Компьютерная зависимость

Архипова Ольга Николаевна

В методической разработке представлен материал по предупреждению и профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков.  Данная методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_zavisimost.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Южный»

Методическая разработка

в помощь родителям и

педагогам дополнительного образования

«Компьютерная зависимость у детей»

                   

                                Составитель:

         зам.директора по ВР

         Архипова О.Н.

Рязань 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………………….….…..3
  2. Возникновение компьютерной зависимости в подростковой среде ……….….…....5
  3. Механизмы возникновения зависимости ……………………………..………………6
  4. Признаки компьютерной  зависимости ………………………………..……..……….7
  5. Компьютерные игры по степени опасности………………………...…………………8
  6. Уровни проявления компьютерной зависимости  и методы профилактики ..….…...9
  7. Психопрофилактические возможности работы с родителями…………………..…..10
  8. Актуальность воспитательного процесса ………………………………….………...11
  9. Заключение …………………………………………………………………………….13
  10. Список использованной литературы ………………………………………………....14

ВВЕДЕНИЕ

                                                                      «Мы изменили своё окружение

                                                                          так радикально, что теперь

                                                                        должны изменить себя,

                                                     чтобы жить в этом окружении».

Нонберт Винер.

Научно – технический прогресс, набравший к концу 20 века головокружительную скорость, послужил причиной появления компьютера и компьютерных технологий. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и т.д. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая своё место в нашем быту, я мы часто не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этой дорогостоящей техники. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников. На сегодняшний день компьютерная индустрия достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать весьма реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Логично предположить, что с каждым скачком в области компьютерных технологий увеличивается число увлекающихся играми людей, а следовательно, растет число потенциальных игровых аддиктов. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым фактам: активное развитие игрового, компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб-сайтов в сети Интернет. Влияние компьютерных игр на поведение людей уже ни у кого не вызывает  сомнения: Для многих взрослых они стали интереснее книг, театров и телевидения, а для многих детей – важнее учебы и общения со сверстниками.

С каждым годом все больше обучающих программ появляются на рынке. Они подталкивают ребенка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, но вместе с тем зачастую уже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение. По определению Короленко и Сигала, «аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время, которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем личностном развитии». Увлекаясь компьютером,    ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремиться к монитору, к виртуальным играм. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной  социализации, усвоение социальных ролей.

      ЦЕЛЬ – психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов.

      ЗАДАЧИ:

  • Дать сведения по вопросам новых зависимостей;
  • Повысить уровень культуры педагогического состава;
  • Ознакомить с компьютерной культурой пользователя;
  • Повысить уровень культуры семейного воспитания;
  • Ознакомить с симптомами зависимостей;
  • Проинформировать о результатах вследствие эмоциональных заболеваний;

     О затянувшихся прогулках по Интернету, которые отрывают человека от реальности, уводят его в мир иллюзий, делают его просто рабом виртуального мира, предупреждают нас сегодня многие специалисты. Но с реалиями нового в нашем мире нам все равно приходится считаться. Компьютер и Интернет вошли, можно так сказать, почти в каждый дом. И вопрос пользования компьютером приходиться рассматривать, со всех сторон.

«Не гуляйте, дети, долго  в Интернете. Будьте, дети, осторожны.  Разное там встретить можно».

   У младших, все начинается с интереса к неизвестному. Затем следуют компьютерные игры.

Но вместе с тем  приходиться согласиться, что помимо того, что компьютерные игры ругают, они имеют большое значения для младших ребят в нескольких аспектах:

  • Они помогают им преодолеть психологический барьер пред неизвестным;
  • Развивается интерес к изучению нового;
  • Вырабатываются первоначальные знания;
  • Формируются навыки работы с компьютером, что немаловажно в современном мире.

