МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Опыт реализации «Метода проектов» в процессе воспитания суворовцев»

В методической разработке исследован один из инновационных, педагогических методов – метод проектов. Методическая разработка ориентирована на практику, в ней проведён анализ опыта применения проектной деятельности в Тверском суворовском военном училище.

Метод проектов позволяет обучающемуся обрести ощущение успешности, которое с одной стороны, не зависит от успеваемости, а с другой – мобилизует потенциал подростка.

В методической разработке раскрываются основы деятельности воспитателя по организации и проведению проектной деятельности с обучающимися. Отражены как теоретические вопросы, так и практические приёмы решения поисковых, исследовательских, проектных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.2.3_metodicheskaya_razrabotka_2014_g._dlya_sayta.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Тверское суворовское военное училище

 Министерства обороны Российской Федерации»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Опыт реализации «Метода проектов»

в процессе воспитания суворовцев»

Выполнил         Ковалёв Е.Н.,

воспитатель 1 взвода 9 класса 5 учебного курса

Тверь

2014


Содержание

Пояснительная записка                                                

 Введение        ……………………………….……….3

 Актуальность        …………………………………3

 Противоречия        …………………………………4

 Цели        ………………………………………………4

 Задачи        ………………………………………..4

 Образовательная среда        ……………………….….5

 Принципы        ………………………………………..6

 Технология        ………………………………………..7

 Основная часть        …………………………………8

 Результативность        …………………………………13

Список использованной  литературы        …………….15

Приложение        ………………………………………..16


Пояснительная записка

Введение

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт III поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена идеология, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося, как субъекта познавательной деятельности.

В современной российской школе актуализируется гуманистическая и личностная направленность учебно-воспитательного процесса, определяющая качественно новое понимание учащегося как субъекта учебной и воспитательной деятельности. Реализация такого подхода становится возможной только при активной позиции учащегося. Наиболее эффективным способом решения этой задачи является применение инновационных педагогических технологий, к которым относится метод проектов.

Актуальность

В основу воспитательной работы нашего  учебного курса положено формирование ключевых компетенций с использованием элементов инновационных педагогических технологий: информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, игровой, технологии деятельностного метода, технологии, построенной на эмоционально-психологической и личностно-смысловой основе и технологии метода проектов.  

Для реализации задач, поставленных ФГОС нового поколения с учетом основных направлений модернизации общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России значение инновационных методов и технологий  всё более возрастает.

В первую очередь используется метод проектов, который позволяет наиболее эффективно раскрывать творческий потенциал обучающихся, как субъектов познавательной деятельности. Метод проектов, как технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на применение и самостоятельное приобретение новых знаний и жизненного опыта.

Метод проектов позволяет направлять воспитательный процесс на формирование обобщенных способов познавательной, практической, творческой деятельности, готовность суворовцев использовать  усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни. Достоинством метода проектов является возможность применять его в условиях культурно-воспитательной среды учебного курса.


Противоречия

  1. Между ориентацией на самостоятельную деятельность обучающихся – и постоянным педагогическим сопровождением. 
  2. Между групповым и индивидуальным подходом, интересами личности и интересами группы.
  3. Между необходимостью для обучающегося овладением компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности и недостаточным развитием способности к самоорганизации.
  4. Между исходной целью, способами достижения и достигнутым результатом.

Цель

Анализ опыта реализации «Метода проектов» в процессе воспитания суворовцев.

Задачи

  1. Отобрать примеры использования метода проектов в качестве инновационной педагогической технологии  в воспитательном процессе.
  2. Систематизировать опыт использования метода проектов в воспитательном процессе педагогического коллектива суворовского училища.
  3. Разработать алгоритм и оптимальную форму реализации данного метода.
  4. Проанализировать и применить приемы метода проектов   в своей деятельности.
  5. Формировать ключевые компетенции обучающихся через проектную деятельность.
  6. Воспитывать личность соответствующую современному национальному воспитательному идеалу.

Образовательная среда

Вся деятельность педагогического коллектива роты строится с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся и в соответствии с рекомендациями психолога роты, медицинских работников, преподавателей общеобразовательных дисциплин, преподавателей дополнительных образовательных программ, методистов училища, отдела воспитательной работы и родителей.

В роте созданы условия для достижения основных задач общего среднего образования: личностного, социального, общекультурного, интеллектуального и коммуникативного развития. В настоящее время воспитатели учебного курса осуществляют компетентностный подход к обучающимся. Наряду с классическими используются инновационные педагогические технологии, направленные на развитие личности суворовца.

