Педагогически запущенные дети и коррекционная работа с ними

Горовая Анна Валерьевна

Оглавление.

Введение........................................................................................................3

Педагогически запущенные дети................................................................4

Основные виды отклоняющегося поведения.............................................5

         Основные компоненты педагогической запущенности............................6

         Формы педагогической запущенности.......................................................7

         Степень педагогической запущенности.....................................................8

Уровни педагогической запущенности......................................................9

Социально – педагогическая запущенность у детей................................12

Критерии оценки социально - педагогической запущенности...............14

Степени социально педагогической запущенности.................................15

Основные факторы  педагогической запущенности................................17

Принципы изучения педагогически запущенного школьника...............18

Коррекционная работа с педагогически запущенными детьми..............21

Составление характеристик, коррекционная работа...............................22

Условия эффективности педагогического воздействия..........................24

         Направления деятельности педагога-организатора в работе с

         педагогически запущенными детьми........................................................25

 

Заключение..................................................................................................27

Список литературы.....................................................................................28

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx56.09 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

Введение........................................................................................................3

Педагогически запущенные дети................................................................4

Основные виды отклоняющегося поведения.............................................5

        Основные компоненты педагогической запущенности............................6

        Формы педагогической запущенности.......................................................7

        Степень педагогической запущенности.....................................................8

Уровни педагогической запущенности......................................................9

Социально – педагогическая запущенность у детей................................12

Критерии оценки социально - педагогической запущенности...............14

Степени социально педагогической запущенности.................................15

Основные факторы  педагогической запущенности................................17

Принципы изучения педагогически запущенного школьника...............18

Коррекционная работа с педагогически запущенными детьми..............21

Составление характеристик, коррекционная работа...............................22

Условия эффективности педагогического воздействия..........................24

        Направления деятельности педагога-организатора в работе с

        педагогически запущенными детьми........................................................25

Заключение..................................................................................................27

Список литературы.....................................................................................28

Введение.

В каждой школе есть категория детей, которых называют трудными подростками. В педагогической литературе это трактуется, как отклонение от нормы в поведении, невоспитанность, неразвитость. Так же существует такое понятие, как педагогически запущенные дети. В данном определении мы слышим об упущениях, которые допущены в воспитании детей.

Асоциальное поведение подростков, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное, поведение детей и подростков - проблемы, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации. Выводы многих известных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (главным образом, аномалии семейного воспитания) приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, а затем к различным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастают в нежелании считаться с общественными нормами.

Педагогически запущенные дети.

Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность».

Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети. По  мнению Л.М. Зюбина, между ними есть и различия. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" – говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным"

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Категории педагогически запущенных детей:

Дети с отклонениями в поведении.

Конформное поведение — такое поведение, которое характеризуется следованием человека за эталонной группой. Если эти эталоны отличаются от общепринятых, то человек, следовавший им, становится правонарушителем.

Импульсивное поведение — это такое поведение, которое возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведение.

Компульсивное поведение — это такое поведение, которое возникает в случае, когда поведение человека дезорганизовано сильными оскорблениям и, употреблением наркотиков, алкоголя. Такой тип личности бессилен приспособиться к существующим нормам, некоторые малолетние правонарушители агрессивны, ожесточены и не испытывают чувства вины.

Основные виды отклоняющегося поведения:

Агрессия – поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям. Наибольшей жестокостью отличаются «немотивированные» преступления.

Аномия – состояние человека, вызванное отсутствием целей в жизни, чувством изолированности и одиночества. Причиной аномии является дезорганизация жизни общества, ослабление сдерживающих поведение человека факторов, выражающихся в распаде социальных идеалов, утрате смысла жизни.

Фрустрация – состояние человека, встретившегося с преградой (физической, нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности. Ответной реакцией на это является агрессия. Следовательно, одной из причин агрессии подростков является фрустрация.

На возникновение отклоняющегося поведения влияют неизученность социальных процессов в современной молодежной среде и неумение работать с ней.

Дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией.

Социальная (школьная) дезадаптация включает в себя такие формы поведения человека (школьника), которая свидетельствует о плохой приспособленности человека к обществу (ребенка к школе).

Дети с акцентуированным характером.

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы как результат усиления его отдельных черт. Подростки, имеющие ярко выраженную акцентуацию характера, при неблагоприятных условиях могут составлять одну из категорий педагогически запущенных детей.

        Основные компоненты педагогической запущенности:

Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), как правило, обусловлены тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

Отклонения,искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

То есть 3 компонента, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательных процессов.

Формы педагогической запущенности.

I Форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.

Следствие: плохая успеваемость.

Признаки: плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках; «двойки» за письменные работы (по устным - лучше), боязнь отвечать; тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, прогулы.

  II форма – нет сформировавшейся мотивации к обучению; занятие другими не школьными видами деятельности.

Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; отсутствие положительной мотивации в результате воздействия неблагоприятных факторов.

Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.

Признаки: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности, жестокости; лживости).

III форма – неспособность концентрировать внимание на учебном процессе.

Причина: особенности семейного воспитания, его  подобие  в детском саду и начальной школе.

Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.

Признаки: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям» .

Все три формы педагогической запущенности  приводят к плохому усвоению школьной программы, пробелам в знаниях. Эти формы выражаются в разных степенях педагогической запущенности.

Степень педагогической запущенности.

Степень педагогической запущенности школьника подразделяется на три группы:

Незначительная степень. Характеризуется неустойчивостью отрицательных качеств школьника. У них сохраняется интерес к школе и положительное отношение к учёбе. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Отличительной особенностью детей данной группы являются: неустойчивость, легкая внушаемость, неуверенность в себе. Преимущественно обладают такими качествами как: лень, неорганизованность, слабоволие, рассеянность, проявляемые ситуативно, пытаются искать лёгкие пути достижения целей.

Будущее таких детей в коллективе может быть благополучным, они не оказываются в изоляции.

Дети второй группы имеют отклонения в нравственном развитии, характеризуются низкой успеваемостью, конфликтным отношением со сверстниками и учителями, отсутствием познавательного интереса, пренебрежительны к труду, показная грубость. Как правило это дети из неблагополучных семей. Их интересы больше направлены на внеучебную деятельность, легко поддаются отрицательному влиянию. Они вызывающе себя ведут, но не совершают откровенно хулиганских поступков.

Дети третьей группы имеют ярко выраженную педагогическую запущенность. Они характеризуются отрицательным отношением к нравственным и правовым нормам, по отношению к учителям, своим сверстникам и родителям откровенно грубы. Их отличает безволие, склонность к аффектным вспышкам. Они курят, сквернословят, отрицательно относятся к физическому труду, открыто противопоставляют себя коллективу. Как правило, это дети из неблагополучных семей.

Уровни педагогической запущенности.

В педагогической литературе разработаны различные подходы к типологии классификации педагогической запущенности школьника. Рассмотрю ту, в которой уровни педагогической запущенности характеризуются сформулированной системой отношений к труду, людям и себе, т.е. "поэзия личности".  Выделяются следующие уровни:

1 уровень: Активно-негативная поэзия личности.

Она характеризуется гармоничностью. Искажена система нравственных ценностей, проявляется в словах,  действиях, во внешнем виде – это устойчивая агрессивная форма поведения. Нравственные убеждения – ассоциативные. Дети имеют опыт негуманных взаимоотношений. У них существует озлобленность, недоверие, страх, жадность, стремление к унижению других. Совместным действием они обостряют ситуацию риска. Мотивы общения с взрослыми и сверстниками зависят от направления совместной деятельности: при учебе и труде – дезорганизация действий, при антиобщественной деятельности – стремление к действиям сообща. Дети не имеют положительного разрешения конфликтов, усугубляя, вовлекают в ситуацию риска как можно больше детей. Они совершают поступки, граничащие с преступлениями. Нарушения норм и правил поведения носят личностно-направленный характер, т.е. направлены против конкретной личности либо определенной группы школьников.

