Проектная деятельность школьников

Петроченко Светлана Михайловна

Технология проектной и исследовательской деятельности на уроках химии и биологии и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_shkolnikov.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребенка и подготовить почву для реализации  этих  способностей

 В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся основной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

В новом ФГОС основного общего образования большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. 

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

·        сначала школьни ки учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом.

·        затем составляют  план как инструкцию уже не для себя, а для других,

·        потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и,

·        наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблем.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели.

Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

Проектный метод

Исследовательский метод

  1. Процесс создания заранее запланированного объекта;
  2.  Решение определенной задачи

Этапы :

1.     Выбор темы проекта.

2.     Постановка целей и задач.

3.     Планирование проектной деятельности.

4.     Реализация проекта.

5.     Оценка и самооценка проекта.

6.     Презентация

1.     Процесс поиска неизвестного, новых знаний;

2.     поиск истины

Этапы:

1.     Выбор темы исследования.

2.     Постановка целей и задач.

3.     Выдвижение гипотезы.

4.     Организация исследования:

1.     исследования гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;

2.     разрешение вопроса и проверка.

5.     Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

6.     Презентация

Планирование проектной деятельности

1.    определение источников информации;

2.    определение способов сбора и анализа информации;

3.    итоговый продукт (формы представления результата);

4.    выработку критериев оценки результатов работы;

5.    распределение обязанностей среди членов команды.

 Организация исследования:

1.    подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;

2.    посмотреть книги по теме и записать важную информацию;

3.    спросить у взрослых и записать интересную информацию;

4.    посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;

5.    используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;

6.    понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;

7.    провести эксперимент и записать план и результаты.

В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.

Исследовательская работа – это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие школьников, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Литература:

1.    В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты»; издательство «Учитель»; 2009.

2.    Н.И. Дереклеева «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся»; издательство «5 за знания»; 2007.

3.    Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина «Метод проектов в начальной школе. Система реализации»; издательство «Учитель»; 2009.

4.    Г.И. Осипова «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.

5.    С.Г. Щербакова, Л.А.Выткалова, Н.В. Кобченко «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.

6.    К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников»; М: «Просвещение»; 2011.