Для выполнения заданий по общеобразовательным предметам и внеурочной деятельности расположение учебного курса оборудовано учебными классами, комнатой досуга, тренажёрным залом, бытовой комнатой, спальными помещениями. Каждый учебный класс оборудован компьютером, аудио-видео аппаратурой. Суворовцы при выполнении уроков, заданий по дополнительным образовательным программам и во время внеурочной деятельности  пользуются индивидуальными ноутбуками, компьютерами и другой оргтехникой. В расположении роты создана социально-воспитательная среда, содержащая символы российской государственности: герб, флаг, текст гимна, изображения лидеров государства.

При разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся педагогический коллектив роты осуществляет взаимодействие с социальными субъектами воспитания: библиотеками (библиотека суворовского училища, библиотека им. Герцена, библиотека им. Горького), традиционными российскими религиозными организациями, воинскими частями, органами правопорядка, учебными заведениями, в том числе с вузами Министерства обороны, тверской академической филармонией, тверским академическим театром, театром юного зрителя, цирком, кукольным театром, кинотеатрами, музеями  Твери, выставочными центрами, промышленными предприятиями города, спортивным комплексом «Юбилейный», стадионом «Химик».

В рамках проектной деятельности суворовцы посещают детские коррекционные и реабилитационные центры, дом малютки, приют для несовершеннолетних, Некрасовский детский дом, мемориалы и воинские захоронения, встречаются с ветеранами, выпускниками училища разных лет, деятелями науки, видными представителями спорта, культуры и искусства, общественными и ветеранскими организациями. Принимают участие в торжественных мероприятиях, парадах, конкурсах, слётах, чтениях, конференциях, выступлениях, олимпиадах, соревнованиях различного направления и уровня. Мы стремимся проводить интеграцию внеучебной, внешкольной и семейно-воспитательной познавательной деятельности в рамках программ воспитания и социализации. Так совместно с родительским комитетом были организованы посещения музеев города Москвы и Московской области.

В роте собирается специальная методическая литература, материалы по внеклассной и внеурочной работе, электронные пособия. Эта постоянно совершенствующаяся материальная база в совокупности с применением инновационных образовательных технологий позволяет успешно формировать личностные компетенции обучающихся.


Принципы

  1. Основной принцип современного воспитательного процесса – использование компетентностного подхода.
  2. Воспитание совершается только на основе активности самого обучающегося во взаимодействии его с окружающей социальной средой. 
  3. Деятельностный подход, предполагающий включение обучающихся в различные виды деятельности.
  4. Принцип развития индивидуальности и социализации личности.
  5. Гуманизации.
  6. Самостоятельности, самореализации, творчества.
  7. Системный принцип, предусматривающий учёт интересов обучающихся, планирование результатов, анализ самореализации.
  8. Принцип единства образования,  дополнительных образовательных программ и внеурочной деятельности.
  9. Личностное самосовершенствование обучающихся и воспитателей с целью заботы о собственном здоровье, формирование экологической культуры, способов безопасной жизнедеятельности.
  10. Принцип реализации личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение обучающимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры в социальной микросреде.
  11. Принцип единства воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.
  12. Принцип  соответствия целей воспитания интересам общества в целом и самих обучающихся.


Технология

  1. Изучение литературы по проблеме воспитания, использованию метода проектов.
  2. Изучение передового педагогического опыта по использованию инновационных образовательных технологий с целью осуществления компетентностного подхода к обучающимся.
  3. Совершенствование социально-культурной среды курса.
  4. Обеспечение интеграции дополнительных образовательных программ и планов внеурочной деятельности, направленных на формирование личностных компетентностей суворовцев.
  5. Обобщение опыта работы по использованию метода проектов в воспитательной деятельности.
  6. Рефлексия по результатам использования метода проектов.
  7. Определение перспектив деятельности.


Основная  часть

Методической темой курса является формирование ключевых компетентностей обучающихся через системно-деятельностный подход в условиях социально-культурной среды курса.

Для выполнения социального заказа: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России коллектив учебного курса использовал как элемент инновационной образовательной технологии проектную деятельность.

Проектная деятельность на курсе реализуется в рамках основных проектов училища:

«Доброе сердце – добрые поступки»,

«Наш дом – Училище»,

«Никто не забыт, ничто не забыто»,

«Суворовское братство».

В основу проектной деятельности положена направленность на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить суворовцев самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного времени. Результаты выполненных проектов должны быть соответствующими: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат готовый к внедрению.

Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирована на применение знаний  и приобретение новых.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность;

- структурирование содержания проекта (с указанием промежуточных результатов);

- использование исследовательских методов;

- результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. каким-либо образом представлены.

Использование метода проектов на курсе, по обозначенным в училище проектным направлениям, позволило наполнить воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью суворовцев совместно с воспитателями учебного курса и педагогом-организатором.

Проект «Доброе сердце – добрые поступки» направлен на формирование навыков социального закаливания и моральной ответственности для успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности. Приоритетные задачи: - продолжить сотрудничество с детским домом ГОУ «Некрасовский» и соцприютом, областной реабилитационный центр для несовершеннолетних; - моральная поддержка членов нашего общества, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации; - пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей; - формирование высокого уровня социальной ответственности суворовцев за свои поступки сейчас и в будущем; -стимулирование и поддержка социально значимой деятельности школьного самоуправления, - формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, - использование имеющихся в училище наработок и воспитательного потенциала (система дополнительного образования и школьного самоуправления) для организации социально значимых дел.

В рамках данного проекта на нашем курсе было проведено большое количество мероприятий. Суворовцы встречались, устраивали выступления и концерты, учились общаться и взаимодействовать с учащимися других учебных заведений города (лицея №1, школ №48, гимназии №1) и области (суворовцы Обломов, Попков, Лебедев участвовали в концерте в Некрасовском детском доме).  Благодаря клубу любителей иностранного языка общение суворовцев вышло на международный уровень, были организованы встречи с иностранными студентами и иностранными писателями.

Суворовцы посещали социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом малютки, коррекционную школу, участвовали в спортивном празднике для детей инвалидов ДОД КСДЮСШОР №1 «Я такой же, как ты», принимали участие во встрече параолимпийского огня в городе Твери. Результатом работы по данному проекту стало открытое внеклассное мероприятие в 1 взводе: «Люди с безграничными возможностями».

Проект «Наш дом - Училище» направлен на создание условий для вовлечения учащихся в общественно значимую трудовую деятельность по благоустройству и озеленению училища, совершенствование интерьера и внешнего вида (в соответствии с требованиями современного дизайна и СанПинов); развитие ответственной позиции детей по отношению к окружающему миру. Приоритетные задачи - Развивать коммуникативную компетенцию, толерантность через совместную деятельность. - Организовать занятость учащихся посредством участия их в общественно-полезном труде. - Объединить усилия педагогов учащихся, родителей, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение подоконников в рекреации третьего и четвертого этажей. - Улучшение экологической среды училища. - Развитие практических навыков самообслуживания. - Воспитание чувства прекрасного.

В рамках данного проекта на нашем курсе в течение учебного года много внимания уделялось трудовому воспитанию обучающихся. Были проведены смотры-конкурсы учебных кабинетов и спален на самые уютные и чистые. Смена постельного белья, чистка формы, ежедневные подшивания проводились в форме конкурсов-соревнований «Чистота и порядок», «Ловкий мойдодырчик»,  «Быстрее, чище, уютнее». Были организованы гигиенические рейды, организовано приведение в порядок стадиона училища и прилегающих скверов, закреплённой за курсом территории училища. Суворовцы занимались украшением классов к новому году, 8 марта, Дню учителя, 23 февраля, праздникам осени и весны. Наиболее ярким мероприятием проекта, стало участие суворовцев курса в конкурсе «Суворовские стены», посвящённому 70-летию со дня образования Тверского (Калининского) суворовского военного училища. Конкурс включал разнообразные номинации: конкурсы рисунка, плаката, поделок, презентаций, макетов. Результатом участия наших суворовцев явилось то, что по некоторым из номинаций мы стали лауреатами и призёрами.

Историко-патриотический проект «Никто не забыт, ничто не забыто» направлен на воспитание у суворовцев ответственности, целеустремленности, патриотизма, формирование активной гражданской позиции на основе духовных и нравственных ценностей и реализуется в рамках Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».  Приоритетные задачи: - привлечение внимания суворовцев к проблеме защиты памятников героям Великой Отечественной войны и воинских захоронений, сохранности культурно-исторических памятников Твери и Тверской области; - повышение внимания и ответственности суворовцев к старшему поколению; - углубить и расширить знания суворовцев по военной истории.

