Школьная служба примирения "Мир в ваших руках"

Кушхова Фатима Нурбиевна

Цель работы школьной службы примирения: содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачи:

·         проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;

·         научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;

                  популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа897.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное казённое образовательное учреждение Республики Адыгея    

«Адыгейская республиканская школа-интернат I, II, III и IV видов»

 

  Рассмотрено:                                                                                     Утверждаю:

Педагогическим советом школы                                          И.о директора школы

Протокол № ___                                                                        __________Б.М.Хиштова

                                         

От «___» _________ 2014 г.                                                       Приказ №

   

                                                                                                       «___» __________ 2014г.          

                             

                                                                           

                                                                                                             

ПРОГРАММА РАБОТЫ

ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

«Мир в ваших руках!»

на 2014-2017 гг.

Руководитель:

Ф. Н. Кушхова

г. Майкоп 2014г 

                                           Паспорт Программы

1.

Полное название программы

ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат

I, II, III и IV видов»

Школьная служба примирения »Мир в ваших руках!»

2.

Статус программы.

Школьная программа ШСП

3.

Дата принятия и наименование решения о разработке программы

Постановление педсовета школы №____ от

 «О разработке программы по школьной службе

примирения»

4.

Заказчик Программы

Администрация  школы-интерната I — IV видов

5.

Автор программы:

 Ф. Н. Кушхова

6.

Срок реализации.

2014 — 2017 гг.

7.

Цель Программы

Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

8.

Задачи Программы

  • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  • научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;

популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

9.

Основные направления реализации Программы

  Реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций;

  Использование Восстановительной Технологии в примирительных программах;

  Пропаганда  бесконфликтного общения и развитие толерантных отношений в образовательном пространстве школы;

  Волонтерская деятельность;

 

10.

Ожидаемые результаты

-

1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной  дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение обучающихся.

Кадровое обеспечение службы примирения

Винивитина Г.А – зам. директора по восп. работе

СавинаА,Н.-соц. педагог

Кушхова Ф.Н- руководитель (СШП)

Разина С.А.-учитель

Пафифова З.М. -учитель

Шорова З.А- род-ца 10кл.

Одинцова А.В.род-ца 3»А»кл.

Маслова Т.А.род-ца 10кл.

Шоров Р.уч-10кл.

Гезуева П- уч. 7кл.

Бжецев Ш. – уч. 9кл.

12.

Организация контроля  за выполнением Программы

В состав координационного совета входят:

  • Заместитель директора по воспитательной работе,
  • Заместитель директора по учебной работе,
  • Социальный педагог,
  • Руководители МО классных руководителей и воспитателей,

13.

Адрес школы

385019, г. Майкоп, ул. 2-Я Крылова, 2.

wwwarosk.maykop.ru         Е-mail: shgd.mail@rambler.ru

14.

Телефон (факс)

(8772) 54-96-81, 54-88-36, факс (8772) 54-96-81

  • Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

                     

                          Школьная служба примирения (ШСП)

«Мир в ваших руках!»

Безымянныйрлоа.JPG

Девиз: «От конфликта к примирению!»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Школьная  Медиация\mediation1-300x242.jpg

Символ службы: « Пожатие рук!»

auppm.jpg

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной  дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Из средств массовой информации мы часто слышим о случаях проявления жестокости ребят по отношению друг к другу, к учителям. В чем причина таких проявлений? Почему наши дети вдруг стали такими жестокими? Как защититься от насилия внутри самой школы? Найти причину конфликта; разобраться, кто прав, а кто виноват; наказать виновного – вот основные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Реагирование на конфликтные и криминальные ситуации, которое практикуется педагогами, школьной администрацией, педсоветами или школьными советами по профилактике правонарушений, зачастую имеет обвинительный и карательный характер. При таком отношении мотивацией к соблюдению социальных норм у детей становится не «стремление к…» позитивным целям, а «убегание от…» наказания, страх.

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.

