Классный час "Друг друга тяготы ностите и так исполните закон Христов "

Анастасия Юрьевна Мальцева

 

Цель классного часа заключается в воспитании христианского отношения к семье, к Отечеству, осмыслении необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, в осознании значимости семьи как основы общества на примере жизни Святых Царственных Мучеников.

Задачи.



Патриотического и семейного воспитания

На примере личности императора Николая II, жизни его семьи воспитывать глубокое уважение к традициям русского народа, формировать понимание таких ценностей, как милосердие, любовь к ближним и самоотверженное служение им, сострадание, кротость, смирение, ответственность за свои поступки, теплое, доверительное отношение к родителям.

Дать христианское понимание семьи как малой церкви, «основы великого государства». Подчеркнуть важность сохранения такой ячейки общества как семья.

Раскрыть православное понимание государственной власти (показать ответственность Царя перед Богом за свой народ, за судьбу России).

Сформировать интерес у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям, к истории семьи.

Способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_drug_druga_tyagoty_nosite.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

«»»»»»»»»»СВЯТО - ПОКРОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ГОРОДА САРАТОВА»

«

КОНСПЕКТ

КЛАССНОГО ЧАСА

о воспитании духовных ценностей в семье

на примере семьи Царственных Страстотерпцев

«»»«Друг друга тяготы носите,                                и так исполните закон Христов»»

Подготовил и провел:

Классный наставник

А.Ю. Мальцева,

2012 г.


Цель классного часа заключается в воспитании христианского отношения к семье, к Отечеству, осмыслении необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, в осознании значимости семьи как основы общества на примере жизни Святых Царственных Мучеников.

Задачи.

  • Патриотического и семейного  воспитания
  • На примере личности императора Николая II, жизни его семьи воспитывать глубокое уважение к традициям русского народа, формировать понимание таких ценностей, как милосердие, любовь к ближним и самоотверженное служение им, сострадание, кротость, смирение, ответственность за свои поступки, теплое, доверительное отношение к родителям.
  • Дать христианское понимание семьи как малой церкви, «основы великого государства». Подчеркнуть важность сохранения такой ячейки общества как семья.
  • Раскрыть православное понимание государственной власти (показать ответственность Царя перед Богом за свой народ, за судьбу России).
  • Сформировать интерес у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям, к истории семьи.
  • Способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

В качестве оборудования могут быть применены:

икона Святых Царственных Мучеников, фотографии Царской семьи,

аудиозаписи: песня «Святой Николай», муз. и сл. Архидиакона Романа и т.д.

Ключевые понятия:

Духовные семейные ценности, добродетели, семья-малая церковь, Царь-помазанник Божий.

Оборудование:

  • икона Святых Царственных Мучеников,
  • фотографии Царской семьи,
  • мультимедийный комплекс (ММК)

Оформление:

  • выставка книг,
  • шары

Музыкальное оформление: 

  • аудиозапись: песня «Святой Николай», муз. и сл. Архидиакона Романа,

Подготовка:
* Предварительные задания учащимся

* Презентация, подготовленная учителем

Участники: гимназисты 7-10 класса Свято – Покровской правосланой классической гимназии г. Саратова.


Ход классного часа

1. Организационный момент.

  • Молитвенное начало классного часа
  • Сообщение темы, постановка задач.         

II. Обсуждение.

  • Понятие «семья»
  • Духовные ценности, семейные ценности.

1. Какие взаимоотношения, по вашему мнению, должны быть в семье?

2. Какое определение вам кажется наиболее точным?

Идет обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу, что семья должна быть основана на взаимном согласии, любви, уважении. Семья характеризуется оказанием друг другу поддержки, взаимопомощью, общностью быта.

(дети)

Семья для меня – это папа и я,
Сестрёнки и мама, бабуля, дедуля,
И дядя, и тётя, и вся-вся родня.
А взрослые - стоит лишь к ним приглядеться,
И сразу увидишь, как много в них детства.
И в папе, и в маме, и в строгом прохожем,
И в стареньком дедушке с бабушкой – тоже.

