Консультация для молодых педагогов
Данный материал позволяет определить актуальные профессиональные трудности начинающих педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО молодых педагогов «Информация об участии молодых педагогов во Всероссийской летней школе»
Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги, молодые педагоги меня зовут Шахматова Полина Викторовна, я работаю педагогом-психологом школы №13. Летом мне выпала честь принять участие в интересном мероприятии под названием «Всероссийская летняя школа молодого ученого, педагога-исследователя и лидера в молодежной политике – 2013», которая проходила с 26 июня по 2 июля 2013 года в прекрасном живописном месте забайкальского края, в национальном парке «Алханай».
Слайд 2. Когда мы слышим слово школа, нам представляется четырехэтажное здание с кабинетами, звонками, уроками, где обучаются дети, а оказывается есть и другие школы, в которых учатся сами педагоги. Летняя школа – это территория творчества, исследований, открытий, обсуждения новых проектов в системе образования. Это место – где каждый педагог может
вашему вниманию представляется отчет о деятельности консультационного пункта для начинающих педагогов-психологов школ города Нижневартовска. Цель работы данного пункта – оказание консультативной помощи по вопросам профессиональной деятельности педагога - психолога.
За текущий 2011-2012 учебный год было проведено более 20ти индивидуальных консультаций по различным направлениям деятельности психолога в школе, по следующим вопросам:
Психодиагностическое (подбор валидного диагностического материала, написание заключений по результатам исследований, работа с электронными ресурсами Алматея) – 4 консультации;
Разработка программ коррекционно-развивающей работы – 2 консультации;
Нормативно-правовая документация в работе педагога- психолога (использование форм отчетности, разработка циклограммы и учет рабочего времени) – 6 консультаций;
Работа в рамках ФГОСов – 3 консультации;
Организация деятельности в рамках реализации программ Адаптации, Профориентации – 4 консультации;
Вопросы общего характера, текущие, которые возникают в процессе деятельности начинающих педагогов-психологов (представление отчетности в ДО и другие организации, вопросы взаимодействия с другими службами города) – 5 консультаций.
В работе консультационного пункта принимали участие следующие школы: №6, №9, №22,№24,№34, №17.
Кроме индивидуальных консультаций принимали участие в работе ГМО с молодыми педагогами школ, которое проходило в ноябре 2011 года с темой «Использование активных форм работы молодых педагогов» - 2 человека из консультационного пункта. Принимали участие в конференциях города (НГГУ). На последней конференции, которая проходила в феврале, были затронуты актуальные проблемы в деятельности педагогов-психологов школ города, для решения поднятых вопросов было принято решение о сотрудничестве научной школы с практиками.
24 февраля 2012 года для начинающих педагогов-психологов школ был проведен семинар-практикум «Проблемы и перспективы деятельности педагога-психолога», в ходе которого были определены наиболее актуальные трудности в работе. С результатами данного семинара я хочу Вас познакомить.
На самом первом этапе выделены следующие проблемы («В работе мне труднее всего….»):
Определение регламента рабочего времени педагога-психолога: И мы возвращаемся к разговору, который был поднят на втором нашем методическом совещании «О распределении рабочего времени педагога-психолога». Какое количество часов должно быть отведено на
методическую работу, и количество часов на практическую часть. Я думаю, отсюда вытекает следующая трудность.
Нормативно-правовая документация педагога-психолога: На сегодняшний день создано много документов, издан сборник регламентирующие работу педагога-психолога в школе, но при этом в городе нет четкой системы нормативно-правовых документов, которыми должен руководствоваться психолог в школе. И чаще всего сталкиваемся с такой ситуацией, обращаясь к администрации школы и ссылаясь на документы, нам говорят, что данные документы устарели, при этом новые не изданы. Как быть?
