Знаменитый Универсант.

Шматко Иван Николаевич

Мысль написать свои впечатления из прочитанного о Викторе Николаевиче Сорока-Росинском возникла потому, что этот человек был предан своему благородному деле и был образцом подражания тех кого учил. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soroko-rosinskiy.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

РГПУ им. А. И. Герцена ПВШ сравнительного образования 1 курс  Шматко И. Н.

Знаменитый Универсант

      Мысль написать свои впечатления из прочитанного о Викторе Николаевиче Сорока-Росинском возникла потому, что этот человек был предан своему благородному деле и был образцом подражания тех кого учил.

       Виктор Николаевич родился в прелестном маленьком городке Новгороде Северском Черниговской губернии 13 ноября (старого  стиля) 1882 года. В метрической выписи сказано: Отец новорожденного – 38 резервного пехотного батальона штабс-капитан Николай Михайлович Сорока и его жена Татьяна Капитоновна урождённая Росинская, дочь священника.Семь жила по гарнизонам и хорошо прочувствовала все нюансы этой сугубо будничной, лишённой яркой красок жизни и соответственно сделаны далеко  идущие выводы относительно судьбы сына. Мальчик поступил в про гимназию и отучился там 3,5 года, затем в Новгороде 5 лет в гимназии. Виктор Николаевич в старших классах гимназии репетиторствовал и тем зарабатывал карманные деньги. У родителей не просил. Это говорит о первых ростках независимости и трудолюбия. В 1901 году гимназия была окончена с положительной характеристикой, с хорошими и отличными оценками.

         Мечты о карьере военного  взлелеянные с детства, разлетелись в прах. Матушка твердо решила и уговорила отца – сын должен получить блестящее образование. В августе 1901 года Виктор Сорока подал Его Превосходительству господину ректору Санкт-Петербурского Императорского университета прошение о зачислении на историко-филологический факультет и был зачислен студентом избранного факультета.

           В те годы общими предметами исторического отделения, обязательными для всех без исключения студентов, были логика, психология или введение в философию, методология истории. Специальные предметы-Русская история, История Востока, История Греции и Рима, История славян и Византии, история Романа-Германского Запада ( средняя и новая, история церкви ). Обязательным было изучение греческого и латинского языков, а также одного нового. В. Сорока избрал английский. В 1902 студент 3его семестра поступил в число слушателей Археологического института. Во время летних каникул В. Сорока получил разрешение на поездку в Германию для работы в архивах. В Мюнхене жил очень скромно, много работал, совершенствовался в немецком языке. В 1906 году В. Сорока окончил Императорский Санкт – Петербургский университет, получил диплом 1 степени.

       Молодой, честолюбивый, талантливый он искренне, глубоко любил свою страну и хотел быть ей полезным. Сразу по получению диплому Виктор Николаевич Сорока поступил преподавателем истории по найму в частную женскую гимназию В. Ф. Федоровой, коммерческое училище Н. М. Глаголевой и мужскую гимназию при римско-католической церкви св. Екатерины. Одновременно с этим он начал обучение в Военно-медицинской академии на кафедре и в клинике нервных и душевных болезней  ув. М. Бехтерева. Виктор Николаевич отлично понимал, что для дальнейшей педагогической деятельности необходимо углубить и расширить знания в области психологии и педагогики. Психология, по мнению Виктора Николаевича, должна стать прикладной наукой. В 1912 году В.Н. перешел в ларинскую гимназию, которая ценилась очень высоко, затем поступил преподавателем в Элитную Стрельницкую гимназию. Место было превосходное, работа в гимназии была благодатным периодом в жизни В.Н. Именно в этот период В.Н. осмыслил, написал и опубликовал серию статей, посвященных важнейшему вопросу-о школьной реформе, которая постоянно пробуксовывала, о создании новой школы (она должна сообщать умения, а не только знания) и путях её развития, о воспитании чувства гордости за свою страну, о роли героизма и воспитания.

     В октябре 1917 года грянула социалистическая революция. В.Н принял её и её лозунг «Свобода. Равенство. Братство.». в том же году В.Н объединил фамилии обоих родителей и стал Сорока-Росинским. Осенью 1920 года В.Н возглавил особый детский дом- Школу социально-индустриального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудно воспитуемых, очень скоро её прозвали ШКИД. При обсуждении представители губоно заявляли: В. Сорока-Росинский абсолютный новатор. А. М Горький прочел повесть «Республика ШКИД» и пришел в восторг. Фигуру заведующего Викниксора (так его именовали авторы) Горький назвал мощной , самого Викниксора –большим человеком. В 1925 году В.Н пришел сверхштатным ассистентом-специалистом по методике обучения в специальных учреждениях (СПОН) в институте им. А.И. Герцена. В 1948 году В.Н был преподавателем русского языка и литературы в 233 школе города Ленинграда, учил русскому языку по своей системе. Каждый урок был интересен, его ученики с любовью и трепетом вспоминают своего учителя. Его ученики стали большими учеными и настоящими патриотами нашей страны, их воспоминания о В.Н мы найдем во многих печатных изданиях.

            Архивы и справочно-библиографические отделы различных учреждений нашего города являются верными хранителями памяти о В.Н Сорока-Росинском. Виктор Николаевич жил в соответствии со своим кодексом чести, и жизнь учителя, такая короткая по сравнению с Вечностью, - это таинственный остров. Ни одно экспедиционное судно к не причалило. Подплыла лишь крохотная лодочка с экипажем из одного человека. Сегодня имя Виктора Николаевича Сорока-Росинского стоит в одном ряду с именами К.Д Ушинского, П.П Блонского,  А,С Макаренко,…………Но даже этого мало потому что Виктор Николаевич был одновременно ученым и практиком. Его наследие бесконечно богато, а высказаные им мысли ведут завтрашний день.