В рамках данного проекта на нашем курсе были организованы посещения выставочных экспозиций краеведческого музея, картинной галереи, выставочного зала. Посещения специальных мероприятий библиотек им. Герцена, им. Горького были дополнены работой с сотрудниками краеведческих отделов по проекту «Памятники Антонова в Твери», созданием виртуальной экскурсии. Проведено большое количество встреч с ветеранами и участниками боевых действий и специальных операций; посещение воинских частей города, базы тверского ОМОН, клуба воинов-интернационалистов, ветеранских организаций города. Суворовцы Соколенко, Эльгард, Енбаев, Константинов, Девликамов, Черноусов, Краев, Сподонейко, Лебедев, Попков, Зарецкий выступали на концертных площадках города в день празднования Победы. Мы посещали и участвовали в финальном межрегиональном концерте «Побратим», прошедшем во дворце культуры «Пролетарка» и посвященном дню Победы. Суворовцы принимают активное участие во многих торжественных городских и областных мероприятиях, ритуалах возложения венков, посвящённых Дню Победы, Дню освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков, Дню памяти воинов интернационалистов, митингах посвящённых выводу советских войск из Афганистана. Принимали участие в параде Победы на Красной площади. Участвовали в акции «Живое спасибо». Кроме того суворовцы курса посещали воинские захоронения в Тверской области, приводили их в порядок. Ряд классных часов и открытых мероприятий, проводимых воспитателями, так же проводились в рамках данного проекта (например открытое внеклассное мероприятие в 1 взводе «День народного единства»). Два года подряд, суворовцы курса активно участвовали в неделе «Защитника Отечества» в самых разнообразных номинациях, становясь призёрами или лауреатами. Так жюри конкурса по достоинству оценило проекты макетов сражений выполненных коллективами суворовцев 1 взвода: «Брестская крепость» и «Фрагмент боя в горах Чечни. Сам погибай, а товарища выручай». Не остались без внимания работы по выполнению постера и презентаций о героях России и Советского Союза.

Проект «Суворовское братство» направлен на формирование основ морали воспитанников, укрепления у воспитанников позитивной нравственной самооценки и самоуважения. Каждый вновь прибывший воспитанник нуждается в помощи со стороны старшего поколения в накоплении знаний и навыков приобщения к социальной и культурной жизни, так как находятся в образовательном учреждении закрытого типа. Приоритетные задачи: - повышение уровня осведомленности суворовцев нового набора с правилами внутреннего распорядка в училище путем обмена опытом со старшекурсниками; - предотвращение проявлений так называемой дедовщины среди суворовцев; - повышение интереса суворовцев нового набора к процессу обучения и проживания в училище (плюсы и минусы).

В рамках данного проекта наши суворовцы общались с суворовцами других курсов, рассказывали о себе и традициях своего региона и семьи, совместно проводили выходные дни, были проведены встречи с выпускниками нашего училища разных лет. Был организован кукольный театр, где суворовцы курса ставили и проводили спектакли для младших курсов.

С целью сплочения суворовского коллектива были запланированы и осуществлены досуговые мероприятия и организация проведения совместного времени: катание на коньках, эстафеты, дни здоровья и спорта, президентские игры, спартакиады, весёлые старты, проводы русской зимы, конкурсы «Вместе весело», военизированная оборонно-спортивная игра «LaserTag», в процессе которой отрабатывались приёмы взаимодействия в группе. Суворовцы нашей роты принимали участие во всех концертах, проходящих в училище. Мы участвовали в кадетском бале Министерства обороны РФ. А участие в неделе «Защитника Отечества» в таких номинациях как презентация о героях России и Советского Союза и выполнение постера «Наш герой», так же являются подпроектами большого проекта «Суворовское братство». В рамки данного проекта также вписывались классные часы, беседы и открытые мероприятия воспитателей, например открытый классный час в 1 взводе «Суворовское братство».

Воспитательная работа культурно-эстетического направления реализуется также через проектную деятельность. Создавая мини-проекты, суворовцы объединяются по интересам и реализуют свои замыслы. В конечном итоге это выражается в виде концерта,  доклада, реферата, устного журнала, викторины, спортивного праздника. К такой деятельности в полной мере относятся посещение и участие в песенных и театрализованных концертах; конкурсах поделок, рисунков, стенной печати; военизированным эстафетам и спортивным праздникам; конкурсам презентаций.

Направления и тематика классных часов отвечала задачам по реализации методической темы курса, органично вписываясь в проектную деятельность обучающихся, позволяла создавать условия для формирования ключевых компетенций суворовцев.