Для таких детей характерны: леность, безразличное отношение к учебным неуспехам. Стремление к большей самостоятельности, верности, справедливости, самокритичность соседствуют с упрямством, раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, грубостью, лживостью и эгоизмом. Высокая самооценка, уровень притязаний завышен, он – аутсайдер. У таких детей отсутствуют доверительные  отношения в семье и школе. Но они уважают взрослых, которые заинтересованы в их делах, проблемах. Личность такого ребенка характеризуется отрицательной направленностью содержания, устойчивостью в реализации нравственных знаний, идеалов и норм в предпреступном поведении ребенка. Проявление инициативности и избирательности проявляется в нарушении правил – как показатель "активности", противоположный истинной активности, направленной на самосовершенствование личности.

2 уровень: Пассивно-негативная поэзия.

Она характеризуется: системой эгоистических отношений. Под влиянием искаженных нравственных знаний подростки оправдывают эгоистичное отношение к труду, людям, которое одновременно направлено на сохранение своей позиции стороннего наблюдателя. Они не отстаивают свои убеждения, безразличны к нарушениям школьной дисциплины, склонны их провоцировать, обычно они переживают чувство стыда, подавленности, если оно раскрыто или безразличны к последствиям своих действий. Они удовлетворены оценкой "три": переживая свои неуспехи в учебной деятельности, хотят быть незаметными в совместной деятельности и общении, нелюбознательны. Избегают нарушений дисциплины, противоправных действий, жестокости в обращении, не ищут материальной выгоды. Допускают правонарушения на уровне проступков. При разрешении конфликтной ситуации ищут выгоды для себя. Неустойчивое поведение увеличивает степень риска в неконтролируемых ситуациях, вероятны нарушения правил поведения в полезной деятельности. Они стремятся к установлению доверительных отношений, но сами проявляют озлобленность, лживость, мошенничество. Дают обещание, а сами его не выполняют. У них неустойчивая самооценка и уровень притязаний так же неустойчивый, статус в межличностных отношениях "непопулярный". Дружеских связей не имеет, общественных поручений избегает, но если они от имени класса, то проявляют активность. Могут делать вид, что безразлично относятся к делам своих сверстников, а сами скрыто наблюдают за ними, иногда даже завидуя. В целом такие дети характеризуются отрицательной направленностью содержания личности, неустойчивостью проявления контронормальных нравственных знаний в представлении и убеждении в нарушении школьной дисциплины.

3 уровень: Неустойчиво-негативная поэзия.

Она характеризуется: пониманием подростком содержания нравственных норм взаимоотношений, их нравственной аргументации, с чужих слов, противоречивостью нравственных суждений, неустойчивыми убеждениями, дети испытывают угрызения совести, если их действия причинили вред, стремятся к соблюдению нравственных норм,  однако в действиях непоследовательны, поведение ситуативно. Неудовлетворены своими оценками и местом в системе межличностных отношений, самооценка неустойчивая и уровень притязаний занижен. Болезненно переживают кажущиеся неуважения, а сами допускают грубость, высокомерие, бестактность. Мотивы общения со сверстниками и взрослыми проявляются в стремлении к самоутверждению, в желании завоевать доверие, быть понятым, найти признание, получить положительную оценку. Но иногда эти попытки бывают эгоистичны и это сказывается на статусе ребенка в системе межличностных отношений  "принятый" и "непопулярный". Проявляют желание выполнять общественные поручения, но редко доводят их до конца. На требования отвечают требованием. Будучи инициатором нарушений, они не признают своей причастности к ним. Мотивы поведения эгоистичны, но могут оказать помощь попавшему в затруднительную ситуацию. Стремятся разрешить конфликт в свою пользу. Избегают участия в кражах, драках, нарушениях в дисциплине, но и не удерживают других. Они редко нарушают школьную дисциплину, граничащие проступками легко подвергаются отрицательному влиянию, но и воспитательному воздействию.

