Профилактика подросткового алкоголизма в образовательном учреждении.

Савинова Ирина Сергеевна

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи, например об алкоголе. Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в нашей стране характеризуется огромными цифрами. В связи с этим все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками. К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост подросткового алкоголизма до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией подросткового алкоголизма гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - один из главных участников этого процесса. Основная задача социального педагога в профилактики алкоголизма заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с алкоголем, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростков установки на желание даже попробовать алкоголь. Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики алкоголизма полностью совпадают с задачами воспитания. Проникая в различные сферы нашей жизни, алкоголь оказывает все более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Все это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи. Проблема профилактики подросткового алкоголизма должна решаться в образовательных учреждениях, именно в системе образования в ходе воспитательного процесса можно организовать работу по профилактике употребления алкогольных напитков. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправить уже допущенные подростками ошибки. Таким образом проблема обусловлена стремлением найти правильные пути профилактики подросткового алкоголизма в образовательных учреждениях. Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков - это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе - это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т. д. И, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективной. 1. Проблема алкоголизма имеет глубокие исторические корни и на современном этапе особенно остро стоит в сельской местности. Этому способствует ряд причин: отсутствие системы дополнительного образования, низкий уровень образования родителей, отдаленность от социокультурных центров, тяжелое материальное положение и т.д. 2. Алкоголь негативно влияет на организм человека. Выделяют ряд особенностей подросткового алкоголизма: быстрое привыкание к алкоголю, быстрое развитие алкоголизма, злокачественное течение алкоголизма, низкая эффективность лечения. 3. Целью социально - педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации. 4. Содержание социально - педагогической деятельности с подростками склонными к употреблению алкоголя, реализуется в следующих направлениях:  деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростков, склонных к употреблению алкоголя;  деятельность по профилактике алкоголизма включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;  деятельность по просвещению родителей;  посредническая деятельность между подростком и окружающим его социумом.Только в результате совместных действий в решении данной проблемы можно научить подростков позитивному общению с окружающим их миром, уметь управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегая при разрешении их к алкоголю и наркотикам. К задачам школьной психологической службы и психологам, работающим с населением села, относятся привитие навыков, позволяющих учащимся отказаться от употребления наркотиков и находить разумные способы сопротивления негативным явлениям. Через работу групп, проведение тренингов личностного роста научить школьников соблюдать законы социального общения, жизни без насилия и помочь подростку сделать свой собственный выбор. Беда всех теорий профилактики алкоголизма в их рано или поздно обнаруживающейся несостоятельности. Эта несостоятельность связана с постоянно изменяющимися социально-психологическими явлениями и процессами в обществе. Хотелось бы подчеркнуть, что профилактика - это не только доступная и грамотная информация, которая может быть воспринята разными слоями населения и общества в целом. Профилактика - это развитие здорового поведения и ресурсов личности и духа человеческого, препятствующих риску употребления алкоголя. Это значит, что человек должен иметь возможность развиваться как здоровая эффективная личность, способная справляться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного здоровья, быть ответственным за свою жизнь. Знать, что наркотики - это плохо - недостаточно. Знать - это не значит уметь. Это даже не значит - понимать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_modeli.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цель модели:

1. Обучающая - дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.

2. Воспитательная - через различные формы воспитательной работы расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что жизнь без алкоголя содержательна.

Задачи модели:

1. Создание условий для гармоничного развития подростков в школьной среде.

2. Изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Развитие у подростков поведенческой саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение.

Условия организации:

1.создание благоприятной обстановки для работы с подростками

2.расположить учащегося так, чтобы он полностью мог доверять специалисту

3.войти в положение подростка, почувствовать его переживания

Направления:

• диагностика отношения учащихся к употреблению алкоголя;

• информационное обеспечение учащихся по данной проблеме;

• формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;

• совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;

• проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;

• индивидуальная работа с учащимися, склонными к употреблению алкоголя;

Методы:

-профилактический;

-диагностический;

-социально-педагогический;

-организационный;

-коррекционно-терапевтический;

-реабилитационный

Принципы:

-принцип гуманизма;

-принцип толерантности;

-принцип взаимопонимания;

-принцип ответственности за ребенка;

-принцип комплексности;

-принцип объективности;

-принцип последовательности;

-принцип конфиденциальности и т.д.

Технологии:

-формирование банка данных о подростке;

-диагностика проблем личностного и социального развития подростка;

-разработка и утверждение программы;

-консультирование;

-межведомственные связи социального педагога

Участники реализации:

-педагог-психолог;

-специалист по социальной работе;

-социальный работник;

-медицинский работник;

- библиотекарь;

-полиция и тд..

 

Этапы реализации модели:

Первый этап – организационный. На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.

Второй этап – внедренческий. Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антиалкогольного просвещения.

Третий этап. Анализ и обобщение информации по проблемам алкоголизма среди подростков.

Ожидаемые результаты:

• Формирование самосознания, умения подростка сделать правильный выбор за здоровый образ жизни;

• Формирование отрицательного отношения к алкоголю у большинства подростков;

• Снижение возможности пробы спиртосодержащих веществ, то есть удастся удержать некоторых подростков от пристрастия к алкоголю;

• Повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся.

Рисунок 1 – «Комплексная модель»