молодых педагогов из образовательной организации в период их адаптации в профессии из-за трудностей взаимодействия с субъектами образовательного процесса, большого объема документооборота, усиливающего общую напряженность педагога.
В методических рекомендациях дано теоретико-методологическое обоснование проблемы управления процессом адаптации молодого педагога в образовательной организации; уточнена сущность конституциональных понятий, описаны разработанные автором методические рекомендации.
Для успешности процесса их профессиональной адаптации Кашко Е.В. предлагает руководствоваться методическими рекомендациями, включающими:
- работу директора образовательной организации и его заместителей по координации деятельности начинающего педагога и организации целенаправленной системной помощи в приобретении практического опыта;
- программно-целевую направленность деятельности методических объединений на основе диагностирования затруднения молодых педагогов, с учетом уровня их подготовленности, реально создающих условия для самореализации и самообразования;
- психологическое сопровождение специалистов как целостный комплекс непрерывных мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с педагогами, и включающее в себя различные формы работы.
- ведение института наставников, осуществляемое в условиях непрерывности и преемственности, способствует возможностям творческого развития личности молодого педагога в его профессиональной деятельности, а именно:
- благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе через разработку и реализацию программы работы школы с начинающими педагогами.
Разработанные автором методические рекомендации имеют особую ценность, носят научно-прикладной характер и могут быть использованы в практике управления образовательными организациями разного уровня.
Садикова Юлия Сергеевна, старший методист, ОГБОУ СПО «Иркутский аграрный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………4
Основная часть………………………………………………………………… 5
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы ……………………………………………………………..17
Приложение………………………………………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Становление молодого педагога является достаточно сложным процессом, касающимся как социального, психологического, так и профессионального аспектов. Период становления характеризуется тем, что в это время четко отражаются результаты воздействия на личность огромного числа факторов - позитивных и негативных, внутренних и внешних. Задачей образовательной организации является оказать помощь начинающему педагогу осознать себя талантливым, одаренным, способным добиваться хороших результатов труда и демонстрировать в профессиональной деятельности высокие качества.
Очень важно с самого первого дня трудовой деятельности грамотно выстроить работу с молодым специалистом. Это является одним из успешных факторов быстрого и качественного вхождения педагога в профессиональную среду. Главным звеном, в котором осуществляется адаптация молодых педагогов, является образовательная организация. Молодой педагог адаптируется в новой среде, изучает ее особенности, специфику стиля поведения, приобщается к традициям и нормам заведения. Поэтому очень большое значение в этот период имеет морально-психологический климат, атмосфера взаимопонимания, нравственная основа коллектива.
В предлагаемых методических рекомендациях рассматриваются общие вопросы организации работы образовательного учреждения с молодыми специалистами, вопросы организации стажировки и наставничества, планирования и функционирования Школы молодого педагога (ШМП).
Материалы носят рекомендательный характер.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Адаптация молодого специалиста должна решать следующий круг задач:
- разрушать старые поведенческие нормы, вступающие в противоречие с нормами организации;
- прививать новые нормы поведения, разделяемые педагогическим коллективом;
3. ликвидировать недостаток знаний, формировать профессиональные умения, необходимые для выполнения должностных функций.
Главная задача администрации учебного заведения - организовать целенаправленную системную помощь начинающим специалистам в приобретении практического опыта. Для этого на основании приказа директора, как правило, организуется стажировка (для педагогов первого года работы), наставничество (для молодых специалистов), а также может быть создана Школа молодого педагога.
Система работы образовательной организации с начинающими педагогами должна регламентироваться следующими локальными документами:
- Планом работы образовательной организации;
- Графиком административных совещаний, на которых будут заслушиваться обозначенные вопросы;
- Графиком заседаний методического совета;
- Положением о Школе молодого педагога;
- Планом работы Школы молодого педагога;
- положением о наставничестве;
- Планом работы наставника с молодым специалистом.
Для осуществления системности в работе с молодыми специалистами целесообразно выделить основные взаимосвязанные направления этого вида деятельности:
1. Повышение научной, теоретической, психолого-педагогической, методической подготовки молодого специалиста;
2. Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, овладение методикой воспитывающего обучения;
3. Освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
4. Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста;
5. Воспитание культуры выбора собственной педагогической позиции.
При управлении профессиональной адаптацией начинающих педагогов в образовательной организации целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями.
