ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Классный час на тему: «Суворовское братство – один за всех и все за одного» (беседа с элементами тренинга)

Предлагаемое внеклассное мероприятие (классный час) позволяет подвести некоторые итоги, наметить новые пути на развитие познавательных интересов воспитанников и на дальнейшее совершенствование форм, методики и содержания подобных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Тверское суворовское военное училище

 Министерства обороны Российской Федерации»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 

Классный час на тему:

«Суворовское братство – один за всех и все за одного»

(беседа с элементами тренинга)

Выполнил        Ковалёв Е.Н.,

воспитатель 1 взвода

Тверь

2011


Пояснительная записка

Новые требования к внеучебной деятельности в государственных стандартах общего образования второго поколения одной из основных задач выдвигают требование  социального развития личности.

Внеурочная деятельность как составная часть воспитательной работы помогает в комплексе решать вопросы воспитания суворовцев, формирует       опыт социальной жизни  в обществе.

На нашем учебном курсе работа по формированию социальных компетенций проводится комплексно, что включает в себя тематические классные часы и информирования.

 Предлагаемое внеклассное мероприятие (классный час) позволяет подвести некоторые итоги, наметить новые пути на развитие познавательных интересов воспитанников и на дальнейшее совершенствование форм, методики и содержания подобных мероприятий.

I. Подготовительный этап

Тема: «Суворовское братство – один за всех и все за одного».

Цель:

Создание условий для формирования социальных компетентностей        на основе использования элементов инновационных педагогических технологий с целью успешной социализации обучающихся.

Задачи:

        - воспитывать у обучаемых чувства патриотизма и гордости                      за Вооружённые силы Российской Федерации, Тверское суворовское военное училище.

- формировать у суворовцев мотивации к обучению в училище, повышения самооценки, ответственности и социальной зрелости, установлению доверительных, товарищеских отношений, сплочённости, взаимоответственности и взаимоприемлемости.

Материально-техническое оснащение:

  1. Интерактивная доска.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Презентация «Суворовское братство – один за всех и все за одного».

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Методы и технологии: технологии ИКТ, дифференциации, индивидуализации, сотрудничества, психологического тренинга.

II. Ход классного часа

1. Вступительная часть

Принимаю доклад ЗКВ о готовности взвода к занятию.

Демонстрирую слайд 1. Довожу тему классного часа «Суворовское братство – один за всех и все за одного».

Вступительная часть:

Демонстрирую слайд 2. Эпиграф: «Нет уз святее товарищества. Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек» - Николай Васильевич Гоголь.


2. Основная часть

Задаю вопросы. Довожу материал, опрашивая по ходу занятия. Обучаемые слушают, отвечают на вопросы.

Вопрос 1: Как вы думаете, о чём сказаны эти слова?

Вы конечно же правы – о дружбе, о товариществе, о коллективизме, о братстве!

Вопрос 2: Так что же такое дружба?

Демонстрирую слайд 3.

Дружба – наличие близких отношений между людьми, при которых они как бы отождествляют с другими, разделяют с ними свои заботы, мысли, чувства и тревоги. Дружба служит важным источником эмоционального и физического благополучия. Дружбе присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания.

Демонстрирую слайд 4.

В дружбе проявляются взаимоотношения, основанные на взаимном уважении, открытости, доверии, помощи, поддержке, взаимовыручке, общности интересов, понимании, преданности, готовности в любой момент прийти на помощь.

Демонстрирую слайд 5.

Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другу. Для таких отношений характерно глубокое взаимопонимание людей, это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики. Воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и интонаций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в той или иной ситуации.

В жизни человека дружба возникает как закономерное явление. Вначале дружеские отношения носят характер товарищества или приятельства, затем постепенно изменяются в подлинно близкие. Для того чтобы стать другом, человек, как личность, должен созреть нравственно и интеллектуально. С возрастом и повышением уровня личностного развития дружеские связи обогащаются совместными занятиями, где кроме общности личностных и интеллектуальных качеств, существует общность профессиональных целей и намерений. От общения на личные темы друзья переходят к совместной продуктивной деятельности, включая творческую работу. В истории науки, литературе, искусстве, экономике и политике известно немало примеров того, как друзья сохранили свои дружеские отношения и перенесли их в профессиональную деятельность.