Социально – педагогическая запущенность у детей.

Рассматривая понятие «педагогическая запущенность», необходимо так же рассмотреть понятие  «социально-педагогическая запущенность», т.к. она является составляющей  частью педагогической запущенности, но и самостоятельным явлением.  

Социальнo – педагoгическая  запущеннoсть это сoстoяние личнoсти ребенка, кoтoрoе прoявляется в несфoрмирoваннoсти у негo свoйств субъекта деятельнoсти, oбщения, самoсoзнания и кoнцентрирoваннo выражается в нарушеннoм образе «Я». Этo сoстoяние oбусловленo сoциальнo – педагoгическими услoвиями, в кoтoрых развивается ребенoк: с oдной стoрoны, он дoлжен oбладать сoциальной активнoстью, с другoй - вoспитательнoе окружение сдерживает егo.

   Сoциальная запущеннoсть формируется пoд влиянием сooтветствующего фактoра, котoрый, прелoмляясь в кoнкретнoй ситуации развития ребенка, вызывает oпределенные дефoрмации егo личнoсти. Oснoвными прoявлениями сoциальнoй запущеннoсти в детскoм возрасте являются неразвитoсть сoциальнo – коммуникативных качеств и свoйств личнoсти, низкая спoсoбнoсть  к сoциальнoй рефлексии, труднoсти в oвладении сoциальными  рoлями.

  Социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально – значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности.

    Педагогическая запущенность обусловленная, прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.

   Педагогическая запущенность – это состояние противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое овладение способами и приемами их приобретения и неразвитости учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, в обученности, необразованность, в том числе не владение знаниями социально – этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.

Причины социально – педагогической запущенности бывают внешние и внутренние. К внешним относятся дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты  в воспитательно-образовательной работе в детском саду и в школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренние это индивидуальные психофизиологические   и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

Критерии оценки социально - педагогической запущенности.

В качестве критериев для оценки социально – педагогической ситуации развития ребенка принимаются следующие параметры:

  1.Характер воспитательного окружения:

- ориентированное на ребенка, полное стабильное, положительно воздействующее;

- неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее;

- безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное) дезорганизующее;

- враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка.

  2.Характер воспитательно-образовательной работы с детьми:

- личностно – ориентированный, развивающий, эффективный;

- целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв;

- анонимный, информационно – репродуктивный, эффективный.

3.Характер внутренней позиции ребенка:

- взаимодействие(относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость);

- противодействие (гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость);

- бездействие (гиперзависимость, неустойчивость, податливость).

Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально – педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего.

   Социально – педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно в трехлетнем возрасте, когда начинает развиваться самосознание ребёнка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в симптомокомплексы. Они проявляются в поведении ребенка, не затрагивая его личность, которая находится в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.

   В младшем школьном возрасте, в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае  при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально  значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степень социальной запущенности ребенка.

Степени социально педагогической запущенности.

При определении степени социально – педагогической запущенности нужно ориентироваться на следующие критерии:

-характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная),

-выраженность признаков запущенности (неразвитость социально – коммуникативных качеств),

-низкая способность к социальной рефлексии,

-трудности в овладении социальными ролями,

-общая необразованность (необученность, неразвитость),

-уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников)

- уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

1 степень. Латентная (легкая).

Характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества по своему составу – однородны, т.к. вызываются влиянием какого-то одного  доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного. Степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению не выраженное, обнаруживаются первые симптомы не успешности из-за проявляющегося отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социально опыта.

2 степень. Начальная (средняя).

Происходит углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка. Выраженная степень запущенности – количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, неподкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптому поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влияние ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушно. Явно обнаруживается не самостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.

