СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аетова Надежда Васильевна

Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики.

Программа экологического воспитания должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Введение. Актуальность проблемы……………………………………2 – 3 с
  2. Теоретическая интерпретация…………………………………………3 – 10с.
  3.  Из опыта работы по экологическому воспитанию…………………..10 – 14 с.
  4. Межпредметные связи как средство повышения эффективности экологического образования младших школьников…………………15 – 17с.
  5. Результативность работы………………………………………………17 – 20с.
  6. Заключение……………………………………………………………...21с.
  7. Библиография…………………………………………………………22 – 23с.
  8. Приложения №1 – №19  в  отдельных папках.

Совершенствование экологического воспитания и образования младших школьников.

 ВВЕДЕНИЕ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

В невеселой гамме наших сегодняшних переживаний все явственнее просматривается тревога экологическая. Закончился  хх  век, век, когда человек «познавал» природу. Это познание привело к исчезновению многих видов животных, к загрязнению воздушного и водного Океанов. Всё чаще и чаще происходят экологические катастрофы.

                     Не обошла стороной эта проблема и наш регион,  т. к. на протяжении десятилетий окружающая среда нашего района находилась и находятся  под жесточайшим техногенным воздействием нефтепромыслового комплекса. Здесь, с минимальными затратами на охрану окружающей среды, с полнейшим пренебрежением к природным ресурсам  и к населению, добывалась до половины всей нефти, добывающейся в стране и попутного газа.

А  в результате нанесён колоссальный ущерб окружающей среде. И Нижневартовский район оказался на грани экологической катастрофы. Пора задуматься о том, чтобы спасти то, что ещё можно спасти.

              Счастлив тот, кто  живет в каком-нибудь чудом сохранившемся уголке, где относительно чистый воздух и вода, где относительно чистый воздух, где небо еще голубое, а трава зеленая.

               Но не только боль за малую родину заставила меня обратиться к этой теме. Экологические проблемы имеют   глобальный характер и затрагивают все человечество. В последние десятилетия они становятся особенно угрожающими. Главная тому причина - вызревшая у нас за долгие годы и, к сожалению, бесстыдно процветающая в условиях сегодняшнего дня тотальная экологическая безопасность.

Не хотелось бы приводить здесь мрачные прогнозы, но от них не отмахнешься. По некоторым оценкам, при сохранении современных темпов и масштабов разрушения биосферы дни ее жизни измеряются 20 — 25 годами.

       К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.  В нашем районе  в структуре общей заболеваемости основная доля приходится на болезни органов дыхания. Резкое изменение качества атмосферного воздуха способствует развитию хронических заболеваний органов дыхания. Особенно большой рост показателя дыхательной системы наблюдается среди детей 0 – 14 лет.  Возросла динамика врождённых аномалий от 5 до 25 человек на 1000 человек.            Увеличивается заболеваемость злокачественными новообразованиями от 15 лет и старше до 150 человек на 100 тыс. человек.

Это лишь одна из экологических проблем. А сколько их!

       Все это свидетельствует о том, что проблема экологического образования школьников не надумана и что решение её должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.

Присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

       Дети должны владеть элементарными экологическими знаниями, устанавливать причинно – следственные связи происходящих экологических изменений, влияющих на их здоровье. Экологические знания младших школьников должны базироваться на гуманистических позициях, направленных на развитие таких  ценностных ориентаций, которые способствуют формированию позитивных установок в отношении с окружающей средой, обществом, самим собой.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

              История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия  с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а  для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

    Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально – экологические и нравственные принципы природопользования.

    Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики.

         Программа экологического воспитания должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

      Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста объясняются двумя причинами:  необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия  ребёнка  с природой.

      Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка  и расширением сфер его деятельности. Более того его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и  обобщаются.

        Сущность экологического образования задает немало проблем, решение которых в перспективе позволит значительно усилить экологическую подготовку младших школьников.

       Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Для экологического воспитания нужно решить три задачи:

1.  Доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано.

2.  Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, т.е. не  нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые  последствия для природы и человека.

3. Помочь научиться строить свое поведение на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

    " Природа и люди - одно целое "," Природа в опасности ", " Природа ждёт моей помощи " - вот те важнейшие выводы, которые должны сделать каждый ребёнок.

