Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения

Технологии айтенинга в психологической подготовке спортсмена

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ АЙТРЕКИНГА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ

Лобанов Николай Алексеевич, аспирант ПИФКиС, науч.рук. Кандаурова Н.В., место работы: ГБОУ ДОДСН СДЮСШОР 56, ГОУ СОШ 591, г. Москва.

Системы регистраций движений глаз - айтрекинга (от англ. eye-tracking), являясь передовыми методами диагностики, позволяют отслеживать особенности глазодвигательной активности спортсмена: направление взора (gaze-tracking), стратегии зрительного поиска, «зоны интереса» (в т.ч. игнорируемые зрительные стимулы), количество саккад, фиксаций и их среднюю длительность, и др. параметры. В настоящее время использование технологий айтрекинга становится постоянным элементом все большего числа исследований, при этом, работы, посвященные возможностям систем регистраций движений глаз в профессиональном спорте, достаточно популярны в зарубежной практике и менее представлены в России. Наиболее исследованы такие виды спорта как футбол, хоккей, гольф, теннис, биатлон, художественная гимнастика и др.

Обладая рядом преимуществ, технологии айтрекинга неспроста пользуются особой популярностью среди специалистов, осуществляющих подготовку спортсменов. В первую очередь, системы айтрекинга позволяют «видеть глазами спортсмена» текущую тренировочную/соревновательную задачу, что, в свою очередь, предоставляет возможность дальнейшего анализа и коррекции его деятельности. Во-вторых, они обеспечивают высокую экологическую валидность исследования – эксперименты могут проводиться в условиях обычной тренировки, т.к. современные мобильные системы трекинга глаз – очки или шлемы (системы HED), позволяют исследовать окуломоторную активность спортсмена, находящегося в движении. В-третьих, технологии айтрекинга активно внедряются в процесс психологической подготовки во многих видах спорта (командных/индивидуальных, летних/зимних, игровых видах спорта и единоборствах, экстремальных видах и др.), т.к. оттачивание большинства технических приемов в спорте неразрывно связано с удержанием внимания и зрительно-моторной координацией. В-четвертых, системы трекинга глаз могут выступать средством обучения спортсменов: наибольшей популярностью в этом плане пользуются исследования феномена «Quiet eye» - заключительной фиксации взгляда перед осуществлением двигательного действия. Кроме того, анализ трекинга глаз может выступать дополнением к широко известным в психологии спорта программам обучения спортсменов мысленной тренировке, визуализации. И наконец, еще одним преимуществом является возможность совмещения процедуры регистрации движений глаз с другими аппаратурными методами и системами виртуальной реальности.

В последние годы резко увеличилась сложность систем айтрекинга и простота в их использовании, что привело к резкому увеличению интереса к ним со стороны коммерческого сектора. Применения систем включают в себя веб юзабилити, рекламу, оптимизацию внешнего дизайна продукции и автоматизацию разработки. В общем коммерческое использование систем айтрекинга в большинстве сводится к тому, что группе потребителей предъявляется один и тот же визуальный стимул, в то время как айтрекер регистрирует движение глаз. Примерами конечных стимулов могут быть веб сайты, телевизионные программы, трансляции спортивных состязаний, фильмы, рекламные ролики, страницы журналов, страницы газет, упаковки некоторых продуктов и прилавки магазинов, также банкоматы и пользовательские интерфейсы программного обеспечения. Результирующие данные могут быть статистически анализированы и графически отражены для того, чтобы показать справедливость сделанных выводов.

Айтрекинг традиционно используется для оценки эффективности рекламы на различных медиа ресурсах. Телевизионные видеоролики, рекламные буклеты, реклама на интернет сайтах, показ эмблемы спонсоров в телепрограммах, все это открывает обширное поле деятельности для коммерческого айтрекинга. Анализируются заметность упаковки с продуктом или некоторого логотипа на витрине магазина, газеты, веб сайта и телепрограммы. Это позволяет исследователям с высокой детализацией оценивать то, как потребители замечают или не замечают логотип конечного продукта, упаковку, POS. Таким образом, специалист по рекламе может оценить эффективность рекламной компании благодаря реальному визуальному восприятию.

Перечислим основные направления исследований применения айтрекинга в спорте:

1) анализ роли визуальной системы восприятия в формировании и совершенствовании спортивных навыков;

2) сопоставление паттернов глазодвигательной активности спортсменов разного уровня подготовки;

3) анализ деятельности спортивных судей;

4) маркетинг в спорте.

В заключение подчеркнем, что использование технологий айтрекинга в спорте достаточно перспективно, при этом исследование с применением айтрекинговых систем должно учитывать специфику конкретного вида спорта и проводиться в условиях максимально приближенных к той, реальности, в которой осуществляется непосредственная подготовка спортсменов.