Проект "Время читать"

Шахматова Полина Викторовна

Как Вам известно 2015 год объявлен годом русской литературы. Представленный проект позволит повысить читательский интерес среди жителей города Нижневартовска, а также престижность чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vremya_chitat_mbou_sosh_no13.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Акция «Я – гражданин России»

Оглавление

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА        

I.        Пояснительная записка        

II.        Обеспечение проекта        

III.        Механизм реализации проекта.        

IV.        Содержание проекта        

V.        Критерии эффективности проекта        

VI.        Ожидаемые результаты реализации проекта        

VII.        Пути дальнейшего развития проекта        

Список литературы        

Приложение 1. Анкета "Изучение читательского интереса"

Приложение 2. Варианты размещения Проекта

Приложение 3. Варианты социальной рекламы Проекта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название проекта

«Время читать»

Авторы проекта

Хуснутдинова Эльза, ученица 8в класса

Шахматова Полина Викторовна, педагог-психолог

Руководители проекта

Корнилова Татьяна Николаевна

директор МБОУ «СОШ№13»

Шананина Надежда Юрьевна

заместитель директора по ВР

Шахматова Полина Викторовна

педагог-психолог

Название и полный адрес учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»

628615, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, Дзержинского 17-в

Телефон, факс, электронный адрес

8(3466)45-87-24

8(3466)65-16-62

School13_nv@mail.ru, polina-nv@inbox.ru 

Сроки реализации

Январь 2015 – август 2017 год

Цель проекта

Повышение престижа чтения среди жителей города Нижневартовска

Задачи проекта

  1. Изучить необходимость создания «мини-библиотек» в учреждениях здравоохранения г. Нижневартовска (поликлиники для взрослых и детей)
  2. Привлечь обучающихся и общественность к практической реализации проекта
  3. Оживление интереса к чтению и книгам среди жителей г.Нижневартовска
  4. Формирование у горожан установки о том, что чтение является модным, популярным, престижным и доступным.

Краткое содержание проекта

Проект «Время читать» направлен на повышение престижности чтения среди жителей города Нижневартовска, реализация проекта позволит        сформировать у горожан установки о том, что чтение является модным, популярным и доступным.

Целевая группа

Проект рассчитан на:

  • обучающихся школы 1-11 классов
  • жителей г. Нижневартовска (пациенты городской детской поликлиники №5, городской поликлиники №2)

Место проведения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13», городские поликлиники города Нижневартовска.

Форма реализации

Волонтерское движение, акции, практическая деятельность, связанная с поддержанием проекта.

Механизм реализации проекта

Реализация проекта состоит из логически выстроенных последовательных  этапов. Каждый из этапов представляет собой систему мероприятий, которые влияют на успешность реализации проекта, определяют траекторию достижения цели и поставленных задач.

    1        этап -  организационно-подготовительный: январь 2015 г. – август 2015 г. Разработка методологических и технологических основ проекта,  анализ эффективных технологий развития читательского интереса среди жителей города Нижневартовска, информирование участников образовательного процесса о проекте «Время читать».

    2 этап - практический: сентябрь 2015 г. – июнь 2017 г. Реализация системы мероприятий по формированию читательского интереса.

    3 этап (итоговый) - аналитический: июнь-август 2017 г. Мониторинг и обобщение достигнутого опыта, оценка результатов реализации проекта.

Ожидаемые результаты

  1. Оживление интереса к чтению и книгам среди жителей города Нижневартовска
  2.  Создание и укрепление взаимоотношений и делового сотрудничества между горожанами, работниками библиотек, читающей аудиторией и общественностью.
  3. Формирование у горожан установки о том, что чтение является модным, популярным, престижным и доступным.
  4. Интеллектуальное и духовно-нравственное воспитание жителей города.
  5. Поднятие престижа книгоизданий в глазах общественности и простых граждан
  6. Формирование общественного мнения в пользу чтения и книги

  1. Пояснительная записка

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970–1980 годы возник и распространялся миф о СССР как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, собирательство книг, создание своих домашних библиотек — всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. На сегодняшний день ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки утратило былую значимость. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, интерес к чтению потерялся.