Демонстрирую слайд 6.

Люди, с самых древних времён человечества объединяются в группы, взаимодействуют, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы». И мы должны помнить, что человек не возник бы как человек разумный, не выжил как вид без тесного социального взаимодействия и сотрудничества. Человеком можно быть и оставаться только в группе людей. Только в человеческом объединении способна формироваться и развиваться личность. И человечность как качество личности, может проявиться только по отношению к ближнему своему, по отношению к своему врагу или товарищу. Истории известны многие объединения людей: как правило, они были основаны на родственных отношениях, семейных, кровных, родовых связях. Люди объединялись в семьи, племена, народы…

Но с развитием человека, формировалось и его сознание, усложнялось и совершенствовалось общество, развивалась культура…происходило социальное развитие. Развивались сильные чувства социального взаимодействия от простого к сложному: от привязанности к близкому окружению до любви и дружбы к человеку, который мог быть человеком другой национальности, другой культуры, но который был близок по духу, по своим убеждениям и принципам, по моральным и нравственным установкам.

Давайте вспомним самые яркие примеры общностей людей, имеющих высокую моральную сплоченность, дорожащих своей дружбой и своим единством, именно в таких братских по духу коллективах проявлялись примеры настоящей дружбы, взаимовыручки и поддержки…взлёты человеческих возможностей и человеческого духа:

демонстрирую слайд 7,

- мужские союзы американских индейцев, объединения мальчиков готовых стать настоящими мужчинами, этакие своеобразные  «лагеря-школы» – куда подростки уходили, чтобы стать взрослым, стать воином, пройти серьёзные и даже рискованные испытания, где только после опасных «экзаменов» он мог заслужить право носить оружие, получал имя, и мог присутствовать на совете племени (например у племени Шауни такие «школьные группы» назывались «союзом молодых волчат»);

демонстрирую слайд 8,

- княжеские дружины славян (дружины Святослава, Владимира Мономаха, Александра Невского), дружины в которые входили не только русские, но и варяги, финны, тюрки, поляки, венгры. Дружина делилась на два слоя: дружину старейшую и молодшую. Первую составляли княжие мужи, младшая дружина заключала в себе несколько разрядов: детские, отроки, кмети, гриди, пасынки и дети боярские. Отроки составляли разряд младшей дружины и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе, состояли исключительно из свободных подростков;

демонстрирую слайд 9;

- нам известны также средневековые рыцарские ордена: тевтоны, госпитальеры, храмовники, тамплиеры, хранители гроба Господнего и др.; демонстрирую слайд 10,

- менее известны артели и товарищества русских деревенских кулачных бойцов, которые были по всей Руси,

демонстрирую слайд 11,

и аналогичные нашим объединениям - старые монастыри и школы боевых искусств Индии, Таиланда и Китая (в которых кстати изучали не только боевые искусства), и тяжелейшее обучение в которых начиналось с раннего детского возраста,

демонстрирую слайд 12,

- нельзя не вспомнить союзы казаков, начиная с Запорожской сечи и заканчивая казаками донскими, кубанскими, терскими, яицкими – в которых ярко проявилось стойкость русского духа, чувства товарищества, братства, самопожертвования…

Демонстрирую слайд 13.

Именно о таких тёплых, дружеских отношениях рассказывают наши народные пословицы и поговорки:

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Не держи сто рублей, а держи сто друзей.

Эка дружба! И топором не разрубишь! Дружба – не разлей водой.

В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.

Для друга всё не туго. Для друга нет круга, и семь вёрст не околица.

Два горя вместе, третье пополам. Пьёшь у друга воду слаще мёду.

Кто друг прямой, тот брат родной.

Без друга - сирота, с другом - семьянин.

Друг, что брат великое дело: скоро не добудешь.

Нет друга, так ищи: а нашёл, так береги.