Особенно это заметно бывает,
Когда они что-нибудь, вдруг, разбивают,
Когда покупают обновку с получки,
Когда получают подарок от внучки.

Они и смеяться умеют, как дети.
Но все они взрослые – взрослые эти.
И тем отличаются от детворы,
Что времени мало у них для игры.

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

 Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

“Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

 Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери” В.Сухомлинский.

Опыт человечества, отражённый в христианской нравственности гласит: «Почитай отца своего и мать», - это первая заповедь с обетованием (т. е. обещанием) «Да будет тебе благо и будет долголетие на земле»…

В послании апостола Павла сказано «почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно и безотчётно, долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это будет и примером нравственного долга.

Слайд-заставка 2

III. Изучение нового материала.

Одним из ярких примеров была семья последнего российского императора Николая II, которую, многие современники и историки считали образцом идеальной семьи.

           Сегодня мы вспомним о семье, которая свято хранила русские семейные традиции, имела горячую веру в Бога и явила нам пример святости, приняв мученический венец. Это Святые Царственные мученики.

Сражение семи добродетелей с семью грехами

Стих сей о борьбе страстей создан не напрасно:
Происходит и в тебе этот бой всечастно.
Добродетелей к себе в помощь призывая,
Бейся яростной борьбой, стой, не унывая!

Если Гордость нападает, погаси горенье,
Знай, тебя победа ждет, лишь призвав Смиренье
Если Зависть, вдруг напав, помыслы смущает,
Милостыня – добрый нрав, бурю укрощает.

Лишь в одежде Чистоты будет путь удобным.
С нею – ангелам святым станешь ты подобным.
Если Ненависть разит к ближнему и Богу
Ей оружьем пригрози, взяв Любовь в подмогу.

Всем сильна, всегда права, тьму преград стирает.
Злость пред нею, как трава, в пламени сгорает.
Коль Обжорство вдруг тебя сильно одолело –
Пост спасительный любя, бейся с плотью смело.

Если Гнев огонь в крови люто разжигает,
Сразу Кротость призови: все превозмогает.
Знай всегда, что мерзкий грех душу загрязняет,
Добродетель моет всех, ярко убеляет.


Поученье завершив, радостью пылаю
И тебе от всей души вечных благ желаю!

Святитель Иосафа Белгородский

Учитель: В прочитанном стихотворение прослеживаются две противоположности – страсть и добродетель. Как вы думаете, что такое «страсть», а что такое «добродетель»?
Ученики: (дают возможные варианты ответов)

Учитель: (дает точно сформулированные варианты ответа) Страсть – стремление к злым делам. Добродетель – доброе, хорошее качество человека или дело. Какие добродетели и страсти вы можете назвать?
Ученики: (отвечают)

Учитель: Гордость, зависть, злость, ненависть, обжорство и гнев – это страсти, а смирение, милостыня, любовь, пост и кротость – добродетели. Как вы помните, тема нашего урока «Подвиг Царской Семьи». Эта семья обладала всеми перечисленными добродетелями, и не только этими..

Слайд-заставка

В семье Николая II было 5 человек детей – четыре дочки Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей (учитель показывает портреты Царской Семьи и детей в отдельности, затем ставит их на видное место, чтобы ученики во время рассказа могли видеть портреты перед собой).

           В отличие от нас русскому поэту Георгию Иванову довелось жить в той России, которая была еще царством. После революции он уехал за границу. И вот однажды, когда, тоскуя по родине, он смотрел на фотографию последнего русского Царя Николая Второго, снятого вместе с семьей, в его уме сложились такие строки:

                                         Эмалевый крестик в петлице

                                         И серой тужурки сукно…

                                          Какие прекрасные лица,

И как это было давно.

                                         Какие прекрасные лица,

                                         Но как безнадежно бледны –

                                         Наследник, Императрица,

                                         Четыре Великих Княжны.

Просмотр фотографий.