Актуальна эта проблема и для нашего общества, особенно для системы образования. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Но при этом теряется интерес к книге — нравственному источнику. Ребенок может получить информацию через телевизор, компьютеры, радио, беседуя со сверстниками. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащает человека, была, есть и должна быть книга. В современных условиях основной задачей общества становится формирование коммуникативно-компетентной личности, способной адекватно взаимодействовать (вербально, невербально) с другими людьми на основе понимания.

Проведённое Фондом чтения в 1992  году исследование показало, что число «постоянно читающих» читателей снизилось с 19,5 % до  16%, а количество «совсем не читающих» возросло с 21% до 26 %. Среди молодёжи до 25 лет 12 % оказалось совсем «нечитающими».  Тенденцией последнего десятилетия XX века стала утрата чтением его исключительной роли в обществе, его превращение в источник получения информации, с одной стороны, и в средство развлечения, с другой. В нашей стране экономические и другие проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию. Это отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении.

В исследовании чтения 2000 года, проводимого в рамках программы, называемой «Program for International Student Assessment», сокращённо PISA, приняли участие 265 000 15-летних учащихся из 32 стран. По результатам чтения учащиеся России заняли 27-е место. Лучшие результаты показали школьники (1) Финляндии, (2) Канады, (3) Новой Зеландии, (4) Австралии, (5) Ирландии. На самом высоком уровне качества чтения находятся более 15% учащихся Великобритании, 10 % учащихся Австралии, Канады, Финляндии, Новой Зеландии, 3 % учащихся России. Удовлетворительную грамотность имеют 60% учащихся развитых стран, в России таких – 43%. Около 23% школьников России имеют неудовлетворительную грамотность, в то время как в Финляндии  таких учащихся 7%, в Корее – 6%, в Японии – 10%. Полученные результаты свидетельствуют об ослаблении внимания к чтению в нашей стране.

 Сегодня в России создалось тревожное положение с чтением. Большинство россиян (некоторые исследователи называют 50%) не читают книг, газет и журналов. Более 10 миллионов взрослых россиян неграмотны. На душу населения в России приходится менее 3 книг в год, в то время как в развитых странах – 10-12 книг. В условиях, когда 40% выпускаемой в нашей стране книжной продукции составляют образовательные, детские издания и учебники, удар наносится будущему детей.

 Круг чтения взрослого населения определила литература для отдыха и развлечения, второе место заняла учебная, научная, справочная литература, призванная удовлетворить деловые мотивы чтения. Взрослые стали чаще читать в транспорте (57%), во время просмотра телепередач, еды, прогулок, причём 12% читали только в таких условиях. По результатам общероссийского социологического исследования, проведённого в 1998 году, в структуре чтения книг лицами до 29 лет доминировали детективы и боевики (43%), сборники анекдотов (33%), романы о любви (32%), фантастика (29%).

В начале XXI века читать стали ещё меньше. Из самой читающей страны Россия превращается в страну с низким уровнем общей культуры. Когда это было, что вместо самих художественных произведений вам предлагают их краткое изложение? Сочинения в выпускном классе уже давно никто не пишет: к услугам выпускников разные варианты готовых работ. 

Осознание важности поддержки чтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира. Одним из критериев читательской культуры, является грамотность населения нашей страны. Начиная с 2004 года проводиться Всероссийская образовательная акция «Тотальный диктант». Результаты данной акции можно назвать удручающими, только один человек из ста смог получить на нем "пятерку". Представляем результаты диктанта-2012: 60% писавших получили "двойку", 28% писавших получили "тройку", 10% писавших получили "четверку", 1% писавших получили "пятерку", 1% - не засчитан.

В связи с этим особое значение приобретает проблема отсутствия интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низкий уровень читательского восприятия, речевой грамотности, коммуникативной культуры. В этом смысле  объединяющим общество проектом станет в 2015 году –  Год литературы, в котором  планируются масштабные и интересные мероприятия. Наработки по проведению Года литературы осуществлялись совместно с Министерством культуры и Министерством образования, Российским книжным союзом, ассоциациями издателей и книгораспространителей, представителями библиотечного сообщества и творческих союзов.