     Для каждого человека понятие Отечества неразрывно слизано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь - все эти знакомые с детства картины сливаются в большой единый образ Родины. Беречь все это значит беречь свою Отчизну.         Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы одна из важных задач сегодняшнего дня в выполнении приумножения природных богатств.

     Пропаганда экологических знаний становится неотъемлемой частью общей системы обучения и воспитания во всех учебных заведениях. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме, как непосредственном окружении человека". Овладевать знаниями о нашем " доме" надо начинать с самого детства. Хозяйское, рачительное использование естественных ресурсов, забота о земле, лесе, реках, чистом воздухе, о растительном и животном мире - все это наше кровное дело Мы должны научить сохранить и украсить нашу землю для нынешних и будущих поколений людей.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.

     Для того, чтобы из детей выросли граждане, любящие природу и все, что с ней связано, необходимо мотивировать детей еще с раннего детства - в семье, затем в дошкольных учреждениях, в школах и т.д.

Таким образом, определяя сущность мотивации в экологическом воспитании и образовании можно  выделить особенности этого процесса:

  • - формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
  • - выработка навыков и привычек поведения;
  • - преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
  • - формирование экологических представлений;
  •  -воспитание устойчивой воли;

формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок  личности

    Успех в решении целей экологического образования и воспитания во многом зависит от

первого этапа обучения - начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического воспитания и образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

Чтобы экологическое воспитание и образование не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического  сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят  те или иные действия, формирует  свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос  об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

       В основе построения любой работы с экологической направленностью должны лежать следующие целевые установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении

как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать, окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

    В начальной школе начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естествен -нонаучных знаний. На их основе у учащихся формируется первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, ее роль и значение для нормального существования человеческого общества. Эта группа знаний, формируемых в начальных классах, должна составить основу для отбора и систематизации экологических знаний и умений младших школьников.

      Ядро содержания экологического образования включат в себя четыре взаимосвязанных компонента:

- познавательный - понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии,

- ценностный -  осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т.д.

- нормативной - овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.

- деятельностный - овладение видами и способами общественно - полезной практической деятельности школьников, направленное на овладение умений экологического характера.

      Связь экологического обучения и воспитания осуществляется за счет стержневой идеи, одна из важнейших взаимосвязей человека с природой осуществляется через труд. Она, в свою очередь, тесно смыкается с рядом ведущих идей, что в совокупности обеспечивает системообразующие связи. К ведущим идеям относятся следующие, важные в плане экологического образования и воспитания положения : "природа - единое; целое", человек- часть живой природы , "между компонентами природы существуют взаимосвязи", "окружающая природная среда зависит от смены времён года", "окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества" и др.

   Именно ведущие идеи позволяют объединить все четыре компонента, образующие ядро содержания экологических знаний, детально характеризуя их предметный характер через естественнонаучные дисциплины. Кроме того, изучение природы включается почти во все остальные учебные предметы начальной школы: чтение, русский язык, трудовое обучение музыку, изобразительное искусство, так как их объединяют общность цели (воспитывать любовь, бережное отношение к природе).

   Однако наиболее важными, ведущими курсами все - таки следует считать «Окружающий мир» " Мир вокруг нас" и "Природоведение",  Это интегрированные курсы, в которых происходит усвоение знаний о взаимодействии человека с природной средой. Знания об этом взаимодействии являются ведущей функцией, они составляют основной блок в предметах, обеспечивая естественнонаучную основу для понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, обосновывают правила и нормы поведения в окружающей природной среде.

     В задачи этих предметов входит овладение учащимися системой природоведческих понятий и выделенных на их основе экологических знаний и   умений.

     В состав экологических знаний включены знания интеллектуального и практического характера, а в состав экологических умений - умения поведенческие и деятельностные. И те и другие формируются не только в ходе основной учебной работы, но и во внеклассной деятельности.

   Отбор общего содержания экологического образования в начальных классах осуществляется во взаимосвязи с компонентами содержания.

Познавательный компонент:

В понятие "природа" входят объекты неживой и живой природы. Они многообразны и взаимосвязаны.

Растения, животные, человек часть живой природы - живые организмы. Живой организм - единое целое.

