Методическая разработка по теме: '' Метод индивидуальной беседы в исследовании личности воспитанника Тверского суворовского военного училища ''

Разработка для преподавателей и воспитателей методики, эффективных психологических приёмов и рекомендаций по ведению индивидуальной беседы с воспитанниками Тверского суворовского военного училища для исследования их индивидуально-личностных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_vedeniya_individualnoy_besedy_na_sayt.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Тверское  суворовское  военное  училище

Методическая  разработка  по  теме:

'' Метод индивидуальной беседы в исследовании личности

воспитанника Тверского суворовского военного училища ''

воспитатель учебного курса

Ковалёв Е.Н.

г.Тверь


Содержание

стр.

Пояснительная записка……………………………………………………………… 3

Введение……………………………………………………………………………… 5

Глава 1. Основные типы бесед в исследовании личности         ……………………..7

Глава 2. Структура беседы        …….…….….….…….…….…….…….…….…….. 10

Глава 3. Вербальное общение в процессе беседы …………………………….…. 13

Глава 4. Невербальное общение в процессе беседы..……………………………. 20

Глава 5. Психологические аспекты и принципы ведения беседы ……………… 24

Глава 6. Анализ результатов беседы …..…..…..…..…..…..…..…..…..…..….….. 30

Глава 7. Рекомендации по ведению индивидуальной беседы

с воспитанниками Тверского суворовского военного училища ………...……….31

Заключение………………………………………………………………….…….….34

Приложение 1: Таблица№1 Рекомендации и предостережения в беседе …..…...35

Список литературы…………………………………...…………………….…….....36


Пояснительная  записка

Противоречия

1. Между субъективно-личностным отношением к собеседнику и необходимостью объективного, беспристрастного отношения к нему.

2. Между теорией и  применением теоретических знаний.

Цель

Разработка для преподавателей и воспитателей методики, эффективных психологических приёмов и рекомендаций по ведению индивидуальной беседы с воспитанниками Тверского суворовского военного училища для исследования их индивидуально-личностных особенностей.

Задачи

  1. Структурирование типологии бесед и механизмов их функционирования.
  2. Рассмотрение аспектов, принципов и способов поведения в ходе беседы с воспитанником Тверского суворовского военного училища с целью индивидуально-личностного изучения.
  3. Создание схемы анализа результативности проводимой беседы.
  4. Разработка рекомендаций командованию, преподавательскому составу и воспитателям по наиболее эффективным способам взаимодействия в беседе с воспитанником Тверского суворовского военного училища.

Образовательная среда

Тверское  суворовское  военное  училище – военное учебное образовательное учреждение общего среднего образования. Суворовцы обучаются 7 лет (5 – 11 классы). Обучение в училище предполагает хорошую подготовку по общеобразовательным предметам, достаточную для продолжения  образования в высших учебных заведениях.

Принципы

В своей работе мы основываемся на следующих принципах:

  1. Научность.
  2. Системность и последовательность.
  3. Комплексность.
  4. Непрерывность.
  5. Целенаправленность.
  6. Экологичность.
  7. Объективность.
  8. Сознательность и активность.
  9. Гибкость.

Технология

  • Изучение учебно-методической литературы
  • Ознакомление с передовым опытом и его обобщение
  • Практическое применение методической разработки
  • Анализ результативности применения
  • Разработка рекомендаций по применению методики
  • Определение перспектив дальнейшей деятельности

Анализ результативности

Результаты беседы полезно проанализировать по параметрам достижения цели, причинам достижения (отсутствия достижений) данных результатов, приносимой пользы в будущем. Это позволит приобрести опыт, избавит от повторения ошибок. Как следствие позволит разработать рекомендации по наиболее эффективным способам взаимодействия в беседе с воспитанником Тверского суворовского военного училища.


Введение

Трудны учебные будни в училище и нет, пожалуй, такого воспитанника, который бы не нуждался в поддержке словом или делом. В коллективе обучающихся есть передовики и отстающие, много так называемых "середняков", но у каждого из них свой характер, специфичны возникающие проблемы. Учесть все эти различия и выбрать наилучшие средства и способы влияния позволяет индивидуальный подход. Обучить и воспитать человека нельзя, не общаясь с ним. Виды и формы общения разнообразны. В арсенале воспитательных средств, которыми располагает педагог и воспитатель в ходе общения, наиболее результативными являются индивидуальные задания, беседы, контроль, помощь и критика.

Личная беседа занимает среди них особое место. Она позволяет глубоко изучить духовный мир учащихся и дифференцированно применять воспитательные воздействия.

Внешне индивидуальная беседа представляется простым делом. Но правильнее будет сказать, что ее проведение - это искусство. И здесь не обойтись без знания важнейших условий, соблюдение которых позволяет придать беседе целеустремленный характер и создать соответствующую психологическую атмосферу. Особого внимания требуют процессы слушания и наблюдения, вопросы самоконтроля поведения.

