Роль воспитателя в ценностном и профессиональном самоопределении кадета

Ежкин Николай Юрьевич

Самоопределение(англ. Self – determination) – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциональные и прагматические решения.

Результатом самоопределения становится выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовывать своё природное предназначение (А.А. Грицанов Новейший философский словарь. Минск.Книжный дои. 1999г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoopredelenie.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Ю. Ёжкин, воспитатель

Роль воспитателя в ценностном и профессиональном самоопределении кадета

Самоопределение(англ. Self – determination) – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциональные и прагматические решения.

Результатом самоопределения становится выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовывать своё природное предназначение (А.А. Грицанов Новейший философский словарь. Минск.Книжный дои. 1999г.)

Поиск оснований для принятия решений в проблемной ситуации в зависимости от типа самоопределения может разворачиваться в четырёх смысловых пространствах:

  1. Ситуативное пространство (как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами);
  2. Социальное пространство (как социальное действие, детерминированное локальной сетью);
  3. Культурное пространство (как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса «дела», вписываемого в некую культурную традицию);
  4. Экзистенциональное пространство (как рефлексия бытия – движения в вечных ценностях и вопросах).

В сфере образования, наряду с процессом передачи знаний, происходит и другой процесс – передача способов самоопределения. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образы самоопределения.

«Дать человеку счастье любимого труда, по определению выдающегося

педагога Василия Александровича Сухомлинского, - это значит помочь ему найти среди множества жизненных дорог ту, на которой ярче всего раскроются индивидуальные творческие силы и способности его личности».

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь кадетам проявить свои индивидуальные способности, найти правильную дорогу в жизни. В свою очередь, говоря о роли педагога, воспитателя в ценностном и профессиональном самоопределении учащихся В.А, Сухомлинский указывал: «Воспитать в каждом ребёнке живой интерес к труду, раскрыть наклонность, призвание, утвердить личное увлечение делом – это и есть сущность индивидуальной воспитательной работы, в которой проявляется подлинное педагогическое мастерство. Каждый ученик находит своё призвание, вступает на свою дорогу в жизни. Обывательское мнение, что человек и призвание существуют независимо одно от другого, что жизненная судьба личности всецело зависит от удачи, в корне не верно: призвание формируется».Важная роль при этом отводится воспитателю. Он должен помочь кадетам определить их призвания и способствовать его формированию.

На сегодняшний день профессия офицера в России – это занятие по вооружённой защите Родины, ставшее делом всей жизни. Эта профессия отличается высоким уровнем социальной ответственности, сложности выполняемых функций, глубоким идейным и нравственным смыслом. Через офицерский состав Российское правительство проводит свою политику в области военного строительства, осуществляет руководство вооружёнными силами.

Одним из важнейших направлений  военной реформы, в принятой до 2021 года Концепции строительства Вооружённых Сил Российской Федерации, является развитие системы довузовского военного образования, объединяющей образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общегообразования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе (пр.МО РФ №515 от 21.07. 2014г.).

Омский военный кадетский корпус способствует решению военной реформы в данном направлении (развитие системы довузовского военного образования) посредством выбранного педагогического сопровождения, развивающее ценностную и профессиональную направленность.

Под педагогическим сопровождением понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал воспитанника и обеспечивающая её развитие, включающая помощь ученику, родителю, воспитателю в преодолении социальных, психологических, личностных проблемных ситуаций и создании ситуации успешности. Подобная педагогическая деятельность способствует становлению самосознания личности, самоопределению в реальной жизни и ориентации на перспективу, самоактуализации и самоутверждению.

В системе воспитательной работы, при трёхлетнем сроке обучения в кадетском корпусе педагогическое сопровождение формирования и развития военно-профессиональной направленности кадета реализуются в четыре этапа.

Первый этап

Ознакомительно-развивающий, который накладывается по времени на первый курс обучения в кадетском корпусе. Цели этапа:

  • Формирование и развитие как можно большего числа мотиваторов – оснований для возникновения мотивов ценностного и профессионального самоопределения: расширение потребностей сферы, поддержка любых познавательных интересов, развитие гражданской позиции, патриотического и военно-патриотического сознания;
  • Совместный с воспитателем поиск, за счёт развития информационного компонента направленности, особенностей и сторон военно-профессиональной деятельности, на которые могут быть направлены самоформируемые им мотивы профессионального выбора;
  • Всестороннее изучение личностных особенностей и качеств воспитанника, влияющих на педагогическую работу в его отношении;
  • Обеспечение успешного, постепенно нарастающего по интенсивности контакта с практической военной деятельностью.