   Так же как дети изучают мир через игру, они начинают изучать компьютер. Игра помогает ребенку освоить многое. И компьютер тоже. Но компьютерные игры – это однотипная информация. А информационная культура предусматривает расширение границ осведомленности. Повышение уровня компьютерной грамотности пользователя. Нам все чаще приходится говорить о культуре пользователя.

     Как и любая культура, компьютерная предусматривает, прежде всего, умеренность. Кроме умеренности в пользовании играми, не следует забывать еще и об избирательности поступающей информации. Наряда с полезной информацией с многих сайтов просто кричат все пороки современного мира. Еще очень неустойчивый психологический барьер ребенка может рухнуть под натиском рекламы запретного и грязного. Большая опасность состоит еще в том, что компьютерные сети активно осваивают пространство гуманитарной культуры, той, которая, находится под воздействием массовыми культурами с её ложными стереотипами. Вседозволенность и этический произвол спокойно разгуливают по многим сайтам. К Интернету начинают относиться, как к сфере свободы моральных принципов и норм. Ведь в том пространстве не правоохранительных органов, которые бы строго следили за нормами поведения и общения.

   Обязанность родителей – следить за тем, как, иногда и чем занимается ваш ребенок, когда он находится за компьютером, - это первый шаг к воспитанию компьютерной культуры. В конечном итоге – уберечь ребенка от компьютерной зависимости. Все то, что будет полезно для его здоровья, жизни развитие его личности, станет воспитанием компьютерной культуры, потому что она, в конечном счете, от обыкновенной культуры ни чем не отличается.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ.

      Зависимость – отношение одного

      явления к другому, как результата

      к причине; подчиненность  другим,

                                         чужой власти, воле.

Из толкового словаря.

   Наиболее часто влиянию компьютера подвержены подростки. Они настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им там становится гораздо интересней, чем реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем повторного прохождения того или иного уровня игры.

Подростка в игре, прежде всего, привлекает:

  • Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • Отсутствие ответственности;
  • Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • Возможность исправить любую ошибку путем неоднократных попыток;
  • Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решение, вне зависимости от результата, к которому они могут привести.

   Подросток подвержен зависимости от компьютерных игр, поскольку события не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры может быть непрерывным. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет аддикту прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Увлечение компьютерными играми – это не пристрастие к какой-либо одной игре, это, скорее всего, психологическая «цепная реакция». Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше остальных, человек, ищет другие игры того же жанра, сделанные в похожей стилистике и не уступающие по выбросу адреналина и азарту, а дальше возникает стремление пройти все игры этого типа, которых в продаже имеется большое количество. Многие игры имеют совмещенные игровые жанры, что стимулирует аддикта к переходу к другим типам игр. Кроме того, одной из причин поддержания компьютерной зависимости может быть наличие в игре секретных подуровней, которыми производители поддерживают у игрока ощущение соревнования.

Специалисты московского Центра виртуалистики при Институте человека РАН считают, что детям следует запрещать сидеть за компьютером ночью. В дневное время этому занятию можно уделять не более 2-3 часов. Стоит остерегаться и не злоупотреблять временем нахождения за компьютером. Ведь развитие организма,   становление его психики, а также развитие личностных качеств происходит у каждого ребенка по-разному.

МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ.

  1. Стадия легкой увлеченности.

После того как ребенок один раз поиграл в компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Он получает удовольствие, играя, чему способствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером; стремление к игровой деятельности принимает некую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что потребность играть в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая постоянная потребность в игре на этой стадии еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности.

Фактом, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей – новой потребности – играть в компьютерные игры. На этом этапе принимает систематический характер.

  1. Стадия зависимости.

Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.

Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов. Такие подростки любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влияние на психику человека, поскольку социальное окружение, как правило, не дает подростку полностью оторваться от реальности.

Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушается не только мировоззрение, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики: она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.

  1. Стадия привязанности.

