Отчет за четвертый семестр студента магистранта группы М-2111

Фомина Любовь Константиновна

Цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать программу по  формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

Задачи формирующего эксперимента:

1.    разработать программу по взаимодействию коррекционного учреждения и семьи в социальной адаптации детей со сложным нарушением развития;

2.                                     реализовать программу по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

С целью проверки нашей гипотезы и на основе данных констатирующего эксперимента, была разработана и реализована, программа по взаимодействию коррекционного учреждения и семьи через родительский клуб «Мы вместе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет за четвертый семестр студента магистранта группы М-2111

Фоминой Любови Константиновны

Цель нашей работы является формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование и с учетом особенностей ООП.

Задачами работы является:

  1. Закрепление и углубление теоретической подготовки студентов, полученной при изучении дисциплин цикла профессиональной подготовки.
  2. Приобретение студентами практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
  3. Выполнение студентами реальных научно-исследовательских заданий, соответствующих уровню их подготовки на текущий момент обучения.
  4. Освоение студентами современных теоретических методов и исследовательских подходов, экспериментального оборудования и его применения.
  5. Ознакомление студентов с организацией и выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  6. Освоение студентами принципов участия в выполнении современных исследовании в профессиональном коллективе.

Научно - исследовательская практика проходила на базе МБДОУ №32 «Аист» Практика проходила в два этапа: первый в период с 09.12.2013 г. по 22.12.2013 г.; второй этап с 13.01.2014 г. по 11.03. 2014 год.

Целью научно-исследовательской практики является формирование готовности и способности магистрантов к научно-исследовательской деятельности в дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, реабилитационных и консультационно-диагностических центрах, учреждениях среднего и высшего профессионального образования; апробации обучающимися освоенных методов и методик сбора и обработки эмпирического материала, оформления результатов научно-исследовательской работы и их презентации; использования результатов и опыта научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности.

Задачи практики:

  • изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;
  • разработка стратегии, структуры и процедуры осуществления опытно-экспериментальной работы;
  • анализ и систематизация результатов исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;
  • мониторинг        эффективности        коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования;
  • осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;
  • проектирование содержания дополнительного образования лиц с ОВЗ;
  • приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.

В период с 27.01.14 по 31.01.14 был осуществлён анализ результатов экспериментального исследования.

Цель констатирующего эксперимента - изучить особенности  детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1. Подобрать диагностический инструментарий для  выявления детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом.

2. Определить стиль семейного воспитания в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом.

3. Проанализировать и наглядно представить полученные результаты.

Сравнительный анализ результатов диагностического изучения семей воспитывающих детей со сложным дефектом развития выявил, что у родителей наблюдается излишняя концентрация на проблемах своего ребёнка, что проявляется, в гиперопеке, в удовлетворении потребностей ребёнка. Почти у всех родителей наблюдается низкий показатель по шкале «Эмоционального принятия» анализируя данные родителей, мы наблюдали меньшую степень принятия ребёнка. Мы объясняем это тем, что поведения ребёнка со сложным дефектом развития, в общественных местах, вызывает у родителей неприятные чувства, такие как раздражение, досаду. У родителей наблюдается склонность к инфантилизации особого ребёнка, которая проявляется в том, что родители воспринимают ребёнка неприспособленным, маленьким, беззащитным. Такое восприятие родителями ребёнка приводит к недооценке его потребностей и способствует формированию неадекватных стилей воспитания.

Изучив полученные данные, было выявлено, что родители, не готовы принять недостатки в развитии ребёнка, испытывающие стыд из-за того, что у них родился особый ребенок, пользуются мотивацией отказа. Такие родители чаще скрывают наличие в семье ребенка с отклонениями в развитии. Его ценность открыто или подсознательно ими отвергается.

Все родители трепетно относятся к детям, у родителей вызывают жалость. Почти ни кто из родителей не увидели будущее детей, изображенных на картинке. Мы можем заметить что ни один из родителей, ни ответил на вопрос «Как бы вы относились к такому ребёнку, если бы оказались его родителями».

Отношение родителей к детям со сложным дефектом имеют противоречивый характер. С одной стороны, родители проявляют жалость к детям. С другой стороны, у матерей часто проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности. Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания.

В настоящее время семье как социальному институту уделяется большое внимание. Большинство специалистов рассматривают семью как структуру, обладающую значительным реабилитационным потенциалом, существенная доля которого до настоящего времени в специальной психологии была не востребована.

