Социально-педагогические идеи Л. Н. Толстого(статья написанная Краско Валентиной Алексеевной)

Краско Валентина Алексеевна

В своей педагогической деятельности великий писатель Л. Н. Толстой исходил из того, что ребёнок является личностью, требующей индивидуального и свободного воспитания. Каждый ребенок – это развивающее существо. Цель воспитания и образования, по его мнению, заключатся в том, чтобы способствовать гармонии нравственных качеств, с которыми родился человек. На уважение к личности ребенка основываются положения педагогической системы Л.Н. Толстого о развитии активности и творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_krasko_v.a.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Краско В.А.

                                                                          учитель начальных классов

                                                                                             МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1»

                                                        Иркутский район

Социально-педагогические идеи Л. Н. Толстого

В своей педагогической деятельности великий писатель Л. Н. Толстой исходил из того, что ребёнок является личностью, требующей индивидуального и свободного воспитания. Каждый ребенок – это развивающее существо. Цель воспитания и образования, по его мнению, заключатся в том, чтобы способствовать гармонии нравственных качеств, с которыми родился человек. На уважение к личности ребенка основываются положения педагогической системы Л.Н. Толстого о развитии активности и творчества детей.

Основу просветительской концепции Л.Н. Толстого составляла идея гуманности, предполагавшая равенство и свободный доступ к знаниям и образованию всех и каждого, не исключая крестьянских детей.

Образование, считал он, должно стать всеобщим.

Важное место в педагогической концепции Толстого занимала идея свободы школы и образования. Свободу он называл «единственным критерием педагогики». На этом основании его сравнивали с Жан-Жаком Руссо и позднейшими представителями движения «свободного воспитания». Действительно, как и Руссо, Толстой говорил, что дитя являет собой от природы совершенное, неиспорченное создание и что не следует препятствовать его свободному развитию. Понятие свободы воспитания и образования Л.Н.Толстого было далеко и от взглядов теоретиков свободного воспитания и образования направленное обучение. Именно такое образование и обучение было в семье Л.Н.Толстого.

Свобода образования – это гносеологический и моральный принцип, вытекающий из внутренних закономерностей познавательной деятельности и реализуемый в практике обучения, антитеза авторитарной педагогике, требование гуманного отношения к ученику. Познание может быть только свободным. Без этого условия последовательность, систематичность и все другие правила традиционной педагогики не имеют силы, лишаются смысла и значения.

Защищая и развивая идеалы гуманистической педагогики, Толстой в условиях своего времени заявлял о необходимости научного обоснования образовательной и воспитательной деятельности. У каждой науки есть только ей принадлежащие предмет и методы исследований. У педагогики – это ребенок в его бесконечно многообразных естественных проявлениях. В отличие от общей психологии в концепции Толстого изучение ребенка не отрывалось от практических задач обучения.

Педагогические труды Л.Н.Толстого доказывали, что дитя больше мыслит образами, красками, звуками, что на первоначальных ступенях обучения мышление образами преобладает над логическим мышлением. Используемый педагогом образ может для ребенка вмещать гораздо больший объем информации при первоначальном обучении, чем логическое рассуждение. Мышление в образах имеет место и на последующих ступенях образования, а так же в исследованиях, поскольку оно в отличие от логического раскрывает не одну, даже не большее или меньшее число сторон явления, но целостную картину его.

Высказанные Л.Н.Толстым еще в юношеские годы гуманистические идеи не оставались, как это нередко бывало в истории российского образования, пустой декларацией, благим пожеланием, и только. Они стали определяющими на многие годы его просветительской деятельности. Со всей страстностью и необыкновенным талантом Лев Николаевич Толстой стремился реализовать идеи свободы и человечности в учительской практике Яснополянской школы, при издании педагогического журнала, в процессе создания учебных книг для первоначального обучения в народных школах, в теоретических, дидактических и методических работах.

Рассмотрим преемственность педагогических идей Л.Н. Толстого в концепции современного образования. Модель школы – это один из возможных путей  реализации гениальной идеи Льва Николаевича, а именно: построение образовательного процесса на основе свободы выбора учебного материала. Школьный компонент позволяет ученику выбирать содержание, объем, глубину, форму и темп образования, а учителю – реализовать потенциал личности. Мотивы выбора ЗИВов (занятия индивидуального выбора) у каждого ученика свои. Он получает возможность сформировать психологические и социальные установки на самостоятельный выбор пути, способа учения, утвердить привычку к осуществлению самообразования. Опыт показывает, что большей популярностью пользуются курсы, имеющие практическую направленность (например, народные ремесла, дизайн, основы здорового образа жизни и т.д.). Эта модель педагогического процесса пока не является массовой, однако все больше учебных заведений используют такой опыт. Анализ литературы, практические наблюдения показывают, что современная дидактическая система опирается на педагогические идеи Л.Н. Толстого:

– избегайте двух крайностей

– не говорите о том, чего ученик не может понять, и о том, что он уже хорошо знает;

– давайте ученику как можно больше сведений по всем отраслям знаний, но как можно меньше сообщайте ему общих правил, выводов, определений и всякой терминологии;

– главный критерий оценивания не усвоенные знания, а охота к учебе. Эти идеи в настоящее время реализуются в контексте личностно ориентированной педагогики.

Литература

1. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1953.

2. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика.- 1994.- № 3.

3. Кудрявая Н.В. Педагогические искания Л.Н. Толстого // Сов. Педагогика.- 1987. - № 9.