Эта стадия характеризуются угасанием игровой активности человека. Отношение подростка с компьютером можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. То есть человек уже «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью избавиться от психологической зависимости от компьютерных игр не может. Эта самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ  ЗАВИСИМОСТИ

  • Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером, раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на постоянное обновление программного обеспечения и апгрейд компьютера;
  • чувство тревоги и раздражения при необходимости остановить игру;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностей, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; человек предпочитает, есть перед монитором;
  • обманывает, с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало – мальски следующими в этой области людьми.

    Если у человека присутствует хотя бы четыре из перечисленных симптомов, то можно сказать, что «психическая» инфекция организмом уже получена.

Страсть к азартным играм захватывает больше мужчин. Но женский пол поддается женской зависимости в три раза быстрее. Азарт игромана признан эмоциональным заболеванием. И эта болезнь протекает у женского пола серьезней. Период лечения увеличивается. В мозгу происходит возбуждение определенной группы клеток, которые и доставляют человеку такое удовольствие. Но природа отвела всему живому определенный объем удовольствий. И его превышение чревато отрицательными последствиями. За все приходится расплачиваться. И люди расплачиваются слишком многим: карьерой, любовью, семьей, здоровьем и, наконец, самой жизнью. Никто не знает, как прореагирует «центр удовольствия» в том или ином организме. Поэтому от всевозможных страстей надо быть подальше -  с раннего возраст оберегать от этого своих детей.

    Красота мира реального, радость созидательной человеческой деятельности, неповторимость переживания эмоциональных чувств в процессе живого человеческого общения – вот к чему следует вести детей, чтобы они смогли избежать заманчивой бездны, испепеляющих чувства компьютерных игр.

    Особенно важно знать о влиянии компьютера на здоровье подростка, так как организм ребенка более чувствителен к всевозможным факторам окружающей среды; а также о возможных отдаленных последствиях, которые сказываются лишь через много лет.

   Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, проблемы с осанкой. Все, это вызывает отклонения в растущем, формирующимся организме, которые могут сказаться даже на формировании, в дальнейшем, развитии половой сферы.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ

  1. РОЛЕВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятие роли и ухода от реальности. Они подразделяются:

  • Игры с видом «глазами» компьютерного героя.

Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль; погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасно.

  • Игры с видом из вне на «своего» компьютерного героя.

Здесь происходит отожествление себя с компьютерным персонажем, но не такое выраженное. Поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться  играющим чуть ли не как собственное.

  • Стратегические игры.

Играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями и т.д. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственного героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие реализуют свою потребность в доминировании и власти.

  1. НЕРОЛИВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости, и влияние игр на личность человека не так выражены. Основная мотивация: азарт достижения цели.

  • Аркады.

Главное в аркадах – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны.

  • Головоломки (шахматы, шашки, нарды).

Основная мотивация -  доказать свое превосходство над компьютером.

  • Игры на быстроту реакции.

Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакций. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти игру», набрать больше количество очков, может формировать вполне устойчивую психическую зависимость человека от этого типа игр.

  • Традиционные азартные игры.

Сюда входит компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

   Психическая зависимость, как правило, наименее заметна для самого зависимого человека. Он может даже не замечать, как много времени тратить за компьютером, как отдаляется от друзей, забывает поесть.

 По мнению психологов, обычно, компьютерной зависимости подвержены:

  • неуверенные в себе люди,
  • испытывающие трудности в общении,
  • имеющие низкую самооценку,
  • комплексы или от природы застенчивые.

   Компьютер (игры) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильными, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение человек, начинает все больше времени проводить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начинать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Да, это – болезнь, со всеми присущими ей симптомами. Появляются тревожность и агрессивность. Игромана характеризует тяга к получению энергетической «подпитки», которую он получает, прильнув к монитору. Особенно подвержены этой болезни дети, которые испытывают постоянный внутренний эмоциональный дискомфорт. Они стараются от него избавиться. Но так как сознание находится еще не на должном уровне, а волевые качества очень слабы, то все их усилия не направляются на что-то реальное и ценное. Они находят более легкий путь для освобождения от внутреннего дискомфорта, а именно искусственное возбуждение. Среди искусственных возбудителей заняла свое место и игромания. При помощи этого возбудителя дети избавляются от тоски, непонимания, страхов и депрессии.