Живой и неживой природе свойственны явления. Природные явления взаимосвязаны подвержены изменениям (причинно - следственные связи природных явлений ).

Природе свойственны сезонные явления. Краеведческий характер их динамики.

Человек и природа - многообразие связей. Один из основных видов связи -трудовая деятельность человека.

Ценностный компонент.

Природа-источник условий жизни для человека: питания, дыхания, труда, отдыха.

Природа - источник ресурсов для народного хозяйства

Природа источник красоты и вдохновения для творческой деятельности человека. Выражения эмоционально - эстетического наслаждения красотами природы через устную и письменную речь.

Значение состояния окружающей среды для формирования первоначальных знаний об эстетической ценности природы, для развития эмоционально - чувственной сферы человека,

Жизнь, здоровье, душевное состояние человека связаны и зависят от состояния окружающей природной среды.

Роль природных факторов для укрепления здоровья человека.

Нормативный компонент:

Отношение взрослых и детей к растениям, животным в окружающей природной среде.

Нормы и правила поведения человека в окружающей природной среде, их выполнение.

Мотивы отношения и поведения человека в природе. Позитивные и негативные поступки взрослых и детей в природе, отношение к этим поступкам, их оценка ( самооценка ).

Законодательные акты по охране природы страны и края необходимость их соблюдения. Красная книга. Роль заповедников в охране природы планеты, страны и региона.

Деятельностный компонент.

Природа - объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану.

Характер трудовой деятельности человека в разное время года. Виды детского труда по улучшению и охране окружающей природной среды. Смена видов деятельности по сезонам.

Роль труда в укреплении организма человека и охрана его здоровья. Сочетание труда с различными играми.

Пропаганда идей охраны природы среди сверстников и взрослых.

     Все вышеизложенные компоненты экологического образования удается легко реализовать с помощью прекрасных учебников по окружающему миру.   В содержании учебников системы отражение материалы из различных разделов экологии В очень интересной и доступной форме представлен раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко понятно детям: оно дав  представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни ( к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям между собой и с человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Также большое внимание уделяется знаниям о местах обитания живых организмов, о их домах - природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с неживой природой, с различными компонентами живой природы и с жизнью человека.

              Все содержание экологического образования подводит младших школьников к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно - гигиенические качества окружающей среды - значит заботится о здоровье - человека, его нормальной жизнедеятельности.

Из всего содержания экологического образования следует выделить природоохранительный аспект. Важность его очевидна. К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все воздух, вода, почва. И это в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Сложный комплекс проблем связан с нерациональным, а точнее говоря, просто варварским использованием недр.

В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным экологическим будущем, на второй план зачастую отходят беспокойство о наших соседях по планете - разнообразных видах растений и животных. А они ведь испытывают двойной гнет, во-первых, от загрязнения и разрушения мест своего обитания, во-вторых, от непосредственного преследования со стороны человека. В результате многие виды, как известно, полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Однако объединение флоры и фауны как неотъемлемой составной части окружающего мира опасно и для самого человека. Не говоря уже о моральной ответственности человека за судьбу всех представителей живой природы планеты.

Отмечая важность природоохранительного аспекта, нельзя забывать о роли экологии в формировании мировоззрения. Ведь именно мировоззрение является составляющими надпредметного содержания.

Мировоззрение- система знаний о природе, обществе и человеке.

Структура мировоззрения:

- Обобщенные знания, как фундамент всей системы мировоззрения - служат целям ориентации человека в природной и социальной среде, рационализируют поведение человека.

- Убеждения, принципы - являются источниками активности личности.

- Система ценностей - нравственные принципы и эстетические потребности - являются регуляторами взаимоотношений людей, определяют отношение к окружающему миру, формам деятельности, ее целям и результатам.

Содержательные составляющие мировоззрения :

- единая картина мира - представляет ответы на вопрос: Что представляет собой мир, в котором живет человек?"

- самопознание народа - представляет ответы на вопросы " Кто мы? Какие мы? Зачем пришли в этот мир?"

- самопознание личности - помогает ответить на вопрос предназначения человека? Какое место он занимает в этом мире.