***

Александра Федоровна, иногда писавшая в дневнике мужа, после свадьбы вывела следующие строки: «Никогда не думала, что на земле бывает такое счастье, такое чувство единения двух земных существ. Я люблю тебя, в этих трех словах вся моя жизнь!»

Подарок жениха – кольцо с рубином – она носила всю жизнь.

        

И эта любовь длилась не несколько лет после свадьбы, а всю жизнь. Заглянем в дневник императора, там часто встречаются строки примерного содержания (Слайд 6):

  •  Все глубже, все сердечнее люблю свою ненаглядную жену. 1895.
  • Не могу выразить, как я сильно наслаждаюсь тихими спокойными вечерами с моей женой. Благодарю Бога за дарование такого полного безграничного счастья на земле! 1895.
  • Да благословит Господь и впредь нашу счастливую семейную жизнь! 1896.
  • Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой его милости! 1914.

***

Николай II в своем дневнике, зачастую не касаясь важных государственных событий, указывал каждый год на протяжении всей жизни день рождения Александры Федоровны, день их свадьбы, дни рождения детей и их возраст.

  • Нашей Ольге минуло 11 лет. 3 ноября 1906.
  • 12 годовщина нашей счастливой супружеской жизни. Да благословит ее, Господь Бог, и впредь! 14 ноября 1906.
  • Алексею минуло 11 лет; да благословит его Господь здоровьем и расцветом душевных качеств! 30 июля 1915.
  • День рождения моей дорогой Аликс. Да ниспошлет ей Господь здоровье и душевное спокойствие! 25 мая 1917.

Если кто-то из семьи заболевал, то Николай II непременно упоминал об этом в записях, искренне беспокоясь за своих близких.

  • После чая ходили навестить Марию, у нее болело горло. 24 мая 1904.
  • Дети почти поправились; у «маленького сокровища» был сильный жар с кашлем. 14 ноября 1904.
  • У Алексея от усиленных движений руками во время игры – вечером заболело в правом локте. Он не мог заснуть и сильно страдал, бедный! 16 июля 1913.

Через два дня:

  • Алексей провел день лучше, боли уменьшились; он почти весь день лежал на своем балконе и Аликс вместе с ним. 18 июля 1913.

Дети очень любили своих родителей. Отец был для них одновременно царем, отцом и товарищем. Мать они обожали, она была для них лучшим другом. Императрица имела слабое здоровье, и в те дни, когда ей нездоровилось, дети поочередно дежурили у ее кровати.

Императрица воспитывала дочерей сама и делала это прекрасно. Она проявляла свой авторитет только по необходимости, и это не нарушало той атмосферы абсолютного доверия, которая царила между нею и дочерьми. Она понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала их, если они шалили и смеялись. Ей также нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий.

           Когда Александра Федоровна из-за нездоровья или занятости обязанностями Императрицы не могла подняться наверх в комнаты к детям, она часто писала им письма, и эту привычку, подрастая, они охотно перенимали.

           Вот некоторые письма (читают учащиеся)

24 января 1909 год

           Моя дорогая Татьяна, нежно целую и благодарю тебя за твое милое письмо.

           Это прекрасно – ты молишься за свою мамочку; может быть, Бог ей даст что-то хорошее. Но иногда Он посылает болезнь для блага чьей-либо души. Старайся быть как можно лучше и не причиняй мне беспокойства, тогда я буду спокойна, я ведь не могу подняться наверх и посмотреть, как дела с уроками, как ты себя ведешь и как разговариваешь. Веди себя хорошо. Тебя обнимает твоя любящая

                                                                                                                         Мама

Да благословит тебя Бог

12 июня 1911 год

           Моя дорогая, милая Мама, я не могу не думать о том, какой я была нехорошей, не посидела с тобой сегодня днем. Я плачу и чувствую себя такой несчастной без тебя. Я хочу быть с тобой, милая Мама. Пожалуйста, разреши мне. Завтра я не смогу быть с тобой, потому что будет очередь Ольги, и если я появлюсь, она рассердится. Как же мне сделать то, чего так хочется?

