ЭР во внеурочной деятельности

Чугунова Ирина Ивановна

ЭР во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_elek._res.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭР для реализации внеурочной деятельности

Введение федерального государственного образовательного стандарта, безусловно, наиболее значительное событие, которое определит развитие педагогического образования в России на несколько лет. Введение ФГОС процесс сложный и многоплановый. Залогом успеха служит системная подготовка, комплексность обеспечения и сопровождения введения ФГОС на всех уровнях образовательной системы.

Внеурочная учебная деятельность – поле, где в полной мере разворачивается воспитательно-социализирующий потенциал вуза, и где участие вуза особенно востребовано. Согласно новому стандарту, внеурочная деятельность организуется по направлениям развитии я личности через различные формы. Специфику внеурочной учебной деятельности определяет направленность на достижение личностных и метапредметных результатов[2, с. 45].

Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста[2,c. 112 ].

Большой вклад в исследование проблемы формирования личности в учебно-воспитательном процессе и реализации внеурочной деятельности внесли                   П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, М. Н.Скаткин, П. С. Гранкин, Л. М. Зеленина,               А. В. Иванов; развитии творческого потенциала – Э. М. Андреева, В. Г. Афанасьев, А. М. Коршунов, Г. А. Смирнов, И. П. Фролов; в раскрытие  взаимосвязей внеучебных и учебных занятий – В. И. Казаренков, А. Д. Солдатенков.

Создатели методического конструктора внеурочной деятельности                       Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что целесообразно культивировать такие виды деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Перед современным педагогом встает профессиональная проблема использования инновационных методик и технологий воспитания в соответствии с их особенностями. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем,  организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образовательное учреждение. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет качественно повысить эффективность образовательного процесса. Компьютер, мультимедийные средства обработки, хранения, передачи информации в современном образовательном процессе – это мощные технические средства обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, педагогов и студентов и студентов между собой.

ЭОР – совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сеть [1, с.87]. Более простым языком, ЭОР это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

ЭОР можно разделить на три уровня. Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, то есть перенести на бумагу [1, с. 89].

ЭОР следующего уровня тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио- и видео-продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плейере.

С точки зрения дидактической направленности внеурочная деятельность в этой модели может стать продолжением урочной деятельности (выполнение домашнего задания, дополнительные тренировочные работы, автотестирование), самостоятельным учебным исследованием или ИКТ-проектом, подготовкой к мероприятиям (в том числе, олимпиадам и конкурсам). Работа может быть организована как самостоятельная с последующим контролем, так и под руководством педагога (куратора).

Сегодня Интернет - технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако необходимо учитывать то, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения и информационно-предметная среда, прежде всего, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. А Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач. По этой причине, следует определить, для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны в образовательном процессе.

Есть необходимость использование ЭР в некоторых видах внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять во внеурочной деятельности.

формирование                                 игровая                                      онлайн-игры

     личности                           деятельность   

                                            досугово-развлекательная                 программы для интерактивного

                                                  деятельность                           общения, такие как ICQ, Skype

                                      проблемно-ценностное                    электронная почта, электронные телеконференции,

                                              общение                                 IRC (Internet Relay Chat)

                                                                                         

развитие творческого                  художественное                 программные системы автоматизированного        

           потенциала                           творчество                        проектирования (CAD/CAM/CAE) 

совершенствование                 познавательная                 поисковые услуги: каталоги, метапоисковые                    

предметных знаний                  деятельность                     системы, виртуальный лабораторный практикум,

                                                                                               атлас конструкций и деталей, включая трехмерную        

                                                                                               графику, компьютерные тренажеры, электронное          

                                                                                              учебное и методическое пособия, электронный      

                                                                                              задачник

                 

          Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в русскоязычном Интернете.

Таким образом, имеется возможность по-новому организовать внеурочную деятельность бакалавров, используя новые технологии. Педагог может вовлекать учащихся в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры. И, наконец, новые технологии не приведут к изоляции учащихся друг от друга.

Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач – суть процесса образования и его результата. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

Педагогам следует использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовывая процесс обучения, направляя усилия на использовании ЭР.

Интернет – это мир информации, общения, обмена опытом, это диалог культур. Это возможность услышать и понять друг друга, несмотря на различия в культуре, религии, языке. Это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас интересует, обменяться мнениями с коллегами, с ведущими учеными в этой области, посоветоваться. Так что это вполне реальная жизнь, которая может оказаться чрезвычайно насыщенной как в познавательном, информационном, так и в эмоциональном плане.

Литература

  1. Гура В. В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В. В. Гура. – Таганрог, 2010. – 245 с.
  2. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /                          Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М. : Академия, 2012. – 256 с.
  3. Шабородова Ю. Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности // Классный руководитель. № 6, 2009. – С.111-113.