сущность религиозного экстремизма

Процесс распространения религий и изменение их форм у разных народов и в различных регионах не всегда происходил мирным путем. Так, история распространения христианства, ислама свидетельствует о насильственном вытеснении старых верований в ходе завоевания стран и народов. Имели место крайние меры – как в политике, так и в религии. Такая приверженность к крайним взглядам и мерам воздействия в политике, религии и других сферах стала называться термином «экстремизм» (от лат. extremum – крайний).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сущность религиозного экстремизма

Слайд 2

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Слайд 3

Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии крайним взглядам и действиям.

Слайд 4

Базу экстремизма составляют: Маргинальные слои населения Представители националистических и религиозных движений Недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества Некоторые группы военных

Слайд 5

ОСНОВА РЕГИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Слайд 6

При этом широко используются силовые методы – террористические акты, партизанская война, тактика информационного терроризма и кибернетических войн.

Слайд 7

Формы проявления современного экстремизма.

Слайд 8

Экстремисты в принципе отрицают

Слайд 9

Но таков почерк экстремистов – не дать покоя никакому правительству, пока оно не падет. Такой способ передачи (перехода) власти недемократическим путем всегда бьет по экономической ситуации в стране.

Слайд 10

Добившись революционных уступок и реформ, массы людей как по команде снова выходят на улицы и требуют все новых изменений, порой противоречивых и недостаточно целесообразных. Народ это предчувствует и снижает активность выступлений.

Слайд 11

Тогда и появляются религиозные лозунги и разные провокации против верующих, чтобы оживить гаснущую гражданскую войну. Вплоть до неуловимых снайперов-убийц , так называемой третьей силы.

Слайд 12

Такой «религиозный экстремизм» не является чисто религиозным. Здесь много социально-политических и экономических составляющих. Есть заказчики и те, кому «война – мать родна».

Слайд 13

Причинами религиозного и иного экстремизма в обществе являются:

Слайд 14

Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России, можно назвать некоторые нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускавшиеся должностными лицами. Особо следует отметить деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленную на создание новых сект с антигосударственными интересами, разжигание межконфессиональных противоречий.

Слайд 15

В РФ появилось множество сомнительных новых религиозных течений, некоторые из них можно назвать «фанатическими сектами», которые, по сути, ведут разрушительную деятельность по отношению к нашим гражданам, их семьям и обществу.

Слайд 16

Религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения социальных явлений на светские и религиозные и попытка интерпретировать религию исключительно как власть над человеком – в духовном и в политическом отношении.

Слайд 17

Противодействие религиозному экстремизму является сложной социальной проблемой.

Слайд 18

Для ее решения необходим комплекс мер

Слайд 19

В связи с этим системе образования нужно постоянно заниматься изучением феномена экстремизма и разработкой эффективных методов борьбы за души и жизни учащихся и воспитанников

Слайд 20

Государство должно

Слайд 21

общество должно при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п., противодействовать религиозному экстремизму противопоставляя ему гуманистические идеи и принципы гражданского мира и согласия.

Слайд 22

Используемые источники: https://lib.nspu.ru/umk/31d252d27813677e/t7/ch1.html Бокарев С. Н. Религиозный экстремизм в современной России: социально-философский аспект // Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации: Сборник материалов «круглого стола» 28 апреля 2005 года. Кубякин Е. О. Причины молодежного экстремизма в современной России: социологический анализ //Общество: социология, психология, педагогика. — 2011 Римский А. В., Артюх А. В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — Белгород: БелГУ , 2009 Бахтияров О. Г. Экстремистские ресурсы общества (рус.). Научно-практическая конференция «Психология экстремизма». сайт varvar.ru .



Предварительный просмотр:

Воспитатель Омского кадетского военного корпуса МО РФ

Салтыков Сергей Александрович

Доклад на тему:

Сущность религиозного экстремизма.

Процесс распространения религий и изменение их форм у разных народов и в различных регионах не всегда происходил мирным путем. Так, история распространения христианства, ислама свидетельствует о насильственном вытеснении старых верований в ходе завоевания стран и народов. Имели место крайние меры – как в политике, так и в религии. Такая приверженность к крайним взглядам и мерам воздействия в политике, религии и других сферах стала называться термином «экстремизм» (от лат. extremum – крайний).