Потребность в беседе возникает по различным причинам и поводам. Широко она используется для оценки успехов в учебе в целях накопления и обобщения информации. Распространены познавательные беседы, в ходе которых изучают личностные качества воспитанников, выявляют склонности к общественной работе, устанавливают причины плохого настроения и т.д. Без индивидуальной беседы не обойтись в случае нарушения дисциплины, когда необходимо выяснить мотивы поведения и уточнить обстоятельства совершения проступка. Большое значение приобретает индивидуальная беседа как средство побудить учащегося к большей активности при выполнении поручений и обязанностей, исследовать индивидуально-личностные особенности. Чаще всего инициатором индивидуального общения выступает педагог или воспитатель, но иногда оно начинается по просьбе воспитанника.

Индивидуальные ознакомительные и диагностические беседы с суворовцами позволяют выяснить в первую очередь их индивидуально -типологические особенности:

•           Активность- пассивность юноши.

•           Замкнутость – открытость.

•            Темперамент.

•            Частота и быстрота смены настроения.

•            Степень агрессивности.

•           Жизненные идеалы и ценности, которых он придерживается.

•            Степень развития лидерских качеств.

•            Семейная обстановка и социальное окружение, в которой рос суворовец.

•            Степень развития лидерских качеств.

•            Истинные мотивы поступления в ТвСВУ.

•            Первоначальная профориентация.

•            Серьёзные болезни и травмы, перенесённые до поступления в училище.

•            Умение общаться и т.д.

Часто встает вопрос: как добиться того, чтобы каждый разговор достигал цели? Естественно, что существуют принципиальные положения, проверенные опытом приемы, обеспечивающие положительный результат. Учитывая сложность процесса подготовки и проведения беседы, будем последовательно излагать его содержание, идя от общего к частному. Следуя этой логике, вначале рассмотрим самые общие организационные и психологические условия успешности любой беседы, независимо от ее предназначения. Далее сосредоточим внимание на особенностях, которые имеют место на различных этапах беседы: во вступительной части, при решении основных задач и при окончании разговора. И, наконец, конкретизируем весь изложенный материал на примерах и рекомендациях проведения типичных бесед.


Глава 1. Основные типы бесед в исследовании личности

Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.

Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к педагогу, воспитателю, психологу, их мастерству, профессиональной зрелости.

Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком — связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный  в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов в ней, т. е. тем более жесткой и ограниченной является тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону педагога- психолога, задающего вопросы.

Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

— стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;

— частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

— свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический и практический опыт педагога, психолога или воспитателя и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого.

Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы воспитанника.

Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на личность конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, педагога и воспитателя, их опыту и умению творчески пользоваться беседой.

В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения в нее разнообразных модификаций — тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Так, в беседах с подростками хорошо оправдывают себя различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки. Аналогичные приемы возможны и в беседах со старшеклассниками; необходимо только, чтобы они органично входили в систему разговора. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым задания становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, развертывая его программы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом.


Глава 2. Структура беседы

Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.

Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству,  т. е. «настроить» его на совместную работу.

Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе взрослого, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.

Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, о  целях и дальнейшем использовании результатов.

Если инициатором предстоящей беседы является не сам воспитанник, обращающийся к психологу по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее:  взрослый тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор используемых выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально  зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.

На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение исследователя, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.

Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе. Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.

Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет накопить определенную фактическую событийную информацию.

Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы, (Эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем.

Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от воспитателя, педагога, психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

Завершающая фаза — это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Конечно, описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.


Глава 3. Вербальное общение в процессе беседы

Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы.

Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мысли, чувства, проблемы, а воспитателю, педагогу, психологу понять его, является так называемый «Вы-подход» — изучение человека, чтобы лучше понять его. Спросим себя: что бы нас интересовало в этом случае? Как бы мы реагировали на месте нашего собеседника? Это уже первые шаги в направлении «Вы-подхода». В словесном плане он реализуется в переходе от высказываний в первом лице к формулировкам, непосредственно обращенным к собеседнику. Например, вместо «Я бы хотел...» — «Вы хотите…»; «Мне представляется…»» — «Ваша проблема, похоже, заключается в том…», или: «Вероятно, Вам интереснее говорить о…». То же относится к констатации и передаче фактов. Например, вместо: «Хоть Вам и неизвестно»,— «Как Вы знаете…»; «Вероятно, Вы не слышали…» — «Вы, наверное, уже об этом слышали…». Любой человек охотнее говорит о собственных проблемах и желаниях, и ни один собеседник не является исключением из этого правила.

Поощрить собеседника к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов», т. е. сознательным использованием в своей речи нейтральных, малозначащих по существу фраз, позволяющих содержательно продолжить беседу. Такие ответы — не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего; они помогают выразить одобрение, понимание, интерес, приглашение, высказаться свободно и непринужденно. Исследования показали, что простейшая нейтральная реплика или утвердительный наклон головы ободряют собеседника и вызывают у него желание продолжить общение. Важно только, чтобы ответы возникали естественно и были бы всегда действительно нейтральными.

