Профилактическое занятие "Ты самое прекрасное существо на свете" для учащихся 6-11 кл.

Моргунова Эльвира Николаевна

 


Профилактика суицидов в подростковой среде на сегодняшний день одна из злободневных проблем.Данное занятие помогает подросткам осознать ценность жизни, формирует отрицательное отношение к суицидным проявлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_samoe_prekrasnoe_sushchestvo_na_svete_mk.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ты самое прекрасное существо на свете»

Цели: формирование у детей и подростков навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, отрицательного отношения к суицидальным явлениям.

Задачи: совершенствовать работу по профилактике суицидального поведения детей и подростов;

привлечь внимание к проблемам здоровья подрастающего поколения:

Предварительная подготовка: оформление класса

Необходимыми атрибутами (название мероприятия, мультимедиа)

Ход мероприятия:

«Разговор руками»

Группа делится на разнополые пары, которые рассаживаются вполоборота.

Итак: Мы объединились в пары. В каждой выберите ведущего и ведомого. Теперь закройте глаза. Найдите в парах ладошки друг друга. Теперь каждый ведущий должен попробовать свой правой рукой что-то сказать руке партнера. Имеется ввиду ладошка, пальцы, запястье, тыльная сторона руки партнера. Вы можете прикасаться, теребить, сжимать, тереть, что-то еще, но своими движениями обязательно старайтесь донести до своего партнера свою мысль. Если партнер четко представляет, что ему говорят, т.е. что делают с его рукой, он должен «отзеркалить» эту фразу, т.е. сделать то же самое с левой рукой ведущего. Первый после этого говорит правой рукой вторую фразу, второй «зеркалит» первому, и.т.д.

Обсуждение: расскажите, как вам удалось поговорить с партнером? Поняли ли вы друг друга? Что вы чувствовали в этом упражнении?

Затем партнеры меняются местами, после  чего отвечают на вопрос « Что легче говорит или понимать?»

Игра «Довольный и сердитый».

Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда сердит. Сначала представь, что ты доволен. Как ты чувствуешь себя в этом случае? Где в своем теле ощущаешь, что ты доволен? Что ты тогда делаешь? Теперь представь, что ты рассержен... Открой глаза и походи по комнате, как можно более явно выражая, что ты сердит. Замри на минуту. Поменяй состояние. Веди себя и двигайся так, как если бы ты был очень доволен...

Упражнение «Когда идет дождь, я думаю о ...»

 «В солнечные дни я думаю о ...».

Представь, что на улице дождливый день. О чем ты думаешь в такие дни? Что чувствуешь? Чем ты занят? Теперь представь, что на улице солнечный день и время года, которое тебе больше всего нравится. О чем ты думаешь в такой день? Что чувствуешь? Что тебе хочется делать? Изобрази это через рисунок.

Упражнение «Весенний лес».

Представьте, что вы в весеннем лесу. Выберите для себя какую-либо роль:

зрячего (вижу);

слышащего (слышу);

осязающего (ощущаю);

тонко чувствующего запахи (обоняние). Рассказать по очереди о своих ощущениях.

Упражнение «Копилка обид».

Детям раздается лист, на котором нарисован мешок - копилка для обид. Предлагается детям вспомнить ситуации, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Обиделись ли вы на взрослых или на сверстников? Вспомните все ваши обиды (или одну, самую главную) и поместите ее в копилку для обид. Вы можете записать свои обиды или нарисовать их.

Обсуждение. Дети по кругу проговаривают то, что у них получилось по формуле:

-        Я почувствовал(а) обиду, когда...

Кто еще чувствует то же, что и ... (называет имя)? Скажите ему (ей), что вы чувствуете.

Кто-нибудь чувствует что-нибудь подобное? Можете рассказать это всем?

Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и ... (называет имя)? Скажите ему (ей).

Ребята, как вам кажется, уменьшились ваши копилки, когда вы рассказали о своих обидах? До каких размеров? Покажите.

Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: -рассказать кому-нибудь (другу) о своей обиде; написать, нарисовать, «выплакать» обиду;

сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции;

попросить поддержки и оказать поддержку товарищу.

Упражнение на невербальную поддержку (SOS!).

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из них, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Обсуждение.

-        Что вы почувствовали, когда на помощь пришли спасатели?

Упражнение с мячом «Мне нравится в тебе ...».

Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, манера поведения: «Дима, мне нравится, что ты добрый». В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» (повторяет сказанное ему), затем добавляет: «А еще я думаю, что я ...».

Упражнение «Выговариваю печаль».

Возьмите три листа белой бумаги, акварельные краски и кисточку.

На первом листе, окунув кисть в черную краску, поставьте несколько черных капель, встряхивая кистью. Постарайтесь в этих пятнах увидеть какое-то изображение. Для этого соедините их между собой и слегка подправьте. Возможно, это будут черные листья, черные птицы... Ваше воображение само подскажет вам правильное решение. Затем возьмите второй лист бумаги, белую краску и проделайте то же самое. Внимательно посмотрите, что у вас получилось, на что стало похоже, когда вы соединили между собой пятна?

На третьем листе повторите то же самое, что вы дела с черной и белой краской, но только теперь пятна делайте ярко желтой, зеленой и красной красками.

Смотрите на свой последний рисунок около десяти минут. Вскоре вы почувствуете, что у вас появились силы. Смотрите радостно на этот мир, что бы ни случилось!

На примере этого упражнения вы поймете, как яркие краски способны изменить ваше душевное состояние.

Цветотерапия.

Лечебные свойства цвета были известны издавна. Древние египтяне и греки использовали различные цвета для лечения конкретных заболеваний. Современные ученые обнаружили зависимость лечебных свойств цвета.

При лечении применяют семь цветов радуги и их оттенки.

Красный - это цвет действия и физической энергии. Это цвет страсти, мужества и жажды жизни. Он помогает преодолеть депрессию и страх, улучшает все обменные процессы в организме, активизирует деятельность желез внутренней секреции. (Противопоказан людям с повышенным артериальным давлением и людям раздражительным.)

Оранжевый - это теплый, активизирующий цвет, цвет жизнедеятельности. Он способствует оптимизму и открытости. Оранжевый цвет стимулирует щитовидную железу, помогает бороться с икотой, судорогами, а также способствует рассасыванию гнойников. При возникновении боли в желудке представьте себе ярко-оранжевый мигающий цвет - и боль вскоре утихнет.

Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией. Стимулирует интеллект, внимание, умственные способности. Он нужен для концентрации и ясности мысли, приносит удачу! Желтый цвет повышает аппетит, стимулирует нервы, печень, укрепляет сердце и контролирует уровень сахара в крови. Во время депрессии вытащите из шкафов все желтое и «искупайтесь» в этом солнечном цвете.

Зеленый помогает справляться с перебоями в работе иммунной системы, вызывает чувство уравновешенности, гармонии, обладает общим оздоравливающим действием. Этот цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, подавляет микроорганизмы, понижает артериальное давление

Голубой - цвет душевного покоя. Вибрации синего цвета уничтожают инфекции, помогают при бессоннице, снимают психическое возбуждение.

Синий цвет стимулирует вдохновение и творчество, используется для снижения боли. Если в комнате преобладает синий цвет, при болезни снижается температура, исчезает раздражение, а в семье обязательно царят спокойствие и умиротворение.

Фиолетовый тоже успокаивает и умиротворяет, развивает интуицию и способность мыслить абстрактно. Это очень мощный цвет. Он способен снижать аппетит, поэтому желающим похудеть необходимо есть из тарелок фиолетового цвета.

Белый цвет - цвет чистоты и совершенства. Содержит в себе мощь преобразования и является сильным исцеляющим цветом. Способствует развитию творческого воображения и самореализации. Он очищает наше внутреннее пространство .

