Ценностность как личностное основание

Лесун Анастасия Александровна

В статье представленна таблица, характеризующая 3 типа ценностности - ценностность реально-привычного функционирования, ценностность деятельности, ценностность личностных отношений. Описаны отображаемые элементы, характеристика личности, особенности семейных отношений, формирующие ценностность, проявление ценностности в диагностических методиках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostnost.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностность как личностное основание

Тип ценностности

Отображаемые элементы

Характеристика личности человека

Особенность семейных отношений, формирующие ценностность

Проявление ценностности в диагностических методиках

Ценностность реально-привычного функционирования

  • нет выделения значимой деятельности;
  • погружение в привычную ситуацию, где нет расчленения в сферах деятельности;
  • воспроизведение и сохранение привычных,  бытовых ситуаций, включающих в нерасчлененной форме привычные способы деятельности.
  • трудности принятия нового;
  • трудности в учебной деятельности, связанной с постоянным присвоением нового содержания;
  • низкий показатель умственного  развития;
  • конкретность знаний;
  • сложности при целенаправленной деятельности, неспособность устанавливать связь между компонентами деятельности;
  • «погружение в ситуацию» - многократное воспроизведение операции, не переходящая к другим этапам деятельности;
  • инертность, стереотипия, регидность;
  • трудности в сфере межличностных отношений;
  • развиваются истерии, фобии, невроз.
  • ведущая ценность – материальное благополучие, налаженный быт;
  • реально-практическая, бытовая сторона жизни формирует общие интересы;
  • регламентированные, ограниченные обязанности у ребенка;
  • важность вещных, практических, а не личностных отношений;
  • ребенок не выделяет себя из привычных ситуаций;
  • отрицательная оценка ребенка, строгое наказание;
  • замкнутость на интересах своей семьи;
  • низкий тип отношения с другими людьми;
  • характерно ограниченно-привычные представления;
  • от ребенка не требуют самостоятельной, продуктивной деятельности;
  • не поощряются личностные качества;
  • применяется «вещное поощрение»;
  • ребенок несамостоятелен, неуверен в себе, часто испытывает страх, проявляет негативизм, конфликтность, неадекватное восприятие поведения и отношения к себе со стороны других детей.
  • страх, негатевизм;
  • стереотипия;
  • отсутствует специфическая реакция на эмоциональное содержание;
  • бедность, примитивизм речевой формы предложений;
  • воспроизведение конкретной ситуации из своего опыта, низкий уровень связи.

Ценностность деятельности

1 уровень (ценностность «делания»):

  • значимая выполнения действий без осознания важности этих действий;

2 уровень (ценностность собственно деятельности):

  • деятельность, направленная на получение результата.
  • предпочитают ситуацию, связанные с выполнением деятельности;
  • в деятельности реализуют себя, проявляя внимательность, сосредоточенность, старательность, самостоятельность;
  • затруднена учебная деятельность из-за несуществующей направленности на усвоение нового и перехода на другую область усвоения;
  • низкий уровень развития мышления из-за одноплановости деятельности, неразвитой ценностности познания;
  • трудности в профессиональной деятельности: узость, ограниченность, недостаточная осознанность;
  • трудность в общении, во взаимосвязях с людьми, возможны конфликты.
  • ребенок проявляет деятельность, но не выполняет ее целиком;
  • не имеет самостоятельных обязанностей, ведущие к завершенности действий;
  • похвала за выполненную работу приводит к становлению ценностности деятельности.
  • равнодушие, не эмоциональность;
  • выделение определенной сферы действительности и осознание себя;

1 уровень:

  • низкий уровень умственной деятельности;

2 уровень:

  • осознание общих функций, типичные сущностные примеры;
  • рассказ направлен на результат.

Ценностность личностных отношений

  • значимая сфера личностных отношений, чаще – отношение к себе;
  • значимость положительной оценки любой ценой;
  • стремление к лидерству.
  • важнее отношение мотивации, чем  направленность на получение нужного результата;
  • высокая эмоциональность, глубокое переживание, эмпатия;
  • высокий уровень мышления из-за двуплановости умственной деятельности;
  • стремление  к идеальному плану, рефлексия;
  • положительная оценка в достижении высокой успешности ведет к положительному поведению или отрицательному лидерству.
  • ребенок – объект всеобщей любви, похвал, положительной оценки всех его действий и поведение независимо от их результатов;
  • значима сфера отношений;
  • неблагоприятная обстановка в семье, ссоры, скандалы между родителями;
  • болезненное восприятие  отношения к себе;
  • стремление получить одобрение за любые успехи, нередко прибегая к неправде;
  • склонность к хвастовству, хитрости, ябедничеству.
  • эмоциональность, заинтересованность;
  • напряженность;
  • рассказ отражает отношенческие ситуации, переживания;
  • часто наличие субъекта является «Я».