ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-9 классов школ VIII вида в форме индивидуально-групповых консультаций с элементами социально-психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Целью коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит данная программа, является овладение учащимися общими способами построения человеческих отношений в межличностном общении, направленных на актуализацию и стимуляцию личностного развития подростков, необходимых для их социализации, а так же обучение способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций посредством традиционных и нетрадиционных методов и приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -programma.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ

 «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Коврова»

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-9 классов школ VIII вида

в форме индивидуально-групповых консультаций с элементами

социально-психологического тренинга

по теме «Азбука позитивного общения»

Составитель: педагог-психолог

ГКСОУ СКОШИ Шубина О.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на воспитанников школы VIII вида.

Целью коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит данная программа, является овладение учащимися общими способами построения человеческих отношений в межличностном общении, направленных на актуализацию и стимуляцию личностного развития подростков, необходимых для их социализации, а так же обучение способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций посредством традиционных и нетрадиционных методов и приемов.

Методологической основой построения программы является принятый в отечественной психологии деятельностный подход к развитию личности, сложившийся в школе Л.С. Выготского и отраженный в возрастной периодизации Д. Б.Эльконина. При составлении программы учитывались психологические требования к содержанию психокоррекцонной работы в школе.

Занятия строятся на принципах коррекционно-развивающего обучения

(динамичности восприятия, продуктивности обработки информации, мотивации к учению и д.р.).

При составлении программы был использован адаптированный вариант программы «Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет», программы «Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет» И.В, Дубровиной, блок профориентационной направленности из программы общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера» Министерства общего и профессионального образования РФ, а так же программа психологического содействия социальной адаптации «Тренинг развития жизненных целей» под редакцией Е.Г. Трошихиной.

Занятия рассчитаны на 34 часа продолжительностью 40 минут каждый. Форма проведения занятий – индивидуальные и групповые консультации с элементами социально-психологического тренинга.

Учитывая, что в социально-психологический тренинг обычно включается группа численностью 5-6 человек, то учащиеся каждой параллели  класса делятся на 2 подгруппы. Поэтому каждая подгруппа в совокупности проходит через 17 часов тренинговых занятий. Основным критерием при формировании подгрупп для коррекционно-развивающей работы явился низкий уровень социальной адаптации учащихся в школьном коллективе, а так же высокая личностная тревожность.

Каждая группа действует под руководством правил, которые сама вырабатывает и которые имеют следующий вид:

  1. Точность начала и конца финала.
  2. Конфиденциальность.
  3. Активность.
  4. Право говорить «нет».
  5. Не обманывать.
  6. Право на поддержку.
  7. Обязанность слушать, не перебивать.
  8. Участвовать во всем.
  9. Право на личное мнение.
  10. Ко всем обращаться на «ты».
  11. Работать «от» и «до».
  12. Говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.

Каждое занятие строиться на основе использования психотехнических игр и упражнений, направленных на достижение поставленных целей. Среди основных принципов построения занятий обязательными являются доброжелательность, принятие личности каждого подростка, активизация познавательной деятельности, учет основных потребностей данного возраста и др.

Тематика планирования занятий.

5 класс

№ п\п

Темы программы

Количество часов

Дата

1.

Диагностико-мотивирующая часть

2 часа

2.

Знакомство. Принятие правил группы.

1 час

3.

Расширение границы своего «Я»

1 час

4.

Моделирование настроения (танцетерапия)

1 час

5.

Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении.

2 часа

6.

Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного, грубого поведения. Релаксация (музыкотерапия)

2 часа

7.

Как предупредить переутомление (цветотерапия)

1 час

8.

Чувство собственного достоинства. Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. Обратная связь.

2 часа

9.

Мои права и права других людей. Релаксация (арттерапия)

2 часа

10.

Учусь не бояться ( коррекция страхов – арттерапия, рисунок)

2 часа

11.

Итоговая диагностика

 1 час

6 класс

№ п\п

Темы программы

Количество часов

Дата

1.

Диагностико-мотивирующая часть

2 часа

2.

Знакомство. Принятие правил группы.

1 час

3.

Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств. Обучение релаксации

1 час

4.

Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор.

2 часа

5.