Рассмотрев структуру и составляющие мировоззрения природе в его формировании

Я думаю, в наше время нет необходимости доказывать необходимость экологического воспитания и образования. Задача состоит в том, чтобы как можно интенсивнее внедрять экологические идеи в образовательный и воспитательный процессы.

Я буду рада, если педагогический опыт в этой области скажет помощь кому - либо т.к. он доступен любому творчески работающему учителю, который желает вызвать интерес учащихся к предмету экологии. Опыт может быть использован в школе любого типа.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома- планеты Земля. Ответственное отношение невозможно сформировать без обновления всей учебно-воспитательной работы в школах

Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя начальных классов считаю воспитательную работу.

Воспитание личности ребенка происходит непрерывно и на уроке, и на перемене, и вне урока и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы. Хочется ничего не упустить. Приняв первый класс и познакомившись с детьми, я составляю ориентировочную программу воспитательной работы на все четыре года. Обычно моя программа состоит из нескольких направлений, но центральным является экологическое.

Ведущая идея - неразрывная связь человека и природы

Основные цели:

- формирование представлений о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека

- создать условия для познания природы, для восприятия окружающей среды посредством органов чувств;

- воспитание эстетического, нравственного и практического  отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

- охрана природной среды от загрязнения, разрушения, истощения; место "Я" в реализации этой задачи.

    Для каждого класса подобран определенный круг дел, связанных с экологией. Это различные конкурсы: стихов, рисунков, плакатов, сочинений, поделок из природного материала и т.д. В каждом классе определяю список книг о природе для коллективного чтения и обсуждения. Также в каждом классе провожу экологические беседы, классные часы, викторины, отвечающие возрастному уровню развития детей.        ( Приложение № 1)

  - праздник Осени;

- весёлые старты «Времена года»;

- праздник цветов

- умники и умницы

- лесная прогулка «Страна чудес»

- занятие о бездомных животных «Добро поощряй, а зло порицай»

- турнир – викторин «Лесные тайны»

-инсценирование экологической пьесы – сказки «Колобок»

- театрализованное представление «Тайны леса»

Кроме того провожу внеклассные экологические занятия  ( Приложение №2)

-экологическое лото «Твои соседи по планете»

- экологический утренник

- КВН «В согласии с природой»

- час игровой экологии «Чей клюв лучше?»

- экологическая игра «Что? Где? Когда?»

- экологический театр «Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир» (экологическая пьеса о лесе)

- эти удивительные животные

- занятие по краеведению по теме «Красная книга»

- три встречи с лесовичком на экологической тропе

- цветовая экология

- экологическая сказка «Приключения в травяных джунглях»

- в гостях у жителей подводного царства

       Обязательно в план воспитательной работы ставлю проведение различных экскурсий. Это могут быть сезонные экскурсии в природу и экскурсии в различные музеи. Сезонные экскурсии полезны тем, что экологические представления формируются лучше всего при непосредственном наблюдении природы.

      Научить ребенка любить природу – задача нелегкая. Здесь только уроками чтения, природоведения не обойтись. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать все вокруг, уметь  любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц и т.д. Поэтому в практике преподавания природоведения, естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Это фенологические и экосистемные экскурсии. (Приложение №3)  Сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебно-воспитательной работы.      

   Я считаю, что эта форма работы одна из направлений по формированию мотивации в воспитании и развитии экологических знаний младших школьников во внеурочное время, а также в учебном процессе. Вместе с тем она весьма эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.    Экосистемные экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой-либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать детей, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Им необходимо рассказать о растениях, формирующих облик сообщества и в значительной мере определяющих наличие в них тех или иных животных. Можно рассказать детям о Красной книге  и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир. (Приложение №4  - Красная книга ХМАО)

Учитель должен тщательно готовиться к экскурсии, разработав подробный план подготовки.

1.Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально и проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2.Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3.Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности учащихся.

4.Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5.Продумать методику  проведения экскурсионного занятия.

6.Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно-полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7.Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8.Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Перед началом экскурсии учащихся необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе. Им можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или ближайшего леса. Такая работа вызывает у школьников большой интерес, желание сделать что-то полезное, помогает воспитать бережное отношение к природе.

