Организация и проведение спортивных соревнований в школе

Осипова Ирина Олеговна

Виды школьных соревнований, их организация и проведение, спортивные и физкультурные мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon школьные соревнования43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

ЭССЭ по теме

« Организация и проведение спортивных соревнований в школе».

Учителя физической культуры МБОУ СОШ №22

г. Королёва Московской области

Осиповой Ирины Олеговны

                   

                   При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой, главной целью которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь  школьника.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – спартакиад, первенств, турниров, чемпионатов. Их любят учащиеся, соревнования стимулируют ребят к систематическим, регулярным занятиям спортом. Любые формы соревнований являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Внутри школьные соревнования  проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

Главное в том, что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

     

  Центром организационно-массовых соревнований, должна стать школа. Это очевидно, т. к. именно в школе ребятам, начиная с 1 класса, предоставляется возможность принимать участие во внутри школьных соревнованиях. Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут полезными.

Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы. В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка парни! '', '' А, ну-ка девушки ! '', '' Папа, Мама – Я спортивная семья! '', '' Кожаный мяч '' , '' Белая ладья '', '' День прыгуна '', открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна , метателя и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках .

                Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры  является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать школьников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях в рамках школьного урока.

                 Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований учебного заведения.

 Важным условием при составлении календарного плана школьных соревнований является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.

Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников. Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения.            

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:

1. Название соревнований.

 2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

 6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)

8. Форма награждения.

По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на  личные, лично-командные и командные.

 Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной.

 Спортивные соревнования - это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы с учениками в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплины, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт.

В то же время соревнования - наиболее эффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работы и педагогического мастерства преподавателей. Это своего рода общественный отчет о работе по тому или иному виду спорта в каждом классе.

Для наибольшей зрелищности и организации школьного соревнования необходимо составить сценарий спортивного праздника, где будут расписаны временные рамки проведения торжественных церемоний открытия и закрытия соревнований, порядок проведения матчей (забегов, эстафет), показательных выступлений или конкурсов для болельщиков, музыкальных пауз, церемонии награждения.

При условии соблюдения всех организационно-методических моментов и требований к проведению соревнований они станут мощным стимулом для систематических занятий спортом учеников.

Литература:

1.  Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий

Автор: Белибихина Н.А. Издательство: Учитель   Год:2009

2.   Игровые модели досуга и оздоровления детей. Разработки занятий;                     Развивающие программы; Проекты  

Автор: Радюк Е.А.  Издательство: Учитель          Год:2008

3.   Внеклассные мероприятия в начальной школе. Праздники, игры, внеклассные занятия. Выпуск 5

Автор: Корбакова И.Н.Издательство: УчительГод:2007

4.      Наш выбор - здоровье. Досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации

Автор: Шапцева Н.Н.Издательство: УчительГод:2009