Администрация образовательного учреждения является ключевым звеном в создании условий оптимальной адаптации молодого специалиста. Именно их усилиями формируется та среда, в которую попадает выпускник педагогического вуза. Под их руководством складывается педагогический коллектив, они первыми встречают молодое пополнение кадров, ставят перед ним задачи, контролируют вхождение в профессию, дают наставления. В значительной степени от администрации учебного заведения зависит психологический комфорт всех членов коллектива и особенно начинающего педагога, а также устоявшаяся в коллективе система приоритетов и взглядов на деятельность педагога, на особенности взаимодействия и взаимоотношений.
Функциональные обязанности администрации образовательной организации по адаптации молодых педагогов:
Директор:
- Утверждает программу адаптации начинающего педагога, контролирует ее выполнение, оценивает результаты деятельности молодого специалиста;
- Представляет молодого педагога коллективу на ближайшем педагогическом совете;
- Проводит вводное ориентационное собеседование, основные вопросы которого касаются образовательной организации и его внутренней структуры:
- учебное заведение - история, развитие, организационная структура, ключевые фигуры, традиции, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения, наиболее важные документы (устав, правила трудового распорядка);
- учащиеся - социальный состав, приоритеты, проблемы, политика в области работы с родителями;
- заработная плата - нормы и правила начисления, оплата труда в случае замены уроков, условия премирования;
- режим труда и отдыха - порядок предоставления отпусков, методических дней, отгулов;
- дополнительные льготы - возможность бесплатного повышения квалификации, наличие общежития, оздоровительных секций;
- охрана труда и техника безопасности;
- вопросы управления подчиненными - условия назначения на должность, перемещения, увольнения; права и обязанности; отношения с заместителями директора; оценка работы;
- дисциплина, поощрения и взыскания; система профессиональной подготовки и повышения квалификации;
- правила внутреннего распорядка;
- возможности решения бытовых проблем;
- положение образовательной организации в городе - престижность, спонсорская поддержка, помощь родителей.
- Проводит беседы по необходимости для решения профессиональных, материальных, бытовых, семейных проблем, вопросов самообразования и повышения квалификации, для разрешения конфликтных ситуаций.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- Организует индивидуальную работу с молодыми специалистами и их наставниками;
- Показывает новому подчиненному его учебный кабинет, оснащение, места хранения документов, методической литературы и других общих материалов, проводит инструктаж по работе с техническими средствами;
- Проводит собеседование с новым сотрудником на первой неделе работы; объясняет молодому педагогу его задачи и требования к их решению, консультирует по вопросам и рассматривает его предложения;
- Оценивает профессиональный уровень молодого специалиста для разработки наиболее эффективной программы адаптации;
- Обозначает перечень его задач на ближайшее время, требования к работе педагога;
- Прикрепляет к нему наставника и разрабатывает программу стимулирования наставника для того, чтобы повысить интерес в более короткой и успешной адаптации «подопечного»;
- Составляет совместно с руководителем соответствующего методического объединения необходимо план личностно-профессионального развития начинающего педагога;
- Обеспечивает вместе с педагогом-наставником обратную связь, сообщая работнику динамику и направление его реальных и предпочтительных изменений;
- Проводит после оформления всех необходимых документов нового сотрудника по основным помещениям учебного заведения;
- Планирует посещение отдельных уроков и воспитательных мероприятий, проводимых молодым специалистом;
- Проводит каждые две недели первого полугода-года работы беседы с новым сотрудником для выяснения его мнения о социально-психологическом климате, организационной культуре, задачах, принципах, организации деятельности с точки зрения их соответствия личным целям, установкам, ожиданиям, стереотипам;
Партнерами администрации образовательной организации в работе по адаптации начинающих педагогов выступают педагоги-наставники, психологическая и методическая службы, председатель методического объединения и школа молодого педагога.
Адаптацией молодого специалиста в образовательном учреждении непосредственно руководит педагог-наставник.
Наставничество – процесс передачи социального опыта, форма преемственности поколений, одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению молодых педагогических кадров.
Наставник:
- знакомит молодого специалиста с требованиями законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих его права и обязанности по занимаемой должности;
- разрабатывает совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучает деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- вводит в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводит необходимое обучение; контролирует и оценивает самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывает совместно с молодым специалистом План профессионального становления; дает конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролирует работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывает молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявляет и совместно устранять допущенные ошибки;
- развивает личным примером положительные качества молодого специалиста, корректирует его поведение в учебном заведении, привлекает к участию в общественной жизни коллектива, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвует в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносит предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; ведет дневник работы наставника и периодически докладывает руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводит итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составляет отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Примерный план работы педагога-наставника с молодым специалистом представлен в таблице 2.1.(Приложение 1).
