Процесс воспитания и его характеристика

Горовая Анна Валерьевна

Содержание:                                                                                              стр.

1.Введение…………………………………………………………………1                                                                                                       

2.Понятие воспитания в широком  и узком смысле.

Органическая взаимосвязь обучения и воспитания. …………………2

 

3. Специфика воспитания в отличие от процесса

обучения и необходимость разработки его теоретичес­ких основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания. ………4

 

4.Воспитание в обществе. ……………………………………………….7

5.Виды воспитания……………………………………………………….9

6. Общие закономерности воспитания и их

психолого-педагогические основы……………………………………..12

 

7. Вывод. …………………………………………………………………21

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx74.94 КБ
Файл soderzhanie.docx13.6 КБ
Файл ispolzuemaya_literatura.docx11.7 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу, что имеет весьма не маловажную роль для жизни в современном обществе. После рождения ребёнка и на протяжении его взросления в роли воспитателей выступают родители, воспитатели детских садов, учителя начальных классов и другие. Все они дают начальную базу для дальнейшего формирования человека. От того какой будет эта база, зависит дальнейшее его развитие как личности. В процессе воспитания большую роль играет то, какие знания будут получены (усвоены) детьми за время обучения в школах (лицеях).  Когда то была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения можно легко обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие  воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Можно выделить ряд особенностей, которые имеет воспитательный процесс. Во первых это целенаправленный процесс и его организация при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику обеспечивает наибольшую эффективность. Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются различные объективные и субъективные факторы, которые определяют сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, которые указывают на внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной – воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Одна из проблем воспитания в педагогике состоит в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека.

           

        2 . Понятие воспитания в широком и узком смысле. Органическая взаимосвязь обучения и воспитания.

Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогического процесса имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых личность овладевает различными компонентами общественного опыта. Для овладения знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности учащегося нужно включать в активную учебно-познавательную деятельность и специально обучать его.

Иную специфику имеет формирование у личности социальных и духовных отношений. Дело в том, что в процессе обучения учащиеся главным образом овладевают знаниями о характере и сущности этих отношений (знание моральных правил, идеологических, политических, эстетических и других идей). Но отношения как личностный феномен, кроме знаний включают в себя сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений и привычек поведения, и сформировать их только с помощью обучения невозможно. Здесь требуется специфическая и разнообразная воспитательная работа, направленная на выработку и формирование всех этих внутренних компонентов личностных отношений.

Специфика воспитательного процесса, который, с одной стороны, включает в себя обучение, а с другой - формирование разнообразных социальных и духовных отношений, повлекла за собой разграничение в педагогике понятий воспитания в широком и узком смысле. Так, когда оно обозначает весь процесс всестороннего развития личности, включая обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений, оно понимается в широком значении. В узком же смысле воспитание обозначает специфический процесс формирования социальных и духовных отношений.

С этой точки зрения целостный процесс воспитания схематически можно представить в следующем виде:


Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон — обучения и воспитания в узком смысле — в известной мере носит условный характер. В реальной педагогической деятельности, как будет показано в дальнейшем, они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга. Нельзя, например, сформировать у учащегося такое качество, как вежливость и уважение к людям, не прибегая к элементам научения при раскрытии моральной сущности этих правил, при выработке соответствующих умений и привычек поведения.

Воспитание трудолюбия также требует взаимосвязанного обучения трудовым умениям и навыкам и формирования интереса, положительно-эмоционального отношения к трудовой деятельности. В этом смысле следует сказать:

Всякое воспитание, рассматриваемое в его широком и узком значении, начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. Но и само обучение нуждается в воспитательном подкреплении и, в частности, в формировании у учащихся таких нравственных отношений, как прилежание, упорство в преодолении трудностей и т.д. Вот в этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляется важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод:  нельзя осуществлять действенное воспитание без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.

Однако трактовка воспитания в широком и узком смысле и его направленность на взаимосвязанное формирование обученности и воспитанности личности не может не указывать еще на одну его важную особенность. Поскольку развитие этих двух сторон личности осуществляется в едином и целостном учебно-воспитательном процессе, то несомненно, что этот процесс имеет какие-то общие закономерности, которые должны лежать в основе его организации. Рассмотрение этих закономерностей позволяет глубже понять, каким должно быть воспитание .

 3.Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимости разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания.

Формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвязанных процессов — обучения и воспитания в узком смысле.