Наиболее употребительными минимальными ответами являются следующие:

«Да?», «Продолжайте, продолжайте, это интересно», «Понимаю», «Можно  поподробнее…».

Эти реплики нейтральны, их иногда называют «открывающими», т.е. такими, которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они снимают напряженность говорящего, возникающую из боязни быть непонятым, получить отказ, т.к. молчание слушающего может быть неправильно истолковано как незаинтересованность или несогласие.

С другой стороны, некоторые краткие реплики, напротив, могут стать помехой в общении, т.к. могут быть поняты как принуждение к нему. Это высказывания следующего типа: «Это почему же?», «Приведите мне хотя бы на то причины», «Почему бы и нет?», «Ну, не может быть, чтобы так уж плохо...». Они скорее приведут к прекращению разговора, чем к его продолжению.

Принципиальное значение в проведении беседы имеют вопросы. С их помощью можно:

— вести процессы передачи информации собеседником в определенном направлении, соответствующем программе беседы;

— взять инициативу в беседе;

— активизировать собеседника, чтобы от монологической речи перейти к диалогу;

— дать возможность собеседнику проявить себя, доказать свои знания, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.

Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.

Первая из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы вопросов:

А. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла.

Примеры: «Любите ли Вы бродить осенним вечером под теплым и негромким дождем?», «Это все, что Вы хотели сказать?», «Это трудно?», «Предпочли бы Вы это сделать сами?».

Закрытые вопросы ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего. Они переключают фокус общения с говорящего на слушающего, нередко заставляют говорящего занимать защитную позицию. Следовательно, использование такого типа вопросов осуществляется не случайно, а только со строго определенной целью — расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения.

Б. Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы  «кто», «что», «как», «сколько», «почему». Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?», «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?», «Что Вы собираетесь делать летом?».

Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога-монолога с упором на монолог собеседника, т. е. на более высокую ступень беседы. Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии, он имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Открытые вопросы могут быть и переломными по своей функции, т. е. для перехода от одной, уже полностью раскрытой смысловой темы, к другой.

В. Выясняющие вопросы — являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?», «Что Вы имеете в виду?».

Однако на пути углубленного выяснения содержания ответа собеседника более удобным представляется не формулирование вопросов, а прием перефразирования (эхо-вопрос), когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас», «Как я понимаю, Вы говорите…», «Другими словами, Вы считаете», «По Вашему мнению». При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы. Слушающему важно уметь выразить чужую мысль своими словами.

Существует и другая классификация вопросов в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов:

А. «Да—нет» вопросы, т. е. закрытые.

Б. Альтернативные вопросы. Вопрос содержит в себе самом тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе.

В. Избирательные вопросы. Вопрос задает некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор.

Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «Чем он болен?» — «Гриппом».

Г. Иксовые вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что он сказал?», «Что Вы собираетесь делать летом?». На вопрос такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны с теми смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе. Координация между вопросом и иксовым ответом подтверждается тем фактом, что вопрос при иксовом ответе не может строиться так же, как строится при «да-нет» ответах, альтернативных и избирательных ответах.

Данная классификация не является абсолютной и жесткой.

Предложенные четыре типа вопросов надо рассматривать как основные ориентиры, к которым могут в большей мере тяготеть конкретные ответы.

В основе еще одной классификации вопросов в беседе лежит совершенно иной качественный признак, а именно функциональная роль данного вопроса в целостной программе беседы. В ней выделяются следующие типы вопросов:

А. Подспудные вопросы — это те переменные, в которых мы хотим охарактеризовать испытуемого. Это, по сути дела, вопросы, которые задает себе сам проводящий беседу. Содержание «подспудного», «генерального» вопроса порождает целый веер конкретных вопросов, ответы на которые позволяют нам проникнуть в те проблемы, которые в ходе беседы явно не формулируются,

В. Прямые вопросы — это средство реализации подспудного вопроса. Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме: «Знаете ли Вы…», «Что Вы думаете о...?», «Каково Ваше мнение по поводу…?». Они также могут быть сформулированы в безличной или полубезличной форме: «Некоторые люди считают, что…», «А как с Вашей точки зрения?».

В. Фильтрующие вопросы  выполняют функцию контрольных. Положительный или отрицательный ответ, полученный на них, должен быть повторен на связанные с ними по смыслу вопросы. Если у испытуемого нет знания о предмете обсуждения, то не может быть своих мнений и оценок.

Основой еще одной классификации вопросов является характер связи их с исследуемым, обсуждаемым предметом. В этом случае выделяют:

Прямые — непосредственно касаются исследуемого предмета, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому человеку?».

Косвенные — более опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому достаточно широкий выбор ответа, например: «Как Вы поступаете, когда Вам  боязно обратиться к незнакомому человеку?».

Проективные — касаются той области, в которую включен исследуемый предмет: «Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?». К ним можно добавить вспомогательный вопрос: «Ну, а как Вы?».

Независимо от конкретного вида вопросов и их классификации существует ряд общих правил относительно неприемлемых в беседе типов высказываний.

