Урок литературного чтения в 1 классе на тему : «Звук [щ'] . Буквы щ,Щ.» УМК «Школа России»

Балашова Маргарита валентиновна

Урок литературного чтения в 1 классе  на тему : «Звук [щ']  . Буквы щ,Щ.» УМК «Школа России» 

Тема урока: Звук  [щ']. Буква щ, Щ.

Цели урока: познакомить детей с буквами щ, Щ, звуками, которые можно

                    записать с помощью данных букв, показать особенности звука

                     [щ'] сформировать представление о звуке [щ'] как о мягком  

                      глухом согласном , продолжить формировать навык чтения и                                                                                                     

                      развивать   фонематический слух, обогащать словарный запас;

                     развивать логическое мышление, воображение, фантазию;

                     воспитывать любовь к родному языку.

                                                                    

УУД, формируемые на уроке:

личностные: формирование культуры речевого общения, мотивации к учению;

коммуникативные: умение  слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать;

познавательные:  умение осуществлять отбор необходимой информации, работать со звуковыми моделями.

регулятивные: осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balashova_zvuk_shch.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова

УРОК

по литературному чтению

        

        Балашова М.В.

Автор : Балашова Маргарита Валентиновна

Место работы: МБОУ лицей № 4 города Данкова Липецкой области

Должность: учитель начальных классов

Урок литературного чтения в 1 классе  на тему : «Звук [щ']  . Буквы щ,Щ.» УМК «Школа России»

Тема урока: Звук  [щ']. Буква щ, Щ.

Цели урока: познакомить детей с буквами щ, Щ, звуками, которые можно

                   записать с помощью данных букв, показать особенности звука

                    [щ'] сформировать представление о звуке [щ'] как о мягком  

                      глухом согласном , продолжить формировать навык чтения и                                                                                                    

                      развивать   фонематический слух, обогащать словарный запас;

                     развивать логическое мышление, воображение, фантазию;

                     воспитывать любовь к родному языку.

                                                                   

УУД, формируемые на уроке:

личностные: формирование культуры речевого общения, мотивации к учению;

коммуникативные: умение  слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать;

познавательные:  умение осуществлять отбор необходимой информации, работать со звуковыми моделями.

регулятивные: осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

Оборудование: модель печки,  рисунки Емели, щетки,

                           щенка, расчески, щегла, щуки, леща, рощи, чащи,

                                 иллюстрации к сказке, карточки

Ход  урока.

I. Организация уч - ся на работу.

Прозвенел  звонок и смолк.

Начинаем наш урок!

II.Актуализация знаний учащихся .

Сегодня на уроке мы будем путешествовать со сказочным героем по Азбукии. С каким, отгадаете сами:

                          Уплетая калачи,

                          Ехал парень на печи,

                          Прокатился по деревне

                          И женился на царевне.

Кто это?

Из какой сказки герой?

Это сказка народная или авторская? ( Это русская народная сказка)
Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна)
В какое время года происходили события в этой сказке? ( Зимой, лежало много снега)

1.Повторение изученного.

   Остановка «Повторинск».

Чему мы учимся на уроках чтения?

1. Работа с лентой букв.

На какие две группы делятся все буквы?

Игра «Буква стройся».

III. Постановка темы и целей урока.

 1.Остановка «Новая буковка».

   1.)Кто внимательный?

Назвать предметы (на рисунках ): клещи, плащ, щетка, ящик.

Что заметили в этих словах?

Какой он?

Характеристика звука.

Какая тема сегодняшнего урока?

Попробуйте сформулировать цели урока.

Сегодня мы познакомимся с новым звуком [щ']  и буквами Щ,щ .Узнаем особенности звука [щ'], научимся читать слова с буквами Щ, щ , проводить звуковой анализ слов, будем учиться общаться.

IV .Работа по теме урока

1.)Определим  позицию звука [щ']   в словах : щука, ящерица, клещи, щетка, щенок, щит, плащ.

2.) Фонетическая зарядка.

Как паровоз выпускает пар?

3.)С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щека, щенок?

Поднять руку, если услышите звук щ: шелк, щенок, шептать, щит, овощи, шапка, плащ, лещ, шоколад, клещ, щегол, шина.

4.)Игра «Доскажи словечко»

Медведица  рыщет,

Медвежат под елкой…  

                             (ищет)

У меня пропал носок,

Утащил его…    

                          (щенок)

Капризные сандалии                                                                                                                                                                             Однажды  мне сказали:

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой

                              (щетки)

 Какие бывают щетки?

Зубная:   Костяная спинка,

                 На спинке щетинка.

                 С мятной пастой дружит,
                Нам усердно служит.

Платяная:  Вроде ежика на вид,

                   Но не просит пищи

                   По одежде пробежит-

                   Одежда станет чище.

Обувная:   Деревянная Свинка
                  На пузе - щетинка. 
                  Чистит Ботинки 
                 Спасибо, той Свинке.
                  Чумазая  работка,
                   А ведь это
 

Половая:  Целый день плясунья наша

                 Рада по полю плясать.

                 Где попляшет,

                 Где помашет

                 Ни соринки не сыскать.

Для волос: Возле зеркала на полке
                    Поселился хитрый ёж.
                    С ним расчешешь куклу
                    Катю и косичку заплетёшь.
                    Станет модною причёска,
                    Если трудится...

5.) Кто больше запомнит слов со звуком [щ']  .

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика , вытащил из-под стола щетку и начал играть.

Какие слова запомнили?

Кого подарили Кате?

Куда посадила Катя щенка?

Где уснул щенок?

Что сделал щенок, когда проснулся?