Словом, речь идет о внедрении в школьную практику альтернативного способа разрешения конфликтных и криминальных ситуаций - «Школьных служб примирения», в которых работают подготовленные педагоги и учащиеся.

Цель работы школьной службы примирения: содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачи:

  • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  • научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
  • популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

 Работа школьной службы примирения выстраивается  следующим образом:

1.От учителей, учащихся, очевидцев конфликта поступает информация о конфликте;

2.Руководитель службы анализирует полученную информацию, отбирает случаи, распределяет проведение программ между участниками ШСП, в сложных случаях проводит восстановительные программы;

3.Руководитель совместно с ребятами анализирует итоги проведенной программы, готовит отчетную документацию по случаю.

Миссия ШСП:

 1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов

• 2. Конфликт превращается в конструктивный процесс

• 3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения

• 4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых

• 5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

 

Основные формы работы

1   .Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник —медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи.                          Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
2.  Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.

Результативность.

   Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.

Основная технология, применяемая

в школьной службе примирения

         Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на  основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими  взаимоприемлемого решения.

      Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве  посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

         Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.

При возникновении конфликта не многие стремятся обратиться  за помощью в ШСП (страх огласки, осуждения, наказания). Мало кто верит, что данная форма работы окажется востребованной. Конфликтные ситуации показывают, насколько тяжело проводить восстановительную медиацию, требуются дополнительные знания в области эффективного межличностного взаимодействия. Требуется дополнительная психологическая подготовка детей, т.к. у них не всегда получается беспристрастно обсуждать ситуацию.

Основные принципы восстановительной медиации: 

1. Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

2. Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

3. Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

4. Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

5. Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.

6. Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

7. Самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

Особенности службы примирения в системе образования

В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе всех общеобразовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений начального и среднего профессионального образования.

В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят обучающиеся-медиаторы и взрослый куратор.

В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

а) обучающиеся;

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Возможно совместное ведение медиации взрослым и обучающимся. Куратором службы примирения может быть взрослый: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и пр., прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.

Участниками программ примирения могут быть обучающиеся, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора. Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве сведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.

Положение о службе примирения должно быть разработано и утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о деятельности службы примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.

Участие обучающихся важно, поскольку:

• они лучше знают ситуацию в школе;

• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;

• деятельность в качестве ведущего меняет психологию обучающихся, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;

• это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается обучающимся.

Школьная служба примирения как команда взрослых и обучающихся стремится:

• при конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации;

• реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;

• включать подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте;

• строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность;

• дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

• снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

Служба реализует программы примирения, важным результатом которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Программой примирения называют встречи участников конфликта, организуемые ведущим (медиатором, нейтральным посредником) за «столом переговоров».

. Ведущий занимает нейтральную позицию, в равной степени поддерживая обе стороны.

Служба примирения работает с конфликтами всех уровней: между учениками; между учениками и учителями; внутри педагогического коллектива; конфликтами с участием родителей.

Создание Службы примирения позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.

При реализации цели необходимо решение следующих задач: - снижение конфликтности в образовательном учреждении за счет обучения взрослых основам медиации как процедуры разрешения споров и формирования «групп равных» среди обучающихся 7-11 классов, обучая их умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода. Это позволяет взрослым оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, обучающихся, педагогов, администрации, а обучающимся – оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях и выступать посредниками при разрешении конфликтов в среде ровесников;

- профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся;

- профилактика преступности среди несовершеннолетних;

- создание условий для снижения количества межкультурных,

межэтнических, межконфессиональных конфликтов;

- координация усилий семьи и педагогов с целью предотвращения неблагоприятных «сценариев» развития обучающихся, особенно в критические периоды, одним из которых является подростковый;

- повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессиональной деформации педагогов, что достигается благодаря эффективному использованию временных, эмоциональных и человеческих ресурсов в целом.

У обидчика есть выбор: прийти на программу примирения или отказаться от этого, и тогда дело пойдет обычным административным путем. И иногда именно угроза вызова на педсовет, передача документов в КДН, заведенное уголовное дело заставляют нарушителя сделать первый шаг в направлении разрешения конфликта.