  Некоторые родители еще не до конца осознают опасность развивающийся у ребенка игромании. Они считают, что детям лучше проводить время у компьютера, чем находиться во дворе в неблагополучной компании. Но нельзя забывать, что достаточно других, более полезных вариантов детского время провождения. Нельзя допускать, чтобы компьютерные игры стали почти единственным занятием вашего ребенка в свободное время.                                                          

    К сожалению, многие проблемы, отрицательные последствия нашей некомпетентности нам приходится решать уже по факту. И конечно, именно поэтому не всегда успешно. Мир разума бьет тревогу и встает на борьбу с компьютерной зависимостью.

   Дети, проводящие очень много времени за компьютером перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность работы некоторых видов памяти.

 УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

 И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ.

Уровни

проявления

Признаки предрасположенности

к зависимости от компьютера

Методы

профилактики

1

Внешнее

окружение

Знает о существовании

зависимости от компьютера.

Информирование о вреде

чрезмерного увлечения

компьютером.

2

Поведение

Эмоциональная реакция

 на компьютер и компьютерные игры.

Техники обучающие социальному

взаимодействию.

3

Способности

Знает о причинах повышенного

увлечения компьютером других людей.

Техники тренингов, умений, уверенности в себе и самопознания.

4

Ценности и убеждения

Думает о компьютере, как о

единственном способе решения

личностных проблем.

Техники формирующие новые ценности.

5

Идентичность

Рассуждает о компьютере, как

о самой важной сфере своей жизни.

Техники формирующие

мировоззрение.

6

Духовность

Рассуждение о своем зависимом образе жизни с позиции мистики и предназначения.

Экзистенциальная психотерапия.

 Профилактика отклоняющегося поведения (в том числе и зависимости от компьютера) предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации.

Принято выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

  • Первичная профилактика направлена на  устранение неблагоприятных факторов;
  • Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», то есть с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
  • Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Также предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Суть профилактики состоит в том, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности возникновения зависимости от компьютера.

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Взаимодействие с родителями занимает важное место в структуре профилактики зависимости от компьютера, поскольку предпосылки её формирования нередко закладываются в семье. Далее уже сформировавшийся стереотип зависимого поведения там же и подкрепляется. Поэтому эффективность психопрофилактической работы может быть достигнута только в том случае, если союзниками станут родители.

Первые шаги к такому сотрудничеству можно заложить в рамках групповой консультации, когда есть возможность встретиться с родителями многих подростков.

Основными задачами подобных групповых консультаций могут стать знакомство родителей с понятием «компьютерная зависимость», её основными признаками.

В структуре групповых консультаций с родителями можно выделить несколько смысловых фрагментов. Основная задача на первом этапе – информировать родителей о возрастных особенностях детей. Об основных формах, видах, признаках зависимого от компьютера поведения. Поскольку уровень психологической культуры родителей может быть различным, желательно раскрыть основное содержание простым, доступным языком.

В силу развития научно-технического прогресса овладение компьютерными технологиями становится необходимым условием успешного существования в современном обществе. Компьютеры прочно входят в нашу жизнь, активно внедряются в учебный процесс, в школы, у многих компьютеры появляются дома. В связи с этим все чаще становится вопрос о грамотном построении  процесса общения ребенка с компьютером, о том, как свести к минимуму его отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье.

Обучающие программы, компьютерные игры подталкивают ребенка к понимаю процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, а вместе с тем зачастую даже в раннем возрасте может формироваться зависимость от компьютера.