           Да благословит тебя Бог, милая Мама. Пожалуйста, ответь. Только бы я смогла сейчас придти и поцеловать тебя – тогда бы я успокоилась.

                                                                                            Твоя любящая Татьяна


Трудно было найти четырех сестер, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплоченных дружбой. Дети были очень дружны, любовь в их семье ставилась превыше всего. Хотя и в этой семье были проблемы, также как и в обычной семье, царские дети ссорились между собой. Но любящая мать всегда умела примирить детей.

Учитель: Наверняка у многих из вас есть брат или сестра. Но спросите себя, как вы к ним относитесь? Многие из вас, возможно, обижают младших сестер или дерутся с братьями. Но дружны ли вы с ними?
Ученики: (отвечают)

Учитель: В Царской Семье, прежде всего родители пытались воспитать дружбу и любовь между детьми. Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительских функций. Старшие княжны были помощницами для родителей в воспитание младших детей. Александра Федоровна в своем письме к старшей дочери Ольги писала: «Прежде всего, помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим... Они маленькие, не так хорошо все понимают, и всегда будут подражать старшим. Поэтому ты должна обдумывать все то, что говоришь и делаешь».

Из этого примера вы должны понять, что не следует обижать младших ваших сестер и драться с братьями, вы должны обдумывать все, что говоришь. Никогда не ругайтесь с младшими вас, будьте примером для них. Покажите своим хорошим воспитанием, как следует правильно себя вести.

Мать императрица писала детям о правильном отношение между сестрами и братьями:
«Между братьями и сестрами должна быть крепкая дружба. В наши дни в наших сердцах мы должны растить все красивое, истинное, святое и беречь это. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье. Сестра должна стараться завоевать любовь и уважение брата, ведь для брата его сестра является примером женственности. А братья в свою очередь следует охранять сестер. Брат должен быть для сестры защитником, советчиком и другом, - примером истинного мужчины. Между братом и сестрой должна быть крепкая, глубокая и близкая дружба, они должны доверять друг другу».


Учитель: А теперь скажите, как, по-вашему, должны воспитываться дети?
Ученики: (отвечают)

Учитель: То, что дети Императора Николая II имели все, не значит, что они были избалованные. Чему же учили их родители? Александра Федоровна писала старшей дочери Ольги: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей – быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей – это более чем некрасиво».

Царских детей воспитывали в скромности и простоте. Трудолюбие и ответственность – основные качества, которые были присущи царственным детям. Еще одна из ярких отличительных черт всех детей Николая II – милосердие, желание благотворить, идущее от души. Друзей родители выбирали детям не из того или иного сословия, наоборот, царь и царица поощряли общение детей с простыми людьми.

Скажите, как вы думаете,
почему императрица поощряла общение детей именно с простыми людьми?
Ученики: (дают свои варианты ответов)

Учитель: В этой семье ценился человек, его индивидуальные качества, а не его высокое положение. Императрица не любила даже, когда ее дети общались с двоюродными братьями и сестрами. Детей не воспитывали с мыслями о том, что они превыше или лучше других. Именно поэтому никто и никогда не слышал от их высочеств слова «приказываю». Императрица писала старшей дочери: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной».

А вы
всегда ли просите прощения, когда обижаете родителей, друзей или родных?
Ученики: (отвечают)

Учитель: Не будьте грубы с родителями, не обижайте друзей или младших вас. Помните, что всегда надо просить прощения, ведь однажды кто-то может обидеть вас и также не попросит прощения. Чтобы научиться любить, нужно научиться прощать.

Но, не смотря на то, что детей и воспитывали в строгости, это не значит, что им все запрещали. Царские дети, так же как и все дети знали и игры, развлечения. Но развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия – например, организовывали домашние театральные постановки, что всегда являлось радостным событием и для детей и для их родителей. Великие княжны любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчишка собирал в карман всякие мелочи – гвозди, веревки.