Обучающиеся совместно с воспитателями учебных курсов осваивают проекты разных типов: творческие (результат – программа спортивного праздника и сам праздник), ролевые (результат – классный час, в котором суворовцы имитировали социальные отношения), практико-ориентированные (результат – виртуальная экскурсия, макеты фрагментов боев, новогодний огонек). Результаты всей проектной работы ориентированы в первую очередь на социальные интересы самих суворовцев. В рамках проектной деятельности суворовцы посещают детские коррекционные и реабилитационные центры, Некрасовский детский дом, мемориалы и воинские захоронения, встречаются с ветеранами, выпускниками училища разных лет, деятелями науки, видными представителями спорта, культуры и искусства, общественными и ветеранскими организациями. Принимают участие в торжественных мероприятиях, парадах, конкурсах, слётах, чтениях, конференциях, выступлениях, олимпиадах, соревнованиях различного направления и уровня.

Выполняя проектную работу, суворовцы развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Они развиваются как творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно.

Важной задачей, которая решается коллективом роты, это обеспечение  осуществления проектной работы в условиях социально-культурной среды курса. Т.е. каждый проект обеспечивается материально-технической базой, кадрами (при необходимости привлекаются дополнительные участники), информационной базой (фонд библиотеки, материалы на электронных носителях), информационно-технологическими ресурсами.

Применение метода проектов как инновационной технологии делает воспитательный процесс на курсе более интересным и увлекательным, способствует повышению мотивации суворовцев, развитию их творческой и познавательной активности, предоставляет большие возможности для самореализации.


Результативность

Использование инновационных педагогических технологий во внеурочной деятельности в 3 роте, в частности метода проектов, позволяет воплощать основной принцип модернизации современного образования – осуществление компетентностного подхода к обучающимся, что в конечном итоге сказывается на эффективности воспитательного процесса в целом. Проектная работа дает возможность для каждого суворовца определить степень собственной успешности, результативности, осознать общественное признание своей состоятельности. Таким признанием является дипломы победителей и лауреатов Всероссийского творческого конкурса «Защитники Отечества», грамоты за 1место в конкурсе презентаций «Герои СССР и России», 2 место в конкурсе постеров «Наш герой», 3 место в викторине «Награды России», победах в конкурсах декоративно-прикладного искусства - 1 место в конкурсе макетов фрагментов боев.

Все внеурочные мероприятия, проведенные в этом учебном году, позволили успешно формировать учебно-познавательные, интеллектуальные, коммуникативные, социально-трудовые, ценностно-смысловые и общекультурные компетентности.

В роте создаётся база методических материалов для широкого использования и обмена опытом.

Необходимо отметить, что работая, над каким либо проектом, его смысловая и содержательная сторона и значение становится гораздо шире, первоначально запланированного. Коллективная проектная деятельность, может захватить в свою сферу два и более проекта, объединив их в более крупный или дополняя (взаимодополняя) друг друга в областях соприкосновения. Направления проектной деятельности всегда разноплановы и многогранны, а результаты всегда многозначны и порой неожиданны, зачастую они имеют отсроченное воспитательное воздействие на обучающегося, участника проекта.

Таким образом, педагогический коллектив роты активно и планомерно работает над созданием условий для формирования ключевых компетенций с целью успешной социализации обучающихся, что позволяет формировать личность, способную к самостоятельному познанию, самоанализу, самореализации, успешно решающую возникающие проблемы в различных сферах жизни.


Список  литературы

  1. Боровых В.П. Практико-ориентированные проекты. Технология 7-11 классы. – Волгоград, 2009 г.
  2. Бычков А.В.  «Метод проектов в современной школе». – М., 2000 г.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011 г.
  4. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. – РОСТОВ-на-ДОНУ: Феникс, 2009 г.
  5. Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому. Инновационные формы внеурочной деятельности в 5-9 классах. – РОСТОВ-на-ДОНУ: Феникс, 2009 г.
  6. Мощенко А.В.  Психологические основы развития личности суворовца / М - 1996 г.
  7. Лисова К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников/Воспитание школьника № 2, 2011 г.
  8. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования — М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
  9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.
  10. Сергеев И.С.  «Как организовать проектную деятельность учащихся». – М., 2005 г.
  11. Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход педагогической деятельности.– М.: Сфера, 2003 г.
  12. Татарченкова С.С.  Формирование ключевых компетентностей учащихся  через проектную деятельность. – С-Пб.: Каро, 2008 г.
  13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования. Ж. Народное образование, № 2, 2003 г.
  14.  «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности». Народное образование,2000г.,№7.
  15. Сборник программ «Работаем по новым стандартам. Исследовательская и проектная деятельность». – М.: «Просвещение», 2013 г.
  16. http://sdr.lysva.biz/page2.htmlwww.ecoline.ru
  17. http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php
  18. http://www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_all/a_gb6ko.htm