Статья: "БАДМИНТОН В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"

Мухина Татьяна Николаевна

Массовое развитие бадминтона, как вида спорта, помогает решить основную задачу, стоящую перед физкультурным движением: добиться физического совершенства студентов, укрепить их здоровье, отвлечь от пагубных привычек, привить навыки здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon бадминтон в ВУЗе.52.5 КБ

Предварительный просмотр:

БАДМИНТОН В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Мухина Т.Н.

старший преподаватель кафедры физического воспитания

Московского государственного областного гуманитарного института.

Орехово-Зуево 2011

.

В последнее время значительно сократилась физическая активность студентов, что в конечном итоге приводит к снижению функциональных возможностей. Интеллектуальный труд без физического отрицательно сказывается на работоспособности организма. В настоящее время в вузах нашей страны число студентов, имеющих неудовлетворительный уровень психофизического состояния (низкий уровень развития двигательной подготовленности, функциональных возможностей, недостаточное физическое развитие и незначительные отклонения в состоянии здоровья), составляет 65-68% от общего числа занимающихся. Эти негативные тенденции вызывают необходимость поиска различных действенных мер, направленных на оптимизацию физического состояния студентов. На данный момент усилия медицинской науки и здравоохранения, направленные на поиск более совершенных методов диагностики и лечения, не привели к существенному улучшению психофизического состояния молодежи. По мнению специалистов, наиболее перспективным, доступным и эффективным направлением для достижения улучшения физического состояния является внедрение физической культуры как ведущего компонента здорового образа жизни. Физическое воспитание является неотъемлемой частью обучения и профессионально-прикладной физической подготовки специалистов в высших учебных заведениях и направлено оно на укрепление здоровья студентов и их подготовку к высокопроизводительной профессиональной деятельности. Но, несмотря на массовое использование физического воспитания в учебном процессе, неблагоприятные тенденции, о которых было сказано выше, не исчезают, а в ряде случаев – усугубляются. Возникает необходимость принятия мер, направленных на улучшение физического состояния и физической подготовленности молодежи. Для решения этих задач нужно искать новые, более совершенные формы и методы организации учебных занятий, а также выявление неиспользованных возможностей. В неспециализированных вузах студенты I-IV курсов занимаются физической культурой на учебных занятиях согласно рабочей программе по физическому воспитанию один - два раза в неделю. Как вариант вместо этого им предлагается заниматься определенным видом спорта здесь же в вузе в спортивной секции под руководством тренеров-преподавателей. Автором был предложен в качестве такого вида спорта бадминтон.

Бадминтоном может заниматься любой человек, не имеющий противопоказаний для занятий этим видом спорта. В числе бадминтонистов международного уровня встречаются быстрые и относительно медленные, высокие и маленькие, мускулистые и субтильные. В бадминтоне недостаток одних физических качеств и антропометрических параметров может с успехом компенсироваться другими. Бадминтон является вполне доступным видом спорта, так как не предполагает каких-либо ограничений касательно первоначальных возможностей занимающихся. Тем не менее, этот вид спорта является эффективным средством разностороннего физического развития и физической подготовленности. Бадминтон относится к ациклическим высококоординационным видам спорта. Ему присущи следующие моменты:

1) быстрота передвижений;

2) быстрота выполнения технических приемов с максимальным сокращением подготовительных действий;

3) быстрота мышления;

4) увеличение количества рискованных ударов.

Под влиянием тренировочных нагрузок в процессе занятий укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются разнообразные двигательные качества, в особенности, быстрота, скоростно-силовые качества, сила, точность и координация движений, и как следствие, активизируются все основные жизненно важные функции. Положительное влияние занятий бадминтоном на развитие психических функций, воспитание моральных и волевых качеств. 

Физическое воспитание студентов позволяет рассматривать бадминтон не только как вид спорта, но и как мощное средство физического воспитания и совершенствования личности молодежи. С этой целью автор предлагает систематическое использование средств бадминтона в учебном процессе со студентами. Это выдвигается в качестве альтернативы стандартным учебным занятиям по физическому воспитанию с целью разностороннего влияния на организм занимающихся и целенаправленного развития их двигательных качеств.

