Психологический выбор: нравственные аспекты: интерактивные игры для старшеклассников.

Петухова Наталья Анатольевна

Представленные публикации помогут педагогам в формировании правильно осуществлять нравственный выбор подросткам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Учебно-методический центр»

Практикум

Тема: Внутренний и внешний психологический выбор.

Интерактивная игра «Альпинисты».

                    Категория участников:  психологи образовательных учреждений.

                                                                                                                  Подготовила и провела

                                                                                 руководитель структурного подразделения,      

                                                                                 психолог      Петухова Н.А.        

                                                          2011 г.

Американский психолог Лоренц Колберг, изучая процесс формирования нравственности у детей и подростков, выделил в нем  несколько уровней или  стадий, ориентация на которые может оказаться для нас  вполне приемлемой и полезной.

     На преднравственном уровне ( с 4 до 10 лет) поступки  определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются. Сначала – на первой стадии -  суждения выносятся на основании того, последует ли наказание за тот или иной поступок или он удостоится похвалы. ( Взять без спросу конфету нельзя- заругают…)Позже – на второй стадии-  дети свой поступок оценивают исходя из пользы, которую благодаря ему можно извлечь. ( Мальчик, взявший конфету без спросу и давший её мне, все равно хороший, ведь она вкусная…)

      На конвенциональном уровне ( с 10 до 13 лет; третья и четвертая стадии) поступки воспринимаются в соответствии с нормами, существующими в обществе. Ребенок ориентируется на мнения других людей. На третьей стадии главным критерием выступает чье-то одобрение или неодобрение. Это, как правило, мнения особо авторитетных, референтных людей.( Мама похвалит, если спросить разрешения…)  На четвертой стадии ребенок начинает ориентироваться на общепринятые правила. Они уже не связаны с конкретными людьми, а воспринимаются как абстрактные императивы.( Воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения…)

      Постконвенциальный уровень ( с 13 лет) представляет собой истинную нравственность, до которой  дорастает уже не всякий подросток. На этом уровне человек в своих действиях исходит из своих внутренних критериев, что свидетельствует о его психологической зрелости в плане нравственных предъявлений и установок. На пятой, начальной для этого уровня, стадии суждение о поступке основывается на уважении прав человека и признании демократических норм. ( Мальчик прав, желая получить сладости, но следует спросить, как заведено у взрослых…)

       Интересно, что Колберг отмечал, что многие, уже вполне взрослые люди в течение всей жизни так и не переходят даже на четвертую стадию нравственного развития, а шестой - высшей достигают только 10% из тех, кому минуло 16 лет ( Энциклопедия для детей. Человек. Часть 2. С.332-335.М., 2003 ).

       К области внешнего психологического выбора можно отнести и так называемый персонифицированный нравственный выбор. Имеется в виду выбор участниками коллектива друг друга по тем или иным игровым мотивам. Многие игры построены именно на этом выборе. Чем он характерен?

      Нравственный мотив в таком выборе, как правило, является скрытым, но он, несомненно, имеет место быть. Когда кто-то выбирает из двух кандидатов одного, чтобы тот остался в  живых в спасательной шлюпке или на космическом корабле, он делает это по нравственным мотивам. И речь тут уже не идет о простой оценке – здесь идет очень острая и глубокая борьба мотивов, и в эту борьбу вступают самые фундаментальные ценности личности, и какая из них одержит победу, предугадать бывает невозможно и самому их носителю. Но именно этот выбор иногда лучше всего говорит о личности как таковой и степени ее зрелости, а также о степени приближения к поставленным воспитательным ценностям.

      Игра позволяет задействовать потенциал внутренней активности и самоопределения, без которых ни одни результаты воспитания не будут признаны сколько-нибудь эффективными. Избегая прямого словесного воздействия, игра позволяет задействовать косвенные способы нравственного воспитания, в том числе и метод параллельного действия. При эффективном его подключении воспитателем становится не один взрослый педагог, а весь детский коллектив, который при этом является и главным субъектом воспитательного процесса.

