Формирование конкурентоспособности личности в сфере профессионального образования.


Предварительный просмотр:

Формирование конкурентоспособности личности в сфере профессионального образования.

Авторская статья преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин УСПО ЯТЭК ПК Карлсон Т.Ю.

Вхождение в рыночную экономику остро ставит проблему профессиональной пригодности и конкурентоспособности работников.

Эта проблема обсуждается в экономической, социально-педагогической, психологической и другой литературе (Ж.И. Айтуганова, И.В. Дарманская, В.М. Кожеваткин, В.А.Оганесов, В.С.Суворов, Р.А. Фатхутдинов, С.В. Чегринцова, М.М.Шехтер и др.).

В разрабатываемой отечественной концепции подготовки специалистов конкурентоспособность рассматривается главным образом, в трех основных аспектах: как интегральное качество развития рыночных отношений; как наиболее важный фактор управления персоналом в условиях рынка; как важное качество работника, характеризующее его способности достигать наилучших результатов в своей профессиональной деятельности (М.И. Зайцева, Л.М. Митина, Е.Б. Попова, Р.А. Фатхутдинов).

Цель сегодняшнего образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развивать у учащихся потребности в самоизменении, заинтересованности в знаниях - трансформациях, психологических знаниях, знаниях - инструменте, которые позволят обрести утраченный менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни (Митина, 2002, с. 4).

Поэтому одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России.

Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию - формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую и экономическую сферы общественной жизни.

В педагогическом аспекте проблема конкурентоспособной личности недостаточно разработана как самостоятельная область знаний.

Чтобы подойти к проблеме ближе необходимо обратиться к толкованию основных понятий: личности и конкурентоспособности.

В педагогических исследованиях личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств, включающую все многообразие её проявлений (потребностей, способностей, я-концепции, отношений, деятельности, поступков, реакций, интеллекта, социальных ролей и т.д.) (Селевко, 2002, с. 13).

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе образования создать не удается.

По мнению Андреева В.И.- автора учебного курса «Педагогика»,  среди стратегических задач в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования" выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: "Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка".

Конкурентоспособная личность это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. (Андреев В. И. "Педагогика").

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно".

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:

- систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

- профессиональную направленность личности;

- систему целеполагания;

- самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства;

2. Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения;

3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности;

4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного "имиджа"  (Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе").

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон:

- с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности;

- с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе;

-  с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. (Чупрова О.Ф. "Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности ").

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы  совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт- процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Большинство преподавателей нашей страны считают, что студенты за последнее десятилетие изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.

Студент учреждения профессионального образования, готовящийся к самостоятельной жизни независимо от избираемой области профессиональной деятельности должен уметь ориентироваться в экономических и социальных вопросах и проблемах, что позволит ему уверенно чувствовать себя завтра во взрослой жизни.                                                
     Достижение цели социально-профессионального самоопределения учащихся реализуется в обеспечении единства образования, воспитания и социально-профессионального становления личности студентов. Успешное достижение этой цели предполагает повседневное решение таких задач, как: 
       - целенаправленная диагностика уровня готовности студента к реализации полученных компетенций; 

- создание условий, способствующих эффективности проявления качеств конкурентоспособной личности; 

- контроль за ходом и результатами формирования конкурентоспособности студента.

Педагогический процесс по формированию конкурентоспособной личности, должен осуществляется по ряду направлений, среди которых:
     - духовность (воспитание чести, совести, ответственности, такта и т.д.,
формирование цельности личности в контексте единства слова и дела, воспитание осознанного интереса к профессиональной деятельности, способности к оптимальному взаимодействию с окружающими, умения понимать людей);
     -  профессиональная компетентность (воспитание способности к прогнозированию, умению планировать свою деятельность в условиях конкурентности, формирование осознанности своей деятельности, понимания мотивов деятельности других людей, воспитание умения правильно ставить стратегические, тактические и оперативные задачи и принимать оптимальные решения);

- готовность к профессиональной деятельности (использование многообразных форм, методов и приемов работы в ходе конкурентной деятельности, умение оценивать степень целесообразности в своих действиях, организаторские способности и общее речевое развитие студента);

       - творческая активность (умение создавать предметную направленность, творческий подход, стремление к самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов и т.д.);

      - способность к адаптации (умение приспосабливаться к условиям новой социальной среды с учетом саморегуляции и адекватной реакции к изменившимся реалиям конкурентной борьбы).

Поэтому, знание основ конкурентоспособности, учёт педагогическим коллективом указанных направлений по её формированию будут способствовать профессиональной успешности и самореализации студентов на рынке труда.
     

Анализ данных по трудоустройству выпускников ЯТЭК ПК, проведенный за период с 2010 по 2013 г.г., позволяет сделать вывод, что среди студентов, прошедших все направления по формированию конкурентоспособности в процессе обучения, процент трудоустройства близок к 100. А следовательно, формирование системы устойчивых личностных качеств, профессиональной направленности личности,  системы целеполагания,  самосознания личности как представителя определенной профессиональной общности на практике дают свои результаты.

Библиографический список:

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
  2. Андреев В.И. «Педагогика» Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003
  3. Бекетов Н. "Перспективы развития национальной инновационной системы России", 2004г.
  4. Бодалёв А.А Социальная психология учебное пособие для вузов. / А.А. Бодалёв. - 6-е изд., стер. - М.: Изд-во «Aкадемия», 2008
  5. Борисова Н.В. "Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки", Казань, 2003
  6. Виненко В.Г. Конкурентоспособность выпускников как стратегический императив модернизации профессионального образовательного учреждения. – М.: Изд-во НИПКЦ «Восход-А» / Виненко В.Г., Савельев К.В., 2005
  7. Гарафутдинова Н.Я. Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки // Вестник Омского университета. – 1998. – Вып. 1. – С.76-78.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности.-М.; Воронеж, 2003
  8. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности. Монография. – М., 2008
  9. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. – М., 2004
  10. Чернилевский Д.В. «Дидактические технологии в высшей школе» учеб.пособие для вузов.М.: 2002
  11. Чупрова, О. Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя на занятиях в «Школе экспертно-аналитической деятельности (ЭАД)» (по материалам исследования) [Текст] // Вопросы педагогического образования: межвузовский сборник статей. Вып. 16. — Иркутск, 2005