Наиболее адекватной формой системы повышения квалификации молодых педагогов и важным звеном дополнительного педагогического образования остаются методические объединения, которые участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы организации.
Руководитель (председатель) методического объединения:
1. Предоставляет новому сотруднику следующую информацию:
- функции цикловой комиссии (методического объединения): цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; связь с другими методическими объединениями; взаимоотношения внутри объединения;
- рабочие обязанности и ответственность: детальное описание методики преподавания, учебного процесса и ожидаемых результатов; разъяснение важности труда нового педагога, его соотношение с другими предметами курса; нормативы качества выполненной работы; должностная инструкция, обязанности и ответственность; продолжительность и распорядок дня; требуемая отчетность;
- правила, процедуры, характерные для каждого конкретного вида преподавательской работы; порядок действий в экстраординарных случаях; отношения с сотрудниками; поведение с учащимися; контроль нарушений дисциплины студентами и прогулов уроков; организация отдыха, порядок прихода в учебное заведение, перерывов; возможность личных телефонных разговоров; использование оборудования и технических средств обучения; виды помощи, в каких случаях она может быть оказана; список документов, с которыми новичку необходимо ознакомиться в первую очередь.
2. Представляет членов метод объединения, особое внимание обращает на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросом или за советом.
3. Организует обзор новинок методической литературы.
4. Проводит консультативные беседы по плану, ежемесячно, но при необходимости и чаще (по запросу педагога). В консультативные беседы входят: изучение нормативных документов; урочная и внеурочная деятельность; самоанализ и анализ урока; диагностика результатов обучения; педагогические технологии; формы организации деятельности учащихся на уроке; а так же любая методическая помощь.
С первого дня работы начинающему педагогу необходима целенаправленная психологическая помощь, способствующая плавному вхождению в коллектив, согласованию личностных ценностей и принципов с нормами организационной культуры.
Психолог:
- Организовывает индивидуальную встречу с каждым начинающим педагогом, знакомит молодого специалиста с психологической службой, ее назначением, направлениями ее работы.
- Изучает личность молодого педагога с помощью диагностических исследований, с целью составления психологического портрета (степень готовности педагога к диалогу и сотрудничеству в условиях нового коллектива; уровень психологической подготовки; оценка профессиональной направленности).
- Проводит занятия в школе молодого педагога по следующим направлениям работы.
- расширение имеющихся ЗУНов, формирование понимания основных особенностей наблюдения, как метода диагностики, специфики распознания сигналов ребенка и особенностей установления контакта с ним;
- нахождение молодыми специалистами своего места в профессии, адаптация имеющихся у специалистов знаний к особенностям детей, формирование и поддержка умения работать в команде не теряя профессиональной индивидуальности;
- учет психологических особенностей подростков в учебной деятельности, работа с агрессивным поведением (причины агрессии, купирование агрессивного поведения и т.д.);
- формирование умений справляться со стрессовыми ситуациями, обучение техникам релаксации.
- Устраивает тренинги по вопросам:
- содействия успешной социально-психологической адаптации молодых педагогов;
- оказания помощи молодым специалистам в осознании профессиональных страхов, и пути их преодоления;
- профилактике эмоционального выгорания учителя.
При наличии в общеобразовательном учреждении группы молодых специалистов создается Школа молодого педагога. Она призвана обеспечить адаптацию начинающих педагогов к профессии, к условиям работы в организации, развитие базовых профессиональных компетенций.
Руководитель Школы молодого педагога:
- Оказывает практическую помощь молодым специалистам в адаптации их к работе в образовательной организации, в вопросах совершенствования теоретических знаний и методики преподавания учебной дисциплины.
- Выявляет базовые профессиональные потребности молодых педагогов и содействует их решению.
- Организует групповые занятий для молодых педагогов, проведение практических семинарских занятий, научно-практических конференций.
- Заслушивает отчёты членов школы молодого педагога по вопросам организации учебной деятельности и профессиональному самообразованию.
- Организует изучение профессиональных потребностей молодых педагогов и передового педагогического опыта в образовательных организациях.