Второй этап

Ситуативно-организационный, который накладывается по времени на второй курс обучения кадет в корпусе. Цели этапа:

  • Последовательная организация ситуаций окончательного выбора военно-профессиональной деятельности или отказа от неё, выбора вида военного труда и специальности, выбора военного вуза;
  • Расширения контакта с военно-профессиональной деятельностью за счёт привлечения воспитанников к практической деятельности по военно-профессиональной ориентации младших воспитанников и учащихся общеобразовательных школ;
  • Дальнейшее развитие компонентов военно-профессиональной направленности: целевого компонента (подготовка к обучению в военном вузе), управленческого компонента (процесс выработки и осуществления цикличности повторяющихся решений), результативного компонента (достижение воспитанником оптимального и достаточного уровня развития профессионально-военных качеств для самоопределения на обучение в военном вузе).

Третий этап

Деятельностно-подготовительный, который накладывается по времени на первые три учебных четверти третьего курса обучения кадет в корпусе. Цели этапа:

  • Формирование личных профессиональных (карьерных) планов;
  • Углубление контактов с практической военной деятельностью за счёт выполнения обязанностей по управлению первичным воинским коллективом;
  • Развитие специфических военно-профессиональных качеств подготовки к обучению в конкретном военном вузе.

Четвёртый этап

Контрольно-аттестационный, который осуществляется в четвёртой четверти третьего курса. Цель этапа:

  • Определение итогового уровня развития военно-профессиональной направленности выпускника и степени готовности его к поступлению в конкретный военный вуз, к конкретной военной специальности.

В ходе практического осуществления педагогического сопровождения по развитию и формированию ценностного и профессионального самоопределения кадет было определено, что основными субъектами данного процесса являются в равной степени, как сами воспитанники, так и руководитель структурной учебной группы – воспитатель.

В.А. Сухомлинский писал: «Надо дать ребёнку чувство гордости, достоинства, разбудить в нём совесть, чуткость к слову учителя. А для этого надо привести ребёнка в комнату сказок, в музыкальную комнату, в библиотеку, мастерскую, на опытную делянку… И главное, надо дать ребёнку прекрасных воспитателей».

Реализация технологии педагогического сопровождения формирования военно-профессиональной направленности кадета позволила выделить зону ответственности воспитателя и его обязанности как субъекта технологии. Воспитатель учебной группы кадетов непосредственно отвечает за организацию, практическое осуществление и эффективность мероприятий, сопровождающих развитие военно-профессиональной направленности воспитанников. Эту работу он проводит в тесном взаимодействии с остальными субъектами, порядок и принципы которого составляют основу организационного компонента профессиональной направленности.

Воспитатель осуществляет:

  • Всестороннее изучение личного состава, составление своевременной диагностики военно-профессиональной направленности воспитанников, формирование профессиональных военных качеств и фиксирование результатов;
  • Групповую воспитательную работу в рамках военно-профессиональной направленности, в объёме, определённом планами;
  • Индивидуальную работу с кадетами, в соответствии с целями и методами педагогического взаимодействия;
  • Профессиональное консультирование в доступном для него объёме, организацию профессионального консультирования в требуемом воспитанником и другими субъектами педагогического процесса объёме;
  • Сопровождение выбора воинской специальности и вуза, формирование профессионального самоопределения кадета;
  • Организацию процесса подготовки воспитанника к обучению в конкретном военном вузе;
  • Организацию и управление практической воинской деятельности кадет, учёт и оценку её результатов.

Список литературы

  1. Асриев А.Ю. Содержание работы воспитателя (офицера-воспитателя) в рамках технологии педагогического сопровождения процесса развития военно-профессиональной направленности суворовцев и кадет. Омск, 2007г. – 50с.
  2. Ковалевский В.Ф. военная профессиология: проблемы теории и практики. Москва. 1983г.
  3. Сухомлинский В.А. «О воспитании». Москва. Политиздат. 1975г.
  4. Сухомлинский В.А. «Труд в духовной жизни подростка». Москва. Педагогика. Т.1. 1980г.
  5. Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа». Москва. Педагогика. Т.2. 1980г.
  6. Русинова М.В. «Формирование информационной культуры учащихся через систему практик на уроках обществознания и права». Волгоград. Учитель. 2011г.


 

Комментарии

Спасибо за Вашу статью.
Очень помогла мне при подготовке к занятию с кадетами.