Современному ребенку трудно понять те развлечения, которые любили императорские дети. У многих из вас любимое дело – это сидеть часами за компьютерами или смотреть телевизор. Вам сложно представить жизнь без Интернета, и тех развлечений, которые есть сейчас. Для царских детей было большой радостью летние поездки в Крым. Во время этих поездок матросы учили детей плавать. Также они катались на шлюпках, ездили на берег или остров, где собирали грибы. Они устраивали гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией.

Вся семья любила животных. Кроме собак и кота у них был осел Ванька, с которым очень любил играть цесаревич.

Как вы думаете, почему в царской семье родители не позволяли делать то, что им хотелось? Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Каждый рубль, сэкономленный на роскошном платье, шел на благотворительность. Значит ли все это, что родители не любили детей?
Ученики: (отвечают)

Учитель: Строгость в которой воспитывались дети, была нужна для того, чтобы воспитать прежде всего будущих женщин и просто достойных людей, но ни в коем случае не изнеженных принцесс, недоступных простым смертным. Дочери царя мало думали о своем высоком положении. Мать была бы рада побаловать дочерей, но она не могла себе этого позволить. Она была не только матерью, но и императрицей огромной страны. Она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных. Когда началась Первая мировая война, новые платья вообще перестали шиться. Во время войны старшие княжны работали в Царскосельском госпитале. Царские дети не только несли обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях.

Родители не скрывали от них суровой правды жизни. Все они любили Россию, любили и чувствовали ответственность за свой народ. Именно за этот народ им и пришлось пострадать. Они совершили подвиг, вытерпев все испытания и унижения, посланные на них их же народом. Но именно любовь друг к другу, и в первую очередь любовь к Богу помогла им выдержать выпавшие в их жизни испытания. Вся жизнь их была проникнута молитвой к Богу. Даже будучи в заключении Царская Семья продолжала посещать службы. Все члены семьи не переставали молиться, а императрице удавалось писать близким друзьям письма, в которых она успокаивала их, и советовала во всем полагаться на Бога.

Из письма Александры Федоровны: «
Господь спасет еще дорогую Родину, но терпеливо придется ждать. В людей я почти не верю, но верю в Бога, и все, что случится, не отнимет эту веру. Я знаю, что Он все к лучшему творит».

Ни на минуту не забывали в заключение Царственные Мученики о Боге. Именно поэтому на иконе, каждый из них изображен с крестом.

(учитель показывает ученикам икону Царственных Мучеников, указывая на кресты изображенные в руках каждого мученика)

Крест – это любовь Господа. На кресте Он пострадал за всех нас, омыв своей кровью грехи всего человечества. Любовь к Богу была настолько велика в этой святой семье, что именно поэтому каждый из них держит в руках крест, как символ своей любви к Богу.

          В ночь на 17 июля произошло величайшее преступление: невинные, святые люди вместе с Божиим помазанником были зверски убиты. За три дня до злодеяния для Царской семьи было совершено богослужение. Когда запели молитву «Со святыми упокой…» мученики все как один неожиданно стали на колени. Словно предчувствуя близкий конец, они пропели погребальную песнь над самими собой…

           Государь Николай II и его семья были носителями идеалов Святой Руси, идеалов Православия. В отличие от многих людей той эпохи – христиан лишь по имени – они принимали Православие всерьез. Они были Божиими избранниками, а потому людьми не от мира сего. Истинные христиане, в мире они были гонимы; скорбный их путь был увенчан мученичеством. Ныне в сонме других русских угодников они предстоят Христу в молитве за Россию.

           Исполняется стих о Царской Семье

Вся Россия пала ниц и еле дышит

И уже не чает избавленья час

Из-за тяжких лютых

Нас никто не слышит,

Мученики Царские, вымолите нас.

Встану на колени ночью у киота,

Осознав, что души отдали за Русь,

Коли нет иконы, я на ваше фото,

Возжигая свечи, слезно помолюсь

Николай, Александра, Алексей, Мария

Ольга, Татьяна, Анастасия.

Господу подобны вы своей любовью,

Потому не рвется золотая нить.

Все грехи России, смывши Царской кровью,

Не перестаете Господа молить

Наперед все знали, прозорливо видели,

Да простит мне Боже неумелый стих.