Просьба. Умение её высказать, принять согласие или отказ в её выполнении. Умение отличать отказом на просьбу.

1 час

6.

Я в своих глазах и глазах других людей.

 1час

7.

Я для себя, я для других (окончание). Обида. Релаксация (музыкотерапия)

1 час

8.

Как справиться с раздражением, плохим настроением.

 1 час

9.

Лекарство от скуки (либропсихотерапия)

1 час

10.

Наши чувства, желания, настроение. «Стоп! Подумай! Действуй!»

2 часа

11.

Победи своего дракона

2 часа

12.

Арттерапия (лепка)

1 час

13.

Итоговая диагностика

1 час

7 класс

№ п\п

Темы программы

Количество часов

Дата

1.

Диагностико-мотивирующая часть

2 часа

2.

Знакомство. Принятие правил группы.

1 час

3.

Умение слушать. Люди значимые для меня. Работа с чувствами. Релаксация (музыкотерапия)

2 часа

4.

Типичные проблемы (элементы игрового тренинга)

 2 часа

5.

Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.

 2 часа

6.

Осознание проблем в отношении с людьми. Ароматерапия.

1 часа

7.

Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.

 1час

8.

Мотивы наших поступков. Обратная связь. Либропсихотерапия.

2 часа

9.

Смирение в отношении с людьми. Обратная связь. Музыкотерапия. Завершение группы.

3 часа

10.

 Итоговая диагностика

1 час

8 класс

№ п\п

Темы программы

Количество часов

Дата

1.

Диагностико-мотивирующая часть

2 часа

2.

Знакомство. Принятие правил группы.

1 час

3.

Любовь  и дружба (или счастье, когда тебя понимают).

2 часа

4.

Пол, влечение, созревание (или мужчины и женщины в чем их различие?). Инь и янь.

2 часа

5.

Проблемы взросления. Релаксация (музыкотерапия)

2 часа

6.

Претензии. Противоречия между мужчинами и женщинами.

1 час

7.

«Если бы я был тобою» (расширение представлений о внутреннем мире другого человека; о его чувствах, мыслях, образах). Ароматерапия.

1 час

8

Большая школьная любовь.

1 час

9.

Алкоголь, наркотики (или как важно вовремя сказать «нет»).

2 часа

10.

Родители и дети. Цветотерапия.

 1час

11.

Модель общения.

1 час

12.

 Итоговая диагностика.

 1час

9 класс

№ п\п

Темы программы

Количество часов

дата

1.

Диагностико-мотивирующая часть

2 часа

2.

Знакомство. Принятие правил группы.

1 час

3.

Многообразие мира профессий.

1 час

4.

Представление о себе и проблема выбора профессии. Образ «Я» и профессии. Музыкотерапия.

 2 часа

5.

«Секреты выбора» профессии («хочу»-«могу»-«надо»)

1 час

6.

 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1 час

7.

 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

1 час

8.

Социальные проблемы труда («надо»)

1 час

9.

Социально-психологический портрет современного профессионала

1 час

10.

Коммуникативные особенности личности. Взаимодействие личности с другими людьми.

 3 часа

11.

Самореклама. Цветотерапия.

1 час

12.

Самооценка и её роль в выборе профессии. Либропсихотерапия.

1 час

13.

 Итоговая диагностика.

1 час.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 1994
  2. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. М., 1994
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные  психологические труды. М., 1995
  4. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000
  5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1998
  6. Кон И.С. Открытие «Я» М., 1978
  7. Колесов Д.В. Беседа о половом воспитании М., 1986
  8. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассника к семейной жизни: тесты, вопросники, ролевые игры. Книга для учителя. М., 1991
  9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997
  10.  Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998
  11. Петрусинский В.В. На пути к совершенству. Искусство экспромта. М., 1995
  12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. М., 1993
  13. Сатир В. Как строит себя и свою семью. М., 1992
  14. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М., 2006
  15. Панкова А.М. Любювь, Жизнь, Семья. М., 1999
  16. Проблемы психологической службы: Сборник научных трудов. Под ред. Е.А. Бражной. Ульяновск, 1997
  17. Методика преподавание курса «Твоя профессиональная карьера»  Книга для учителя. Под ред. С.Н. Чистяковой, Г.И. Шекавиной,

2-ое издание М,,1999