 Успех экскурсии в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Во время таких экскурсий стараюсь научить детей различать деревья, кустарники и травы, а также лиственные и хвойные деревья. Дети уже получили теоретические знания об этих растениях, на экскурсии же надо закрепим эти знания на практике. Для этого провожу различные экологические игры.  

                                                                             (Приложение №5 – Экологические игры)

Игры  на тему: «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ» - «Помоги шмелю», «Наряжайся, ёлка!», «Белкины запасы», «Покормите птиц зимой», «Сажаем лесок», «На лесной поляне» - игра на весь урок и т.д.

«ЭКОЛОГИЯ  РАСТЕНИЙ» -  " Лесные ягоды", "Последняя буква", "Кто больше замечает", "Самое вкусное",

«ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ» "Волк и заяц", "Пищевая цепь", "Ключевые слова" и др.

«ОХРАНА ПРИРОДЫ» - «Красная книга», «Дождь»

Также во время экскурсии в лес обращаю внимание детой на разную высоту лесных растений. Дети сравнивают по высоте сосну и березу, березу и рябину, рябину и более мелкие кустарники, а те в свою очередь травянистыми растениями. Так ученики получают первоначальные представления о ярусности леса.

Младшим школьникам свойственны любознательность, эмоциональная отзывчивость что и обуславливает характер их отношения к природе. Дети не скрывают своего восхищения красотой природы, искренно огорчаются, когда видят в лесу кучи мусора, вытоптанную траву, сгоревший подлесок. Поэтому при проведении экскурсий уделяют большое внимание вопросу охраны природы – животных, растений. Дети сами делают выводы, что с растениями следует обращаться бережно: не ломать ветки деревьев и кустарников, не рвать цветущие растения.  Оказывать посильную помощь  животным, особенно, птицам зимой. Для этого проводятся природоохранные акции. (Приложение № 6 – Природоохранная акция «Кормушка»)

Обращаю внимание на те растения, которые взяты под охрану. На экскурсиях предлагаю детям вспомнить правила поведения на природе, которые они изучали на уроках природоведения. Постепенно привожу детей к мысли, что природу надо охранять. Но мы не можем охранять всю природу сразу, но можем  бережно относится ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтобы оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. Ведь каждый многое может сделать для сохранения окружающего растительного и животного мира если поможет стрекозе станет на защиту ландыша или кувшинки.

После проведённой фенологической экскурсии проводится чтение и разбор фенологических рассказов – загадок. (Приложение №7),  составление экологических знаков (Приложение №8 – Экологические знаки)

Экскурсии в музеи помогают в формировании  более общих экологических понятий, дают возможность познакомиться с теми животными и растениями нашего края, с которыми дети познакомились теоретически, но видели только на фотографиях или рисунках.

    Практические действия каждого человека в защиту природы необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд. Сила патриотизма, как выразился Л.Леонов в романе "Русский  лес", всегда пропорциональна количеству вложенного в природу личного труда. Работа в начальных классах - росток того большого дела, которое, надеюсь, будет продолжено в старших классах.

     Практическая работа - важнейший этап формирования ответственного отношения учащихся к природе, здесь обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде, происходит становление ответственности как черты личности.

Трудно было бы осуществить все задуманное без помощников. И такие помощники у меня всегда находятся. Это родители. Родители всегда принимают активное участие в проведении различных экскурсий, помогают детям подготовиться к викторинам и конкурсам. С помощью родителей провели постановку экологической сказки «Колобок»,экологического праздника, экскурсии в учебно – просветительский центр «Хуторок» (заповедный уголок в окрестностях г. Нижневартовска).  (Приложение № 9 -  фотоэкспозиция «Экскурсия на «Хуторок»

На родительских собраниях  проводятся беседы об экологическом воспитании детей в семье. (Приложение № 10 – «Как приобщить ребёнка к природе»)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ.

               В педагогической литературе, посвященной экологическому образованию,   неоднократно подчеркивалось, что все учебные предметы начальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе. Усиление экологической направленности предметных курсов - это, на мой взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении "экологизации" начальной школы в целом.

Экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведет сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках.

Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников.