   Таким образом, социально – педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка. Окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияют на формирование личности ребенка, он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.

Основные факторы  педагогической запущенности.

Выделяются следующие факторы и обстоятельства, которые обуславливают педагогическую запущенность:

  1. Психологический микроклимат семьи. В случаях, когда между детьми и родителями нет взаимной любви, доверия, привязанности, дети растут тревожными, раздражительными, жесткими и замкнутыми. В данном случае примером может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребёнком.

Как правило, семья педагогически запущенного школьника характеризуется рядом социально-психологических и педагогических особенностей. В целом их можно сгруппировать следующим образом:

–  структура семьи,
–  ее образовательный и культурный уровень,
–  нравственный облик семьи,
–  отношение родителей к детям и к их воспитанию.

  1. Особенности взаимоотношений с учителями. В случаях когда педагог предъявляет требования по отношению к запущенному ребёнку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, ставит преимущественнo отрицательные оценки, в результате чего ученик ещё больше замыкается в себе, а его протесты приобретают демонстративный характер.
  2. Создание неблагополучного положения в классном коллективе в результате вышеописанных факторов. Что приводит к постоянным конфликтам с учителем, проблемам в отношениях с одноклассниками, которые побуждают педагогически запущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.

Можно выделить факторы социализации, которые влияют на усвоение ребенком социального опыта. Они классифицируются следующим образом:

1. Макрофакторы- условия социализации всех или очень многих людей (космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство).

2. Микрофакторы - в которых происходит социализация большинства людей (это социальные институты,  с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, школа, общество сверстников).

3. Мезофакторы: это этнос, тип поселения (поселок, село).

Принципы изучения педагогически запущенного школьника.

При изучении педагогически запущенного школьника необходимо использовать специальные принципы, которые неразрывны и взаимосвязаны.

Первый принцип– изучение индивидуальных особенностей учащихся в системе многочисленных и разнообразных связей и отношений, т.е. выявить особенности данного ребенка и правильно направлять их для дальнейшего развития этих особенностей.

Второй– объективность. Вывод о человеке нельзя делать лишь, по мнению какого-то одного, пусть даже и опытного специалиста. Ведь при всех условиях его мнение будет личным, а, стало, быть, может, оказаться ошибочным. Чтобы правильно понять человека, надо сопоставить мнение о нем разных, но хорошо знающих его людей. В школе это должны быть - педагоги, классный руководитель, а главное - люди, мнение которых об учащемся наиболее важно - его родители, друзья. Но объективное изучение учащихся не ограничивается сопоставлением различных мнений о нем. Важно знать и понимать его в различных условиях поведения и деятельности. Так же многое говорит о человеке продукт его труда. Для ученика - это письменные работы, чертежи, рисунки, различные поделки и т.д. Наконец, весьма существенно сопоставление высказываний учащегося и его поведения. У человека целеустремленного, порядочного, волевого, со сформированным характером слова, как правило, не расходиться с делом. Если же слова человека расходятся с его поведением, надо разобраться, почему это происходит: в силу сложившихся обстоятельств, из-за непорядочности человека, из-за отсутствия жизненного опыта, безволия или по каким-то иным причинам.

Третий принцип– динамичность изучения личности. Человек изменяется всю жизнь. Но у подростка изменения происходят очень интенсивно. Крайне важно видеть их, чтобы использовать скрытый новый положительный потенциал и вовремя принять меры по отношению к назревающему недостатку. Раз и навсегда зафиксированным мнение о подростке быть не должно.

Четвертый принцип - диалектность изучения, то есть изучение его в развитии, в различных связях и отношениях. Педагог должен уметь видеть главные, ведущие качества учащегося, видеть противоречия в деятельности и программировать педагогически целесообразные пути их разрешения. Надо очень глубоко проникать в сущность наиболее значимых качеств, не допуская констатаций, тем более преувеличение роли явлений, лежавших на поверхности. Существенно не то, что наиболее заметно, а то, что значимо, перспективно в дальнейшем развитии и воспитании учащегося.