Понятие воспитание в российской педагогике стало выделяться со второй половины XVIII века. В этом специфическом значении, в частности, оно употреблялось в таких документах, как "Генеральный план московского воспитательного дома" (1763), "Устав народных училищ в Российской империи" (1786). В 1806 году слово "воспитание" как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской Академии. Однако вплоть до середины XIX века оно ассоциировалось с понятием "образование" и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.

Было время, когда некоторые ученые пытались утверждать, что, поскольку обучение носит воспитывающий характер, то, следовательно, ни в какой особой воспитательной работе школа не нуждается. Указанная точка зрения подвергалась критике со стороны виднейших педагогов. А.С.Макаренко в лекции "Проблемы школьного советского воспитания" (1938) говорил:

«Среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов  педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль.»

И, развивая это положение далее, он указал:

«...Я остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то и другое - методика воспитания и методика образования,- по моему мнению, составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным.»

Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К.Крупская. Она подчеркивала, что обучение направляется главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученностъ учащихся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека. На эту специфику воспитания указывал также А.Ф.Протопопов.

«Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии "воспитание", является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения.»

Можно не только мысленно представить, но и наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умелость), но не хватает воспитанности (низкая культура отношений к людям, не выработаны гражданские мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать знаниями по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать правил опрятности и личной гигиены. Бывает и так, что человек будто хорошо работает на производстве и обладает внешней культурой (вежлив, обходителен с товарищами и т.д.), но в то же время проявляет стяжательство, отличается лицемерием и т.п. Таким образом, обученностъ и воспитанность — это далеко не одно и то же.

А.С.Макаренко разъяснял, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания. В статье "О взрыве" он писал о том, что в педагогической работе "мы имеем дело всегда с отношением... Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы". Поскольку же, как отмечено выше, отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания ее теоретических и методических основ.

Какие же специфические проблемы являются предметом исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:

  • раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности и его специфики как педагогического процесса;
  • определение содержания воспитательной работы;
  • разработка методов воспитания;
  • исследование системы воспитательной работы по
    формированию личностных качеств учащихся.

Указывая на специфическую сущность воспитания и его отличие от обучения, следует еще раз подчеркнуть, что эти процессы не отграничены, не изолированы друг от друга. Наоборот, в системе формирования отношений они теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом единстве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогических оттенков. Укажем на важнейшие из них. Прежде всего нужно отметить, что, несмотря на свою специфичность, воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения, или научения. На это, в частности, указывал психолог Б.Г.Ананьев:

«...Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением.

...Ни один из первоначальных этапов воспитания - умственного, нравственного и эстетического - не осуществляется помимо научения соответствующим актом поведения и регулирования действий.»

Например, чтобы воспитывать добросовестное отношение к труду или патриотизм, нужно помочь учащимся уяснить, в чем состоит сущность этих отношений, научить их трудовым умениям и навыкам, а также патриотическому поведению, то есть использовать приемы обучения.

Существенной стороной единства обучения и воспитания является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высокого патриотического служения родине, высоконравственных отношений между людьми и т.д. Кроме того, в системе учебной работы важное место занимают труд, предметы эстетического цикла, занятия физкультурой и спортом, что, естественно, способствует трудовому, эстетическому и физическому воспитанию.

Нужно также иметь в виду, что обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом. В процессе этой деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требованиями морали, закалять волевые свойства.

Наконец, роднит обучение и воспитание общность многих методов, с помощью которых они осуществляются. В системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы разъяснения (убеждения), упражнения (приучения), контроля и т.д.

Приведенные положения позволяют уяснить не только специфику и единство обучения и воспитания, но и методическую логику формирования отношений.

Этот процесс, как правило, начинается в системе учебных занятий (обучения) и продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы.

4.Воспитание в обществе.

        Можно представить графически как происходит процесс формирования личности в обществе.

        

 Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоободрение, самовнушение, самоконтроль, самопринуждение, самоубеждение, самоограничение.

        Перевоспитание – трудный и длительный процесс; это перестройка неправильно сложившихся взглядов, оценок и суждений, преобразований, отрицательно сложившегося поведения, осложнённый процесс формирования личности. В основном оно касается педагогически запущенных детей. Перевоспитание осуществляется в любом возрасте. Основными задачами перевоспитания является:

  • выявление и ликвидация запущенности в знаниях по всем учебным предметам;
  • выявление и устранение недостатков в нравственном сознании и формирование навыков поведения в обществе, в семье, в школе;
  • преодоление дефектов в развитии внимания, наблюдательности, памяти, мышления, речи;
  • нормализация отношений с родителями, педагогами, сверстниками, воспитание ответственности за поведение, труд и учение.

