Примерная программа работы классного руководителя с родителя в начальной школе

Анна Константиновна Иванова

Программа составлена из опыта работы коллектива учителей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_programma.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная программа

работы классного руководителя

с родителями в начальной школе.

Пояснительная записка

Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высокультурной и нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.

 Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, должны хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволит им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.

Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.

Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.

Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.

Родительские собрания

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе и иметь огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.

План общешкольных родительских собраний в начальной школе.

Классы

Тема

1

  1. Адаптация первоклассников. Трудности адаптационного периода и пути их преодоления.
  2. Правовые основы семейного воспитания.

2

  1. Формирование здорового образа жизни ученика младших классов.
  2. Отношение взрослых и детей в семье и за её пределами.
  3. Согласованность семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников.

3

  1. Учитель и ученик: проблемы, позиции сторон.
  2. Воспитание трудолюбия в семье и школе.

4

  1. Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды.
  2. Семейные традиции или золотые россыпи семейной педагогики.

Уже несколько лет мы практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводим в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.

Классные родительские собрания необходимо проводить 1-2 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

Тематика классных родительских собраний

Классы

Тема

1

  • Первый раз в первый класс. Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.
  • Давайте говорить друг другу комплементы или один день без нотаций.
  • Капризы ребенка и как с ними бороться.
  • Учеба и игра в жизни первоклассника.
  • Организация и проведение летних каникул

2

  • Особенности учебной деятельности второклассников.
  • Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений. Секреты бабушек и дедушек. Семейные традиции..
  • Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.
  • О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов.
  • Организация летнего отдыха детей.

3

  • Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника.
  • Домашняя библиотека, любимые книги .Школьная библиотека. Что читать третьекласснику? Забота о глазах. Упражнения для глаз.
  • Школьные традиции и праздники.
  • Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе.

4

  • Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.
  • Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.
  • Мир наших увлечений. Выставка творческих работ детей и родителей.

Рекомендации по проведению родительских собраний

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
  6. Приглашение родителей и других участников собрания.
  7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
  •  подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе

Срок

 проведения

Тема собрания,

вопросы для обсуждения

ответственные

Подготовительный период

январь

1.      Знакомство со школой.

2.      Правила приёма детей в первый класс.

3.      Готовимся к школе.

Администрация школы, психолог, логопед

июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса.

Учитель

 Первый класс

сентябрь

1.      Особенности адаптационного периода.

2.      О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год).

3.      Выборы родительского комитета класса.

Учитель, психолог

октябрь

1.      Младший школьник: особенности развития.

2.      Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.

Учитель, психолог

ноябрь

1.      Итоги адаптационного периода.

2.   Дети и телевидение (диспут).

Родительский комитет, учитель, психолог

январь

Итоги первого полугодия

Родительский комитет, учитель

март

Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра).

Родительский комитет, учитель

май

1.      Об итогах учебного года.

2.      Организация летнего отдыха детей.

Родительский комитет, учитель

Второй класс

сентябрь

1. О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.

 

Учитель

ноябрь

Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению.

Родительский комитет, учитель, библиотекарь

декабрь

Роль семейных традиций в воспитании школьника.

Учитель, психолог

январь

1. Итоги первого полугодия.

2. О детской дружбе (совместно с учащимися).

Родительский комитет, учитель, психолог

март

Что значит: любить своего ребёнка (диспут).

Учитель, научный консультант

апрель

Воспитание сознательной дисциплины.

Родительский комитет, учитель, психолог

май

Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми).

Родительский комитет, учитель

Третий класс

сентябрь

1.Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе.

Учитель

октябрь

Речь младших школьников и пути её развития.

Учитель, логопед

ноябрь

Как преодолеть школьные трудности.

Родительский комитет, учитель, психолог

январь

Семейные традиции (организационно-деятельностная игра).

Родительский комитет, учитель

март

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

Родительский комитет, учитель

апрель

Дети и компьютеры (мастерская общения).

Учитель, психолог

май

Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).

Родительский комитет, учитель

 Четвёртый класс

сентябрь

1.Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников.

Учитель

октябрь

Эмоциональное благополучие детей в семье.

Родительский комитет, учитель, психолог, социальный педагог

январь

1.Итоги первого полугодия.

2.Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися).

Родительский комитет, учитель

март

Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании.

Учитель, медицинский работник, психолог

апрель

Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.

Родительский комитет, учитель, будущий классный руководитель 5-го класса

май

Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми).

Родительский комитет, учитель

Виды родительских собраний:

  1. Организационные:
  • составление и утверждение планов работы;
  • избрание родительского комитета;
  • распределение общественных поручений;
  • разработка мероприятий с участием родителей;
  1. Собрания по плану классного всеобуча родителей.
  2. Тематические.
  3. Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).
  4. Собрания-практикумы.
  5. Итоговые и т.д.

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

Когда он родился, то

                                         

Самым интересным в первые годы жизни в нём было

 

О здоровье можно сказать следующее

 

Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы

 

Его отношение к школе было

 

Трудности воспитания связаны с

 

Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на

 

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические консультации
  • родительские чтения
  • родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребёнка.
  3. Единственный ребёнок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей.
  5. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
  • учитель собирает и анализирует информацию;
  • определяется список литературы по данному вопросу;
  • изучение литературы родителями;
  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:

  • Первый год ребёнка, каким он был.
  • Каким я вижу будущее своего ребёнка.
  • Друзья моего ребёнка.
  • Праздники нашей семьи.

Примерная тематика консультаций для родителей (по четвертям)

Лекции

1 класс

1. Семья как воспитательный коллектив. Конституционный долг родителей в воспитании детей.
2. Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка.
3. Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания.
4. Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье.

2 класс

1. Как руководить чтением ребенка?
2. Эстетическое воспитание детей в семье.
3. Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания.
4. Роль личнго примера родителей в воспитании ребенка.

3 класс

1. Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств.
2. Половое воспитание ребенка.
3. Роль семейных традиций в воспитании детей.
4. Возрастные и психологические особенности подростков.

4 класс

1. Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
2. Трудовое воспитание младших школьников в семье.
3. Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи.
4. Особенности нравственного воспитания подростка

План работы с родителями учителей начальной школы

ГОУ СОШ № 79