Пятый принцип– это принцип педагогического оптимизма, который исключительно важен в воспитании, а в перевоспитании значим вдвойне. Психологическую основу оптимистического подхода к преодолению недостатков человека подчеркивает психолог С.Л. Рубинштейн. Добиться успеха в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека - можно верней всего, нащупав его сильные стороны - те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на большую цель, на знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Кто хочет исправить недостатки человека должен искать и достоинство, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил.

Шестой принцип– профессионализм изучения, то есть глубокое знание психологии человека, психологии подростка и умение правильно принимать его.

Седьмой принцип– изучение его целеустремленности. Изучение учащегося преследует в самой общей форме, решение трех задач: выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей, выявление недостатков его личности и организма, оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

Эти принципы являются условием организации доверительных отношений, без которых любая коррекционная работа будет недостаточно эффективной.

Коррекционная работа с педагогически запущенными детьми.

Методы коррекции педагогической запущенности.

Все методы лечебно-педагогической коррекции можно классифицировать на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера.
1. Коррекция активно-волевых дефектов.
2. Коррекция страхов.
3. Метод игнорирования.
4. Метод культуры здорового смеха.
5. Действия при сильном возбуждении ребенка.
6. Коррекция рассеянности.
7. Коррекция застенчивости.
8. Метод основанный на эмоциональной связи педагога с ребенком.
9. Коррекция бродяжничества.
10. Самокоррекция.

II.Педагогические методы, направленные на коррекцию тех или иных конкретных и ярко выраженных недостатков характера.
1. Коррекция тиков.
2. Коррекция детской скороспелости.
3. Коррекция истерического характера.
4. Коррекция недостатков поведения единственных детей.
5. Коррекция нервного характера.
6. Прием борьбы с ненормальным чтением.

III. Метод коррекции через труд.

IV.  Метод коррекции путем рациональной организации коллектива.

Психотерапевтические методы распределяются по основным видам:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.

В настоящее время разработано большое количество методов, которые направлены на коррекцию различных отклонений у детей. Они детально разработаны и успешно применяются на практике.

Составление характеристик, коррекционная работа.

Перед тем как приступить к работе по коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо определить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика. Подходы к составлению характеристики «трудного» ребёнка различны. Она может содержать такие компоненты как:

  1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям;
  2. Уровень социально-ценного жизненного опыта;
  3. Я – концепция личности (эмоциональный аспект)
  4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам;
  5. Уровень самоуправления поведением;

Существует множество подходов по коррекционной работе с педагогически запущенными детьми, которые делятся на этапы:

1 этап.  

Педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условием его жизни и воспитания в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением.

2 этап.

Выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

3 этап.

Определение эффективности воздействия на данного ученика.

Можно выделить ещё одну форму коррекционной работы которая включает в себя следующие этапы:

  1. Выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе;
  2. Привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей;
  3. Постепенное усложнение учебных и общественных заданий;
  4. Систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике;
  5. Медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, строгий контроль за соблюдением режима;
  6. Формирование правильной самооценки, осуществление мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.

Изложенные выше программы можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности.

Условия эффективности педагогического воздействия.

Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, так же комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия. Основные компоненты личности учащегося, которые формируются в учебно-воспитательном процессе - это интеллектуальные, идейно-нравственные и волевые. Они взаимосвязаны через мотивацию поведения, потребности подростка, его отношения к окружающему и к себе, и находят свое самое общее проявление в направленности личности. Все это происходит в трех основных сферах жизнедеятельности человека: в общении, познании и труде. Общение при этом рассматривается в условиях парных взаимодействий учащегося, отношения в коллективе и отношений личности - его мировоззрения, жизненных установок.