Мы предлагаем проект «Время читать», направленный на стимулирование чтения и развитие активной читательской среды среди жителей г. Нижневартовска.

Новизна данного инновационного проекта заключается в формировании нового подхода к проблемам развития читательской и информационной культуры при помощи книги и чтения. В ходе реализации проекта будут созданы условия, которые позволят  приобщить жителей Нижневартовска к культуре чтения, сформирует понятие ценности книги и обогатит духовно-нравственными ценностями.

     Цель проекта: повышение престижа чтения среди жителей города Нижневартовска

     Задачи проекта:

  1. Изучить необходимость создания «мини-библиотек» в учреждениях здравоохранения г. Нижневартовска (поликлиники для взрослых и детей)
  2. Привлечь обучающихся и общественность к практической реализации проекта
  3. Оживление интереса к чтению и книгам среди жителей г.Нижневартовска
  4. Формирование у горожан установки о том, что чтение является модным, популярным, престижным и доступным.

Целевая группа:

  • обучающихся школы 1-11 классов;
  • родители обучающихся МБОУ «СОШ №13»;
  • администрация, педагоги и классные руководители МБОУ «СОШ №13»;
  • жители г. Нижневартовска (пациенты городской детской поликлиники №5, городской взрослой поликлиники №2).

  1. Обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение проекта.

  • Конституция РФ

В соответствии со статьей 44 каждый каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Свободно получать информацию – значит, иметь открытый доступ к сведениям, представляющим значение для реализации прав и свобод человека и гражданина. Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федеральных законах, среди которых два нормативных правовых акта – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О персональных данных» - имеют основополагающее значение.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 Федерального закона «Об информации…»). Такая информация может использоваться ее получателями свободно, по своему усмотрению, если только для ее использования не установлены специальные ограничения.

  • Указ президента России «О проведении в Российской Федерации Года литературы» (13.06. 2014г)
  • Положение об управлении культуры администрации города и его отделах (распоряжение администрации города №1344 от 06.08.2012);
  • Целевая программа "Развитие культуры города Нижневартовска на 2014 - 2016 годы" (постановление администрации города №1540 от 28.07.2013).
  • Перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования детей города Нижневартовска, подведомственными управлению культуры администрации города (Постановление администрации города №18 от 18.01.2012)

В соответствии с приложением 2 к данному документу, отмечено, что жители города Нижневартовска могут получить услугу на бесплатной или договорной основе информационного характера. Систематически проходит организация библиотечного обслуживания населения. Об утверждении ведомственной целевой программы "Организация библиотечного обслуживания населения города Нижневартовска" (от 01.10.2014 №1963).

Кадровое обеспечение проекта.

  • администрация школы
  • педагоги и классные руководители
  • педагог-организатор
  • обучающиеся школы
  • родительская общественность
  • сотрудники городских поликлиник
  • сотрудники городской библиотечной системы

           

 Материальное обеспечение проекта.

Таблица №1. Смета расходных материалов для реализации проекта

№ п.п

Статья расходов

Стоимость

(руб.)

Количество

Сумма, рубсумма.

Стеллажи для книг

1000

5 шт

5000

Бумага

200 руб.

10

2000

Маркеры, фломасиеры

100 руб

30

3000

Кадридж (черный, цветной)

1500

4

6000

Грамоты, дипломы

20

100

2000

Итого

18 000

  1. Механизм реализации проекта.

Реализация проекта состоит из логически выстроенных последовательных  этапов. Каждый из этапов представляет собой систему мероприятий, которые влияют на успешность реализации проекта, определяют траекторию достижения цели и поставленных задач.

    1        этап -  организационно-подготовительный: январь 2015 г. – август 2015 г. Разработка методологических и технологических основ проекта,  анализ эффективных технологий развития читательского интереса среди жителей города Нижневартовска, информирование участников образовательного процесса о проекте «Время читать». В ходе первого этапа планируется осуществить:

  • разработку модели  проекта;
  • проектирование деятельности коллектива, творческих групп;         разработка концептуальных положений и диагностики читательского интереса среди жителей 7 мкр.;
  • ознакомление   с теоретическими и методическими основами проекта «Время читать»;
  • выстраивание сотрудничества с городскими поликлиниками и сотрудниками библиотечной системы города Нижневартовска для практической реализации проекта.