Самые явные  проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушениями осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана, несомненно, наносит ущерб здоровью детей. Часто можно встретить жалобы на онемение пальцев правой руки. Но кроме отрицательного влияния на здоровье ребенка компьютер несет и психологическую опасность.

Если Ваш ребенок подолгу играет в компьютерные игры, а играя, часто забывает даже поесть и поспать; если невозможность поиграть приводит его к отрицательным эмоциям, депрессии; если у него нет друзей и других увлечений, кроме компьютера – это может указывать на появление у него зависимости от компьютера.

В никуда уходит эмоционально незакаленные люди. Учите детей правильно относиться к жизненным трудностям. Уделите должное влияние воспитанию волевых качеств. Закомплексованный ребенок тоже будет искать выход из создавшегося трудного положения, уходя в никуда. С малых лет учите детей преодолевать спокойно и разумно критические жизненные ситуации. Ваш ребенок должен твердо уверовать в то, что в жизни все поправимо, кроме ухода из нее. Разумные мысли и старания сделают свое правое дело. Отвлекайте детей от мрачных мыслей. Не оставляйте без внимания их рассказы и жалобы, на то, что омрачает их детскую жизнь. Не считайте это чепухой и мелочами. В детском возрасте эти мелочи очень значимы и переживаемы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитание такой личности, которая смогла бы устоять против всех соблазнов. Родительский контроль в этом процессе играет немаловажную роль. Контроль времяпрепровождения, расхода карманных денег, разумные ограничения – все это поможет в воспитательном процессе. Но самое главное не оставлять детей один на один с их проблемами и такими важными для них нерешенными вопросами. Убрав из детского поведения напряжение и эмоциональный дискомфорт, вы убережете их от поиска расслабления и ухода от проблем и непонимания в другой мир, виртуальный или азартный. Все важно в воспитательном процессе. В том числе воспитание волевой личности, которая сумеет вовремя сказать себе «нет». Воля и характер закладываются в детстве.

 А все начинается:

  • с правильного режима дня;
  • разумного использования времени (изучите мир  интересов ребенка, помогите ему определиться с выбором занятия);
  • умения добросовестно трудиться (занятость полезным трудом отвлекает от неразумных мыслей);
  • умения не поддаваться отрицательным соблазнам (покажите на примерах, как они мешают доброму и полезному);
  • умения проявлять настойчивость (не давайте возможности настойчивости перейти во вредное упрямство);
  • умения терпеть и соглашаться с разумными доводами;
  • соблюдения правил поведения и дисциплины;
  • обдумывания и анализов своих поступков;
  • умения сделать правильные выводы;
  • умения контролировать свое поведение;
  • воспитания распознавать с детства жизненные истинные ценности (здоровье, добро, благополучие свое и своих близких, внутренний комфорт и т.д.);
  • учиться преодолевать трудности и негативные желания, преодолевая себя (повторяйте детям, что преодоление себя – это самая большая победа человека в жизни, потому что эта победа самая трудная; но вместе с тем она дает самые ощутимые положительные жизненные результаты).

Но такую волевую, эмоциональную устойчивую личность еще предстоит вырастить. Ведь никто не даст гарантии, что ребенка не затронет болезнь зависимости. Поэтому положительный пример имеет большое значение в формирование поведения ребенка. Нужно стараться оберегать детей от любого рода зависимости, пользуясь нравственными законами жизни как перечнем того важного и необходимого, что мы обязаны воспитать в детях. Того, что укрепит их волю, поддержит в добрых начинаниях, поможет в трудные минуты жизни и оградит от плохого и неразумного.