      Какие педагогические задачи могут решить подобные игры, и какие цели достигнуть? Говорю «могут», потому что не факт, что достигнут.

     Итак, цели:

- расширение и углубление процессов самопознания;

- выработка способов реагирования и «выживания» при столкновении с различными формами физической и моральной агрессии;

- выявление «скрытых» ресурсов личности и опора на них в условиях выбора;

- ускорение процессов личностного роста в условиях экстремального психологического и физического напряжения;

- прояснение «базовых» ценностей личности, их дифференциация и выстраивание в иерархическую систему;

-создание образа своего «я» и сравнение его с другими;

   В подобном игровом синтезе почти все процессы катализируют друг друга, ускоряя достижение всех педагогических целей. Подобные игры нацелены на рывок личностного роста, условия для которых они создают.

Проведение практикума.

Разминка.

« Завещание миллионера» психологическая игра на доверие, его степень, виды.

Игровая преамбула заключается в следующем: каждый должен представить себя на месте умирающего миллионера, которому нужно составить свое завещание. В завещании следует указать, кому вы доверяете следующие «ценности»:

- миллион долларов;

- попечение о несовершеннолетнем сыне;

- набор золотых зубочисток;

- фамильный портрет;

- престарелого, облезлого, но любимого кота;

   

Каждый должен выбрать из сидящих в кругу друзей, кому он доверяет ту или иную «ценность».  Список завещаемых вещей придуман с учетом ряда психологических нагрузок. Пожалуй, только миллион долларов не содержит дополнительного психологического контекста. Сын еще несовершеннолетний, значит, требует особой заботы. Зубочистки, хоть и золотые, но ими все-таки в зубах ковыряют - появляется ироническая окраска. Фамильный портрет вроде не особая ценность по сравнению с миллионом долларов, но это олицетворенная память. Кот- воплощение личной привязанности, но уже старый, долго не протянет. Стоит ли слишком о нем заботиться? Сначала напротив списка пишутся имена тех, кому что завещается, а затем по кругу каждый говорит об этом. Все, кого упоминают в завещании, записывают, сто же им завещают. После этого начинается обсуждение. Каждый говорит, что же ему завещали, как он может объяснить завещанное ему и какие чувства это у него вызывает.

Альпинисты

Игра проводится в два этапа.  Первый этап – разминочный.

По веревке или по стене

Для проведения всех участников нужно разбить по парам и расположить в виде карусели. Карусель-это два круга участников игры - внешний и внутренний, из которых один подвижный ( как правило, внутренний), а другой неподвижный. После взаимодействия внутренний круг по сигналу ведущего сдвигается на одного человека, и образуются новые пары взаимодействующих.

   После того, как определились пары в карусели, ведущий раздает каждому две карточки – красную и черную ( для этого удобно использовать обычные игральные карты) и проводит подробный инструктаж, на который нужно не пожалеть времени, чтобы участники хорошо представляли себе последствия своих действий.

   Итак, каждая пара – это пара альпинистов, восходящих на одну и ту же вершину. Задача каждого – как можно быстрее подняться на вершину и опередить при этом своего партнера. Альпинисты поднимаются с противоположных сторон утеса, но связаны при этом переброшенной через вершину веревкой, однако не могут контролировать действия друг друга. У каждого есть альтернатива – лезть по стене, не используя веревку, или подниматься с помощью веревки. Вся интрига заключается в том, что последствия твоего выбора напрямую связаны с аналогичным решением твоего соперника.

      Если ты принял решение подниматься  по стене без использования веревки, и твой партнер тоже принял такое же решение, то вы оба будете добираться до вершины долго, и потому оба получаете по (-3) балла. Гораздо  «выгоднее» ситуация, если ты  принял решение лезть по стене, а твой соперник решил при этом использовать веревку. Поскольку веревка от тебя отвязана, он «сорвется в пропасть», получив при этом (-5) баллов, а ты, достигнув вершины в одиночку, получишь максимальный результат (5) баллов. Но если ты, думая ускорить восхождение, решишь взяться за веревку, а твой соперник полезет по стене, то ты срываешься в пропасть с (-5) баллами, а соперник с (5) баллами достигает вершины.

