Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история в 5 «а, б» классе на 2014-2015 учебный год

Дмитрий Анатольевич Завгородний

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 часа, из расчета 2 часа в неделю.

Актуальность программы: основной задачей программы является такой отбор материала и так выстроенный курс, чтобы он позволял учащимся любого уровня подготовки познакомиться с историей Древнего мира, то есть, создание общей картины эпох в ее основных взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_5_klass.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
  2. " Средняя общеобразовательная школа № 4»

«Утверждаю»:

      Директор МОУ «СОШ № 4»

                                                                __________________        С.А.Удальцов

Приказ ______ от «___»__________2014 г

Рассмотрено на заседании ШМО                                «Согласовано»:

гуманитарного цикла                                              Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»

Руководитель:                                        ______________________    Т.Л. Хлызова

                Клепикова М.Л.                          «_____» ______________  2014 г.

Протокол № ____________

«____» _____________ 2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета  Всеобщая история

в 5 «а, б» классе

                                           на 2014-2015 учебный год

  1. Учитель:      Завгородний  Дмитрий Анатольевич

     

2014 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного  образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 часа, из расчета 2 часа в неделю. 

Актуальность программы: основной задачей программы является такой отбор материала и так выстроенный курс, чтобы он позволял учащимся любого уровня подготовки познакомиться с историей Древнего мира, то есть, создание общей картины эпох в ее основных взаимосвязях.

Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Курс ориентирует на усвоение основных черт древней истории и вместе с тем на выработку навыков самостоятельного мышления, умения работы с источником, как с текстовым, так и с изобразительным. Этому способствует иллюстративный и документный материал учебника, сопровождающий параграф.

Назначение курса – формирование исторического мышления, дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели и задачи курса:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
  • воспитание юридической грамотности, культуре делового общения, этике и эстетике.

Результативность программы

В курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения:

  • образно воссоздавать исторические явления, события;
  • выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
  • сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
  • давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
  • обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждая их примерами;
  • соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
  • работать с исторической картой: читать ее и анализировать, локализировать на карте исторические факты и события, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;
  • работать со справочной литературой, словарями, таблицами, схемами.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В 5 КЛАССЕ

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение в историю Древнего мира.  

1

2

Жизнь первобытных людей

7

3

Древний Восток

18                          

4

Древняя Греция

20

5

Древний Рим

22

   ИТОГО                                                                                                                                                                                                                              

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Основная литература:

  1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: «ТИД Русское слово РС», 2012
  2. Рабочая программа по истории 5-11 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово») /авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – М.: Глобус, 2009
  3. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011
  4. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Сост. К.В.Волкова – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014

Дополнительная литература:

  1. И. Г. Трещёткина. Всемирная история в таблицах и схемах. – Спб.: ООО «Виктория плюс», 2009
  2. Никифорова Н.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие. – М.: Окей-книга, 2007
  3. Большая иллюстрированная энциклопедия истории. – М.: «Махаон», 2008    


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    

Тема I. Жизнь первобытных людей

(7 часов)

Древнейшие люди. Происхождение человека. Облик далеких предков. Первые орудия труда. Охота и овладение огнем. Ледниковый период и его последствия.

Региональный компонент: Северные территории в конце эпохи оледенения.

Родовые общины охотников и собирателей. Человек осваивает планету.  Значение охоты в жизни людей. Орудия каменного века. Великое оледенение. Лук и стрелы.

        Региональный компонент: Основные занятия северян.

Возникновение искусства и религиозных верований. Человек становится художником. Что такое искусство. Идолы и колдуны.  Что такое мифы.

Возникновение земледелия и скотоводства. Родоплеменной строй. Приручение животных и скотоводство. Возникновение земледелия. Развитие ремесел.

Региональный компонент: Орудия труда северян.

Появление неравенства и знати. Открытие металлов. Общинники и знать.  Что такое цивилизация.

Счет лет в истории. Годы, века, тысячелетия. Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры.

Тема II. Древний Восток

(18 часов)

Государство на берегах Нила.  Природные условия Египта. Объединение Египта. Особенности письменности. Возникновение неравенства между людьми.

Древнее Двуречье. Между Тигром и Евфратом. «Кирпичи вместо камней». Глиняные книги. Сказание о потопе. «Расселение народов».

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи. Что можно узнать из законов Хаммурапи. В чем значение законов Хаммурапи.

Древнейшие цивилизации Индии и Китая. Цивилизации в долинах Инда и Хуанхэ. Хараппская цивилизация – древнейшая в Индии. Первые государства в Китае.

Фараоны и пирамиды. Вещественные и письменные источники истории Египта. Пирамиды Египта. Фараон – правитель Египта. Управление государством.

Как жили  в Древнем Египте. Трудовой год земледельцев. Ремесленники за работой. Жизнь вельмож. Египетские храмы и жрецы. Народное восстание в Египте.

