ВНЕДРЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

В процессе обучения любой предмет (дисциплина) обеспечивает усвоение необходимых элементов специфических знаний в конкретной сфере деятельности,  дает знания об основах современных технологических процессах, машинах, системах и методах оформления и учета технологии производства в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Дунай В.Л.

ВНЕДРЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

МКОУ Средняя образовательная школа №2,

Россия, г. Изобильный, ул. Промышленная

Учебный материал - это педагогически правильно организованная, целесообразная система знаний, которая всецело подлежит усвоению. Содержание любого преподаваемого предмета должны определять следующие принципы и требования с учетом примерных программ образования:

- соответствие современному состоянию и перспективам развития науки, техники и технологическим процессам, применяемым в соответствующих отраслях;

- правильная постановка воспитательного процесса, развивающего обучение и подготовку квалифицированного специалиста;

- реализация принципов общей и профессиональной дидактики, которые всецело являются научно-технической основой предмета;

- наличие компонентов, развивающих техническое мышление студентов и способствующих интеллектуализации труда будущих специалистов согласно выбранной профессии.

В процессе обучения любой предмет (дисциплина) обеспечивает усвоение необходимых элементов специфических знаний в конкретной сфере деятельности,  дает знания об основах современных технологических процессах, машинах, системах и методах оформления и учета технологии производства в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.

Одно из слабых мест современного образования состоит в догматическом характере преподавания, когда преподаватель излагает материал, не отражая междисциплинарной связи. Обучающийся не получает информации, какие дисциплины учебного плана положены в основу изучаемого предмета, и  как при освоении последующих дисциплин могут и должны быть использованы полученные на данном этапе знания [2-5].

Задача преподавателя так организовать процесс обучения в период ознакомления и изучения предмета, чтобы ученики не только усвоили отдельно взятые темы и весь аспект в целом, но и осмыслили и скорректировали свою позицию в технологических процессах, осознали связь изучаемого предмета с другими дисциплинами учебного плана (межпредметные связи).

Плодотворной работе по установлению межпредметных связей способствует посещение преподавателями занятий по другим предметам. Однако основная работа по реализации этих связей состоит в профессиональной, психологической и методической подготовке самого преподавателя. Смысл в том, что не каждый преподаватель имеет определенный багаж методической подготовки и знание предмета, поэтому не каждый преподаватель пожелает присутствие на своих занятиях других. В этом направлении нужно готовиться или переломить психологический дискомфорт. Практически распалась система повышения квалификации и поэтому необходимо организовать и проводить целенаправленную работу  на повышение самосознания и самосовершенствование преподавателя в учебной и методической работе [1, 6-9].

Существует несколько основных направлений, по которым рекомендуется вести и совершенствовать работу в установлении межпредметных связей: это  базирование на знаниях, полученных по общеобразовательным дисциплинам  с целью анализа тех проблем, которые изучаются по предметам профессионально-технического цикла, т.е. по профилям их будущих специальностей, с которыми они встречаются в повседневной жизни; использование математического аппарата для решения производственных и технологических задач, включая технические средства обучения для проведения расчетов, составления технологических карт, построения графиков и т.д.; разъяснения биологической и физической сущности различных технологических процессов; использование знаний, полученных учениками по общественным, частным дисциплинам при рассмотрении вопросов технологического процесса, экономической эффективности технологии и организации технологического процесса [10-14].

В настоящее время осуществление межпредметных связей - один из основных вопросов современной системы обучения, который должен планомерно внедряться в учебный процесс с активным участием руководителей ВУЗа и тех лиц,  которые составляют учебные планы. С другой стороны, совершенствование обучения, повышение эффективности и качества учебного процесса - одна из главных задач преподавателя. Он должен обеспечить максимальное использование учебного времени, научность и последовательность изложения материала, с тем, чтобы ученики осмысленно его воспринимали, умели анализировать и делать выводы из фактов, доводов и наблюдений. При этом преподаватель должен уметь быстро и объективно определять степень и способность усвоения учениками нового материала.

Литература:

1. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения и формирования компетенций у студентов ВПО / Безгина Ю.А., Черницова М.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – Т. 19. – №1. С. 61-65.

2. Инновационные образовательные технологии для подготовки абитуриентов по физике / Дунай В.Л., Безгина Ю.А. // В сборнике: применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК: II Международная научно-практическая конференция. – 2012. – С. 24-29.

3. Инновационные технологии в современном процессе обучения / Волосова Е.В., Безгина Ю.А., Шипуля А.Н., Пашкова Е.В. // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. – 2013. С. 35-38.

4. Использование ИКТ в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин / Волосова Е.В., Безгина Ю.А., Пашкова Е.В., Шипуля А.Н. // Сборник научных трудов Sworld. – 2014. – Т. 14. – №1. – С. 41-45.

5. Межпредметные связи в учебном процессе высшего учебного заведения / Атанов И.В., Капустин И.В., Никитенко Г.В., Скрипкин В.С. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С. 355.

6. Организация и контроль самостоятельной работы студентов / Скрипкин В.С., Капустина Е.И., Орлянская И.А., Капустин И.В., Безгина Ю.А. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С. 346.

7. Эффективность нестандартных форм проведения занятий для усвоения учебного материала / Черницова М.А., Безгина Ю.А., Погарская Н.В., Францева Н.Н., Волосова Е.В. // В сборнике: Применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК. – 2013. – С. 264-268.