Следует избегать наводящих вопросов, которые самой своей формулировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?», вопросов, первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?», вопросов, носящих произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом и потому может остаться невысказанной) и, наконец, вопросов, слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?»

Если вопросы экспериментатора начинают затрагивать область, к которой испытуемый относится болезненно, то можно смягчить эту субъективную болезненность общими фразами, преуменьшающими неблагоприятное впечатление: «Всем иногда приходится переживать неприятности, разочарования», «Родители не всегда правильно понимают своих детей» и т. п. Иногда такие фразы облегчают испытуемому сообщение (прямое или косвенное) о важных для него событиях, ситуациях, оценках.

Задавая вопросы, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Четко формулируйте вопрос, ставьте его так, чтобы его содержание было ясно собеседнику.
  • Не задавайте пространных вопросов.
  • Избегайте вопросов в общей форме, поскольку это провоцирует шаблонный, неконкретный ответ.
  • Не задавайте вопросов, которые могут поставить собеседника в неловкое положение.
  • Задавайте вопросы в спокойном тоне.
  • Соблюдайте очередность вопросов по степени их важности (от простого к сложному).

Следует, однако, как мы уже говорили, не злоупотреблять комментариями и высказывать их как можно реже, осторожнее и всегда продуманно.

Эффективность процесса беседы во многом зависит от умения слушать собеседника. Слушать и воспринимать означает, иными словами, умение не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт. Поскольку скорость мышления примерно в четыре раза больше скорости речи, следует использовать время на анализ и выводы из непосредственно услышанного.

Таким образом, проведение беседы требует успешной реализации профессионального умения слушать, наблюдать, говорить.


Глава 4. Невербальное общение в процессе беседы

Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.

Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. И, хотя люди в этом плане очень отличаются друг от друга, установлено, что чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Выражение лица — мимика — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции: счастье, любовь, удивление; труднее — отрицательные: печаль, гнев, отвращение. Наиболее информативны в данном случае положение бровей, «открытость» или прищуренность глаз, положение губ. Особенно экспрессивны губы человека. Так, плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, В то же время, как элемент мимики и поведения она зависит от региональных и культурных различий. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в ее истолковании. Например, чрезмерная улыбчивость часто выражает потребность в одобрении или почтения по отношению к начальству; улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство. Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать выражение своего лица. В неприятной ситуации натянутая улыбка выдает чувства беспокойства и извинения.

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Когда мы смотрим на говорящего, это означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят, Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Время от времени глаза собеседников встречаются, но на короткое время. Легко поддерживается визуальный контакт при обсуждении приятной темы; собеседники избегают его, обсуждая запутанные или неприятные вопросы. Настойчивый или пристальный взгляд в подобных случаях воспринимается как признак враждебности, создает неблагоприятное впечатление о смотрящем.

Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, то он еще не закончил говорить. По завершении своего высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

Интонация и тембр голоса. Умеющий слушать понимает больше, чем значат слова говорящего. Можно оценить и тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фраз (например, аграмматизмы, незаконченность предложений), частоту пауз. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника прямо отражаются в тоне голоса. Легко распознаются, например, гнев, печаль, несколько труднее нервозность, ревность. Сила и высота голоса тоже несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Так, например, радость, недоверие, энтузиазм передаются высоким голосом, гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков; печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, обеспокоен или сообщает о своих личных трудностях. Быстро говорит и тот, кто стремится убедить своего собеседника. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Допуская в речи незначительные ошибки — повторение слов, неуверенный или неправильный их выбор, обрыв фразы на полуслове — люди невольно выражают свои чувства или намерения. Обычно речевые недостатки более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть. Порою звуки — междометия, вздохи, нервный кашель, фырканье и т. п. — могут означать больше, чем слова.

Позы и жесты. Установку и чувства человека во многом можно определить по его моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Поза говорящего, склоняющегося к сидящему, более способствует развертыванию общения, поскольку она свидетельствует о внимании. В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Следует понаблюдать, в каком положении собеседник чувствует себя наиболее удобно, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него смотрят. Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как не скрещенные конечности выражают более открытую установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, — признак неповиновения, или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении, хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы поощряя собеседника продолжить речь. Кивки головой действуют на собеседника одобряюще, однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легче беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерная жестикуляция, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Другим важным фактором является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу.

Обычно, чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. При этом социальное расстояние для неформальных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 3,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям. На расстояние между собеседниками может повлиять и стол, если во время беседы он не используется по своему прямому назначению, т. е. на нем не пишут, не рисуют и т. п. Стол может ассоциироваться в подобном случае с высоким положением и властью, что может сразу же придать беседе вид ролевого общения. По этой причине удобнее в некоторых случаях проводить беседы, сидя рядом с собеседником на стульях, стоящих под углом друг к другу.

