Формирование экологического воспитания в начальной школе в рамках ФГОС 2010 с помощью кружка «Друзья природы»

Михайлюта Наталья Мансуровна

В статье описан опыт работы в начальной школе по формированию экологичности личности ученика

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологического воспитания в начальной школе в рамках ФГОС 2010 с помощью кружка «Друзья природы»

В рамках нового образовательного стандарта у школы появилось гораздо больше направлений изучения и создания окружающего мира. Особое место среди них занимает экологическое направление. На данный момент образования в школе экологический компонент обучения должен пронизывать почти все уроки и внеурочную деятельность, а не только занятия по «Окружающему миру» (как было ранее). Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках.
 К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике" (Ушинский,). В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы.  "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский. 

Во всех образовательных учреждениях приняты программа духовно- нравственного воспитания и программа формирования  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Эти программы в МБОУ – СОШ №3 направлены на создания благоприятных условий формирования личности ребенка.        Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием учеников. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:

  • природа и родной язык;
  • общение в семье, в школе, окружающая среда;
  • его деятельность;
  • средства массовой информации, искусство, литература;
  • образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

Основные принципы социального воспитания: 

Принцип природосообразности, – изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии, предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка.

Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка.

Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что изменилось. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть – знать природу своего родного края, а именно:

  • местные природные условия;
  • природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д.;
  • местные, охраняемые природные объекты;
  • животных местной фауны;
  • местных птиц;
  • видов рыб местных водоемов;
  • лекарственные растения местной флоры.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать  и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе.

Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что « Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

  1. непосредственное познание природы;
  2. школьное экологическое воспитание;
  3. средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.

Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается:

  • объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома;
  • реальным пространством, где протекает деятельность;
  • окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях;
  • объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

В соответствии с  всем выше сказанным, в рамках ФГОС 2010 была разработана программа внеурочной деятельности «Друзья природы» в первых классах. В рамках формирования экологической культуры во время образовательного процесса мы непрерывно включаем экологические элементы вовремя уроков и проводим разнообразные занятия в рамках кружка(уроки знаний, классные часы,беседы, сборы, утренники, школьные праздники, викторины, конкурсы, трудовые операции).

На занятиях кружка у детей воспитывается чувство ответственности за  сохранность природы, вырабатывается активная жизненная позиция по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи, а в большинстве случаев и добывания знаний. Работа в этом направлении с первоклассниками ведется на доступном им уровне и начинается с изучения самых ближайших к детям объектов живой и неживой природы: воды, воздуха и почвы, наблюдения за растениями, беседы о животных, о взаимосвязанности каждого существа на Земле. Детям интересно изучать и узнавать новое об уже давно известных и, казалось бы, малоинтересных объектах ближнего окружения. И с каждым занятием первоклассники все больше погружаются в неизведанный мир добра и заботы, который постепенно охватывает окружающее не только близкое, но и далёкое. И теперь все чаще можно наблюдать, как дети наперебой рассказывают о своих домашних животных или растениях и как они ждут весны, чтобы пойти на экскурсию в лес. Наиболее явными проявлениями предпосылок формирования экологической культуры можно назвать стремление детей к изучению окружающей действительности, забота о доступных им растениях, помощь птицам и домашним животным. И самое важное, что это начинается именно в 1 классе, т.е. велик шанс того, что с каждым годом дети уже будут составлять свою первоначальную научную картину мира с точки зрения сбережения её естественной, первоначальной целостности. Детки интересуются тайнами природы, часто на занятиях остаются вопросы на которые детям самим нужно найти ответы и это побуждает их к самостоятельным поискам. Очень весело прошел праздник «День охраны природы» приуроченный к Международному дню экологического разнообразия – 29 декабря.В этот день ученикам предоставилась возможность в форме экологического КВНа проверить свои накопленные знания.  За период с сентября по март кружковцы успели поучаствовать в: трудовых операциях «Кормушка»,«Подснежник»,«Елочка»,«Белый лист»; утренниках «Будем учиться любить и беречь природу»,« Птицы наши друзья », « Школьник — друг природы »,«Охрана природы и наша школа», «Охрана природы - друг каждого человека»; школьные праздники  « Неделя леса »,«Праздник урожая», «День цветов»,  «Голубое богатство страны» ,  «День охраны природы».

Итогом реализации программы «Друзья природы» мы хотим увидеть детей соответствующих  Портрету выпускника начальной школы: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».Главное что покажет эффетивность нашей работы с этими детьми будет отражено в их глазах и поступках, когда ребенок поймет свое место в мире, будет осознавать себя не царем природы, а только её элементом, составной частью.