Реализация воспитательных целей в образовательном процессе в СПО

Ирина Александровна Романюк

Статья, посвященная проблеме реализации воспитательных целей в учебном процессе в среднем профессиональном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация воспитательных целей в образовательном процессе в             СПО

Современная методика образования направлена на то, чтобы дать учащимся как можно больше готовых к использованию знаний и умений, наполнить ими память студентов для того, чтобы во время итогового контроля они могли, как можно более полно их воспроизвести. Кроме того, в погоне за выполнением календарно-тематического плана иногда мы забываем о чем-то важном, ведь воспитание, нравственной высокоорганизованной личности, способной нести ответственность за свои поступки,  является не менее важной целью. При планировании занятий в первую очередь, как правило, преподаватель задумывается об обучающих и развивающих  целях. Но воспитательные задачи играют не менее  важную роль.

Первые уроки морали ребенок получает еще в раннем детстве, когда родители учат правилам поведения, прививают навыки общения, формируют представления ребенка о нравственности, об ответственности за свои слова и поступки. И это очень важно, ведь с этим ребенку предстоит жить в современном ему обществе. Большой вклад в формирование личности ребенка вносят и учителя средних школ. Но и перед преподавателями СПО стоит не менее важная задача. Ведь мы готовим не просто специалиста с определенным запасом знаний и умений, востребованного на рынке труда. Мы готовим специалиста, которому предстоит работать в коллективе, решать производственные вопросы, принимать на себя ответственность, проявлять инициативу и толерантность.  Рыночной экономике необходим высокий уровень квалификации работника, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. Можно подготовить хорошего механика или электрика, привить ему необходимые навыки. Но значит ли это, что высококвалифицированный специалист благополучно «вольется» в коллектив, сможет реализовать себя как личность? Для успешной карьеры и самореализации большую роль играет диплом, но личностные качества тоже немаловажны. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. А роль  педагога – помочь ему в этом развитии, привить склонность к самоанализу, научить «относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Гуманитарные дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения разных решений, многообразия различных точек зрения.  Это дает студентам возможность творческой самореализации, самовыражения. Я, как преподаватель литературы уделяю большое внимание воспитательным целям в образовательном процессе. Классическая художественная литература выполняет функцию эмоционально-образного воздействия на читателя. Литература способна вызвать чувство прекрасного. Очень важно, чтобы учащиеся не просто усвоили пройденный материал и ознакомились с содержанием классических произведений, а научились размышлять, понимать других людей, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к иному мнению.

Я считаю, что в ребятах важно воспитывать чувство ответственности. Это одна из самых важных воспитательных целей.  На занятиях я часто использую групповые методы обучения. Я делю ребят на группы, 4-5 человек, даю задание каждой группе, а дальше они сами должны распределить обязанности, подготовить и презентовать материал. Например, при изучении лирики,  я даю группам задания: подготовить сообщение о творчестве писателя, сообщение о любовной, философской лирике и т. д. А дальше ребята должны сами распределить обязанности в соответствии с поставленной задачей: выразительное чтение стихотворения наизусть, анализ произведения, история создания произведения, сообщение о детских годах писателя, презентация и пр. Важно, что оценивается работа, проделанная всей группой.  Во время таких занятий ребята учатся умению работать в команде, нести ответственность за проделанную работу, рационально распределять время.

Очень важно раскрыть способности всех обучающихся. Часто приходится наблюдать ситуацию, когда изо дня в день на занятиях работают самые активные ребята, а остальные предпочитают «оставаться в тени». Мне кажется, очень важно вовлечь в творческую деятельность таких ребят, поручать им задания, подчеркнуть важность их выполнения. Ведь в трудовом коллективе им пригодится умение проявлять инициативу, нести ответственность, отстаивать свое собственное мнение, решать конфликтные ситуации.  

Формирование нравственности студента – еще одна из важнейших воспитательных задач, стоящих перед преподавателем. На занятиях я стараюсь создавать атмосферу поиска, борьбы за истину. В этом мне помогает урок-диспут.  Давно  известно, что в споре рождается истина. Задача преподавателя – вовлечь ребят в диспут. Обсуждение проблемы может пойти по неожиданному направлению. Например, при изучении творчества М. Горького мы с ребятами обсуждаем такой вопрос: «Унижает ли жалость человека?» возникает следующий вопрос: «Что важнее, суровая правда или сладкая ложь?» В этом контексте углубляется анализ пьесы, а ребята задумываются о важных аспектах человеческого бытия не только в рамках изучения произведения. К сожалению, у многих ребят зачастую присутствуют весьма размытые представления о морали, о чести, о долге, а духовные ценности подменяют ценности материальные.  Моральные ценности — это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни в денежном эквиваленте, а моральные — принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации.  Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.  Поэтому так важно, сформировать у студентов духовные и нравственные качества. При планировании уроков и  внеклассных мероприятий я стараюсь работать в рамках личностно ориентированного обучения,  что даёт мне широкое поле деятельности для  использования творческих инновационных  методов  и форм  работы на занятиях и во внеурочное время. Ролевые игры, проектная методика, метод интроспективного анализа, метод творческого самовыражения позволяют не только повысить качество обучения  студентов, но и служат для реализации воспитательных целей.

В заключении хочется сказать о том, что для преподавателя очень важно  умение создать на уроке нравственную атмосферу. Важно научить ребят не только думать, размышлять, иметь на все свою точку зрения, но и научить ребят аргументировать свое мнение, развивать в них склонность к самоанализу и, конечно же, формировать культуру ведения дискуссии. Нужно научить их думать, чувствовать и выражать свои чувства словами.  Все это поможет им познать самих себя. А реализация воспитательных целей поможет сформировать положительные личностные качества студентов, которые, несомненно, помогут им в жизни.

 

                                                                                ©  И. А. Романюк, 2014