Примерный план работы Школы молодого педагога рассмотрен в таблице 1.2. (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное становление молодого педагога происходит постепенно, шаг за шагом. Снятию затруднений способствует присутствие на уроках членов администрации, его наставника, коллег, педагога-психолога, социального педагога. Самое ценное, что такое системное сопровождение учит начинающего педагога проводить анализ своего труда, т.е. работать в режиме постоянной сопровождающей рефлексии. Дальнейший анализ, планирование, коррекция, и опять анализ позволяют ему вместе со своим наставником - педагогом получать хорошие результаты в организации учащихся на уроке, применять наиболее эффективные приемы работы с детьми. Все это одухотворяет молодого специалиста, способствует достижению ситуации успеха, которая является залогом его педагогической и личностной состоятельности.
Самое главное в работе с молодыми специалистами – создать атмосферу успеха и пространство для их самореализации, где они могли бы почувствовать себя успешными, нужными и целеустремленными людьми.
В результате, грамотное, качественное управление процессом профессиональной адаптации и становления начинающих педагогов, помогает как профессиональному росту самих молодых специалистов, так и способствует развитию общеобразовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова, Е. Н. Сопровождение процесса адаптации и начального этапа профессиональной деятельности учителя [Текст] /
Е. Н. Агапова, С. Ю. Трапицын // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – № 3. – С. 36-46. - Адаптация сотрудника в организации [Текст]: методические указания к проведению занятий по дисциплине «Управление персоналом» /сост. Ю. Н. Лачугина. – Ульяновск .: УлГТУ, 2009. – 41 с.
- Ахвердиев, К. Основные методологические подходы в педагогике [Текст] / К. Ахвердиев // Молодой ученый. – 2010. – №6. – С. 308-310.
- Барыбина, И. А. Организация наставничества в школе [Текст] / И. А. Барыбина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012. – № 7. – С. 3-5.
- Белова, Т. В. К Вопросу о методической помощи молодому учителю в условиях СОШ [Текст] / Т. В. Белова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. – 2013. № 5. –С. 84-86.
- Белова, Т. В. О профессиональной адаптации молодого учителя [Текст] / Т. В. Белова // XXIII Ершовские чтения : межвуз. сб. науч. ст. / отв.ред. Л. В. Ведерникова. – Ишим, 2013. – С. 29-32.
- Волкова, М. В. Системно-синергетический подход как теоретическая основа проектирования педагогических технологий [Текст] / М. В. Волкова // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 10-12.
- Гехтман, А. Л. Возможности управления профессиональной адаптацией молодого педагога [Текст] / А. Л. Гехтман // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика. — СПб., 2013. – С. 4-7.
- Жданко, Т. А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Электронный ресурс] / Т. А. Жданко // MagisterDixit : электрон. науч.-пед. журн. Вост. Сибири. – 2012. – № 2. –http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhdanko_v_razdel_sobytiya.pdf (25 сент. 2012).
- Зайцева, Т. В. Управление развитием человеческих ресурсов : монография [Текст] / Т. В. Зайцева. – М. : НИЦ Инфра, 2012. – 128 с.
- Зубцова, Л.К. Условия профессиональной адаптации начинающего учителя [Текст] / Л. К. Зубцова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 3. –С. 248-254.
- Зубцова, Л. К. Адаптация молодого специалиста к условиям современной школы [Текст] / Л. К. Зубцова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2013. – № 3. – С. 105-111.
- Караваева, И. А.Управление адаптивными образовательными системами [Электронный ресурс] / И. А. Караваева // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 4. – С. 51. –http://elibrary.ru/download/44290749.pdf (02 февр. 2014).
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] : для учащ., студ., аспирантов, учителей и препод. вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 448 с.
- Котова, С.А. Молодой учитель в школе: проблемы и их решение [Текст] / С. А. Котова. – М. : НИИ школьных технологий, 2010. – 120 с.
- Крупник, С. А. Методологические подходы к предмету педагогики [Текст] / С.А. Крупник // Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 21–26.
- Леонтьев, А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? [Текст] / А. А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 1. – С. 3-6.
- Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А. С. Макаренко. – М. : Нобель Пресс, 2011. – 280 с.
- Малышев, И. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей школ в процессе профессиональной социализации [Текст] / И. В. Малышев // Известия Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2, № 1. – С. 30-34.
- Матвеева, А. И. Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования: интерактивный подход [Текст] / А. И. Матвеева // Управление мегаполисом. – 2010. – № 4. – С. 246-250.