Военные походы фараонов. Войско и оружие. Завоевания Тутмоса. Ограбление завоеванных стран. Фараон-мятежник и победители-жрецы.

Религия древних египтян. Религиозные верования египтян. Миф об Осирисе и Исиде.

Культура Древнего Египта. Искусство Древнего Египта. Научные знания египтян.

Финикийские мореплаватели. Финикийские города. Торговцы и пираты.  Финикийские колонии. Путешествия финикийцев.  Финикийский алфавит. 

Библейские сказания. Палестина и её население. Библейские сказания. Царство Саула и Давида. Царь Соломон и Иерусалимский храм.  

Ассирийская военная держава. Страна и войско. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия – «логовище львов».

Персидская держава «Царя царей». Создание Нововавилоновской державы.  Город Вавилон. Научные знания вавилонян. Мидийцы и персы.  Завоевания Кира Великого. Борьба за власть в Персидской державе. Персидская держава при Дарии. 

Природа и люди Древней Индии. Переселение ариев в  Индию. Цивилизация в долине Ганга. Индийские врны. Верования древних индийцев.  Держава Маурьев.

Китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Начало железного века в Китае. «Первый властелин Цинь». Великая китайская стена. Открытия и изобретения древних китайцев.

Тема III. Древняя Греция

(20 часов) 

Греки и Критяне. Страна греков. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите.  Ахейская Греция.

Поэма Гомера «Иллиада» и «Одиссея». Гомеровская Греция. Поэма о Троянской войне. Приключения Одиссея.

Религия древних греков.  Олимпийские боги. Боги земледелия. Подвиги Геракла.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. «Греческое чудо». Образование полисов. Великая греческая колонизация.  

Зарождение демократии в Афинах. Древние Афины. Аристократы и демос. Кем был Солон. Реформы Солона. Победа демоса в Афинах.  

Древняя Спарта. Спартанские завоеватели и илоты. «Община равных». Спартанская армия. Спартанское воспитание.  

Основание греческих колоний. Особенности колонизации. Причины колонизации.  

Семинар: Олимпийские игры в древности. История возникновения олимпийских игр. Участники игр.  

Победа греков над персами в Марафонской битве. Восстание в Милеете. Персы идут на Афины. Полководец Мильтиад. Марафонская битва.  

Персидское нашествие на Элладу. Фемистокл – руководитель Афинского государства. Великое вторжение. Фермопилы. Саламинское сражение.  

Афинская демократия. Путь Афин к демократии. Народное собрание в Афинах. Деятельность Перикла. Афинская морская держава. Ограниченность афинской демократии.  

В городе богини Афины. Район гончарных мастерских. Главная площадь Афин. На вершине Акрополя. Торговля.  

Пелопоннесская война. Причины и начало войны. Алкивиад и Сицилийская катастрофа. Алкивиад во главе Афин. Окончание войны. 

Культура Древней Греции. Воспитание гражданина. Греческая наука. Греческий храм. Афинский Акрополь. Греческие скульпторы. Греческий театр.  

Города Эллады подчиняются Македонии. Филипп, царь Македонии. Демосфен – оратор и патриот. Битва при Херонее и Коринфский съезд. Приход к власти Александра.  

Походы Александра Македонского. Первые победы. Осада Тира и основание Александрии. Решающее сражение. Поход на край земли.  

В древней Александрии Египетской. Смерть Александра и распад его державы. Новая карта мира: от Греции до Индии. Александрия Египетская.  

Тема IV. Древний Рим

(22 часа)

Древний Рим. Страна и население. Легенда об основании Рима. Римские цари. Патриции и плебеи.  

Завоевание Римом Италии. Римские консулы. Народные трибуны – защитники плебеев. Сенат и народ римский. Римская армия. Жрецы римских богов. Как «гуси Рим спасли». Самнитские войны и «пиррова победа». Разделяй и властвуй.  

Первая война с Карфагеном. Карфаген – соперник Рима. Борьба за Сицилию. Рим и Карфаген готовятся к новой схватке.  

Вторая война с Карфагеном. Вторжение в Италию. Диктатор Фабий по прозвищу Медлитель. Битва при Каннах. Окончание войны.

Установление господства Рима во всем  Средиземноморье. «Освободители Греции». Гибель великих царств. Карфаген должен быть разрушен. Римские провинции.

Рабство в Древнем Риме. Причины обилия рабов в Риме и жестокого обращения с ними. Применение труда рабов.

Земельный закон братьев Гракхов. Разорение крестьян. Земельный закон Тиберия Гракха. Борьба и гибель Гая Гракха.

Сулла – первый военный диктатор Рима. Нумидийская война. Новая армия и новые граждане. Гражданская война и диктатура Суллы.

Восстание Спартака. Рабство в Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы.  

Единовластие Цезаря. Союз трех полководцев. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Цезарь против Помпея. Мартовские иды.

  Установление империи в Риме. Наследники Цезаря. Жребий брошен вновь. Антоний или Октавиан?