Невербальное общение позволяет точнее понять сказанное. В том случае, когда невербальные «сообщения» противоречат сказанным словам, следует особенно внимательно отнестись к этому обстоятельству. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто продуманно, оставляя себе время для оценки происходящего и принятия решения. Например, говорящий соглашается с вами, но проявляет при этом признаки сомнения: делает частые паузы, задает вопросы, его лицо выражает удивление и т. п. В данном случае возможно высказывание такого типа: «Похоже, Вы к этому относитесь скептически? И с чем это может быть связано?» Подобное высказывание выражает внимание к тому, что говорит и делает собеседник, не вызывая у него беспокойства или защитной реакции.

Итак, эффективность беседы зависит не только от внимания к словам говорящего, но и от понимания невербальных сигналов — жестов и мимики говорящего. Анализ содержания вербального и невербального общения позволяет правильно интерпретировать содержание беседы и, следовательно, повышает уровень достоверности ее результатов.


Глава 5. Психологические аспекты и принципы ведения беседы

Умение продуктивно вести беседу - необходимо качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры. Общепринятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним, в ходе равноправной и взаимоуважительной беседы.

Прежде чем вступить в контакт, нужно продемонстрировать вашу готовность к общению улыбкой, повёрнутыми к партнёру головой и телом, несколько наклоненным вперёд туловищем.

Выбирая модель поведения, внимательно вглядитесь в собеседника: в его лицо, руки, движения. Что он себя представляет? В каком состоянии находится? Что в нём преобладает - рациональное или эмоциональное? Каков его жизненный опыт? Каковы его духовные ценности? Каким образом он пришёл к позиции, которую излагает? Желательно заранее подготовиться и знать имя и отчество собеседника.

Перед началом беседы следует усвоить основные психологические принципы, соблюдение которых обязательно.

1. Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно, если даже суворовец проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений.

2. Понимание. Постарайтесь понять воспитанника. Невнимание к его точке зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.

3. Общение. Если даже собеседник вас не слушает, привлеките его внимание, это улучшит отношения.

4. Достоверность. Не давайте ложной информации, даже если это делает ваш собеседник. Такое поведение ослабляет силу аргументации, а также затрудняет взаимодействие в дальнейшем.

5. Отказ от поучительного тона. Не старайтесь поучать суворовца. Будьте открыты для его аргументов и постарайтесь убедить его.

6. Разграничение между воспитанником и предметом разговора. Если не прямо, то косвенно вы с ним должны прийти к пониманию того, что вам необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом.

7. Приоритет интересов, а не позиций. Цель беседы состоит не в отстаивании высказанных позиций, а в удовлетворении реальных интересов. Принятая собеседником позиция часто скрывает то, чего он в действительности хочет, и мешает достижению цели разговора.

8. Выделение круга возможностей (разработка взаимовыгодных вариантов). Успеху беседы часто мешает дефицит времени и стремление отыскать единственно правильное решение. Поэтому важно найти время для обдумывания возможных вариантов решения, которые учитывали бы все интересы.

9. Выявление критериев. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на каких-то объективных нормах. Эти нормы, принимаемые вами обоими, играют роль фундамента, на котором строятся отношения. Такими нормами, или объективными критериями, могут быть общие подходы, ценности, обычаи, правила, инструкции, законы, экспертные оценки, аналогичные примеры и др.

В ходе беседы старайтесь учитывать следующие рекомендации психологов.

Каждый собеседник преследует двойной интерес: относительно существа дела и своих отношений с партнёром. Беседа, как правило, ведётся в контексте имеющих продолжение отношений, поэтому каждый этап разговора должен способствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.

Отношения обычно увязываются с проблемой. Главное следствие "человеческого фактора" в беседе состоит в том, что возникает тенденция связывать отношения между собеседниками с дискуссией по существу дела.

Не делайте вывод о намерениях собеседника, исходя из собственных опасений. Не принимайте свои страхи за его планы.

Ваша проблема - не вина собеседника. Обвинять его - самый лёгкий метод, особенно в том случае, когда вы чувствуете, что он действительно ответственен за что-то. Даже если ваши обвинения справедливы, они обычно не продуктивны. Ваше наступление вынуждает оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с тем, что вы сообщаете.

Внимательно слушайте и демонстрируйте, что вы услышали сказанное. Переспрашивайте ("Правильно ли я понял: вы говорите, что...", проговаривайте своё понимание того, что имел в виду учащийся ("Ваши доводы я понял так..."

Говорите о себе, а не о нём. Гораздо лучше сказать: "Я чувствую себя обманутым" вместо: "Вы нарушили своё слово".

Говорите об интересах. Собеседник может не знать, каковы ваши интересы, а вы можете не догадываться о его. Если вы хотите, чтобы он принял во внимание ваши интересы, следует объяснить, в чём они заключаются; объясняя, покажите их важность. Будьте точны. Конкретные детали не только вызывают доверие к вашему описанию, но и придают ему вес. Признайте интересы воспитанника частью проблемы. Покажите, что вы поняли их.