    2 этап - практический: сентябрь 2015 г. – июнь 2017 г. Реализация системы мероприятий по формированию читательского интереса. В  ходе проведения  второго этапа реализации проекта происходит  проведение акций «Время читать», установка стеллажей в поликлиниках города, размещение книг. Организация волонтерского движения учениками школы №13 для поддержания порядка в «мини-библиотеках» на местах. Проведение практической деятельности по формированию у горожан установки о том, что чтение является модным, популярным, престижным и доступным.

    3 этап (итоговый) - аналитический: июнь-август 2017 г. Мониторинг и обобщение достигнутого опыта, оценка результатов реализации проекта. В ходе третьего этапа будет:

  • сделан анализ работы за  2015, 2016 годы;    
  • обобщен опыт и подведен итог  работы;
  • внесены изменения и коррективы в работающую модель, определена результативность

Информирование общественности об эффективности реализации проекта «Время читать» через СМИ и интернет-ресурсы (сайт школы №13, создание группы в социальных сетях).

  1. Содержание проекта

№ п.п.

Название мероприятия

Период проведения

Ответственные

Организационный этап:  январь - август  2015 г.

Разработка методологических и практико-ориентированных принципов проекта. Обозначение плана мероприятий реализации проекта «Время читать»

Январь-февраль 2015г

Администрация

Подбор тематической литературы для реализации проекта

Февраль

2015г

Методист, школьный библиотекарь

Оформление информационного стенда  с указанием плана реализации проекта «Время читать»

Апрель-май

2015г.

Педагог – организатор

Проведение круглых столов, родительских собраний для информировании общественности о реализации проекта.

Апрель-май 2015г

Администрация и авторы проекта

Диагностика уровня читательского интереса среди жителей г. Нижневартовска

Март-май

2015г

Авторы проекта

Выстраивание сетевого взаимодействия и партнерских отношений с медицинскими учреждениями города, с информационно-библиотечной системой (МУ БИС)

Март- май 2015г.

Авторы проекта

Практический этап: сентябрь 2015 г. – июнь 2017 г

Установка стеллажей с книгами в городской поликлинике №2, в детской поликлинике №5.

Сентябрь, ноябрь

Авторы проекта

Проведение акции «Время читать»  по сбору книг среди обучающихся школы

1 раз в полугодие

Педагог-организатор,

Авторы проекта

Круглый стол с обучающимися, направленный на обсуждение вопросов формирования читательской культуры среди населения г. Нижневартовска

Октябрь

2015г

Педагог-психолог, классные руководители

Разработка и распространение информационного буклета о реализации проекта

1 раз в полугодие

Социальный педагог

Разработка и выпуск школьной газеты «Время читать»

В течение учебного года (4 выпуска)

Педагог-психолог

Участие в городских  мероприятиях по повышению престижа чтения и формированию читательской культуры населения г. Нижневартовска (конкурсы, конференции, семинары).

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР

Конкурс  рисунков «Книга, как много тайн ты хранишь», «Время читать»

Ноябрь, март, апрель

Классные руководители, педагог-организатор

Конкурс презентаций  пропагандирующих идеи повышения престижа чтения книг

В течение учебного года

педагог-организатор

Подготовка и проведение конкурса социальной рекламы «Время читать»

Апрель 2016г.,

2017 г.

Педагог-организатор, авторы проекта

Создание и практическая деятельность волонтерской группы

В течение учебного года

Авторы проекта

Создание интернет-сообщества, группы в социальных сетях, систематическое информирование о реализации проекта

В течение учебного года

Авторы проекта

Работа со СМИ,, телевидением. Освещение практической деятельности и мероприятий   проекта для жителей Нижневартовска.

В течение учебного года

Авторы проекта

Аналитический этап: июнь-август 2017 г.

Анализ практического этапа реализации проекта за  2015, 2016 годы    

июнь-август 2017 г.

Руководитель и автор проекта

Оценка эффективности и результативности проекта

Обобщение и трансляция  опыта

Внесение изменений и корректив в реализацию проекта.