        Условия для перевоспитания:

  • изменение условий внешней среды, то есть изоляция от отрицательного внешнего воздействия;
  • формирование у воспитуемого уважительного отношения к воспитателю;
  • выработка общих требований со всех сторон (школа, родители, коллектив…);
  • выявление положительных черт воспитуемого и опора на них;
  • формирование положительно психологического влияния коллектива на воспитуемого;  

 Процесс формирования личности.

        Личность –  это человек, как субъект отношений с сознательной деятельностью, способный к самосознанию и саморазвитию, устойчивая форма как члена общества.

Формирование личности происходит в процессе взаимодействия с обществом, в котором  происходит самореализация человека, то есть становление личностного «Я». Общество делится на более мелкие социальные группы,  и они оказывают влияние на усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Таким образом, в обществе формируется социальный заказ, сутью которого является востребованность в какой либо сфере деятельности.  

5.Виды воспитания.

Виды воспитания человека подразделяются:

  1. По содержанию воспитания
  • умственное - это совокупность качественных и количественных изменений, связанных с мыслительной деятельностью воспитуемого происходящие  с возрастом и обогащением опыта, возникающие под влиянием воспитательных воздействий;
  • трудовое – формирование положительного отношения к труду; развитие познавательного интереса к знаниям; вооружение учащихся разнообразными трудовыми, умственными навыками, формирования основ умственного и физического труда; воспитание высоко моральных качеств: трудолюбия, ответственности, предприимчивости.
  • физическое – органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Задачами физического воспитания является: охрана здоровья и содействие правильного физического развития; воспитание не только физических, но и моральных качеств; воспитание потребности в систематических занятиях. Приобретение минимума знаний в области медицины, физкультуры, гигиены, спорта.
  • нравственное – особая форма  многостороннего процесса развития человека: сознательное и систематическое становление в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.
  • эстетическое – состоит в организации разнообразной эстетически – художественной деятельности, направленной на формирование у неё способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве, на выработку эстетических соображений, понятий, вкусов, убеждений, развитие творческих задатков в области искусства.
  • правовое – целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания, правового мышления, умения оценивать замыслы и поступки людей с точки зрения норм и права, правовой культуры;
  • половое – система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Целью полового воспитания  является повышение у подрастающего поколения  сексологических знаний, полноценного формирования детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей семьи.
  • экономическое – целенаправленное воздействие направленное на формирование у людей знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам социалистического хозяйствования.
  • экологическое – сознательное отношение к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

 

  1. По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания:
  • семейное – целенаправленное воздействие членов семьи  на ребёнка. Задачей семейного воспитания является  подготовка ребёнка к жизни в обществе и становления его как личности. Усвоение им знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования в условиях семьи.
  • религиозное - стремится дать  воспитуемому духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем.
  • социальное – целенаправленное  создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле – как  целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений
  • коррекционное воспитание — создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях.
  1. По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды воспитания:
  • авторитарное – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками.
  • свободное – концепция  в буржуазной педагогике 2-й половины 19  начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободного воспитания– не  стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.
  • демократическое  – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция.

      6. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы.

Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Без знания закономерностей воспитания трудно рассчитывать на его совершенствование.

        Закономерности:

-характер воспитания на всех исторических этапах объясняется потребностями производства и интересами правящих классов общества;

-единство целей, содержания и методов воспитания;

-неразрывность единства обучения и воспитания (в узком смысле)

        Эти закономерности определяют общие подходы к организации воспитания. В данном же случае необходимо рассмотреть те закономерности и их психологические основы, которые определяют педагогическую организацию воспитательного процесса и дают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике. К этим закономерностям относятся следующие:

1. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него трудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел.

Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко значительно расширяли данное понятие и определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.    Поскольку, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:

  • учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;
  • гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;
  • общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон развития личности;
  • морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);
  • художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;
  • физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие.

Если тот или иной школьник не принимает участия, например, в спорте, техническом творчестве или общественно полезном труде, он и не будет развиваться в этих направлениях. Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.

2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности .Например:

Школьники или студенты успешно овладевают знаниями и развивают свои умственные способности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-познавательной деятельности. Равным образом собственная активность личности определяет ее развитие в области физкультурно-оздоровительной, морально-познавательной, нравственно-практической и художественно-эстетической деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически его не развивает. Вот почему правильно говорится: можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить ее пить. И человека, как отмечал Л.В.Занков, нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.                      

