ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-9 классов школ VIII вида в форме индивидуально-групповых консультаций с элементами социально-психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»
Целью коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит данная программа, является овладение учащимися общими способами построения человеческих отношений в межличностном общении, направленных на актуализацию и стимуляцию личностного развития подростков, необходимых для их социализации, а так же обучение способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций посредством традиционных и нетрадиционных методов и приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-programma.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Коврова»
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-9 классов школ VIII вида
в форме индивидуально-групповых консультаций с элементами
социально-психологического тренинга
по теме «Азбука позитивного общения»
Составитель: педагог-психолог
ГКСОУ СКОШИ Шубина О.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на воспитанников школы VIII вида.
Целью коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит данная программа, является овладение учащимися общими способами построения человеческих отношений в межличностном общении, направленных на актуализацию и стимуляцию личностного развития подростков, необходимых для их социализации, а так же обучение способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций посредством традиционных и нетрадиционных методов и приемов.
Методологической основой построения программы является принятый в отечественной психологии деятельностный подход к развитию личности, сложившийся в школе Л.С. Выготского и отраженный в возрастной периодизации Д. Б.Эльконина. При составлении программы учитывались психологические требования к содержанию психокоррекцонной работы в школе.
Занятия строятся на принципах коррекционно-развивающего обучения
(динамичности восприятия, продуктивности обработки информации, мотивации к учению и д.р.).
При составлении программы был использован адаптированный вариант программы «Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет», программы «Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет» И.В, Дубровиной, блок профориентационной направленности из программы общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера» Министерства общего и профессионального образования РФ, а так же программа психологического содействия социальной адаптации «Тренинг развития жизненных целей» под редакцией Е.Г. Трошихиной.
Занятия рассчитаны на 34 часа продолжительностью 40 минут каждый. Форма проведения занятий – индивидуальные и групповые консультации с элементами социально-психологического тренинга.
Учитывая, что в социально-психологический тренинг обычно включается группа численностью 5-6 человек, то учащиеся каждой параллели класса делятся на 2 подгруппы. Поэтому каждая подгруппа в совокупности проходит через 17 часов тренинговых занятий. Основным критерием при формировании подгрупп для коррекционно-развивающей работы явился низкий уровень социальной адаптации учащихся в школьном коллективе, а так же высокая личностная тревожность.
Каждая группа действует под руководством правил, которые сама вырабатывает и которые имеют следующий вид:
- Точность начала и конца финала.
- Конфиденциальность.
- Активность.
- Право говорить «нет».
- Не обманывать.
- Право на поддержку.
- Обязанность слушать, не перебивать.
- Участвовать во всем.
- Право на личное мнение.
- Ко всем обращаться на «ты».
- Работать «от» и «до».
- Говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.
Каждое занятие строиться на основе использования психотехнических игр и упражнений, направленных на достижение поставленных целей. Среди основных принципов построения занятий обязательными являются доброжелательность, принятие личности каждого подростка, активизация познавательной деятельности, учет основных потребностей данного возраста и др.
Тематика планирования занятий.
5 класс
№ п\п | Темы программы | Количество часов | Дата |
1. | Диагностико-мотивирующая часть | 2 часа | |
2. | Знакомство. Принятие правил группы. | 1 час | |
3. | Расширение границы своего «Я» | 1 час | |
4. | Моделирование настроения (танцетерапия) | 1 час | |
5. | Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении. | 2 часа | |
6. | Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного, грубого поведения. Релаксация (музыкотерапия) | 2 часа | |
7. | Как предупредить переутомление (цветотерапия) | 1 час | |
8. | Чувство собственного достоинства. Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. Обратная связь. | 2 часа | |
9. | Мои права и права других людей. Релаксация (арттерапия) | 2 часа | |
