Главные вкладки

    «Как птицы весну встречали»

    Бурдаева Елена Александровна

    Интегрированное занятие 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_kak_ptitsy_vesnu_vtrechayut.docx21.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие «Как птицы весну встречали»

    Цели: обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц.

    Задачи: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

    - воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

    - дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразии;

    - учить делить на перелётных и зимующих ;

    - активизировать словарь.

    Планируемые результаты: самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игр.

    Материалы и оборудование:  иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц».

    Ход занятия :

    Воспитатель:  Дети я предлагаю вам поиграть в игру. Вы согласны?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Игра называется: «Доскажи словечко».

    Я раскрываю почки

    В зелёные листочки.

    Деревья одеваю,

    Посевы поливаю.

    Движения полна.

    Зовут меня...( весна)

    Дети :  ответы детей.

    Воспитатель : По окончании игры  побеседовать какие  изменения  в  природе происходят  весной?

    Дети:  размышляют, ответы детей.

    Воспитатель:  Отгадайте загадку:

    Снится ночью пауку

    Чудо-юдо на суку:

    Длинный клюв и два крыла.

    Прилетит - плохи дела.

    А кого паук боится?

    Угадали? Это... (птица)

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель:   Предлагает  составить  рассказ на тему «Как птицы весну встречают».

    Дети: дети слушают, проявляют интерес  к составлению рассказа.

    Воспитатель:  Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями.)

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)

    Дети: размышляют, ответы детей.

    Воспитатель: Предложить детям вспомнить  каких птиц мы называем перелётными, а каких - зимующими?

    Дети: слушают, размышляют, отвечают.

    Воспитатель:   Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие.)

    Дети: рассматривают иллюстрированные картинки и фотографии с изображением птиц, обсуждают увиденное.

    Воспитатель:  Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т. д.)

    Дети: размышляют, высказывают свои предположения.

    Воспитатель:  Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

    Дети: слушают ,отвечают на вопрос.

    Воспитатель: Рассказать детям  что каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время .А сейчас  я предлагаю вам отгадать загадки про птиц и узнать о них много интересного.

    Воспитатель:  Отгадайте загадку.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей

    Взад-вперёд по пашне вскачь.

    А зовётся птица ... (грач).

    Дети:  ответы детей.

    Воспитатель: Предлагает  рассмотреть  картинки с изображением перелетных птиц.

    Рассказать детям о первых птицах которые прилетают весной. Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

    Воспитатель: а сейчас ещё хочу загадать вам загадку:

    Своё гнездо он в поле вьёт,

    Где тянутся растения.

    Его и песня и полёт

    Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

    Воспитатель: Дети что же это за птица?

    Дети: размышляют, ответы детей .

    Воспитатель: Рассказать детям о жаворонке- это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

    Воспитатель: у меня к вам ещё загадка, слушайте внимательно.

    На шесте - дворец,

    Во дворце - певец,

    А зовут его... (скворец).

    Дети: с  интересом слушаю загадки, отвечают.

    Воспитатель: Рассказать детям о скворце. Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец - пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца — знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта.

     Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах.

    Дети:  проявляют интерес к составлению рассказа, размышляют, высказывают своё мнение.

    Воспитатель: Дети а сейчас я предлагаю вам послушать  рассказ М. Богданова:

    Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей — одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.

    Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину - в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

    Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

    Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

    Воспитатель: подвести итог  что на всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

    Воспитатель: Предложить детям ответить на вопросы:  Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц?

    Дети: обсуждают ,размышляют ,отвечают на вопросы воспитателя.

    Воспитатель: загадывание загадки

    Путь проделав длинный,

    Прилетает к нам с теплом,

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (Ласточка.)

    Воспитатель: Ответы детей. Дети что это за птица? Как она выглядит?

    Дети: анализируют ,высказывают свои предположения.

     Воспитатель: Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

    Воспитатель: Дети я предлагаю вам загадать ещё одну загадку  она про большую птицу которая селится на крышах домов.

    Он живёт на крыше дома.

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту. (Аист.)

    Дети: размышляют ,обсуждают, отвечают на вопрос.

    Воспитатель:  В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

    -    На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? (Птицы  высиживают птенцов, строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)

    Дети:  слушают, высказывают своё мнение.

    Воспитатель: предложить детям отдохнуть.

     Физкультминутка

    Капли звонко капали (прыжки на месте),

    Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам).

    Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся),

    Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся).

    С нас течёт уже вода (наклон вниз),

    Мы растаем навсегда (выпрямляемся).

    Воспитатель:  По окончании физкультминутки подвести итоги о весне ,птицах весной. Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

    Где ты, где ты, ласточка,

    Целый день летала?

    Солнцу золотому косу заплетала.

    Нашей Любице не спится –

    Прилетай к нам, аист-птица,

    С тихой дрёмой, с крепким сном,

    Дрозд метёлкой двор метёт –

    Дрозд гостей сегодня ждёт,

    У него на день рожденья

    Червяки на угощенье.

    Угостим тебя зерном,

    Напоим водицей.

    Прилетай к нам, аист-птица.

    Воспитатель: обратить внимание детей  что  был на Руси праздник - встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».   А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта - перед прилётом скворцов.

     Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

    Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

    Не просто так кричат - себе жилища строят.

     Воспитатель: Дети давайте же вспомним с вами какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?

    Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

    Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

    Не просто так кричат - себе жилища строят.

    Воспитатель:  Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц».

    Воспитатель:  Какие птицы здесь живут? (Показывает картинки с изображением озера, луга, леса, кустарника.)

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель:  Чьё это гнездо? (Показывает изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее.)

    Дети:  рассматривают гнёзда птиц, размышляют, отвечают.

    Воспитатель:  Кто как поёт? (Аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья.)

    Дети : слушают  звуки и пение птиц, делятся впечатлениями .

    Воспитатель:  Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?

    Дети: Дети размышляют ,думают, проявляют интерес в беседе как помочь птицам.