В период с 4.02.14 по 9.02.14 через родительский клуб «Мы вместе» реализована программа по по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

Цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать программу по  формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

Задачи формирующего эксперимента:

  1. разработать программу по взаимодействию коррекционного учреждения и семьи в социальной адаптации детей со сложным нарушением развития;
  2. реализовать программу по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

С целью проверки нашей гипотезы и на основе данных констатирующего эксперимента, была разработана и реализована, программа по взаимодействию коррекционного учреждения и семьи через родительский клуб «Мы вместе».

Пояснительная записка

Родительский клуб – это особая форма взаимодействия между участниками, предлагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Один из жизненных парадоксов родителей и детей состоит в том, что с одной стороны, почти каждый родитель утверждает, что он готов проявлять максимальную заботу о ребенке, готов принять его со всеми недостатками. А с другой стороны, трудно найти взрослого, которому это действительно полностью удается. Несомненно, каждый родитель желает своему ребенку самого лучшего, чтобы он добился в жизни определенных успехов, но, иногда, развивая способности ребенка, родители забывают о его индивидуальности.

На сегодняшний день в нашей стране до сих пор ментально доминирует позиция, в основе которой убежденность, что роль родителы не требует каких-либо специальных знаний и навыков, родитель – это просто родитель. Очевидно, что в этой убежденности проявляется неадекватный современным реалиям общий уровень психолого-педагогической культуры существующий сегодня в нашем обществе.

Для того, чтобы родители имели реальную возможность оценить свои взаимоотношения с детьми, потренироваться в интерпретации детских проблем, отработать на практике различные навыки взаимоотношений, а также лучше узнать самих себя, на базе учреждения детского сада комбинированного вида II категории № 32 «Аист», с целью эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в сфере воспитания и развития детей дошкольного возраста, был создан родительский клуб «Мы вместе».

Созданный при МБДОУ родительский клуб, также поможет родителям преодолеть барьер единого пространства семьи и ДОУ.

Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. Членами клуба являются родители (мамы, папы, прародители), любой возрастной категории.

Таким образом, на основе работы родительского клуба «Мы вместе», нами была проведена работа с родителями, по формированию оптимальных детско – родительских отношений. Был разработан план мероприятий, по работе с родителями:

Цель программы: реализовать комплекс мероприятий направленных на взаимодействие коррекционного учреждения и семьи детей со сложным нарушением развития.

Задачи проекта-программы:

-формирование воспитательных умений у родителей детей со сложным нарушением развития;

-формирование ценностных ориентации родителей детей со сложным нарушением развития;

-коррекция детско-родительского отношения.

Общественная организация строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи «особому» ребёнку. Тематика встреч определяется двумя способами: формулируется и запрашивается родителями либо предлагается специалистами.

При организации комплекса мероприятий направленных на взаимодействие коррекционного учреждения и семьи детей со сложным нарушением в развитииа мы опирались на следующие принципы:

  • осознать, что только общими усилиями семьи и учреждения можно помочь ребенку, с уважением и пониманием относиться к родителям;
  • помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и нужно ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
  • в педагогах родители всегда должны видеть людей, готовых оказать им личную поддержку и прийти на помощь;
  • рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье;
  • с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, поделка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к педагогам;
  • проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Содержания проекта

Чтобы включиться в активную жизнь семье, имеющей ребенка-инвалида, приходится преодолевать множество социальных и психологических барьеров, сталкиваться с той или иной формой дискриминации.

Барьеры, отделяющие инвалидов от остальных граждан, - социальные, психологические.

Социальные барьеры. Это невозможность участия в общественной жизни, сложности в получении образования, трудоустройстве, решении семейно-бытовых проблем. По официальной статистике 2/3 детей - инвалидов в России в возрасте от 7 до 17 лет не получают образования.

Психологические барьеры. Необходимо формировать позитивное отношение к инвалидам в обществе, изменять сознание, в первую очередь, у самих инвалидов и у тех людей, которые находятся рядом с ними.

При социальном подходе к инвалидности действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение внешних и внутренних барьеров, мешающих включению и участию инвалидов в жизнь общества. Применение этого подхода приведет к уравниванию возможностей людей с инвалидностью.

Недостаточная компетентность родителей в сфере воспитания детей дошкольного возраста с синдромом Дауна вызывает много вопросов о том, как социально адаптировать ребёнка. Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле- и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, информативностью, наглядностью. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, своеобразие развития ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя. Осуществить прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, обеспечить «обратную связь» возможно лишь в тесном сотрудничестве со специалистами коррекционного учреждения.

