Конференция по проблемам физического воспитания учащихся

Спортивный менеджер и тренер команды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnyy_menedzher_i_tr_ener_komandy.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический анализ деятельности спортивного менеджера и тренера команды.

Лобанов Николай Алексеевич

г. Москва

ГБОУ ВПО МГПУ ПИФКиС

Сегодня мы наблюдаем стремительную коммерциализацию спорта. Спорт становится индустрией, которая должная приносить прибыль, желательно многомиллиардную, каковую она приносит в США и в Европе. Но чтобы достичь такого результата, нам необходимы не только выдающиеся спортсмены и современная инфраструктура, но и спортивные менеджеры. И если с первыми — спортсменами и инфраструктурой — все более-менее ясно, то кто такие спортивные менеджеры?

Начнем с того, что в экономической теории нет ни одного определения понятия «менеджер». Понятие «менеджер» трактуется как производное определения термина «менеджмент». Последнее, кстати, в своем самом первом значении означало умение править и объезжать лошадь. «Менеджмент» происходит от английского глагола «to manage» — «управлять», который, в свою очередь, происходит от латинского слова «manus» — «рука». Поэтому если следовать буквальной логике слов, то «менеджмент» будет означать «управление людьми».

Современная наука понимает под «менеджментом» руководство или управление служащим, рабочей группой или коллективом, организацией, работающими в условиях рыночной экономики. Отсюда можно дать определение спортивного менеджмента. Это — профессиональная деятельность, целью которой является достижение определенных целей конкретной спортивно-физкультурной организацией, которая действует в условиях рыночной экономики.

Иностранные учебники показывают нам менеджера как руководителя, который занимает постоянную должность в штате предприятия, имеющего определенные полномочия, наделенного правом принятия решений. Работа менеджера заключается не в том, чтобы он что-то сделал сам, а в том, чтобы он эффективно побуждал к работе других людей.

Спорт-менеджмент в России появился в результате окончательного разделения учебно-воспитательной и организационной деятельности у спортивных функционеров, и причиной этого разделения стала рыночная экономика.

На каждом уровне должны быть свои менеджеры со своим кругом задач. Обычно менеджеров относят к трем основным группам:

  • Стратегический менеджмент (top manager) — это руководство спортивных школ, спортивных комплексов, президенты спортивных федераций и клубов и т.д.;
  • Тактический менеджмент (middle manager) — это руководство управлений, департаментов, самостоятельных отделов и пр.;
  • Исполнительский менеджмент (entry manager) — это уже начальники команд, тренеры, медицинский персонал и пр.

Заметим на одном из уровней менеджмента, включен термин тренер.

Тре́нер (англ. trainer, от train — воспитывать, обучать, готовить) — человек, профессионально занимающийся тренировкой спортсменов, менеджеров и т.д. Тренер осуществляет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей своих подопечных.

Получается каждый тренер является менеджером или наоборот?

Для примера возьмем американский бейсбол.
Как правило, звание "менеджер" используется в профессиональном бейсболе, с заголовком "Главный тренер".

Есть еще один синоним «полевой» менеджер. Это человек, который отвечает за вопросы стратегии команды. У менеджеров, как правило, от одного до шести помощников тренеров. У каждого из них свои обязанности. Во всех североамериканских профессиональных лигах менеджер эквивалентен  главному  тренеру.

В его обязанности входят: формирование стартового состава, произведение возможных замен в течение матча и другие процессы связанные с командной стратегией. Если их обязанности могут варьироваться в зависимости от личности тренера, то возможности весьма ограничены. Так как еще выше стоит генеральный менеджер, который решает все вопросы за пределами поля. Главные менеджеры лиги бейсбола отличаются от главных тренеров большинства других профессиональных видов спорта тем, что они одеты в такую ​​же форму, как игроки. У них на спине также есть номер.

        Джо Торри, тренер бейсбольной команды «New York Yankees». Он считается одним из самых успешных тренеров – менеджеров.  Джо убежден, что добиться успеха в спорте или работе можно, только если действуешь на пределе своих возможностей. Главную свою задачу он видит в том, чтобы помочь игрокам полностью раскрыть свой индивидуальный и командный потенциал, а это требует большой эмоциональной чуткости.

        Торри хорошо знает всех игроков и относится к ним честно, с доверием и уважением - эти три принципа являются, как он считает, основой для налаживания конструктивных взаимоотношений. Тренер не произносит длинных вдохновляющих речей. Вместо этого он предпочитает общение один на один. Торри наблюдает, слушает и пытается понять нужды, мотивы поступков и проблемы каждого игрока, осознавая влияние личной жизни на действия спортсмена во время поединка. Если ему нужно решить какую-то проблему с игроком, он всегда делает это приватно, никогда не прибегая к угрозам, обвинениям или публичному унижению для мотивации людей и установления контроля над ними.

        Из всего этого можно сделать вывод. Конечно, существуют различия между тренером и менеджером.  Роль руководителя требует более широкого набора навыков, чем у тренера. Тренерская работа будет направлена ​​на получение максимальной отдачи от людей, в то время как менеджер ищет возможность получить максимальную отдачу от всех ресурсов. Но невозможно стать успешным тренером без менеджерских способностей.