Доброе братство милее богатства. (составитель Владимир Иванович Даль).

Демонстрирую слайд 14.

А разве не являются наказы и заветы А.В.Суворова в «Суворовской науке побеждать», его наставлением, по сплочению русских войск, в его стремлении сделать «русских чудо богатырей», которые осознано, организованно, достойно, чётко и слаженно выполнят свой долг, став одним целым: «Мы русские! Мы всё одолеем!»! Суворов поднимал боевой дух солдат, стремился их приободрить, сплотить, вселить в них уверенность.

«Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие».

«Сам погибай - товарища выручай». - говорил А. В. Суворов.

Вопрос 3: А какие вы знаете примеры проявления коллективизма, сплоченности, дружбы, на которые стоит равняться, брать пример и учиться?

Демонстрирую слайд 15.

Пример из произведений литературы? (Мушкетёры, Гардемарины, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон).

Демонстрирую слайд 16.

Может мы вспомним героические события времён Великой Отечественной войны (Брестская крепость), или подвиги участников боевых действий на Северном Кавказе (подвиг Псковских десантников)?

Мы с вами ещё раз убедились, что настоящая дружба, ответственность за товарищей и любовь к Родине, может совершить казалось бы невозможное, привести к подвигу и массовому героизму…

Больше всего нам известны мужские и военные союзы, но есть очень много примеров других дружеских объединений людей: профессиональных содружеств: объединения учёных (Группы единомышленников, Конструкторские бюро), литераторов,

демонстрирую слайд 17,

(Литературные кружки «Серебряного века», Илья Ильф и Евгений Петров, А.С. Пушкин – «друзья мои прекрасен наш союз…»), художников (Передвижники), музыкантов («Могучая кучка» Балакиревский кружок), и даже дружбы в политике (Д.А.Медведев и В.В.Путин), а так же многие другие научные и творческие коллективы, религиозные и политические объединения, а также группы обучающихся, к числу которых относятся разнообразные кадетские корпуса, Нахимовское и Суворовские военные училища. И одним из лучших представителей которых является наше Тверское суворовское военное училище.

Вопрос 4: Так в чем же выражается братство суворовцев? В чём Суворовское братство проявляется конкретно?

Демонстрирую слайд 18.

Просмотр видеофильма…

Вопрос 5: Что нужно чтобы сохранить отношения товарищества…?

Демонстрирую слайд 19.

1. «Доверие - первое условие дружбы». - Жан де Лабрюйер. (Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутыми. Франсуа де Ларошфуко).

2. Искренность и откровенность. «Искренность в отношениях, правда в общении - вот дружба» - А.В. Суворов.

3. Уважение.

4. Равноправие.

5. Принимать другого со всеми недостатками, пытаясь его понять и встать на его сторону: «… уметь прощать недоразумения и просвещать … в недостатках» - А.В. Суворов.

Давайте с вами попробуем подумать над пятым пунктом и выполнить следующее задание (Тренинг «Определение сильных сторон личности»):

демонстрирую слайд 20.

Необходимо назвать сильные стороны своего товарища, сказать хорошие, добрые слова, уделив особое внимание на положительные качества его личности. Ведь в жизни мы так редко делаем друг другу комплементы, хвалим и говорим тёплые слова, хотя это сделать очень просто, и очень приятно, как для того кто дарит добрые слова, так и для того кто их принимает!!!

Вопрос 6: Что вы чувствовали когда вы говорили теплые слова и когда их говорили вам?

Демонстрирую слайд 21.

Суворовцы постоянно учатся, но не только школьным предметам: суворовцы учатся дисциплине, учатся порядку, развиваются физически, культурно и нравственно, учатся самостоятельности, учатся преодолевать трудности, учатся ценить и эффективно использовать своё время, учатся ценить своих близких, учатся уважению,

демонстрирую слайд 22,

учатся руководить, учатся довольствоваться малым и ценить это, отстаивать своё мнение и находить место в коллективе, учатся любить и дружить.