Каковы же те механизмы, используя которые и опираясь на которые, педагог может стимулировать активность личности в организуемой деятельности?

С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.

Например, учащийся, попадая в более культурную языковую среду, замечает и эмоционально переживает недостатки своей речи, что может побудить его к ее совершенствованию. То же самое происходит, когда при выполнении той или иной работы он сталкивается с отсутствием соответствующих умений, внутренне переживает этот недостаток и стремится овладеть новыми приемами работы.

Активная познавательная деятельность школьников также стимулируется переживанием внутренних противоречий между знанием и незнанием, между наличным уровнем подготовки и теми новыми познавательными задачами, которые возникают в процессе обучения.

Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потребности, мотивы и установки как стимулы ее активной деятельности.

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

Большой движущей силой активности и развития человека является интерес.

Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности.

Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

К примеру, общая потребность в учении осознается школьником как условие для своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладением той или иной профессией или достижением определенного статуса в обществе и т.д.

Рассмотренные положения показывают, что, только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой  личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога будет вызывать у последнего отрицательные переживания и лишаться положительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, что педагогу следует "подделываться" под учащихся, заигрывать с ними и потакать их прихотям. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении.

Существенной особенностью воспитания в этом случае является то, что педагог должен заботиться об укреплении благожелательных отношений с учащимися, проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочувствия, психологического комфорта и укрепления личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучшению своего поведения. Можно сказать, что воспитание — это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии (П.К.Анохин).                             Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и таким образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Нетрудно понять, что повторение подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над собой, теряет всякую активность. Подтверждением тому являются факты, когда тот или иной школьник, отставший в учебе, совсем перестает учиться. Поэтому, включая учащихся в разнообразные виды деятельности и стимулируя их активность, необходимо обеспечить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы каждый из них добивался успехов в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положительные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия стимулировала их активность и личностное развитие. Это относится не только к учебе, но и к другим видам деятельности — труду, спортивным занятиям и т.д.

Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании.

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии. Это напряжение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способами деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Не всем это дается легко. В силу физических и психических различий, а также особенностей предшествующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. У одних этот процесс происходит более интенсивно, у других — медленнее, у третьих бывают неудачи и срывы. И если они повторяются, приобретают устойчивость, то учащийся чувствует, что он отстает в своем развитии, а "ситуация ожидания" радости от успехов сменяется для него разочарованием, становится недостижимой, что, как правило, ведет к пассивности, к переживанию чувства изолированности в коллективе и психологического дискомфорта. В результате у части таких школьников наблюдается отставание в учебе, снижается дисциплина и общественная активность. Такие учащиеся зачастую оказываются в центре внимания сверстников и учителей, а их недостатки обсуждаются на собраниях, подвергаются критике и т.д.

Однако школьная практика показывает, что эти меры чаще всего не воздействуют положительно на учащихся, а иногда и попросту усиливают их негативное поведение. Суть дела в том, что критика и осуждение недостатков в поведении того или иного школьника не только не снимают у него негативных психологических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Вот почему нельзя не усматривать элементов истины в народном изречении, которое гласит: предположить порок — значит создать его.

Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, в определенной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П.Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффективнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки, а совместно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей. Если, например, школьник не справляется с выполнением домашних заданий, различные упреки и проработки могут только ослабить его усилия в работе. Тут нужна своевременная и конкретная помощь со стороны учителя, благодаря которой ученик смог бы хорошо подготовиться к одному, второму, третьему уроку, получить хорошие оценки, пережить радость от улучшения успеваемости, а его успехи будут замечены и одобрены в коллективе. Вот этот росток хорошего и может послужить могучим стимулом для повышения активности школьника в учебной деятельности и укреплении чувства собственного достоинства.

Равным образом это относится и к другим сторонам развития учащихся. Если, скажем, какой-нибудь ученик часто нарушает дисциплину и учитель будет постоянно упрекать его, не замечая в нем ничего хорошего, вряд ли его поведение улучшится. В таких случаях нужно обратить внимание на то положительное, что есть в ученике, и, опираясь на это качество, возбудить у него стремление  к улучшению своего поведения.

А.С.Макаренко утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков:

«...Воспитание ...человека, прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива.»

«Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом.»

На необходимость опираться в воспитании на положительные свойства и качества личности указывал В.А.Сухомлинский:

«Главное - умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы "живинка" получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах... Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема.»

