Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Яцишина Светлана Васильевна

Статья посвящена проектированию современного урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яцишина Светлана Васильевна

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 29 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Учитель английского языка

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

При  системно-деятельностном  подходе процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (формируются УУД и системы представлений о мире). Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

.Реализация технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  •  Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Позиционирование учителя состоит в следующем:

Позиция учителя-профессионала, при которой учитель демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого.  

Позиция воспитателя, при которой учитель создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей, “соучастник”, “третейский судья”.

Позиция педагогической поддержки, при которой учитель оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

  • Уроки «открытия» нового знания (деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий; содержательная цель: формирование системы понятий.)
  • Уроки рефлексии (деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий, содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий.)
  • Уроки систематизации знаний, общеметодологической направленности, (деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности; содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса и построение обобщённых норм  учебной деятельности)
  • Уроки развивающего контроля  (деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   понятий.)

Структура урока и особенности некоторых его этапов  в     технологии     системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, включение  в деятельность; выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.

5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.  Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.  Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новое понятие; затем выполняются те задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

8. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

 Педагогические  технологии, с помощью которых  можно реализовать новые требования:

  • технология проблемного обучения,
  • технология проектного обучения, 
  • информационные и коммуникационные технологии.

Литература:

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА,2012
  2. Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» (в помощь учителю).

            ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

  1. Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
  2. Л. Г. Петерсон: Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.
  3. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. Сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.