Обучение детей умению создавать тексты

1)Научный текст –ткань сознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей умению создавать тексты

     1)Научный текст –ткань сознания.

Учиться писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.

Многие люди обладают хорошими ораторскими способностями и блестяще выступают на публике, но при этом зафиксировать свои мысли и научные работы не могут. Говоря при этом примерно так: «Я – блестящий ученый, исследователь, но не писатель…» Им кажется это пригодным оправданием собственной непродуктивности. В действительности все выглядит иначе: существует речь устная и речь письменная. Речь устная может восприниматься хорошо даже при отсутствии четкой логики и доказательства. А письменная речь требует большой строгости, ясности, логичности. Поэтому часто блестящий устный доклад, будучи переложен на бумагу, теряет весь свой блеск. Поэтому проблема написания научных текстов – это не проблема наличия или отсутствия писательских способностей, а проблема способности и неспособности научно мыслить.

Теперь остановимся на практических заданиях, позволяющих подготовить учащегося к проведению теоретических исследований, вооружить его доступными умениями работы с источником информации. Основным здесь является умение находить главное и второстепенное.

Особый вид умений – умение работать с текстом или с книгой. Существует несколько простых, эффективных способов, которым следует научить ребенка при работе с текстом. Работу с текстом (книгой) можно разбить на несколько этапов.

2)Этапы знакомства с текстом:

  1. Беглый обзор текста, его общий просмотр (полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, познакомиться с оглавлением, прочитать введение, почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание).
  2. Задать себе вопросы по поводу текста (насколько мне это интересно; что мне известно об этой проблеме; что нового я смогу узнать).
  3. Чтение. Глубокое знакомство с текстом.
  4. Выделить главное и второстепенное (найти факты, подтверждающие идеи).
  5. Резюме (оценить уровень содержательности текста, степень логической структурированности).

     Предлагаемые методы позволяют включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Их широко можно использовать во внеурочной и внеклассной работе. Эти методы рассчитаны не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включают в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

3)Развитие умений выделять главное и второстепенное.

Теперь остановимся на выделении главного и второстепенного. Умение находить главные и второстепенные факты, подтверждающие идею. Это умение важно для переработки информации, при подготовке публичного выступления. Наиболее простой прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем. Это дает возможность выявить логическую структуру.

4)Рассмотрим пару графических схем.

  1. Паучок.

В центре обозначена главная идея - это туловище паучка, а ножки - это факты, ее подтверждающие. Теперь выстраиваем «третий уровень»: наденем на паучка» «башмачки».

На первом этапе записывают название темы или вопроса, на который хотелось бы получить ответ. Заключают его в овал, символизирующий тело «паучка».

На следующем этапе продумывают, какие из входящих в тему понятий являются основными. Их следует записать на схеме так, чтобы они образовали ножки «паучка».

Затем нужно попытаться усилить устойчивость каждой из ножек «паучка», надев на них «башмачки». И так далее.

  1. Дом с колоннами.

Главную идею нужно обозначить большим треугольником, а колонны — это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в основании. и квадратными опорами, его поддерживающими.

5)Практическое задание.

Отрывок из книги И.Акимушкина:

  «Самый большой кролик – фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвоста – почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может – так с головы вниз стелются по земле. Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые». 

Теперь попробуем найти главную мысль, идею этого отрывка. Какова главная идея этого текста? А какие слова (факты) ее подтверждают?

 Давайте на доске нарисуем схему, условно назовем ее «дом с колоннами», она выражает логическую структуру этого небольшого отрывка. Главную идею обозначим большим треугольником.         (1 — самый

большой кролик — фландр, или бельгийский великан), а колонны

— это факты, ее подтверждающие. (2 — длиной он от носа до хвоста

— почти метр, 3 — весит до девяти килограммов!, 4 — Уши такие

длинные, что кролик их торчком держать не может — так с головы

вниз и стелются по земле). Заключительную фразу отрывка: «Цветом

кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые» — обозначим прямоугольником, лежащим в основании (5 — цветом кроли-

ки разные), и квадратными опорами, его поддерживающими (6 — серые, 7 — голубые, 8 — рыжие, 9 — черные, 10 — белые).

Так же можно аналогично составить текст по схеме.

6)Вывод.

Описание построения таких схем выглядят сложными, но если вникнуть в суть дела, то идея очень проста. Пользуясь аналогичными схемами можно определять, насколько равномерно описаны разные характеристики героя,  выявлять логичность или нелогичность текста. При такой работе структура текста получается наглядно и понятна.

        Аналитическая деятельность при работе с текстовой информацией  наиболее трудна для младшего школьника, особенно для ребенка, не наделенного блестящими способностями.  В этом случае я, как учитель, в первую очередь призвана облегчить жизнь ребенка, научить его работать успешно и рационально.

 «Обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей умению создавать тексты Выполнила : Бакурова Е.А., студентка IV курса, группа 43.

Слайд 2

Научный текст – ткань сознания Учиться писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.

Слайд 3

1 ЭТАП Беглый обзор текста, его общий просмотр (полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, познакомиться с оглавлением, прочитать введение, почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание).

Слайд 4

2 ЭТАП Формулирование вопросов по поводу текста (насколько мне это интересно; что мне известно об этой проблеме; что нового я смогу узнать).

Слайд 5

3 ЭТАП Чтение. Глубокое знакомство с текстом.

Слайд 6

4 ЭТАП Выделить главное и второстепенное (найти факты, подтверждающие идеи).

Слайд 7

5 ЭТАП Резюме (оценить уровень содержательности текста, степень логической структурированности).

Слайд 8

Развитие умений выделять главное и второстепенное Умение находить главные и второстепенные факты , подтверждающие идею. Это умение важно для переработки информации, при подготовке публичного выступления. Наиболее простой прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем. Это дает возможность выявить логическую структуру

Слайд 9

Схема « ПАУЧОК »

Слайд 10

Схема « ДОМ С КОЛОННАМИ »

Слайд 11

Практическое задание Отрывок из книги И.Акимушкина: « Самый большой кролик – фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвоста – почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может – так с головы вниз стелются по земле. Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые».

Слайд 12

«Дом с колоннами» Самый большой кролик – фландр, или бельгийский великан Длиной он от носа до хвоста – почти метр Весит до девяти килограммов Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может – так с головы вниз стелются по земле Цветом кролики разные серые голубые рыжие чёрные белые

Слайд 13

Вывод «Обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков.

Слайд 14

Литература Сеть учителей. http://nytva.taba.ru/NP_konferenciya_2012/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru Савенков А.И. Маленький исследователь . Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.