методические рекомендации

Матвеевская Марина Николаевна

методические рекомендации по внедрению в учебный процесс "кейс - технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matveevskaya_mn.zip29.46 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК САМОРЕАЛИЗУЩАЯСЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Матвеевская Марина Николаевна

Преподаватель биологии

В современных условиях использование на уроках различных инновационных технологий стало острой необходимостью. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие превращается в образовательное нововведение.

Профессиональное мастерство и опыт всегда есть плод достаточно длительного практического труда. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. Существуют разные пути, технологии, формы, помогающие оптимизировать образовательный процесс.

Кейс-метод - довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.

Главная цель предлагаемых рекомендаций помочь творчески работающему педагогу выбрать ту форму работы, которая наилучшим образом раскроет профессионализм, компетентность и результативность его деятельности, а также заинтересовать учащихся нетрадиционной формой работы на уроке.

Кейс-метод - это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод интегрирует в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых. Данный метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс - методе формирование проблемы на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.

Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.

Кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. Этот метод также способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность, самостоятельность.

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. Технологическая деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа.

Первый этап представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.  Хотя создание кейса имеет творческий, а поэтому не полностью алгоритмизированный характер, его все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса, основными стадиями которого выступают:

  • определение того раздела курса, которому посвящена ситуация;
  • формулирование целей и задач;
  • определение проблемной ситуации, формулировка проблемы;
  • поиск необходимой информации;
  • создание и описание ситуации.

Источники формирования кейса

  1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев - определять сюжетную канву кейса, великолепные кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы. Фрагменты из публицистики и оперативная информация из СМИ значительно актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучающихся.
  2. Научность и строгость кейсу придают статистические данные.
  3. Материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или иной проблеме.
  4. Реальные события местной жизни также могут стать ценным источником ситуаций для кейса.
  5. Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет  с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Проблема занимает исключительно важное место в кейс - методе. Довольно часто его проблемность выступает основанием для критики этого метода обучения на том основании, что он-де не отличается ничем от проблемного обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе его «проблемность» нередко ограничивалась только формулировкой проблемы и декомпозицией ее на составляющие. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы.

При этом в самом кейсе проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, скрытом в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой уводит дискуссию в сторону.

Следующим шагом в проектировании кейса является выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступить в качестве носителя сформулированной проблемы. Как отмечалось ранее, термин «ситуация» является довольно многозначным. Во-первых, при событийном подходе ситуация рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. Это могут быть некоторая цепь, круг или узел событий и т. п. Теоретической основой для осмысления такого понимания ситуации выступает теория событий.

Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы.

Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воздействию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут принять участие даже самые скромные «молчуны». Ведь на общих собраниях, как правило, выступают те, кто всегда и везде готов много говорить. Таким образом, конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от обучающихся активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя. «Продуктом» обучения с помощью анализа конкретной ситуации является человек, способный использовать абстрактные знания на практике.

Условия, которые нужно учитывать при составлении описания конкретной ситуации (КС):

  • КС должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;
  • желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»;
  • следует вести разработку кейсов на местном материале и «встраивать» их в текущий учебный процесс;
  • ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации;
  • нужно, чтобы ситуация показывала как положительные (путь к успеху фирмы, организации), так и отрицательные примеры (причины неудач, например, уменьшение контингента учащихся в системе начального профессионального образования);
  • КС должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой;
  • ситуация должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации);
  • текст ситуационного упражнения не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;
  • ситуация должна также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.

Вместо подготовленных текстов можно использовать магнитофонные или видеозаписи, газетные статьи, официальные документы или их подборки, рассказы, содержащие описания производственных ситуаций. Участники могут предложить и рассмотреть примеры из собственной практики. При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы учащиеся не поддались желанию пассивно воспринимать информацию. Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.

Второй этап работы включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует, малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Это поможет усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.

Представим поэтапную работу с кейсом.

  1. Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов.

Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5-7 мин в зависимости от сложности кейса. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» иди «Что является центральной проблемой данного кейса?».

Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

  1. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый
    из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель.

После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30-40 мин). Жесткое требование – укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.

  1. Этап презентации решений по кейсам.

Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1-2 участника (спикера). Время до 10-15 мин.

Советы преподавателю:

  • следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые малые группы должны подготовить на предыдущем этапе);
  • необходимо побуждать членов малой группы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, противоположное выступлению спикера, то это означает, что малая группа не справилась с кейсом.

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

  1. Этап общей дискуссии.

Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

  1. Почему ситуация выглядит как дилемма?
  2. Кто принимал решения?
  3. Какие варианты решения он имел?
  4. Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.

На этом этапе важно:

  • не ограничивать время;
  • дать возможность выступить каждому;
  • заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса;
  • провести голосование «Чье решение было самым удачным?».

Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

  1. Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя.

Продолжительность - 10-15 мин. Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались слушателями, в реальной жизни Для «кабинетных» кейсов важно обосновать версию преподавателя.

Кейс-метод способствует более глубокому усвоению учебного материала. Если же обучающиеся просто «поиграли» и даже не поняли, зачем нужен кейс, какую часть материала они усвоили глубже, какие навыки приобрели, то использование кейс-метода не достигло учебных целей.

Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят, в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем и реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.

Список литературы:

  1. Инновационные педагогические технологии: модульное пособие для преподавателей профессиональной школы /под ред. Е.В. Иванова. - СПб: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2004.
  2. Менеджмент в профессиональном образовании: методическое пособие для ММЯМ / под ред. Казаковой Е.И - СПб: СЗАМП, 2007.
  3. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стадия. Составитель О.Н. Калачикова ГОУ ВПО Томский Государственный университет, 2007.