    Так, изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла содействует художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся, их творческой активности и умению выражать свое личностное отношение к природе творческими средствами. На уроках таких предметов, как "Окружающий мир " и «Природоведение», у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы, воздействующем на нее с учетом познанных законов и закономерностей. Экологическая направленность этих курсов позволяет формировать ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению и готовности к активным действиям по его охране. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, но используя природные материалы для работы  необходимо неуклонно выполнять принцип   «Не навреди», т.е. использовать только такие материалы, сбор которых не на несёт вред   природе.  (Приложение № 11 – Творческие работы учащихся)         

         На уроках  математики вопросы взаимодействия человека с окружающей средой находят отражение в текстовых задачах, используемых для раскрытия вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального природопользования, восстановления и приумножения природных богатств. (Приложение № 12 - «Экологические задачи »  )

Управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы осуществляю посредством учебных заданий, задач, инструкций, вопросов, упражнений этических бесед которые предполагают широкое использование межпредметных связей, согласованное воздействие учебных предметов начальной школы на развитие различных аспектов формирующегося отношения учащихся к социальной и природной среде. Поэтому учащимся предлагается составить и решить задачи экологического характера, вспомнить художественные описания природы из учебников чтения, написать сочинение, сказку - сочинение, сказку из природного материала, оказать посильную помощь растениям и животным.

      На уроках математики составляю задания на основе экологических знаний.

Очень велики  возможности для экологической работы на уроках русского языка.

Приведу лишь некоторые примеры. Это всевозможные сочинения по материалам экскурсий в природу, в музеи; описания животных и растений; составление предложений на определенную тему. Например, при изучении глаголов в неопределенной форме, предлагаю составить предложения о правилах поведения у водоема, которые начитались бы словом "нельзя". Дети предложили такие варианты: "Нельзя бросать мусор в речку", "Нельзя мыть машины на берегу водоема", "Нельзя купаться в том месте, которое ты не знаешь" и т.д.

При изучении темы "Не с глаголами" составляли побудительные предложения о поведении в лесу. Были составлены такие предложения: "Не подходи близко к гнездам птиц". " Не лови и не уноси домой птенцов и детенышей зверей", "Не ломай ветки деревьев". "Не срывай растения для букетов".

  Мною подобраны  тексты для  диктантов, изложений и проверочного списывания, которые помогают понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире.

Подобраны в основном связные тексты, т.к. главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли.

Цель обучающих диктантов – привести в систему знания по теме и подготовить к контрольным диктантам. (Приложение № 13 – Тексты для диктантов, изложений и проверочного списывания)

      При работе над различными орфограммами использую тексты стихотворений, которые собраны в так называемые «Книга зимы»  или «Книга осени». ( В данном случае подобраны стихи для отработки темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», для развития речи учащихся.)

 (Приложение №14 – Книга зимы)

Конечно же, ни на одном уроке не обойтись  без загадок, народных примет, головоломок, кроссвордов, викторин ребусов,

  (Приложение № 15 – Загадки на каждый день) Мною подобраны загадки по темам: птицы, загадки с подсказкой (о животных, птицах, растениях), загадки месяцеслова, времена года, загадки – шарады, загадки – складки и т.д.

(Приложение № 16 – Народные приметы: неживая природа, о растениях, по месяцам.

(Приложение № 17 – Головоломки, загадка – плетёнка, чайнворд, кроссворд, викторины.

(Приложение № 18 – Ребусы о животных, рыбах, птицах, грибах, живущих и растущих в наших лесах и водоёмах)

    Я привела только некоторые примеры межпредметных связей в системе экологического воспитания и образования младших школьников, т.к. возможности этой системы безграничны.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

В любой работе важен результат. Чтобы проследить у своих учеников уровень усвоения экологический знаний, каждый год планирую несколько проверочных работ. Содержание работ связано с программным материалом, который изучается на уроках естествознания.

Приведу некоторые из этих работ и их качественный анализ.

1 класс

Работа № 1.

Цель: Выяснить уровень усвоения учащимися знаний об отличительных признаках          животных и растений.

( Учитель читает задание, если ученик считает, что все правильно, ставит +, если нет 0) .

1. Все ли части растения перечислены: корень, листья, плоды с семечками.

2. У сосны хвоинки длиннее, чем у ели.

3. У насекомых шесть ног.

4. Груздь – это дерево.