Основными направлениями в содержании деятельности специалистов коррекционного учреждения и семьи является:

-        формирование воспитательных умений у родителей детей со сложным нарушением развития;

-        формирование ценностных ориентации родителей детей со сложным нарушением развития;

- коррекция детско-родительских отношений.

План мероприятий по работе с родителями

Родительский клуб «Мы вместе»

Месяц

Тематика мероприятий

Форма проведения

Ноябрь

«Знакомство»

Встреча №1 «Тренинг»

Декабрь

«Путешествие в страну нетрадиционных игр».

 «Взаимодействие родителей с детьми».

  • Тематическая выставка
  • Практикум
  • Информационный лист-буклет
  • Встреча №2

Январь

« Развитие ребенка посредством

использования нетрадиционных игр (с мыльными пузырями, игры со светом и  тенями, игры с движениями и тактильными ощущениями)»

  • Индивидуальные беседы с родителями
  • Практикум
  • Информационный лист-буклет
  • Встреча 3

Февраль

 «Обогащение словаря детей дома, на прогулке, на кухне…»

«Я и ребенок»

  • Индивидуальные беседы с родителями
  • Практикум
  • Информационный лист-буклет
  • Встреча 4

Март

Обобщение опыта тренинговой работы. Подведение итогов. Формирование устойчивой родительской позиции.

  • Стендовая информация
  • Рисунки детей «Моя семья»
  • Рассуждения родителей «Моя семья» обобщение опыта, результаты работы в группе, отзывы

(приклеиваются под рисунками детей)

  • Практикум «Оптимизация взаимодействия между детьми и родителями»
  • Встреча 4

Нами был проведен тренинг на тему «Знакомства».

Цель тренинга: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком; снять тревожность, напряженность и страхи в отношениях между родителями и ребенком; сформировать адекватную самооценку родителей и детей.

Задачи работы.

1. Проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей.

2. Научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.

3. Дать навыки эффективного общения с ребенком.

4. Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Родители были удовлетворены тренинговой работой.  Руководствуясь пожеланиями родителей и их ответах на тренингах мы пришли к выводу о том, что следующей работой должны стать: тематическая выставка, практикум на тему: «Путешествие в страну нетрадиционных игр», этот семинар поможет ознакомлению родителей со способами использования нетрадиционных игр в домашних условиях, направленных на формирование сенсомоторной сферы ребенка. Создание информационного листа-буклета на тему: «Развитие ребенка посредством использования нетрадиционных игр (сенсорные игры)». Провести тренинг на тему: «Взаимодействие родителей с детьми».

Нами был проведен тренинг на тему: «Взаимодействие родителей с детьми».

Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.

Задачи работы:

1. Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении. 

2.Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению. 

3. Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок. 

4. Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу “выиграть – выиграть”. 

5. Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно. 

После проведенного тренинга мы смогли выстроить следующий этап работы с родителями, это: индивидуальные беседы с родителями, проведения практикума на тему «Развитие ребенка посредством использования нетрадиционных игр (с мыльными пузырями, игры со светом и  тенями, игры с движениями и тактильными ощущениями)», это позволит нам привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, используя нетрадиционные приемы, сформирование положительные установки в сознании родителей, воспитывающих «особого» ребенка.  Разработка к практикуму листа – буклета. И проведение тренинга на тему «Умение сотрудничать с детьми».

Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.
        Задачи работы:

1. Активизация процесса самопознания и самоактуализации;

2. Овладение навыками эффективного слушания;

3. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

4. Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми.

На основе проведенного нами тренинга на тему «Умение сотрудничать с детьми». Мы построили следующий этап нашей работы. Родителей заинтересовал вопрос о том, как можно играть с детьми дома. На основе этого мы провели семинар-практикум  «Обогащение словаря детей дома, на прогулке, на кухне…». В информационной части родители узнают, как и зачем заниматься с ребенком дома. В практической части родители ознакомятся с  играми, с помощью которых обогащается словарь детей.

Одной из главных целей стало познакомить родителей со способами закрепления речевых навыков у детей с особыми образовательными потребностями в домашних условиях.

Проведение тренинга на тему «Я и ребенок».

Цель: формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»; расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи тренинга:

1. Овладение навыками эффективного слушания;

2. Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении. 

3. Научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.

На основе проведенных нами мероприятий, мы провели последнюю встречу, на которой были подведены итоги проделанной работы, сформировались родительские позиции.

Хотелось бы сделать вывод о том, что только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для воспитания и обучения детей.

Период с 3.03.14  по 7.03.14 является заключительным. В рамках последней недели нами была подготовлена отчетная документация по научно-исследовательской практике.