Поэтому можно выделить следующие условия:

  1. Оценка эффективности педагогического воздействия на учащегося, его развития и условий общения, познания и труда. При этом учитываются собственные коммуникативные качества учащегося и особенности его взаимоотношения с людьми.
  2. Сравнительная оценка развития учащегося и условий его жизни, то есть микросреды. То есть, как влияет микросреда на развитие личности ребенка, на его нравственные установки, ценности.
  3. Сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения учащегося.

Перевоспитание педагогически запущенных учащихся происходит не стихийно, не «само по себе», не автоматически. Педагогическая запущенность - явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов. Поэтому коррекционная работа по ее преодолению требует специальной работы при совершенно обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.

Работа с педагогически запущенными учащимися предполагает качественную перестройку всей системы отношений в школе в педагогическом процессе. Единичные мероприятия психолога и социального педагога с трудными учащимися особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.

Направления деятельности педагога-организатора в работе с педагогически запущенными детьми.

В соответствии с положениями должностной инструкции педагога-организатора можно выделить несколько основных направлений его деятельности:

- работа по профилактике правонарушений;

- работа по коррекции нравственных качеств (тренинги, диспуты, круглый стол и т.д.);

- практическая деятельность (беседы на различные нравственные темы, организация дежурства, трудовых дел и пр.);

- создание воспитательных ситуаций;

- взаимодействие педагога-организатора с детской комнатой милиции;

- взаимодействие педагога-организатора с классным руководителем;

- взаимодействие педагога-организатора с родителями;

- привлечение общественных организаций к совместной работе с молодёжью (скаутская организация и др. молодежные организации и объединения);

- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (ДПО, библиотеки);

- исследовательская работа, направленная на изучение результатов деятельности, выявление проблем и т.п. (анкеты, беседы).

Все эти направления деятельности напрямую связаны с работой с педагогически запущенными детьми.

Учитывая эти направления деятельности педагога-организатора, предлагается программа, которая помогает педагогу-организатору наладить работу с педагогически запущенными детьми и добиться определённых успехов в их социализации.

Заключение.

В данном реферате было раскрыто понятие педагогической запущенности. В теленовостях и в печатной прессе мы всё чаще слышим о преступлениях совершённых несовершеннолетними. Причинами таких проступков и правонарушений являются отклонения в поведении. По этой причине, на мой взгляд, проблема педагогически запущенных детей весьма актуальна в настоящее время.

Ошибки в воспитании ребёнка в раннем возрасте, в дальнейшем могут послужить причиной отклонений в поведении. Таким образом можно сделать вывод, что работа над воспитанием ребёнка должна проводиться с самого детства: родителями в семье, воспитателями в дошкольных учреждениях и  педагогами в школах.   Отклонения в поведении, проблемы в учебной деятельности, вызываются педагогическими причинами и, следовательно, устраняются при помощи коррекции педагогическими средствами.        

Я считаю, что  организацию работы по коррекции поведения педагогически запущенных детей необходимо начинать с работы по повышению педагогического уровня родителей, так как в большинстве случаев именно они являются первопричиной отклонений в поведении. Немаловажную роль играет работа педагога по влиянию на поведение школьника. Эффективность коррекционной работы поведения зависит от умения педагога выявить основные причины отклоняющегося поведения, дальнейшей разработки методики индивидуального подхода к воздействию на школьника.

Таким образом, коррекционная работа должна проводиться комплексно, не только педагогами в школе или дошкольном учреждении, но и в семье ребёнка.

Список литературы.

1. И.Ф. Харламов  «Педагогика» 7-е издание, издательство «Белорусский дом печати» 2002 год.

2. А.А.Радугина «Психология и педагогика» 2-е издание, Издательство Центр Москва 2000 год.

3. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов «Педагогика», издательство «Школьная пресса» , Москва 2002 год

4. И.А. Зимняя «Педагогическая психология» , издательство  «Логос» 2005 год.

5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников – М, 1998.

6. Зюбин Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися. – М, 1976.

~  ~