Император Октавиан Август. Восстановление республики.  Власть Августа. Правление Августа. Золотой век поэзии.  

Цезари Рима. Императоры после Августа. «Наихудший император». «Наилучший император» и его завоевания.  

Жизнь в Римской империи. Рим – столица империи. Дворцы, особняки, многоэтажные дома Рима. В цирке и в термах. В провинциях империи. Жизнь в деревне.  

Кризис Римской империи в 3 веке. Натиск варваров на границы империи. Внутреннее положение империи и её распад. Император Аврелиан – «восстановитель империи». Нерешенные проблемы.

Первые христиане и их учение. В каких условиях возникло христианство. Жизнь и учение Иисуса Христа. Христианская церковь.

Императоры Диоклетиан и Константин. Диоклетиан – «господин и бог». Приход к власти Константина. Реформы Диоклетиана и Константина. Победа христианства. Основание «Нового Рима».

Взятие Рима готами. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Феодосий Первый и раздел империи. Взятие Рима готами.  


Календарно – тематическое планирование.

Дата

урока

Глава и тема урока

Домашнее

задание

1

Введение в историю Древнего мира.  

тетрадь

Раздел I. Жизнь первобытных людей

(7 часов)

2 РК

Древнейшие люди. Северные территории в конце эпохи оледенения

§ 1 вопр.4,5,6

3 РК

Родовые общины охотников и собирателей. Основные занятия северян.

§ 2 вопр. 1,4

4 РК

Возникновение искусства и религиозных верований.

§ 3 вопр.2

5 РК

Возникновение земледелия и скотоводства. Орудия труда северян.

§ 4 вопр. 1,2

6 РК

Появление неравенства и знати

§ 5

7

Счет лет в истории

§ 6

8

Обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

Раздел II. Древний Восток

(18 часов)

9

 Государство на берегах Нила.  

 § 7 тетрадь

10

Древнее Двуречье

§ 8

11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

§ 9 доклады

12

Древнейшие цивилизации Индии и Китая

§ 10

13

Фараоны и пирамиды

§ 11доклады

14

Как жили  в Древнем Египте

§ 12

15

Военные походы фараонов

§ 13, даты

16

Религия древних египтян

§ 14 боги

17

Культура Древнего Египта

§ 14 таблица

18

Финикийские мореплаватели

§ 15

19

Библейские сказания

§ 16

20

Царство Давида и Соломона

§ 16

21

Ассирийская военная держава

§ 17

22

Персидская держава «Царя царей»

§18,21

23

Природа и люди Древней Индии

§ 19

24

Китайский мудрец Конфуций

§ 20

25

Первый властелин единого Китая

§ 21

26

Обобщающий урок по теме «Древний Восток»

Раздел III. Древняя Греция

(20 часов)

27

 Греки и Критяне

§ 22

28

Поэма Гомера «Иллиада»

§ 23 пересказ

29

Поэма Гомера «Одиссея»

пересказ

30

Религия древних греков

§ 24 доклады

31

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

§ 25

32

Зарождение демократии в Афинах

§ 26

33

Древняя Спарта

§ 27 тетрадь

34

Основание греческих колоний

тетрадь

35

Семинар: Олимпийские игры в древности

тетрадь

36

Победа греков над персами в Марафонской битве

 § 28 доклады

37

Персидское нашествие на Элладу

§ 29 даты

38

Афинская демократия  

§ 30

39

В городе богини Афины

§ 31

40

Пелопоннесская война

§ 32 даты

41

Культура Древней Греции

§ 33

42

Культура Древней Греции

§ 34

43

Города Эллады подчиняются Македонии

§ 35 вопр. 5

44

Походы Александра Македонского

§ 36

45

В древней Александрии Египетской

§ 37

46

Обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

Раздел IV. Древний Рим

(22 часа)

47

Древний Рим

§ 38 вопр.3

48

Завоевание Римом Италии

§  39-40

49

Первая война с Карфагеном

§ 41 даты

50

 Вторая война с Карфагеном

§ 42 даты

51

Установление господства Рима во всем  Средиземноморье

§ 43

52

Рабство в Древнем Риме

тетрадь

53

Земельный закон братьев Гракхов

§ 44 вопр. 2

54

Сулла – первый военный диктатор Рима

§ 45

55

Восстание Спартака

§ 46 даты

56

Единовластие Цезаря

§ 47 вопр.4

57

Установление империи в Риме

§ 48

58

Император Октавиан Август

§ 49 вопр. 5

59

Цезари Рима

§ 50 вопр. 2

60-61

Жизнь в Римской империи

§ 51 сообщения

62

Кризис Римской империи в 3 веке

§ 52

63

Первые христиане и их учение

§ 53

64

Императоры Диоклетиан и Константин

§ 54

65

Взятие Рима готами

§ 55

66

Обобщающий урок по теме «Древний Рим»

67

Семь чудес света

68

Итоговое обобщение за курс Истории  Древнего мира