В современном мире экстремизм превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, поскольку глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие.  

В последние десятилетия все более широкий размах приобретают экстремистские явления на религиозной почве, которые происходят в политической сфере общества.

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. При этом широко используются силовые методы – террористические акты, партизанская война и т. д. Экстремисты в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках. Добившись революционных уступок и реформ, массы людей как по команде снова выходят на улицы и требуют все новых изменений, порой противоречивых и недостаточно целесообразных. Но таков почерк экстремистов – не дать покоя никакому правительству, пока оно не падет. Такой способ передачи (перехода) власти недемократическим путем всегда бьет по экономической ситуации в стране. Народ это предчувствует и снижает активность выступлений, как это было в Египте. Тогда и появляются религиозные лозунги и разные провокации против верующих, чтобы оживить гаснущую гражданскую войну. Вплоть до неуловимых снайперов-убийц, так называемой третьей силы. (это наводит на некоторые аналогии).

Очевидно, что такой «религиозный экстремизм» не является чисто религиозным. Здесь много социально-политических и экономических составляющих. Есть заказчики и те, кому «война – мать родна». Религия может настаивать на фундаментальных догматах, но быть экстремистской (т. е. выходящей за свои пределы) религия не должна. Таковой ее делают иные факторы: борьба за власть, за нефть, за сверхдоходы. И чем более религия нацелена на социальную проблематику, тем в большей степени она политизирована и становится служанкой политиков-экстремистов. А идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.

Идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Причинами религиозного и иного экстремизма в обществе являются:

  • социально-экономические и политические кризисы,
  • деформация политических структур,
  • падение жизненного уровня значительной части населения,
  • подавление властями инакомыслия и оппозиции,
  • национальный гнет, или неравенство,
  • амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить достижение своих задач, и т. д.

Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России, можно назвать некоторые нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускавшиеся должностными лицами. Особо следует отметить деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленную на создание новых сект с антигосударственными интересами, разжигание межконфессиональных противоречий. В РФ появилось множество сомнительных новых религиозных течений, некоторые из них можно назвать «фанатическими сектами», которые, по сути, ведут разрушительную деятельность по отношению к нашим гражданам, их семьям и обществу. Неустроенность людей, безработица, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), являющиеся последствиями системного кризиса, переживаемого Россией и другими бывшими республиками СССР, еще долго будут источником религиозно-политического экстремизма.

Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести – важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, расширенное толкование ее как вседозволенности действий религиозных объединений (в том числе международных) неправомерно, но позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные экстремисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая человека и общество права выбора и свободы вероисповедания. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения социальных явлений на светские и религиозные и попытка интерпретировать религию исключительно как власть над человеком – в духовном и в политическом отношении.

Противодействие религиозному экстремизму является сложной социальной проблемой. Для ее преодоления необходим комплекс мер, включающих политические и экономические решения, направленные на благосостояние общества, укрепление института семьи, повышение уровня гуманитарного образования, просвещение населения и воспитание молодежи в традиционной культуре. В связи с этим системе образования нужно постоянно заниматься изучением этого феномена и разработкой эффективных методов борьбы за души и жизни учащихся и воспитанников.

Государство также должно вести работу по устранению социально-экономических и политических условий, способствующих возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п. должно противодействовать религиозному экстремизму противопоставляя ему гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия.

Используемая литература:

  • Бокарев С. Н. Религиозный экстремизм в современной России: социально-философский аспект // Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации: Сборник материалов «круглого стола» 28 апреля 2005 года.
  • Кубякин Е. О. Причины молодежного экстремизма в современной России: социологический анализ //Общество: социология, психология, педагогика. — 2011
  • Римский А. В., Артюх А. В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — Белгород: БелГУ, 2009
  • Бахтияров О. Г. Экстремистские ресурсы общества (рус.). Научно-практическая конференция «Психология экстремизма». сайт varvar.ru.
  • https://lib.nspu.ru/umk/31d252d27813677e/t7/ch1.html