- Махмудова, Ф. А. Духовно-нравственные особенности личности молодого педагога в процессе профессиональной адаптации [Текст] / Ф. А. Махмудова, Ф. Н. Алипханова // Мир науки, культуры, образования. –2013. – № 3 (40). – С. 48-50.
- Махмудова, Ф. А. Профессиональная адаптация молодого учителя как педагогическая проблема [Текст] / Ф. А. Махмудова // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 9-10. – С. 19-25.
- Мудрова Е. Б., Легостаева В. И. Привелечение и закрепление в вузе молодых научно-педагогических кадров на основе современных технологий адаптации [Электронный ресурс] / Е. Б. Мудрова, В. И. Легостаева // Университетское управление. – 2006. – №. 2 (42). – С. 61-64. –http://ecsocman.hse.ru/data/759/794/1219/61-64.pdf ( 02 апр. 2014).
- Новая философская энциклопедия [Текст]. В 4 т. Т.1. : А-Д / Ин-т философии Российской акад. наук ; гл. ред. В. С. Степин. – М. : Мысль, 2000. – 724 с.
- Новиков, Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами [Текст] / Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2009. – 156 с.
- Нуртдинова, А. А.Психолого-педагогические условия успешной адаптации молодых специалистов в организациях, оказывающих образовательные услуги [Текст] / А. А. Нуртдинова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 10. – С. 174-183.
- Полутина, С. П. Социальная адаптация педагогов в процессе постдипломного образования [Электронный ресурс] / С. П. Полутина // Человек и образование. – 2005. – № 2. – С. 28-31. – http://elibrary.ru/download/40795724.pdf ( 04 апр. 2014).
- Попов, Л. Н. Систематизация методологических принципов (подходов) педагогики [Текст] / Л. Н. Попов // Народное образование. Педагогика. – 2012. – № 1. – С. 2-6.
- Таранов, Е. В. Социально-психологические проблемы адаптации
Приложение 1
Таблица 1.1
Примерный план работы педагога-наставника по адаптации к педагогической деятельности молодого специалиста
Дата | Тема мероприятия | Рекомендации по проведению | Форма проведения | Результат | Задание |
установочно-диагностический этап | |||||
сентябрь | Изучение должностной инструкции педагога, ознакомление с правилами внутреннего распорядка учебного заведения | 1.Подготовить информационные материалы для начинающего педагога (списки администрации, должность, Ф.И.О., телефоны, № кабинета, режим работы образовательной организации и т.п.); 2. Ознакомить молодого специалиста с положением о наставничестве и планируемыми видами работы | Просветительское занятие | Создание накопительной папки практических материалов | -Подготовить самопрезентацию |
октябрь | Собеседование «Расскажи о себе» (определение круга вопросов, интересов, проблем в работе) | 1.Провести диагностирование начинающего педагога (анкеты, тесты) с целью определения уровня сформированности профессионально значимых качеств; выявления "проблемных зон" молодого специалиста с целью последующей разработки адаптационной программы и программы профессионального становления молодого педагога. 2. При анализе результатов особое внимание нужно уделить следующим проблемам: недостатку теоретических знаний по предмету и методике его преподавания, мотивации на профессиональный рост, готовности к освоению инноваций, недостатку технических средств для ведения уроков | Беседа, выполнение письменных заданий | Создание накопительной папки практических материалов | -Изучить положение о порядке разработки и требованиях |
Основной этап | |||||
ноябрь | Лекция «Ведение документации». «Изучение нормативно-правовой базы» | Подготовить: 1. Краткий обзор «Закона об образовании», основных локальных актов образовательной организации; Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 2. Памятки:
3. Образцы и положения:
| Просветительское занятие | Создание накопительной папки практических материалов | -Подобрать литературу для самообразования; -Изучить образовательные ресурсы Интернета |
декабрь | Составление личного перспективного плана работы молодого педагога | 1.Прочитать лекцию, включающую:
2.Предложить молодому преподавателю примерные темы по самообразованию, провести анализ того, как спланировать работу над методической темой на год: дать схему плана работы над методической темой и примерные индивидуальные методические, педагогические, психологические темы; 3.Помочь подобрать литературу по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета; 4.Познакомить с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию | Просветительское занятие | Выработка рекомендаций | -Изучение видов контроля знаний, умений, навыков |