Принцип воспитания через положительное, как указывал известный теоретик воспитания Н.И.Болдырев, требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.

Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на замечания, в отношениях с педагогами и сверстниками проявляет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся с уравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность, быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Школьники же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.

7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Естественно, что эта цель может быть достигнута только при условии, если личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях сообществе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного воздействия: педагог — воспитанник А.С.Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Вот почему в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития учащихся. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

8. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность. Нетрудно представить себе, что если все эти влияния не будут сгармонированы и будут действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.

Например, нелегко достичь успеха в воспитании сознательной дисциплины, если один учитель добивается от учащихся порядка и организованности в работе, а другой проявляет либерализм и нетребовательность. Бывает и так, что учителя в какой-то период времени концентрируют внимание на усилении контроля за домашней учебной работой учащихся, не опираясь на общественное мнение детского коллектива. Ясно, что в таких условиях действенность воспитательного процесса в значительной мере снижается и теряет свою эффективность.

То же самое относится к воспитательной работе семьи и школы. Если школа будет воспитывать честность, а в отдельных семьях дети будут свидетелями стяжательства и недобросовестности, трудно рассчитывать на положительные результаты педагогической работы. Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественности придают воспитанию целенаправленность и действенность. А.С.Макаренко подчеркивал:

«...Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.»

Таковы общие закономерности воспитания, Они потому и называются общими, что относятся как к учебной работе, так и к воспитанию у учащихся личностных качеств.

       7. Вывод.

        Когда начинать воспитание ребёнка? Вопрос, который задают многие. Ответ на него проще чем кажется: воспитанием нужно заниматься с самого рождения ребёнка, или как говорится в одной старой пословице «пока лежит поперёк лавки». Это связано с тем, что после рождения дети только начинают познавать окружающий мир, для них всё вокруг новое и необычное. И на то, каким будет это восприятие в начале жизни и в дальнейшем, влияет воздействие родителей. Они дают фундаментальные знания об окружающих предметах. Затем с возрастом ребёнок постепенно (и на протяжении долгого времени), посредством родителей, начинает узнавать «что такое хорошо, а что такое плохо». Это и является основной частью семейного воспитания. До поступления в детские сады, либо в школу, воспитание со стороны родителей имеет очень большое значение, от того какие фундаментальные знания будут ими переданы, зависит будущий характер ребёнка.

        С началом посещения детского сада дети начинают познавать мир общаясь с согрупниками, получая знания от воспитателей, готовятся к вступлению на следующую ступень в познании окружающего – школа. Здесь уже воспитанием занимаются опытные педагоги. Они дают знания разной направленности и имеющих разные цели. На этом этапе охватывается множество видов воспитания  (умственное, физическое, эстетическое, трудовое, экологическое и в некоторых случаях коррекционное воспитание…).  В старших классах и после поступления в какие либо высшие учебные заведения, человек начинает осваивать общественно необходимые (для конкретного общества) знания, умения, навыки. После чего, начав заниматься какой либо деятельностью, взаимодействуя с другими людьми начинается формирование человека как личности. Здесь не маловажную роль играет самовоспитание человека, его самореализация в обществе.

        Таким образом, воспитание является  очень сложным и длительным процессом, занимает практически большую часть, а включая самовоспитание, всю жизнь человека.



Предварительный просмотр:

Содержание:                                                                                              стр.

1.Введение…………………………………………………………………1                                                                                                        

2.Понятие воспитания в широком  и узком смысле.

Органическая взаимосвязь обучения и воспитания. …………………2

3. Специфика воспитания в отличие от процесса

обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания. ………4

4.Воспитание в обществе. ……………………………………………….7

5.Виды воспитания……………………………………………………….9

6. Общие закономерности воспитания и их

психолого-педагогические основы……………………………………..12

7. Вывод. …………………………………………………………………21



Предварительный просмотр:

Используемая литература:

1. И.Ф. Харламов  «Педагогика» 7-е издание, издательство «Белорусский дом печати» 2002 год.

2. А.А.Радугина «Психология и педагогика» 2-е издание, Издательство Центр Москва 2000 год.

3. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов «Педагогика», издательство «Школьная пресса» , Москва 2002 год

4. И.А. Зимняя «Педагогическая психология» , издательство  «Логос» 2005 год.

5. А.В.Мудрик «Социальная педагогика» 5-е издание, Издательский центр «Академия» Москва  2005 год.