Всей Руси – обители Ангелы-Хранители,

Ближе многих близких и родных родней.

Николай, Александра, Алексей, Мария

Ольга, Татьяна, Анастасия.



Любовь – главная добродетель присущая Царской Семье. А какие еще другие добродетели вы запомнили?

Ученики: (перечисляют те добродетели, которые смогли запомнить в процессе занятия)

Учитель: (если ученики не смогли ответить на этот вопрос полностью, учитель помогает им, перечисляя добродетели – трудолюбие, ответственность, милосердие, желание благотворить, прощение – а затем делает вывод)

Что ж, наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вам понравилось наше занятие. В заключение хочу привести последние слова Императора Николая II, написанные великой княжной Ольгой в своем письме:

«Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».

После смерти царской семьи, в одной английской книжке великой княжны Ольги были найдены два стихотворения, написанные поэтом Сергеем Бехтеевым, и отправленные им царственным мученикам.

(стихотворение «Перед иконой Богоматери»)
(стихотворение «Молитва»)

Молитва
Пошли нам, Господи, терпенья
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волнения,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги.

Владыка мира, Бог Всесильный,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.


IV. Подведение итогов. Обсуждение.

Как вы думаете, может ли семья Николая II, считаться образцом семейных отношений?                                                                                                        Какие семейные ценности были присущи царской семье?                                        Что помогало царской семье на протяжении всей жизни оставаться единой, любящей семьей? Всегда ли они и во всем были опорой друг другу?                                                Что может служить примером для подражания в царской семье?                                                                                        

Я надеюсь, что сегодня каждый из вас задумался о ценностях семьи: что дорого, что свято. От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будите ли вы продолжателем этих традиций, как вы чтите традиции своей родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить.


Повествование классного наставника. К рассказу о Царской семье можно привлекать учащихся с сообщениями, использовать записки из дневников.

Например:

Важным событием в императорской семье стало рождение первого ребенка. Это  была девочка, которую назвали Ольгой.

  • Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние при сознании о случившемся! 3 ноября 1895.
  • Просто не верится, что это наше дитя! Что за счастье!!!... Аликс чувствовала себя хорошо, маленькая душка тоже. 4 ноября 1895.
  • Утром любовался нашей прелестной дочкой. 6 ноября 1895.
  • Наша дочка становится все милее. Сегодня она улыбалась нам, прелесть такая! 27 ноября 1895.

После рождения первого ребенка семья сплотилась еще больше. Александра сама мыла, кормила, баюкала дочь. Николай II показывает себя не только как примерный муж, но и как хороший отец, он очень обрадовался ребенку! Всего же детей в императорской семье было пятеро. Четыре девочки – Ольга 1895 г.р., Татьяна 1897 г.р., Мария 1899 г.р., Анастасия 1901 г.р. и наследник Алексей 1904 г.р.

Министр финансов Российской Империи Владимир Николаевич Коковцов называл императрицу «безупречной женой и матерью», которая отдавала детям всю свою нежность и любовь. Однако она не любила своих детей слепо и эгоистично,  императрица их не баловала, потому они выросли простыми, ласковыми. Она прилагала все усилия к всестороннему развитию и укреплению в детях высоких нравственных принципов. Дочери и сын никогда не показывали окружающим своего превосходства, никто не слышал от них слова «приказываю». Одевались дети царской семьи просто, донашивали друг за другом вещи. С самого детства императрица приучала своих дочерей к рукоделию, чтобы они не сидели праздно, без дела. Дочери и сама Александра Федоровна шили и вышивали для бедных семей. Также они часто продавали свои работы на благотворительных базарах. А во время войны царская семья до минимума урезала свой бюджет, все ходили в старых платьях, часто сильно заштопанных. Дочери сами убирали свои комнаты, сами стелили постель, много читали, старались учиться. При этом Татьяна Мельник-Боткина, дочь врача Е.С. Боткина, который лечил наследника, часто бывавшая при дворе указывала, что ее величество сама выбирала детям книги и занятия, вникая во все мелочи.

