Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов - модернизация системы образования"

Голикова Наталья Михайловна

 Одним из важных и действенных направлений модернизации системы образования в Жердевском колледже сахарной промышленности является  научно-исследовательская работа студентов. Это один из определяющих факторов развития, т.к. от него непосредственно зависит и качество подготовки специалиста, и уровень преподавания, и связь обучения с современной наукой  и практическая направленность обучения.

 В рамках колледжа применятся чаще всего следующие формы организации научно-исследовательской работы:  заседание исследовательских групп, проектная деятельность, научно-практическая конференция, защита рефератов,  конкурсы, выставки работ, дискуссии, олимпиады, заседания «круглого стола с  ведущими специалистами», публикации интересных студенческих работ, участие в областных и международных научно-практических конференциях, подготовка и защита курсовых проектов  и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2013_issledov._deyat.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская деятельность студентов - модернизация системы образования

Голикова Наталья Михайловна, преподаватель экономических дисциплин.

ТОГ БОУ СПО ЖКСП

 Одним из важных и действенных направлений модернизации системы образования в Жердевском колледже сахарной промышленности является  научно-исследовательская работа студентов. Это один из определяющих факторов развития, т.к. от него непосредственно зависит и качество подготовки специалиста, и уровень преподавания, и связь обучения с современной наукой  и практическая направленность обучения. Это вызвано рядом причин:

- внедрение в учебный процесс  инновационных  технологий, в том числе и информационных;

-постоянное  и непрерывное повышение квалификации педагогов, что позволяет им  идти в ногу со временем, овладевать информационными технологиями,  внедрять их в учебно-воспитательный процесс;

-возрастание  значимости  воспитательного и  учебного процесса и внедрение личностно-ориентированных технологий;

-актуализация  самостоятельности обучающихся, что связано  и с требованиями ФГОС с одной стороны, а также  необходимостью получения дополнительной информации, связанной с будущей профессией;

-формирование общих и профессиональных  компетенций будущего специалиста;

- организация систематической работы по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования, повышению их умственной культуры;

- разработка преподавателями  рекомендаций  для организации  внеаудиторной  самостоятельной работы предусматривает  такие её формы, как  исследовательская работа, метод проектов, работа с дополнительной, научной литературой, подготовка  рефератов, сообщений, докладов и др.

Кроме того необходимо учитывать тот факт, что в СПО, как правило, приходят студенты из школ не достаточно подготовленные, не  имеющие полного представления о характере и содержании будущей профессии.  Поэтому,  привлечение студентов с первых дней обучения  к работе в исследовательских группах может решить проблему их мотивации  и  быстрейшей  адаптации  как к учебному процессу в целом, так и к отдельным дисциплинам, сможет  помочь больше узнать о своей будущей профессии, полюбить  ее.

В ходе исследовательской деятельности  у студентов формируются следующие умения:

 - умение увидеть проблему, актуальность и практическую  направленность исследований;

-  сформировать цели задачи исследовательской работы;

-  выдвинуть гипотезу и построить программу исследования;

- анализировать полученные данные по проблеме;

-  пользоваться различными методами  исследования и т.д.

В рамках колледжа применятся чаще всего следующие формы организации научно-исследовательской работы:  заседание исследовательских групп, проектная деятельность, научно-практическая конференция, защита рефератов,  конкурсы, выставки работ, дискуссии, олимпиады, заседания «круглого стола с  ведущими специалистами», публикации интересных студенческих работ, участие в областных и международных научно-практических конференциях, подготовка и защита курсовых проектов  и т.д.

Исследовательская группа «Аналитик» под моим руководством действует в колледже четвертый год. В нее входят студенты коммерческого отделения 1-3 курса.

Роль научного руководителя – консультационная, организационная, направляющая. Работа группы начинается с постановки актуальной проблемы, затем определяются цели и задачи исследования.        Следующий этап - сбор информации. Студенты ищут разнообразные источники: журналы, газеты, брошюры, видео- и аудио записи. Предполагается использование самых разных форм работы: лабораторные исследования, опросы, практическая деятельность и т.д. Заключительный этап - презентация проекта либо научная конференция .

Исследовательская  группа «Аналитик» своей целью  научиться применять теоретические экономические знания в практическом направлении ,повышение качества образования,расширение и углубление знаний при подготовке студентов для получения профессионального образования, получение дополнительных умений и знаний ,необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального и сельскохозяйственного  рынка труда , подготовки и вовлечения в Агробизнес молодых квалифицированных специалистов  и возможностями продолжения образования в Вузах.

В целях реализации проекта « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», студенты под моим руководством проводили экспертизу качества продуктов. На  ОАО Знаменский сахарный завод-Филиал «Жердевский» изучали качество сахара-песка лабораторным методом. Группа использовала источники предприятия : Международные стандарты по определению цветности, внешнего вида, запаха, вкуса и чистоты раствора, Удостоверение о качестве сахара-песка , сертификат соответствия и  др.Студенты занимались решением определенной ситуации, проводили сравнительный анализ, изучали этапы производства , составляли заключение.   Работа на предприятии, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившую ситуацию на предприятии, предлагают  рекомендации по улучшению работы.