январь | Лекция «Контроль знаний, умений, навыков (контрольно-оценочные средства) учащихся» | Краткий обзор рассматриваемых вопросов: 1.Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. 2.Нормы оценивания учебной деятельности. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. 3.Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности педагога, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований. 4.Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости студентов | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций | Самостоятельно изучить: -Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению; -Объективность оценивания учащихся |
Контрольно-оценочный этап | |||||
февраль | Лекция «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников» | 1.Предоставление теоретического материала по теме (методы, формы и типы внеурочных мероприятий); 2. Выбор темы и направления работы по организации досугового мероприятия молодым педагогом; Здесь наставнику необходимо акцентировать внимание на важности внеурочной деятельности в работе педагога и секретах успешного проведения праздников. | Обучающее занятие, обмен опытом | Выработка рекомендаций по разработке сценария мероприятия, анализ возникающих проблем | - Изучение психо- физиологических особенностей подростков; - Разработка мероприятия |
март | Лекция «Проектная деятельность как педагогическая технология реализации ФГОС второго поколения» | 1.Предоставление теоретического материала по теме (понятие, классификация, этапы проекта); 2. Выбор темы и направление работы по созданию проекта. На занятии следует рассказать молодому педагогу о преимуществах работы в команде при подготовке и реализации проекта; привести примеры активных форм обучения, направленных на развитие у студентов творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи: анализ конкретной ситуации, «лабиринт действий», «интеллектуальная разминка», «мозговая атака», тематическая дискуссия, профессионально-дидактическая игра, метод «круглого стола» | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций по разработке проекта | - Создание проекта |
апрель | Организация деятельности по повышению качества преподавания | Подготовить молодого педагога к участию в конкурсе «Педагогический дебют» (октябрь следующего учебного года): 1.Ознакомление с положением о конкурсе; 2. Выбор темы и направление работы открытого урока (внеклассного мероприятия) для участия в конкурсе «Педагогический дебют» (сентябрь) следующего учебного года); 3. Совместное изучение портфолио педагогов-стажеров; | Консультация | Выработка рекомендаций по разработке проекта | -Разработка сценария мероприятия |
май | Лекция «Имидж педагога как фактор профессионализма» | 1. Знакомство с теоретическими аспектами темы:
2. Необходимо предоставить начинающим педагогам:
| Обучающее занятие | Выработка рекомендаций | -Оформление молодым специалистом портфолио достижений |
июнь | Отчет молодого специалиста о проделанной работе «Итоги работы: успехи и трудности» | 1.Выявить трудности и положительный опыт в работе молодого педагога; 2. Провести микроисследование по методике Л.М. Митиной о развитии профессиональной компетентности у молодого специалиста; 3.Оказать помощь в составлении личной карты самообразования молодого педагога на следующий учебный год. | Заседание методического объединения | Выработка рекомендаций по сложившимся проблемам | -Работа над темой самообразование молодого специалиста |
В течение года | Взаимопосещение уроков | 1.Организовать взаимопосещение уроков (молодой специалист - наставник); 2. Посещение и анализ уроков молодого специалиста педагогом- наставником 3.Посещать вместе со своим подшефным уроки опытных преподавателей; мастер-классы и творческие лаборатории других педагогов с демонстрацией приемов работы. 3. Совместно проводить анализ уроков и возможности использования понравившихся приёмов на уроках у начинающего специалиста. 4.Вести наблюдение за коммуникативным поведением педагога | Консультация | Выработка рекомендаций | - Самоанализ уроков. |
В течение года | Участие в педагогических советах, методических совещаниях, конференциях, в работе временных творческих групп и др. мероприятиях. | Наставник должен быть в курсе намеченных и внеплановых мероприятий, проводимых в образовательной организации и за ее пределами; мотивировать молодого специалиста на творчество, самостоятельность, успешность. | Ознакомительная беседа | Выработка рекомендаций | -Работа над методической темой |
В течение года | Помощь в составлении рабочих программ, разработке календарно-тематических и поурочных планов по предмету и инструкционных карт для практических занятий | Целесообразно ознакомить молодого педагога со следующими материалами: 1.Особенности проектирования рабочих программ; 2.Наиболее типичные недочеты в рабочих программах и календарно-тематических планах | Консультации | Выработка рекомендаций | -Самостоятельное составление поурочных планов, формулирование целей и задач урока |