Для того чтобы избежать, появление у ребенка зависимого, от компьютера поведения:

  • Постарайтесь жестко регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером;
  • Контролируйте сюжеты игр, в которые играет Ваш ребенок. Старайтесь не разрешать ребенку играть в игры, где присутствуют сцены насилия, агрессивное поведение героев;
  • Не допускайте, чтобы ребенок принимал пищу у монитора, играл ночами или пренебрегал общением с друзьями, школьными делами;
  • Развивайте интерес ребенка к различным видам деятельности: спорту, искусству, музыке, науке. Организуйте посещение им разнообразных кружков, секций, школьных факультативов и др.;
  • Старайтесь активнее использовать позитивные возможности компьютера. Возможно, ребенка заинтересует программирование, веб-дизайн, создание сайтов в интернете, компьютерная графика, анимация. А для этого желательна заинтересованная помощь взрослого, но не просто критикующего и запрещающего, а помогающего;
  • Старайтесь, переходя от простого к сложному, менять содержание программ;
  • Воспитывайте ребенка таким образом, чтобы компьютер воспринимался им лишь как часть жизни, как средство достижения результата, а не как сама цель;
  • Обращайте внимание на причины, заставляющие ребенка уходить с головой в виртуальный мир. Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью Вашего ребенка могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно именно в виртуальной реальности.

 Единственный в настоящий момент, проверенный способ не дать ребенку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали для него заменой реальности.

 Главное – показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но и также тренируют тело и нормализуют психическое состояние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Зависимость от компьютера проявляется быстрее, чем другие традиционные зависимости: курение, употребление наркотиков, алкоголя. По данным научных исследований, в среднем для человека требуется от 0,5 до 1 года для возникновения устойчивой компьютерной зависимости.

Тем не менее, сейчас нельзя однозначно сказать, есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной зависимости  в молодежной среде.

     С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени, необходимого на развитие и образования, исключая его из активного социального процесса; с другой стороны, зависимость от компьютерных игр – это, как правило, явление временное. Компьютерная зависимость тем и отличается от курения, употребления алкоголя, наркотиков и увлечение азартными играми, что в какой то момент времени наступает пресыщение компьютером. Далее человек либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни.

Возможно, что перенасыщение компьютерными играми в раннем детстве потребует гораздо меньше времени, чем, например, у учащегося вуза. Не исключено что ребенку быстрее надоест однообразие экрана по сравнению с бесконечностью возможностей и не открытых еще моментах реального мира. Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка уже к тому моменту не будет повреждена.

С другой стороны, полностью ограждать ребенка от компьютера – это непозволительная ошибка, поскольку компьютер – это неотъемлемая часть будущего, в котором ему предстоит жить. Полное ограждение ребенка от компьютера – это ущемление его прав и помещение его в неравные условия с теми детьми, которым компьютер доступен.

   Лучше придерживаться стратегии «золотой середины», а именно: дозировать время общения ребенка с компьютером и контролировать содержание этого общения. Важно показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (искусство, спорт, различные хобби, общение с друзьями, и многое другое), которые позволяют пережить не менее острые ощущения, и, кроме того, тренируют тело и нормализуют психическое состояние.

Виртуальная реальность – не есть жизнь, это лишь отражение жизни, это параллельный, но не основной мир. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, но важно их использовать по мере необходимости, а развлечение в виде компьютерных игр лучше сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.,1997.
  2. Бурлаков, И. Психология компьютерных игр. / / Наука и жизнь. – 1999. - № 5, 9.
  3. Змановская, Е. В. Девионтология  (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 288с.
  4. Иванов, М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Интернет – ресурс.
  5. Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Интернет – ресурс.
  6. Иванов, М. С. Психология компьютерной игры, как проблема интегральной психологии личности // Интернет – ресурс.
  7. Кулинич,  Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: - М.: ВАКО, 2009.
  8. Лидин, К. Л. Компьютерная аддикция  // Социальная профилактика и здоровье. – 2003. - №6. – с. 38 – 47.
  9. Пырочкина, С. А., Погорелова, О. П., Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков. – Волгоград: Учитель, 2008.
  10.  Фопель К. Создание команды. М.: Генезис, 2003.
  11. Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников. Волгоград: Учитель, 2009.