Обсуждение. Какие нравственные качества императрица прививала своим детям?        Ученики приходят к выводу, что несмотря на всю свою занятость Александра Федоровна всегда находила время для любимых детей, для занятий с ними. Она учила их моральным ценностям, труду, не быть эгоистичными, помогать окружающим, не считать себя, несмотря на свое положение, выше других людей. Дети приходят к выводу, что она была хорошей внимательной матерью, правильно учившей своих детей.

Родители очень любили своих детей, много общались с ними. Ужинала семья вся вместе. Еда у них была простая, особенно они урезали себя после начала Первой мировой войны, чтобы лишние деньги отдавать на благотворительность. Любимым отдыхом Николая II было чтение им вслух всей семье русских классиков – Толстого, Тургенева, Гоголя, Чехова. Жена с дочерьми вязали или шили. Еще одним увлечением царской семьи – было вклеивать семейные фотографии в альбом. С детьми Николай II состоял в тесных дружеских отношениях. Он гулял с ними, они играли в снежки, катались на лыжах и санях, сооружали снежную горку, о чем император всегда указывал в своих дневниковых записях:

  • Катался с детьми с горы. Алексей очень радовался, что я с ним спускался. 19 ноября 1907.
  • После завтрака скатывался с дочерьми с крутого берега узкого пруда… Было невероятно скользко; подымаясь, мы падали и съезжали даром без конца. 13 января 1913.
  • Хорошо поработал с Алексеем и другими над постройкой снежной башни. 18 февраля 1914.

Обсуждение. Какие отношения были между детьми и императором?                                                 Ученики приходят к выводу, что Николай II любил своих детей, несомненным доказательством этого было то, что все свое свободное время он проводил в семье. Во многом, что касается воспитания и отношений с детьми с Николая II можно брать пример.

Если кто-то из семьи заболевал, то Николай II непременно упоминал об этом в записях, искренне беспокоясь за своих близких.

  • После чая ходили навестить Марию, у нее болело горло. 24 мая 1904.
  • Дети почти поправились; у «маленького сокровища» был сильный жар с кашлем. 14 ноября 1904.
  • У Алексея от усиленных движений руками во время игры – вечером заболело в правом локте. Он не мог заснуть и сильно страдал, бедный! 16 июля 1913.

Через два дня:

  • Алексей провел день лучше, боли уменьшились; он почти весь день лежал на своем балконе и Аликс вместе с ним. 18 июля 1913.

Александра Федоровна смогла передать свою искреннюю веру в Бога и детям. Царская семья была очень верующей, все ревностно соблюдали праздники, посты. Никто из членов семьи не садился за стол без молитвы. Посещение церкви было не долгом, но радостью.


  •  

Духовные традиции.

Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами. Семейные ценности - это прошедшее время, давно утёкшее в безвозвратность и живущее нашими мыслями, воспоминаниями о нём.
    Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. Каждая история семьи неразрывно связана с историей нашей Родины. Каждое поколение своим трудом старалось сделать будущее своей Родины лучше, счастливее.

Слова “ семейные  традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле  семейные  традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была.

 Семья основана на традициях. Достаточно не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, чтобы разрушить семью. Если в семье нет порядка, традиций, ситуацию не спасет даже любовь, которая может существовать и вне уз Гименея.

Рождение семьи сопровождается красивой традицией – бракосочетанием, ритуал очень символичен: невеста в белоснежном платье, молодоженам преподносят хлеб с солью, желают долгих лет счастья и т. д. – все это несет определенный смысл, олицетворяет чистоту, непорочность, начало новой жизни.

В наше время довольно часто нарушается такая традиция: молодые люди живут в «гражданском браке», что само по себе сложно назвать семьей, хотя многие могут возразить в ответ, что главное была бы любовь. Но в действительности выходит так: сегодня все хорошо – живем вместе, если завтра будет плохо – разойдемся без формальностей. В семье так не бывает, молодожены дают друг другу обещание верности, и клянутся делить все радости и трудности поровну. Бракосочетание – это не просто «печать» в паспорте. Заключение брачного союза – это особый ритуал, который оповещает общество о появлении новой семьи.