Смотрите вперёд, а не назад. Вы быстрее добьетесь цели, если будете говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что у вас было. Вместо того, чтобы спорить с человеком о прошлом, говорите о том, чего вы хотите в будущем. Вместо того, чтобы просить объяснить вчерашние действия, спросите: "Кто и что должен сделать завтра?"

В процессе разговора избегайте следующих просчётов.

1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой ценой.

2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу воспитаннику.

3. Мнение о том, что затруднения собеседника - его проблема.

Если вы хотите достичь договорённости, которая отвечает вашим собственным интересам, вы должны предложить такое решение, которое бы отвечало взаимным интересам.

Для формирования творческого подхода к поиску вариантов воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Отделяйте этап поиска вариантов от этапа оценки.

Расширяйте в ходе беседы круг вариантов, вместо того, чтобы искать единственный ответ.

Ищите взаимную выгоду.

Изобретайте такие варианты, которые позволят собеседнику легко принять решение.

Начиная разговор, прежде всего необходимо заинтересовать собеседника. При этом ни в коем случае не начинайте свою речь с извинения типа: "Я не оратор...", "Я не специалист" и т.д. - у него может возникнуть вопрос, стоит ли дальше вас слушать. Нужно так повести разговор, чтобы ваш собеседник сам высказал то, что вы хотели бы услышать от него. Для этого попробуйте встать на его точку зрения и увидеть проблему "его глазами".

В начале беседы приоритетными должны быть интересы собеседника. Каждый из нас поглощён своими проблемами и неохотно отвлекается на заботы других. Наиболее надёжный способ привлечь к себе внимание человека - начать говорить с ним о том, что его волнует.

Поскольку в каждом из нас заложено желание получить признание собственной ценности, необходимо тактично подчеркнуть какие-то качества собеседника, искренне похвалить его.

Всегда следует помнить, что недостатки людей не искореняются жёсткой критикой. Их можно уменьшить, увеличивая достоинства. Старайтесь одобрить даже незначительные успехи. Это вызовет у партнёра желание добиться ещё большего. Ведите себя так, словно он обладает теми качествами, которые вы хотели бы в нём видеть, ибо самое сильное стремление человека - оправдать свою хорошую репутацию.

Уважайте личное достоинство воспитанника. Пусть он получит от общения с вами то, что вам самому хотелось бы получить от него: одобрение, признание, уважение.

Чтобы побудить собеседника к какому-либо поступку, нужно вызвать у него желание самому что-то сделать. Любой будет делать то, что вы от него хотите, если это приносит ему удовольствие.

В ходе общения очень важно обратиться к суворовцу по имени как можно непринуждённее, давая понять, что его имя для вас много значит.

Важное условие успешного ведения беседы - исключительное внимание к воспитаннику. Если вы покажетесь ему заинтересованным слушателем, то станете приятны. Он будет доволен присутствием терпеливого и сочувствующего ему собеседника, который молча слушает, пока тот выскажет свои проблемы и исчерпает все эмоции.

Ещё лучше сопровождать речь репликами типа: "Да!", "Понимаю вас...", "Это интересно...", "Приятно это слышать..." и т.д. Такая реакция является приглашением высказаться свободно и непринуждённо. Она помогает выразить одобрение, интерес, понимание. Можно проявить стремление получить дополнительные факты и прояснить позицию суворовца: "Пожалуйста, уточните это...", "Не повторите ли ещё раз?", "Не объясните ли вы это?". Помогают сближению следующие фразы: "Как я понял вас...", "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь...", "Другими словами..." и т.д.

Во время разговора бывает нелегко отстоять своё мнение. Но никоим образом нельзя делать это в споре - только с помощью такта, примирения и действительного стремления понять точку зрения другого.

Ошибаться могут все. Однако, обвиняя, мы вредим делу намного больше, чем тактично указывая на ошибки. Сказать человеку, что он не прав, можно и взглядом, и жестом, и тоном, причём также красноречиво, как и словом. Но при этом недопустимо унижать его чувство собственного достоинства. Если вы скажете: "Вы неправы, и я сейчас докажу это", то как бы говорите: "Я умнее вас". Лучше сказать по - другому: "Я думаю иначе. Но, конечно, и я могу ошибаться. Со мной это бывало. Надеюсь, вы меня поправите, если я в чём-то буду не прав". Допуская возможность ошибки со своей стороны, вы избежите затруднительного положения.

Не следует начинать разговор с тех вопросов, по которым вы расходитесь во мнениях. Необходимо, чтобы собеседник с самого начала ответил утвердительно, удерживайте его (насколько возможно) от слова "нет". Если человек дал отрицательный ответ, его самолюбие требует, чтобы он оставался верен сказанному; ему нужно время для понимания того, что его "нет" было неразумным.

Не случайно люди интуитивно начинают разговор с общей темы, например, обменявшись мнениями о погоде - как правило, здесь позиции совпадают. Или можно задать вопрос, заранее зная утвердительный ответ. Это облегчает контакт при переходе к основной части беседы.