В течение года | Организация встреч по волнующим вопросам с психологом, администрацией, наставником | Наставник должен проявлять в сотрудничестве с молодым педагогом доверие и толерантность, быть в курсе его действительных нужд и проблем | Консультация | Выработка рекомендаций по сложившимся проблемам | -Работа над методической темой |
Приложение 2
Примерный план работы Школы молодого педагога
№ занятия п/п | Содержание работы | Формы и методы обучения | Ожидаемый результат | Ответственные | |
1. | Сентябрь | ||||
Организация и планирование работы ШМП на учебный год | Совещание | План работы ШМП | Руководитель ШМП, наставники | ||
Добро пожаловать в наше учебное заведение! | Презентация | Формальное принятие групповых норм профессиональной педагогической деятельности, традиций конкретного педагогического коллектива | Руководитель ШМП | ||
2. 3. | Собеседование с молодыми специалистами. Проведение дидактических микроисследований. Уточнение плана работы ШМП | Собеседование, анкетирование | Определение мотивов профессиональной деятельности и их оценка. Определение границ и ресурсов профессиональной компетенции | Руководитель ШМП, наставники | |
Учебный план - программа - тематическое планирование. Требования к оформлению и ведению документации | Лекция | Знание требований и содержания программ, умение отбирать учебный материал, готовность к самостоятельной работе с документами | Руководитель ШМП, Зам директора по УВР | ||
Октябрь | |||||
4. | Планирование классным руководителем воспитательной работы на основе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся | Лекция с элементами беседы | Сформированность умений проектировать цели и содержание воспитательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся | Руководитель ШМП, Зам директора по УВР, психолог | |
Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. Составление примерного макета-плана классного руководителя | Практические занятия | План классного руководителя | Зам. директора по УBР | ||
Ноябрь | |||||
4. | Постановка целей урока, отбор содержания, методов обучения. Целесообразность использования последовательности методов и приемов на уроке. Формы организации познавательной деятельности учащихся | Лекция, практическое занятие | Постепенное формирование индивидуального тезауруса, освоенных и применяемых методических приемов | Руководитель ШМП, наставники | |
5. | Обсуждение видеозаписей уроков из методической копилки образовательной организации с пошаговым многовариантным проигрыванием профессионально целесообразного поведения | Практическое занятие | Умение соотносить собственные выводы с выводами других | Руководитель ШМП | |
Методическая неделя «Опытные педагоги - молодому педагогу» | Консультации, посещение и анализ уроков | Рефлексивное осмысление конструктивных (неконструктивных) способов ведения уроков и общения с обучающимися и коллегами | Руководитель ШМП, руководители МО, наставники | ||
Декабрь | |||||
6. | Нормы практической деятельности учителя | Круглый стол | Формирование Ответственности как основы профессионального развития | Руководитель ШМП | |
7. | Педагог и проблемы дисциплины | Изучение методической литературы, обмен опытом | Знание различных подходов к интерпретации феномена дисциплины на уроке, правильности организации деятельности учащихся, владение приемами удержания внимания, создания на уроке рабочей атмосферы | Руководитель ШМП, психолог | |
Январь | |||||
8. | Оценивание знаний обучающихся: теория, психология, практика | Лекция | Преодоление склонности к идентификации и иллюзиям | Руководитель ШМП, психолог | |
9. | Оценка и отметка - одно и то же? Как и что оценивать на уроке? | Круглый стол | Преодоление склонности к идентификации и иллюзиям | Руководитель ШМП, руководители МО, наставники | |
Февраль | |||||
10. | Ученический коллектив - основа воспитания | Лекция | Формирование умения составлять психолого-педагогическую характеристику классного коллектива | Руководитель ШМУ, наставники, психолог | |
11. | Решение педагогических ситуаций | Практическое занятие | Умение решать педагогические ситуации | Руководитель ШМП, наставники, психолог | |
Март | |||||
Мы молоды, мы талантливы | Фестиваль педагогического мастерства | Мотивация достижения профессионального результата, формирование профессионально-личностной позиции | Администрация, руководитель ШМП, руководители МО, наставники | ||
Апрель | |||||
Мой первый открытый урок | Открытые уроки, самоанализ урока, анализ урока | Понимание и принятие задачи с оценкой ресурсов для ее достижения, соотнесение собственных выводов с выводами сторонних наблюдателей | Администрация, руководитель ШМП, руководители МО, наставники | ||
Май | |||||
12. | Самоанализ педагогической деятельности. Выявление затруднений в работе молодого педагога. | Анкетирование, беседа | Развитие рефлексивных навыков | Руководитель ШМП, наставники |