  1. Критерии эффективности проекта

Увеличение количества обучающихся занимающихся волонтерской деятельностью по реализации проекта «Время читать» (до 35 человек)

Заинтересованность администрации медицинских и информационных (БИС)  учреждений в реализации проекта.

Увеличение числа жителей, пользующихся «мини-библиотеками» в городских медицинских учреждениях.

Положительные отзывы о реализации проекта.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

   

  1. Оживление интереса к чтению и книгам среди жителей города Нижневартовска
  2.  Создание и укрепление взаимоотношений и делового сотрудничества между горожанами, работниками библиотек, читающей аудиторией и общественностью.
  3. Формирование у горожан установки о том, что чтение является модным, популярным, престижным и доступным.
  4. Интеллектуальное и духовно-нравственное воспитание жителей города.
  5. Поднятие престижа книгоизданий в глазах общественности и простых граждан
  6. Формирование общественного мнения в пользу чтения и книги

  1. Пути дальнейшего развития проекта

Успешная реализация проекта «Время читать» позволит в дальнейшем расширить географию проекта на другие медицинские и социальные учреждения города,  распространить свой опыт среди муниципальных учреждений.  Кроме того, позволит проводить информационную, просветительскую и практическую деятельность в области формирования читательского интереса среди жителей города Нижневартовска, формировать бережное отношение к книгам, повысить престиж книгоиздания в условиях города.  

Список литературы

  1. Бородина, В. А. Технологический подход в читательском развитии взрослых читателей. Теоретические и методические основы анализа текстов отраслевой и художественной тематики с. 192 / Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. В 2 ч. Ч. 1.: Научные и методологические основы. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 336 с.
  2. Гуревич, С. А. Организация чтения для старших классов, М., Просвещение 1984
  3. Дановский, А. В. Целенаправленно формировать читательские умения, ЛВШ. 1976. -№6 с. 52-55
  4. Добрынина Н. Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX –XX вв.: Учеб. Пособие. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 144 с.
  5. Федорова, Т. В. Совершенствование читательской деятельности учащихся старших классов на уроках литературы: автореф. дис… канд. пед. наук, М., 2003
  6. Фрейтаг, Э. Г. Совместная работа учителя-словесника и библиотекаря в процессе руководства внеклассным чтением, Внеклассная и внешкольная работа по литературе» под ред. Ротковича Я. А.,М., Просвещение 1970
  7. Чертов, В. Ф. Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материале русской и зарубежной классики): автореф. дис канд. пед. наук, М., 1984

Приложение 1. Анкета

«Изучение читательского интереса жителя г. Нижневартовска»

Анкета «Изучение читательского интереса»


Добрый день! Обращаемся к вам с просьбой принять участие в исследовании на тему «Круг чтения и читательские интересы жителей г. Нижневартовска»
Целью исследования является узнать о структуре предпочтений в чтении. Исследование проводится анонимно, поэтому просьба отвечать на вопросы искренне. Просьба обвести кружком близкий вам вариант ответа, либо вписать свой вариант. Благодарим за участие в исследовании.

  1. Сколько Вам лет?______________
  2. Пол муж жен?_________________
  3. Относите ли вы чтение к досуговой деятельности?
  • Да
  • Нет
  1. Характеристика Вашего чтения?
  • Читаю постоянно
  • Читаю эпизодически
  1. Сколько книг за последний месяц Вы прочитали?
  •  Ни одной
  • Одна книга
  • Две - четыре книги
  • Больше пяти
  1.  Сколько часов в день Вы читаете?
  • 1 час
  •  2 часа
  • 3 часа и больше
  1. Укажите причины, влияющие на чтение?
  • Нехватка свободного времени
  • Загруженность работой
  • Другие__________________________________________________

  1. Любите ли Вы читать?
  •  не люблю;
  • люблю (что именно):
    • научная фантастика
    • периодика
    • детективы

• художественная литература
• романы
• другое ________________________________________________

  1. Пользуетесь ли вы услугами библиотечной системы города Нижневартовска?
  • Да
  • Нет

  1. Как вы считаете, нужно ли устанавливать «мини-библиотеки» в медицинских и социальных учреждениях города?
  • Да
  • Нет

Проект «Время читать»             МБОУ «СОШ№13» г. Нижневартовск        Страница