10. | Учусь не бояться ( коррекция страхов – арттерапия, рисунок) | 2 часа | |
11. | Итоговая диагностика | 1 час |
6 класс
№ п\п | Темы программы | Количество часов | Дата |
1. | Диагностико-мотивирующая часть | 2 часа | |
2. | Знакомство. Принятие правил группы. | 1 час | |
3. | Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств. Обучение релаксации | 1 час | |
4. | Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор. | 2 часа | |
5. | Просьба. Умение её высказать, принять согласие или отказ в её выполнении. Умение отличать отказом на просьбу. | 1 час | |
6. | Я в своих глазах и глазах других людей. | 1час | |
7. | Я для себя, я для других (окончание). Обида. Релаксация (музыкотерапия) | 1 час | |
8. | Как справиться с раздражением, плохим настроением. | 1 час | |
9. | Лекарство от скуки (либропсихотерапия) | 1 час | |
10. | Наши чувства, желания, настроение. «Стоп! Подумай! Действуй!» | 2 часа | |
11. | Победи своего дракона | 2 часа | |
12. | Арттерапия (лепка) | 1 час | |
13. | Итоговая диагностика | 1 час |
7 класс
№ п\п | Темы программы | Количество часов | Дата |
1. | Диагностико-мотивирующая часть | 2 часа | |
2. | Знакомство. Принятие правил группы. | 1 час | |
3. | Умение слушать. Люди значимые для меня. Работа с чувствами. Релаксация (музыкотерапия) | 2 часа | |
4. | Типичные проблемы (элементы игрового тренинга) | 2 часа | |
5. | Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт. | 2 часа | |
6. | Осознание проблем в отношении с людьми. Ароматерапия. | 1 часа | |
7. | Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности. | 1час | |
8. | Мотивы наших поступков. Обратная связь. Либропсихотерапия. | 2 часа | |
9. | Смирение в отношении с людьми. Обратная связь. Музыкотерапия. Завершение группы. | 3 часа | |
10. | Итоговая диагностика | 1 час |
8 класс
№ п\п | Темы программы | Количество часов | Дата |
1. | Диагностико-мотивирующая часть | 2 часа | |
2. | Знакомство. Принятие правил группы. | 1 час | |
3. | Любовь и дружба (или счастье, когда тебя понимают). | 2 часа | |
4. | Пол, влечение, созревание (или мужчины и женщины в чем их различие?). Инь и янь. | 2 часа | |
5. | Проблемы взросления. Релаксация (музыкотерапия) | 2 часа | |
6. | Претензии. Противоречия между мужчинами и женщинами. | 1 час | |
7. | «Если бы я был тобою» (расширение представлений о внутреннем мире другого человека; о его чувствах, мыслях, образах). Ароматерапия. | 1 час | |
8 | Большая школьная любовь. | 1 час | |
9. | Алкоголь, наркотики (или как важно вовремя сказать «нет»). | 2 часа | |
10. | Родители и дети. Цветотерапия. | 1час | |
11. | Модель общения. | 1 час | |
12. | Итоговая диагностика. | 1час |
9 класс
№ п\п | Темы программы | Количество часов | дата |
1. | Диагностико-мотивирующая часть | 2 часа | |
2. | Знакомство. Принятие правил группы. | 1 час | |
3. | Многообразие мира профессий. | 1 час | |
4. | Представление о себе и проблема выбора профессии. Образ «Я» и профессии. Музыкотерапия. | 2 часа | |
5. | «Секреты выбора» профессии («хочу»-«могу»-«надо») | 1 час | |
6. | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 1 час | |
7. | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») | 1 час | |
8. | Социальные проблемы труда («надо») | 1 час | |
9. | Социально-психологический портрет современного профессионала | 1 час | |
10. | Коммуникативные особенности личности. Взаимодействие личности с другими людьми. | 3 часа | |
11. | Самореклама. Цветотерапия. | 1 час | |
12. | Самооценка и её роль в выборе профессии. Либропсихотерапия. | 1 час | |
13. | Итоговая диагностика. | 1 час. |
ЛИТЕРАТУРА.
- Андреева Г.М. Социальная психология М., 1994
- Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. М., 1994
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М., 1995
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1998
- Кон И.С. Открытие «Я» М., 1978
- Колесов Д.В. Беседа о половом воспитании М., 1986
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассника к семейной жизни: тесты, вопросники, ролевые игры. Книга для учителя. М., 1991
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997
- Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998
- Петрусинский В.В. На пути к совершенству. Искусство экспромта. М., 1995
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. М., 1993
- Сатир В. Как строит себя и свою семью. М., 1992
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М., 2006
- Панкова А.М. Любювь, Жизнь, Семья. М., 1999
- Проблемы психологической службы: Сборник научных трудов. Под ред. Е.А. Бражной. Ульяновск, 1997
- Методика преподавание курса «Твоя профессиональная карьера» Книга для учителя. Под ред. С.Н. Чистяковой, Г.И. Шекавиной,
2-ое издание М,,1999