Ожидаемым результатом деятельности службы примирения

выступают: 

1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение обучающихся.

                                                           

                                                     План

работы школьной службы примирения

ГКОУ РА школы-интерната

на   2014-2017   учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные лица

1

Организационно – методическая работа: планирование работы на учебный год, определение цели и задач.

октябрь

все

2

Сбор заявок, случаев для рассмотрения ШСП

В течение учебного года

Кушхова Ф.Н.

3

Проведение программ примирения

в течение учебного года по запросам;

Все

4

Участие в семинарах, совещаниях, направленных на повышение квалификации в сфере деятельности ШСП

По плану управления образования

Кушхова Ф.Н.

5

Создание буклета о деятельности ШСП

Ноябрь 2014 г.

Кушхова Ф.Н

6

Информирование детей родителей о работе ШСП

Февраль, март

2015 г

Кушхова Ф.Н.

7

Проведение программ примирения по запросам инспекторов ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Майкопу с предоставлением последним отчетов о проведенной восстановительной работе

в течение учебного года по запросам;

Соц. педагог А. Н. Савина

8

Проведение программ примирения по запросам руководителей КДН при Администрации МО «Город Майкоп» и муниципальной службы примирения с предоставлением последним отчетов о проведенной восстановительной работе

в течение учебного года по запросам;

Соц. педагог А. Н. Савина

9

Сотрудничество с Советом профилактики, возможность проведения ВП с подачи членов Совета профилактики

в течение учебного года

Соц. педагог А. Н. Савина

10

Обсуждение проведенных программ примирения

апрель

Все

11

Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии и работа ШСП»

в течение учебного года

. Кушхова Ф.Н

Руководитель ШСП:  Ф.Н Кушхова

Государственное казённое образовательное учреждение Республики Адыгея    

«Адыгейская республиканская школа-интернат I, II, III и IV видов»

 

  Рассмотрено:                                                                                     Утверждаю:

Педагогическим советом школы                                          И.о директора школы

Протокол № ___                                                                        __________Б.М.Хиштова

                                         

От «___» _________ 2014 г.                                                       Приказ №

   

                                                                                                       «___» __________ 2014г.          

                             

                                                                           

Устав

                     Школьной Службы Примирения

                                                                     

                                                                         

                                              г. Майкоп 2014г

                                                       

                                                     Общие положения

1. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков.

2. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.

содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Цели и задачи

1. Цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).

2. Приоритетные задачи:

  • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  • научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;

популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей

создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;

самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;

обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;

ранняя профилактика правонарушений и преступлений.

Девиз, символы, принципы деятельности Службы Примирения

1. Девиз – «От конфликта к примирению!»

2. Символ службы – «Пожатие рук!»

Условия и порядок приёма в Школьную Службу Примирения

Членами службы являются учащиеся 7 - 10 классов

Положение о взрослых членах Службы

1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.

2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.

3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.

4. Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.

Школьная Служба Примирения способствует:

Поддержке социально значимых инициатив подростков, разработке и реализации социальных проектов, развитию добровольчества (воло  нтерства).

Функции и полномочия Школьной Службы Примирения:

Организаторская.

Представительская.

Информационно-пропагандистская.

Методическая.

В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:

представлять школьную службу примирения перед детскими коллективами школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;

планировать и проводить примирительные встречи;

изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;

принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьной службы примирения.

Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения:

1. Член Школьной Службы Примирения имеет право:

• членом службы примирения может стать любой учащийся 7-11 классов школы, старшеклассник или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;

•участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;

• сохранять и развивать традиции своего коллектива;

• участвовать в работе печатных органов школы;

•приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;

•все члены имеют равные права и обязанности

  на защиту своих прав и интересов.

 

2. Член Школьной Службы Примирения обязан:

•выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности Школьной службы примирения;

•не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;

•являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.

Заключительные положения

1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения

2. Изменения в Устав вносятся руководителем службы по предложению членов службы.