6.) Составление схемы

  Опасней всех в реке она!

  Хитра, прожорлива, сильна,

  Притом такая злюка,

  Конечно, это... щука.

Звуко - буквенный анализ слова щука.

Один у доски, все в тетрадях.

7.) Знакомство с буквой щ.

На что похожа буква щ?

            На расческу щ похожа

            Три зубца  всего?

            Ну что же!

           

Щ - играющий щенок

Кверху лапками он лег.

               Буква щ поможет нам

               Чистить зубы по утрам.

На какую еще букву похожа щ?

             Вот какие щ и ц

              С коготочком на конце.

               Коготок - царапка,

              Как кошачья лапка.

Какие буквы похожи на Щ?

8.) Место буквы в кассе, ленте букв.                                                                           9.)Напечатать щ в тетради

Физкультминутка.

 

10.) Рассматривание рисунка щуки, слово учителя о щуке.

Что вы знаете о щуках?

Щука - речная рыба, держится обычно в прибрежной зоне в зарослях водной растительности. Промысловая рыба, ее разводят в прудах. Взрослая рыба подкарауливает свою добычу, поедает карася, плотву, окуня. Это - хищная рыба.

11.)   Чтение с доски

 Хватать, глотать умеют щуки

 Другой не нужно им науки.

Где живут щуки?

Чем они питаются?

Какие это рыбы?

V.Закрепление изученного

 Станция «Прочитай-ка»

1.) Чтение слияний с щ  на странице 63

Как произносится щ перед разными гласными?

Послушайте сказку про шипящие.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом  - нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ы, Ю и Я. Искали, икали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером.  Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩА,ЖИ - ШИ.

Как вы думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

   Буква щ  обозначает непарный мягкий звук  щ, поэтому гласные буквы е, ё, ю, я, и не являются показателями мягкости, перед любыми гласными щ будет читаться мягко. Сочетание ща надо писать с а, щу - с у. Это надо запомнить.

Чтение правила на странице 63.

2) Работа с рисунком леща.

  Кто изображен на рисунке?

 Что вы знаете о леще?

       Лещ  водится в заливах рек, в озерах. Это ценная промысловая рыба. Его разводят и искусственно. Может жить и в соленой воде, тогда питается ракообразными, червями, мотылем, моллюсками.

Найти схему слова лещ.

Докажите.

Напечатать в тетради схему и слово.

3) Назвать рыб.( рисунки )

Щука, лещ, сом, окунь, треска.

Какая лишняя?

На какие группы можно разделить?

Чтение стихотворения на стр. 63.

Где живут лещи?

С чем их сравнивают?

Зимой рыбам тяжело. Необходимо сделать проруби.

        

 Станция «Отдыхай-ка».

Физкультминутка.

      Услышав звук щ, - встать, другой - сесть.

Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать, щи, каша, пища, кричу.

5) Чтение слов с пометами.

(объяснение смысла слов, показ рисунка)

Что такое роща?

Роща - лес из деревьев одного вида.

Рассматривание  репродукций Шишкина «Дубовая роща», «Корабельная роща», «Березовая роща».

Что такое чаща?

Чаща - густой, частый лес. (Дебри, глушь).

Щегол - певчая птичка из отряда воробьиных, живет в лиственных рощах, садах, на вырубках. (Показ рисунка)

6.) Чтение стихотворения.

Щебетал щегол и щелкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука?

 

Как сказано о пении щегла?

Чему удивлялась щука?

Какое было пение щегла?

7.)Чтение подготовленного уч-ся

    Пропищал щеглу щегол:

    «Ставлю вам за пенье кол,

    Потому что вы поете

     На одной и той же ноте!»

    А другой присвистнул даже:

    «Сам фальшивит, а туда же!»

    Меж березовых стволов

    Перещелк  гуляет...

    Кто кого из двух щеглов

    Перещеголяет.

Как называют пение щеглов ?

Что обозначает «перещеголяет»?

Чтение по словарю.

Щеголь - перелетная птица. Живет в тундре, зимует в Африке, питается мелкой рыбой.

(показ рисунка)

Щеголь - любящий  наряжаться, нарядно одетый человек.        

8.) «Доскажи словечко»

У меня пропал носок,

Утащил его ...(щенок)

Чтение стихотворения на стр. 65.

Чем занимались щенки?

Что же случилось с ними?

Составить предложение со словом щенок.

Как надо общаться с ним?

 

9.) Чтение с доски:

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком

Ты после грубого пинка

Попробуй, позови щенка.

Чтение стихотворения на странице 68.

 Остановка «Сказочная».

1.)Работа со скороговорками  на стр. 62

Чтение сначала медленное, затем быстрое.

Найдите слова с сочетаниями чу - щу.

2.)Коллективное рассказывание сказки.

V1.Итог урока

 Станция «Прощальная».

Закончилось наше путешествие.

Что нового узнали мы сегодня?

Какой звук узнали? ([щ]). Дайте характеристику звуку [щ`].

С какой буквой познакомились? (Щ).

Какое правило узнали на уроке? (ЧА – ЩА пиши с А, ЧУ – ЩУ пиши с У).

Чему учились на уроке?                                                           

Рефлексия

Кто знал ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, положите свою рыбку в зеленую коробку.

 У кого некоторые задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, положите свою рыбку в желтую коробку .

Кому сложно было выполнять почти все задания,  кто не знал, как отвечать на многие вопросы, положите свою рыбку в красную коробку .

                     

       

Литература:

1. Волина В.В. «Праздник Букваря» Москва, 1997

2. Жиренко О.Е. Обухова А.А. «Поурочные разработки по обучению грамоте» Москва, 2012