Вы сами также не торопитесь отвечать "нет!" на предложение партнёра. Лучше ответьте: "Да, но я хочу, чтобы попутно соблюдалось..." (здесь вы выставляете свои условия). Такой подход заставит собеседника искать пути выполнения ваших требований и в то же время создаст у него ощущение, что предложенный им подход принят.


Глава 6. Анализ результатов беседы

Состоявшуюся беседу полезно проанализировать. Это позволит приобрести опыт, избавит от повторения ошибок. Приведём перечень позиций и вопросов для анализа результатов.

1. Достижение цели.

Чего вы действительно достигли в ходе беседы и чего не достигли по сравнению с поставленной перед собой задачей?

2. Причины достижения данных результатов, выводы на будущее.

3. Подготовка беседы.

Хорошо ли я подготовился:

- по содержанию;

- по стилю поведения;

- по тактике;

- по организации.

4. Настрой на собеседника.

Правильно ли я настроился на собеседника, на его интересы (мотивы), цели, проблемы, уровень знаний, возможные возражения?

5. Предложения.

Какие новые выводы принципиального характера по отношению к проблеме можно сделать на основании результатов беседы?


Глава 7. Рекомендации по ведению индивидуальной беседы

с воспитанниками Тверского суворовского военного училища

Подготовка к беседе

  • до вступления в разговор составить план беседы;
  • не стремиться при планировании беседы объять необъятное;
  • определить цели, выявить, что сообщить собеседнику;
  • продумать несколько линий своего поведения на случай, если суворовец станет отрицать очевидные факты, замкнется в себе и перестанет отвечать на поставленные вопросы;
  • учесть запас времени, которым располагаете;
  • определить и подготовить место проведения беседы.

Условия проведения беседы

  • одно из обязательных условий - уединенность собеседников; обстановка должна располагать подчиненного к искренности, необходимо помнить, что посторонний шум отвлекает от основной мысли, мешает сосредоточиться;
  • собеседники должны находятся в одинаковом положении (желательно сидя);
  • следить не только за собеседником, но и контролировать свою позу, жесты, тон голоса;
  • не употреблять туманные выражения, чрезмерно не увлекаться воспоминаниями, не смотреть часто на часы, не отводить лицо в сторону постоянно;
  • проявить искреннюю заинтересованность в судьбе суворовца; уметь наблюдать и слушать; дать свободно высказаться суворовцу;
  • не отвлекаться во время беседы на решение каких-либо служебных дел.

Во время беседы

  • придать беседе форму активного диалога;
  • найти общие точки соприкосновения;
  • избегать выражений формального типа: "Ну! Как дела?", "Как жизнь?" и т.п.;
  • похвалить суворовца за самые малые успехи, не жалеть добрых слов;
  • не перебивать собеседника, дать ему высказать свою мысль;
  • наблюдать за мимикой суворовца, жестами, его движениями, это дает ценную информацию;
  • при несогласии с собеседником избегать нападок и резких слов. Например, "Неправильно", "Это примитивно", "Не говорите чепухи" и т.д. Лучше скажите: "А мне кажется, что вы ошибаетесь", "Возможно, что по этому поводу есть и другие точки зрения" или "Я не совсем Вас понял, давайте уточним";
  • спрашивая суворовца о его близких, проявлять чувство меры, не проявлять бестактности, не затрагивать тем, носящих сугубо интимный характер;
  • для поддержания активности собеседника применять повторение одной из фраз его ответа, так называемый "эхо-вопрос и эхо-ответ": "Так вы говорите, что...";
  • при проявлении у суворовца очень громкой и частой речи; хаотичной бурной жестикуляции; резких, напряженных и некоординированных движений; частой смены поз, частого моргания глаз, закусывания губ или смещения их в сторону и т.д. - внести коррективы в разговор; погасить отрицательные эмоции; если этого достичь не удалось, то на время прекратить беседу;
  • при проявлении у суворовца заторможенных реакций; медленных неуверенных ответов на вопросы, бедности суждений, ярко выраженной пассивности, безразличном отношении к происходящему - определить конкретную причину эмоциональной подавленности и оказать соответствующее воздействие; проинформировать начальника медицинской службы училища и психолога о замеченных странностях в поведении суворовца.

Задавая вопросы, необходимо руководствоваться следующими правилами: 

  • четко формулировать вопрос, ставить его так, чтобы его содержание было ясно собеседнику;
  • избегать употребления трудных для восприятия слов, формулировок, например, вместо слова "полагать" лучше употреблять слово "думать", вместо слова "содействовать" - слово "помогать" и т.д.;
  • не задавать пространных вопросов;
  • избегать вопросов в общей форме, поскольку это провоцирует шаблонный, неконкретный ответ;
  • не задавать вопросов, которые могут поставить собеседника в неловкое положение;
  • задавать вопросы в спокойном тоне;
  • соблюдать очередность вопросов по степени их важности (от простого к сложному);
  • больше использовать вопросы в косвенной форме;
  • при возникновении пауз не спешить задавать следующий вопрос, так как суворовец может еще чем-либо дополнить свое высказывание.