Упражнение «Все звезды».

Закройте глаза. Вспомните какое-нибудь событие вашей жизни, когда вы чувствовали себя звездой. Что это было за событие? Какие чувства вас переполняли? Кто был рядом с вами? Говорили ли они приятные для вас вещи? Что именно? Какой эпизод вспоминается наиболее ярко?.. Потихоньку открывайте глаза. У всех было, что вспомнить?

Теперь мы вырежем из цветного картона большие звезды, и вы нарисуете внутри их те моменты жизни, когда вы чувствовали себя победителями, переживали успех. В ваших рисунках могут присутствовать люди, которые для вас важны или которые помогали достичь успеха. Все звезды собираются вместе и приклеиваются на лист ватмана.

Упражнение «Небеса и ад».

Интонация, которую мы выбираем очень влияет на то, как складываются наши отношения с другими людьми, с детьми и взрослыми. Крик, недоброжелательный голос, приводят к спорам, конфликтам, непониманию. Но особенно опасны драки, тогда наступает «настоящий ад». Предлагаю вам послушать восточную притчу...

Один молодой воин пришел к мудрецу и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами (раем) и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен».

Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал свой меч, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч . «А вот это и есть небеса», - заметил старик.

Можете ли вы вспомнить случай, когда ваш спор с кем-то едва не закончился дракой? Может быть, вы были настолько возбуждены, что готовы были сами начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости набросился на вас. Удалось ли вам избежать рукоприкладства? Нарисуйте, что произошло тогда. Удалось ли вам избежать драки? Как вы себя при этом чувствовали? Дайте этой истории какое-нибудь название.

Обсуждение.

В чем различие между спором и дракой?

Что можно сделать, чтобы спор не перешел в драку?

Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

Драка - это хороший способ решить спор?

Почему мудрец в притче сказал, что насилие - это ад?

Когда мы обижаемся или гневаемся, то обвиняем в этом других и стараемся переложить на них ответственность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то другой. Когда мы сердимся, то начинаем говорить друг другу «ты».

Ты чего разорался! -Ты мне надоел!

Ты взял мои вещи!

Ты говорил ерунду!

Ты вечно опаздываешь!

Составление «Я-высказывания»

Ситуация 1

Твой друг взял у тебя рубашку и порвал ее.

Что ты скажешь другу?
Когда         я почувствовал(а)        
и я бы хотел(а)        

Ситуация 2

Твоя учительница подумала, что ты списал, и поставила тебе двойку.

Что ты скажешь учительнице?

Когда        я почувствовал(а)                

и я бы хотел(а) _        

Ситуация 3

Твой лучший друг не выполнил данное тебе обещание. Что ты скажешь другу?

Когда                я почувствовал(а)        

и я бы хотел(а)        

Ситуация 4

Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вырвала из него несколько страниц.

Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь твоей сестренке?

Когда                я почувствовал(а)        

и я бы хотел(а)        

Ситуация 5 Твоя тётя обещала навестить тебя, но не пришла. Ты очень расстроился (расстроилась). Что ты скажешь тёте?

Когда        я почувствовал(а)        

и я бы хотел(а)        

Ситуация 6

Одноклассник проткнул твой футбольный мяч.

Что ты скажешь однокласснику?

Когда        я почувствовал(а)        

и я бы хотел(а)        

* * *

Обсуждение.

- Какие трудности у вас были при выполнении этого задания?

Какие вы испытывали чувства, когда слышали в свой адрес «ты»?

Что вы чувствовали, когда слышали «Я-высказывания»?

. Игра «Выйди из круга».

  Цель:Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.

    Психолог говорит группе: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, - это трудная работа, требующая мужества и иногда - полной самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти - вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить».

Суть здесь, конечно, не в самом событии - «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг - прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может показать детям, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.