 Есть немного видов спорта, которые как бадминтон – универсальны. Простота, доступность дают возможность заниматься бадминтоном студентам любого пола, разной физиологической подготовки, используя для этого простейшие площадки или местность.

Большая вариативность правил позволяет каждому играющему получить от игры удовольствие и пользу. На свободную половину спортивного зала – пять пар ракеток; при этом в игре можно задействовать десять человек, а можно и двадцать, если по двое с каждой стороны играют одной ракеткой, передавая ее партнеру после отбитого удара. Разнообразить игру несложно: смена партнеров без остановки может происходить после пяти - десяти ударов на усмотрение играющих. Можно и правила сделать более жесткими, расчертив площадку на узкие ровные сектора, оговорив условие – не выходить за их границы. Разнообразить занятие, не снизив интереса к нему, всегда поможет эстафета. Но если эстафета, например, с футбольными или баскетбольными мячами, скакалкой, обручем – занятие привычное, то ракетку и волан используют нечасто и, как правило, только в одном упражнении: в движении подбрасывают ракеткой волан, стараясь его не уронить, до передачи партнеру по команде. Можно предложить эстафету в парах. Например, в каждой команде по 14 человек, т.е. семь пар; две ракетки (для каждой команды) будут постоянно переходить от одной пары к другой.

1 упражнение: игроки располагаются лицом друг к другу и при помощи ракетки перебрасывают волан, первый при этом двигается спиной вперед. При обратном движении они автоматически меняются местами.

2 упражнение: игроки, располагаясь лицом, друг к другу, выполняют то же самое, но двигаются вперед приставным шагом.

3 упражнение: параллельная парная «чеканка» из положения полуприсед (каждый своим волан). При этом, если у кого-то из пары волан падает, партнер обязан его подождать, чтобы продолжить упражнение вместе.

4 упражнение: пронести волан с закрытыми глазами, причем партнер должен будет страховать, чтобы в случае потери волан быстро вернуть его на ракетку товарищу.

По мере освоения студентами все более сложных элементов игры необходимо усложнять задания. Теперь самое время поставить задачу: как играть и для чего? Прежде всего, так, чтобы каждая из сторон старалась продолжить игру без падения волана. А это значит, что надо не только самому проявлять ловкость, хорошую реакцию, но и стараться сделать игру интересной для соперника. Судьи после окончания игры могут попытаться вместе с участниками ее проанализировать и оценить. Игра может быть дана и как конкретное задание: например, 30 ударов по волану, не допустив его падения. Норматив определяется в зависимости от физической подготовленности игроков. Несмотря на то, что волан будет падать, а это обязательно произойдет, желание установить свой личный рекорд возникнет у многих, а значит, занятие пролетит на одном дыхании, обеспечив работу всем группам мышц (и это тоже характерно для бадминтона). И если прошедшее занятие добавит кому-то знаний, опыта, а кому-то просто уверенности в своих силах - это станет самым желаемым результатом.

Для подготовленных студентов можно устраивать соревнования. Сначала на занятиях, потом на факультетах и вузовской спартакиаде. Участие спортсмена в соревнованиях, как правило, связано с большим расходом энергии и интенсивной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Об этом свидетельствует повышение частоты сердечных сокращений (ЧСС), которая достигает 160-180 уд/мин. Во время игры значительно увеличивается кислородный долг и кислородный запрос, требующий анаэробной выносливости. В условиях соревнований у бадминтониста наступает региональное и глобальное утомление, на фоне которого спортсмену приходится мгновенно решать весьма сложные технико-тактические задачи. Выдержать такую напряженную работу может только хорошо подготовленный спортсмен.

Массовое развитие бадминтона, как вида спорта, помогает решить основную задачу, стоящую перед физкультурным движением: добиться физического совершенства студентов, укрепить их здоровье, отвлечь от пагубных привычек, привить навыки здорового образа жизни. Зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания в школах, в средних и высших учебных заведениях. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в различных группах общей физической подготовки.

Список использованных источников:

1. Горячев А. П., Ивашин А.АЮ Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ./МГФБ.- М. :Советский спорт, 2010.

2. Лившиц В.Я., Штильман М.М. Бадминтон для всех.- 1986.