    И, наконец, последний вариант, когда вы оба решаете использовать веревку. Вы оба попадаете на вершину, но результат скромнее, чем если бы это было в одиночку, вы получаете  по (3) балла.

     Карты символизируют принятое вами решение. Черная – лезть по стене, красная -  взять веревку. А сама игра заключается в проявлении этого выбора в каждой паре взаимодействующих  «альпинистов».

    Ведущий дает время на молчаливое изучение соперника и принятие решения, а затем по его сигналу оба участника одновременно открывают одну из карт – красную или черную. Баллы записываются каждым участником. И по сигналу ведущего внутренний круг карусели сдвигается на одного человека. Образуются новые пары, и все пор, пока внутренний круг не сдвинется до своего первоначального состояния, а карусель не вернется к исходным парам.

   Теперь нужно подвести итоги. Каждый подсчитывает свои баллы, и в результате выясняется, кто собрал больше всего, и оказался самым «ушлым» альпинистом.

    Где заключался  нравственный выбор в игре? Конечно, каждый мог стараться лезть по стене в расчете, что его соперник возьмется за веревку и сорвется в пропасть, но можно ли этот выбор считать нравственно оправданным? Нравственно безупречен тот выбор, когда участник все время брался за веревку, рискуя сорваться вниз и срываясь, но не разрешая себе ставить на кон даже в игровом плане жизнь своего соперника.

    Нужно обязательно выяснить, есть ли среди участников те, кто все время показывали только красные карты. Их нужно обязательно поощрить, а всем остальным будет повод задуматься о нравственной стороне, проявленной в этом игровом выборе.

   

     Основной этап игры представляет собой выбор спасения одного альпиниста из пары-связки третьим.

Игровая экспозиция. На краю пропасти повисли два альпиниста. Ты не можешь спасти обоих. Можно спасти только одного, и тебе придется сделать этот выбор. ( При этом висящие могут «оказывать давление», попросту просить спасти именно их и чем-то мотивировать эту просьбу.)

   Спасающий альпинист может или бросить веревку тому, кого он спасает, или подать ему руку. При этом оставшийся,  «наглядно» и с соответствующими эмоциями, «срывается в пропасть». Это нужно не только для игровой мотивации, но и для того, чтобы выразить неизбежные фрустрирующие чувства.

   

      При организации игры можно пойти двумя путями. Пары висящих альпинистов можно образовать из лучших друзей, а спасающих из более «равноудаленных». Тогда основное напряжение пройдет именно между ними. Как они будут вести себя? Пытаться спасти именно себя или жертвовать собою ради друга, предлагая спасающему осуществить выбор в пользу друга.

       Если динамизировать игру, проведя её в несколько кругов, так чтобы каждый мог побывать 2-3 раза и в роли «висящего» в разных парах, и в роли «спасателя», то уместен вариант с использованием простого жребия. Тогда пары определяются случайным выбором имен участников, а спасателем становится третий.

     Для контроля за эмоциональным состоянием играющих можно предложить вести нечто вроде «дневника альпиниста», в котором отражать свои чувства по поводу результатов выбора с личным участием, а также предположения во время наблюдений за другими участниками и по поводу собственных шансов выжить.

Литература:

1. А. Дедушка  Психологический выбор: нравственные аспекты.  Волгоград: Учитель, 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1-ый альпинист

  2-й альпинист

  1-ый альпинист

  2-й альпинист

Лезть по стене

            Ч

Лезть по стене

           Ч

-3 балла

-3 балла

Лезть по стене

             Ч

Взять веревку

            К

5 баллов

-5 баллов

Взять веревку

             К

Лезть по стене

            Ч

-5 баллов

5 баллов

Взять веревку

             К

Взять веревку

            К

3 балла

3 балла