Кстати «гражданские браки» были популярны в начале прошлого века, тогда их называли большевицкими семьями. Появление такой «пролетарской любви» привело к слому вековых традиций, при этом у людей стал ослабевать духовный иммунитет, между тем опасная эпидемия продолжается и в наше время в форме «свободной любви». Последствия «духа свободы» несложно предсказать… Жизнь в самообмане, одиночество…

Сами по себе семейные традиции могут символизировать здоровье – духовное и физическое. Традиционное значит предсказуемое, следовательно, выполняются внутренние ожидания, то есть все благополучно. И чем более традиционна наша жизнь, тем меньше в ней стрессов – основных источников болезней. Семья, в которой соблюдаются определенные традиции – фактор здоровья и долголетия. По разным статистическим данным, люди, живущие в семье, реже болеют и имеют большую продолжительность жизни. 

Семейные ценности в виде традиций, передаваемых от поколения к поколению, в наше время, пожалуй, можно сравнить с антиквариатом, далеко не в каждой семье они сохранились, но если они есть, то поверьте, ими сильно дорожат…

Познакомьтесь с некоторыми из них:
 1.  Семейные  трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Общаться можно на любые темы - обсуждать новости, события за день Начало нового года хороший повод завести  семейные  традиции, если их у вас еще нет.

2. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.

3. Совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести  время  на свежем воздухе

4.  Семейные  праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования детских праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности  семейного  очага. Конечно же, это относится к празднованию дома, а не в новомодных кафе. Не бойтесь организовывать праздники у себя дома. Ведь только дома вы сможете поделиться с окружающими тем теплом и нежностью, которые живут в сердце каждого из нас, и научите этому своих детей не словами, а делами быть приветливым, дружелюбным, гостеприимным и добрым к окружающим. Создавайте свои  семейные  традиции празднования детских праздников и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особые праздничные блюда, или "ваша"  семейная  песня, исполняемая за праздничным столом или в кругу друзей, не главное. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал эти праздники, и мог вспомнить каждый свой день рождения, и захотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.

Большинство семейных традиций похожи (обычно это семейные сборы во время памятных годовщин или церковных праздников), только каждая семья по-своему соблюдает традиционные ритуалы: кто-то крайне строго, кто-то более вольно, но важно не это, главное, чтобы такие собрания сплачивали семью, приносили радость всем ее членам.

5.  Семейный  альбом,  семейная  родословная. Одним из проявлений возрождения традиций стало то, что сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. Часто составленное  семейное  древо вешают в комнате для всеобщего обозрения. Вернулась мода на портреты предков, родителей, детей, вывешенные на стенах квартиры. Иногда по таким фото можно проследить историю семьи: свадебное фото, малыши в колыбели, в детском саду, в первом, а потом и в последнем классе - и снова свадебное фото.

 

1. Современное общество пропагандирует свободу во всем: в отношениях, в любви…– когда, единственное, что объединяет супругов – это совместное воспитание детей, становятся символом «успешности» и «современности». Но так ли безопасны такие «эксперименты»? Все новации «подрывают» прежние устои. Что произойдет, если исчезнут семейные традиции, которые формировались сотни лет?

2. Какие традиции и обычаи есть сейчас и какие могут прижиться в вашей семье в будущем ?  Аргументируйте свои выводы.


Литература

  1. Игумен Серафим (Кузнецов). 

    «Православный Царь-мученик». – «Паломник», 2000.

  1. «Царские дети». Сб./сост.: Н.К. Бонецкая. – М.: ц.19 Сретенский монастырь, 2005.

  1. «Царь-мученик». Н. Бонецкая. – М.: Сретенский монастырь, 1997

  1. М. Кравцова. 

     «Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников». – М.:  «Благо», 2002.

  1. Журнал «Бог и Царь».

  1. Журнал «Трезвое слово», октябрь 2007, № 7

  1. «Пчелка»:  Православный сборник для детей.