При подведении итогов необходимо:

  • если основная цель беседы достигнута, плавно переходить к ее завершению,
  • задать вопрос типа: "А может Вы хотели бы обсудить что-нибудь еще?";
  • тщательно осмыслить результаты беседы; свои впечатления и выводы об индивидуальных особенностях, манере поведения и общения, другие наблюдения;
  • намечаемые меры воспитательных воздействий;
  • если что-то пообещали воспитаннику, необходимо это обязательно выполнить.

Заключение

Реализованное в рамках данной работы структурирование типологии бесед и механизмов их функционирования, а также рассмотрение аспектов, принципов и способов поведения в ходе беседы с воспитанником Тверского суворовского военного училища, позволило составить схему анализа результативности проводимой беседы и разработать ряд рекомендаций по наиболее продуктивным способам взаимодействия в ходе подготовки и осуществления бесед.

Используя результаты беседы, можно выяснить следующую информацию о суворовцах:

  • Акцентуации характера.
  • Выявление лиц с развитыми лидерскими и волевыми качествами.
  • Определение круга эмоционально - неустойчивых суворовцев.
  • Выявление лиц, склонных к девиантному поведению, наркомании и суицидальным поступкам.
  • Выявление уровня тревожности личности.
  • Определение уровня готовности и мотивации к учебно-воспитательному процессу.
  • Определение профессиональных качеств воспитанника т.д.

Успешно вести беседу, как и всякому умению, нужно учиться. Используя данные советы в своей работе, подходите к ним творчески, стремитесь, чтобы каждая беседа с суворовцем принесла благодатные плоды.


Приложение

Таблица: Рекомендации и предостережения в беседе

В любой беседе нужно:

В беседе нельзя:

1

Описывать действия

Оценивать действия.

2

Видеть проблему и искать пути её решения

Видеть причину проблемы в виновности человека

3

Удовлетворять свои и чужие потребности

Удовлетворять только свои потребности

4

Видеть ценность собеседника и щадить его "Я-образ"

Задевать его "Я-образ", показывать недоверие

5

Быть гибким

Быть прямолинейным

6

Уважать потребность людей в признании, уважении и самоутверждении

Не признавать право людей на уважение и признание

7

Формировать установку на согласие. Задавать вопросы для ответов "Да"

Задавать вопросы, предполагающие ответы "нет"

8

Излагать выгоду и пользу своего предложения для собеседника

Делать упор на свои предложения

9

Управлять эмоциями и выдерживать позицию на равных в спокойной уверенности

Допускать срывы, держать себя униженно или высокомерно

10

Уходить от позиционной "войны" в область общих интересов и искать пути их удовлетворения

Отстаивать свою позицию упорно и несмотря ни на что

11

Свои аргументы и доводы встраивать в рассуждения собеседника. Использовать его аргументы в своих возражениях и отражать в форме вопросов и ответов

"Вбивать" аргументы в собеседника. Свои возражения подавать в форме требований

12

Брать на себя всю ответственность за происходящее

Обвинять собеседника в непонимании, упрямстве, перекладывать на него ответственность

13

Иметь выбор вариантов и предлагать их

Останавливаться на первом приемлемом варианте

14

Понимать язык поз и жестов собеседника и подстраиваться к нему

Игнорировать состояние собеседника

15

Подавать обратную связь как отражение собственных чувств и состояния

Предлагать обратную связь в виде обвинений и негативной оценки личности и действий

16

Уточнять смысл высказываний собеседника, отражать своё понимание этого смысла

Поддаваться иллюзии: всё понятно без всяких уточнений

17

Оформлять представления о конечном желаемом результате в виде конкретного решения

Формулировать цели беседы в терминах процесса (обсудить, достичь договорённости и т.д.)

18

Искать объективную почву для принятия соглашения

Использовать субъективные оценки и критерии

19

Видеть плюсы и минусы своих и чужих предложений

Видеть только плюсы своих и минусы чужих предложений

20

Относиться к собеседнику как к другу

Относиться к собеседнику нейтрально или враждебно

Список литературы

  1. Айламазьян А. М. Метод беседы в психологии. – М.: Смысл, 1999.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 1999.
  3. Вельховер Е.С., Вершинин Б.В. Тайные знаки лица. - М.:ЭКО, 1998.
  4. Каширин В.П. Основы психологии и педагогики. - Йошкар-Ола: Уникс, 1998.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: РОУ, 1996.
  6. Леатер И. Я. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. - М.: Экономика, 1984.
  7. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М. Андреевой - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
  8. Мицич П. Как проводить цеховые беседы. - М.: Экономика, 1987.
  9. Мощенко А.В. Психологические основы развития личности суворовца. - М.: Воениздат, 1996.
  10. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995.
  11. Перевалов В.Ф., Мощенко А.В. Введение в психологию руководства подразделением. - М.: Воениздат, 1991.
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Р.- на- Д.: Феникс, 1997.
  13. Шванцара И.И. Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум, 1978.