Посетив торговые точки города: «Магнит», «Пятерочка» и д.р. студенты подробно изучают потребительские свойства товаров ,знакомятся с ассортиментной политикой, проводят экспертизу качества товаров и рассматривают много вопросов ,связанных с покупкой и реализацией продукции ,определяют номенклатуру показателей качества товаров, оценивают и расшифровывают маркировку в соответствии с установленными требованиями. При  оценке  качества  продукции производственного  предприятия  лабораторные  исследования   проводятся   в  лаборатории   сахарного  завода,  а  исследование    торгового ассортимента  организуется   в    часы  работы    действующего   магазина. Характер  взаимодействия  студентов ,  преподавателей и работодателей  организуется  с  использованием ИКТ ,  что  обеспечивает  эффективное  достижение  результатов  педагогической и исследовательской  деятельности.

В  колледже стало традицией проводить    конференцию  под  названием   «Актуальные  проблемы  потребительского   образования  на  современном  этапе».

Студенты исследовательской группы  в  своих  работах  изучают  вопросы,  затрагивающие   интересы  потребителей  о  качестве  продукции,  о  проведении  сертификации продукции,   о  товарной  экспертизе, об  организации  страхового  дела,  о  вопросах  конкуренции  и  т.д. По итогам работы студенты получают грамоты и сертификаты.

Большое значение отводиться проектной деятельности.  Студенты  определяют     оценку  конкретных  условий    при  выходе  фирмы  на  рынок,  расчёты    эффективности  проводят  по   реальным  хозяйственным  ситуациям,  прорабатывают  возможности   создания   предприятий на  существующих   незаполненных   нишах   в  конкретной территориальной  зоне. Такое  исследование  подводит  студента  к  возможности  прогнозирования, развития  воображения, акцентирующего  внимание   на  проблемы  в  будущей  профессиональной  деятельности. Используя  такой  подход,  мы  приближаем   студентов  к  реальным  условиям   развития  экономики. Для  оценки  рыночного  потенциала  выбираются   любые  группы  товаров  и  анализируются    предполагаемые  изменения   в  привязке  к  фактической  численности  конкретного  района  проживания,  к  доходам  потенциальных  покупателей.

Исследование и внедрение проекта способствует сформировать новые профессиональные компетенции для студентов – выпускников:

- применять полученные теоретические и практические знания при организации и осуществлении профессиональной деятельности в области товароведения и экспертизы товаров;

- способствовать обеспечению эффективной коммерческой деятельности путём управления ассортиментом с целью оптимального его формирования, управлением качеством товаров и осуществления его контроля, идентификации товаров и выявления их фальсификации, регулирования процессов транспортирования и хранения;

- осуществлять и развивать деловые связи с поставщиками;

- принимать своевременные и обоснованные решения по вопросам, входящим в компетенцию товароведа.

        Разновидностью исследовательской работы в колледже являются курсовые работы, построенные на исследовательском материале. Выполнение курсового проекта имеет целью развитие познавательной способности студента и направлено на закрепление и расширение творческих знаний, углубленное изучение выбранной темы.  Курсовые проекты исследовательского характера ставят своей целью закрепление студентами умения применять теоретические знания, проводить анализ, выделять научную новизну и практическую значимость, выбирать оптимальный вариант решения поставленной проблемы. Тематика и содержание проектов не устанавливаются и не ограничиваются учебными программами. Преподаватели могут проявлять широкую инициативу, выбирая задания для курсовых проектов.  Выполняя курсовую работу по дисциплине "Организация и технология коммерческой деятельности", студенты решают конкретные задачи в области совершенствования технологии и улучшения технико-экономических показателей работы торгового предприятия. По дисциплине « Экономика отрасли» исследуют следующие  направления Агробизнес развития, актуальные на современном этапе:

- особенности сельского хозяйства и экономики отрасли;

- производственный потенциал с/х предприятий ;

-трудовые ресурсы с/х предприятий;

-экономическую эффективность производства и т.д.

На заключительном этапе изучения дисциплины студенты выполняют курсовую работу, где производятся расчеты экономической эффективности по конкретным хозяйствам области, в которых  студенты проходили практику. Анализируется продукция растениеводства и животноводства, изучается трудовой  и производственный потенциал ,определяется эффект от реализации продукции.

Студенты, обучающиеся по  специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция (по отраслям)» получают фундаментальные знания в области стандартизации, подтверждения соответствия и метрологии, безопасности товаров, товароведения и экспертизы и оценки конкурентоспособности однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также овладевают основами экономики предприятия, организации и управления коммерческой деятельности, финансов, информационных систем, бухгалтерского учета и аудита, маркетинга, товарного менеджмента, логистики. Положительный результат достигается при активной и регулярной работе научно-исследовательских групп.

 Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в условиях СПО. Исследовательские способности выпускника, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда.

Таким образом,  научно-исследовательская работа является важным и действенным фактором учебно-воспитательного процесса:  способствует развитию студента, формирует его мотивацию, интерес к выбранной профессии, расширяет границы профессиональной деятельности педагога, повышает его творческий потенциал, формирует профессиональные и общие компетенции и  высокий уровень общественной культуры, в конечном итоге,  повышает  качество образования.