В рамках проекта нашего училища «Суворовское братство» вы общаетесь с суворовцами других курсов, рассказываете о себе и традициях вашего региона и семьи, вы совместно проводите выходные дни.

Вы на протяжении многих лет будите жит вместе, плечом к плечу.

Демонстрирую слайд 23.

Вы получаете лучшее образование и воспитание, развиваетесь всесторонне: посещаете разнообразные дополнительные образовательные программы и внеклассные мероприятия, секции, кружки, экскурсии.

Участвуете в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах и всегда выступаете достойно, показывая самые лучшие результаты. Суворовцы всегда держат высокую планку.

Демонстрирую слайд 24.

И вы по праву гордитесь, тем что носите на своих плечах погоны СВУ, и чувствуете гордость когда слышите песни нашего ансамбля «Алые погоны»,

демонстрирую слайд 25, а когда суворовцы идут по улице, то неизменно привлекают к себе взгляды окружающих.

Демонстрирую слайд 26.

В этих стенах суворовец учится чести и благородству, и несёт это через всю дальнейшую жизнь, можно вспомнить подвиги выпускников нашего училища, героев Советского Союза и Российской Федерации. (Задорожный В.В., Михайлов А.В., Недобежкин В. В., Прибытков А.Н., Бучнев Ю. Ф., Елистратов Д.В., Громов Б.В., Шевелёв А.В.).

Славу суворовцев приумножают выпускники, которыми являются многие вам хорошо известные достойные люди: достаточно вспомнить, что многие преподаватели, воспитатели, старшие воспитатели и наши руководители являются выпускниками суворовских училищ (Стародубов В.С., Придачин Ю.Б., Корсаков В., Ткаченко В., Гусев А.В., Мошков , Варфаломеев А. Е., Петров Е.А., Маркин В.Е., Панов А.Е., губернаторы Тверской и Московской области… На праздничные мероприятия ко дню Тверского суворовского военного училища всегда приезжают и встречаются выпускники училища разных выпусков, и всегда эти встречи наполнены радостью и благодарностью времени - прожитом в стенах родного училища.


3.Заключительная часть

Подвожу итог классного часа.

Быть суворовцем и принадлежать к суворовскому братству это значит – быть сплоченным, думать не только о себе, но и о других, дружить в своём отделении, взводе, курсе, училище, контролировать, наставлять, поддерживать своих товарищей по учебе, сорту, дисциплине и порядку, быть ответственным, так как – «ты представитель суворовского сообщества, этого курса, этого конкретного взвода и по тебе будут судить о всём коллективе в целом, с другой стороны коллектив должен руководствоваться ответственностью за каждого члена взвода, помогать, защищать, поддерживать…т.е. действовать согласно девиза «один за всех и все за одного!».

Демонстрирую слайд 27.

Мы с вами проводим классные часы и информирование на разные темы, но ещё не раз будем касаться вопросов взаимоотношений между суворовцами.

Отвечаю на возникшие вопросы.


III. Анализ результативности

Проведённое мероприятие способствовало эмоционально-психологическому объединению суворовцев, заставило задуматься о настоящих человеческих ценностях и необходимости дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки. Формировало у суворовцев мотивацию к обучению в училище, повышение самооценки, ответственности и социальной зрелости, установление доверительных, товарищеских отношений, сплочённости, взаимоответственности и взаимоприемлемости. Классный час воспитывал у обучаемых чувства патриотизма и гордости за Вооружённые силы Российской Федерации, Тверское суворовское военное училище. Всё это подготовило почву для создания условий формирования социальных компетентностей с целью успешной социализации обучающихся.


IV. Список использованной литературы и источников

Введение в психологию руководства подразделением. Перевалов В.Ф., Мощенко А.В., М. 1991 г., 284с.

Вонно-профессиональная ориентация суворовцев.Ч.1., Мощенко А.В., Носс И.Н., Игнаткин В.Н., М.1992 г., 371с.

Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. Метод. пос. Овчинникова И.В., Кирмач Г.А.СПб.2009, 356 с.

Воспитатель 1 взвода 2 курса

Ковалёв Е.Н.