5. Тело зверей покрыто перьями.

6. Рыбы живут в воде.

Работа № 2.

Цель: Выяснить уровень усвоения учащимися знаний о жизни животных и растений.

1. Растения не могут жить без воды.

2. Животные могут жить без воды.

3. Осенью листья у деревьев опадают.

4. Воробей – перелетная птица.

5. Синица - зимующая птица.

6. Нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Работа № 3.

( запишите ответ одним словом. )

1. Как называется место, где растет много деревьев и других растений?

2. Можно ли в лесу шуметь?

3. Насекомых так назвали потому, что на их теле есть ...

4. Тело рыб покрыто...

5. Тело птиц покрыто ...

6. Тело зверей покрыто …

Анализ проверочных работ за 1класс.

 

Работа № 1

Работ №2

Работа №3

Кол-во учащихся

24

24

24

Выполнили без ошибок

8

7

9

Допустили 1 -2 ошибки

12

14

14

Допусти 3 и более

4

3

1

% качества знаний

83,3%

87,5%

95,8%

2 класс

Работа № 1

Цель: Выяснить уровень знаний учащихся о неживой и живой природе.

1. Выпиши предметы живой природы: вода, машина, рыба, солнце, дерево, камень, человек.

2. Даны растения: сосна, рябина, одуванчик, береза, репейник, смородина. Выпиши их по группам: Деревья Кустарники Травы

3. Даны животные: карась, бабочка, синица, пчела, заяц щука, кукушка, медведь.
Выпиши их по группам:
Насекомые Рыбы Птицы Звери

Работа №2

Цель: выяснить, уровень знаний учащихся о сезонных изменениях в природе
1. Даны птицы: ласточка, сорока, воробей, кукушка, тетерев, куропатка.
Выпиши но группам:
Перелетные      Зимующие

2. Из-за чего улетают перелетные птицы? Выбери правильный ответ:

А) из- за похолодания.

В) из-за отсутствия пищи.

3. В каком выражении допущена ошибка?

А) весной на деревьях набухают почки;

Б) весной в жизни растений никаких изменений не происходит.

            4. Составь схему из этих слов:

Насекомые, потепление, птицы, проталины.

Работа № 3

Цель: Выяснить уровень знаний учащихся по охране природы.

1. Запиши растения, занесенных в Красную книгу.

2. Запиши животных, занесенных в Красную книгу.

3. Запиши не менее трех Правил друзей природы.

Анализ проверочных работ за 2 класс.

 

Работа № 1

Работа № 2

Работа № 3

Кол-во учащихся

25

25

25

Выполнили без ошибок

7

9

8

Допустили 1-2 ошибки

14

13

15

Допустили 3 и более

4

3

2

% качества знаний

84%

88%

92%

3 класс

Работа № 1.

Цель: Выяснить уровень знаний учащихся о животных и растениях.

1. Какие группы животных ты знаешь?

2. Докажи, что растения - живые существа.

3. Приведи примеры дикорастущих и культурных растений (не менее трех )

4. Привели примеры диких и домашних животных ( не менее трех )

Работа № 2

Цель: Выясним уровень знаний учащихся по охране природы .

1. Что такое заповедник?

2. Какие правила охраны растений ты знаешь?

3. Какие правила охраны животных ты знаешь?

4. Заполни, схему:       использование          охрана

                                 1 вариант                       2 вариант

                       Вода                                Почва

Анализ paбот проверочных за 3 класс

 

 

Работа № 1

Работа № 2

Кол-во учащихся

26

26

Выполнили без ошибок

8

7

Допустили 1-2 ошибки

14

17

Допустили 3 и более

4

2

% качества знаний

84,1%

92,3%

Заключение.

   Таким образом, ясно, что необходимость экологического воспитания младших школьников важна как во внеурочное время, так и на уроках. Использование предложенного мною материала  повышает  интерес к изучаемому материалу, что в свою очередь повышает качество обучения; способствует овладению элементарных экологических знаний, правильному поведению в природе; применению полученных знаний в дальнейшем образовании, в жизни, в практике.

      В дальнейшем  планирую продолжить работу по совершенствованию экологического воспитания и образования младших школьников, т. к. считаю это направление одним из важных в системе образования и воспитания.