Доступ информации среди психологов школ: Казалось бы парадокс, в сегодняшнее время когда информационное поле открыто и доступно для всех, начинающие психологи испытывают такие трудности. И здесь возможно причина находится в самих специалистах, которые сами не делают встречные шаги к своим наставникам, более опытным коллегам, которые могут оказать профессиональную помощь и консультацию по возникшему вопросу. Или же наоборот, психологическое сообщество перестало обмениваться опытом, проводить открытые мероприятия, приглашать друг друга для обмена информации и опытом. Действительно трудно представить, чем занимается каждый из нас в собственном образовательном учреждении, какие ставит приоритеты собственной деятельности и реализует программы. Считаю, что данный обмен опытом и информацией послужит хорошим для нас уроком, ведь именно молодые специалисты будут продолжать работу и отстаивать интересы психологов школ в будущем.
На втором этапе («Мне трудно, но я могу справиться самостоятельно….») выделены следующие проблемы начинающих педагогов-психологов:
Создание условий для успешной деятельности:
Организация пространства в кабинете (делят с другим специалистом: методист, соц.педагог)
Недостаточная материально-техническая база;
Оснащение оргтехникой и компьютерным оборудованием (отсюда возможно и отсутствие доступа к информации)
Методическое оснащение педагогов-психологов (необходимыми методиками, развивающими комплектами);
Данный показатель существенно снижает эффективность деятельности психолога, так как приходится тратить дополнительное время на подготовку к практической части работы, использовать собственные ресурсы, испытывать эмоциональный дискомфорт, проводить работу в условиях не способствующие психологическому развитию.
Трудности в профессиональных направлениях деятельности педагога-психолога:
Консультирование;
Психопрофилактика и просвещение;
Психокоррекция.
Считаю, что данные трудности связаны с профессиональной готовностью начинающих специалистов, отсутствие опыта проведения данных форм работы. Безусловно нужно проводить методические учебы, организовывать курсы повышения квалификации педагогов-психологов. Направлять, делать рекламу о проводимых семинарах, тренингах. Выходить на руководителей ОУ о том, чтобы давали возможность психологам повышать профессиональные компетенции, потому что сегодня в функциональных обязанностях введена обязательная работа с отдельными категориями обучающихся: суицидальное поведение, беспризорники, профилактика аддикций, работа с одаренными и т.д. А если в школе работает психолог, который является молодым специалистом, то конечно ему будет трудно выполнять работу по данным направлениям.
3. Статус педагога-психолога в школе. В ходе работы семинара была отмечена и такая проблема, как статус педагога-психолога в школе. Конечно, молодому специалисту трудно завоевать доверие, авторитет и уважение среди педагогов и администрации школы. Сдесь следует отметить и важность профессиональных качеств и этических норм в профессии педагога-психолога. И если специалист будет им придерживаться и развивать данные качества, умеет отстаивать собственные позиции, правильно выстроить систему взаимодействия с участниками образовательного процесса, то у него не будут возникать такие трудности в работе. В тоже время возможно стоит повышать авторитет педагога-психолога через различные городские мероприятия («Имидж психолога», «Профессиональные качества», «Роль психолога в современной школе»).
Есть и положительные стороны в деятельности начинающих психологов. Среди которых, в ходе семинара были отражены следующие:
Развивающая работа с обучающимися;
Активных формы работы (семинары, тренинги);
Работа с родителями;
Работа с педагогами;
Проведение индивидуальной работы (ценность каждого ученика)
Видеть успехи своих трудов.
Думаю, что это можно считать ресурсом и перспективой в деятельности молодых педагогов-психологов школ.
Подводя итоги выступления, хочется, чтобы психологическое сообщество и представители департамента образования города обратили внимание на вышеперечисленные трудности молодых специалистов и по возможности рассмотрели такие вопросы как:
1. Разработать четкую систему нормативно-правовой документации для психологов школ, в которой отражены моменты рабочего времени и перспективных направлений деятельности психологов. Данный пакет документов дать как руководство к действию для руководителей ОУ.
2. Дать четкую характеристику или требования к кабинетам и оснащению педагогов-психологов.
3. Проводить различные мероприятия (или привлекать) по повышению квалификации педагогов-психологов и повышать статус психолога в школе. При этом отмечать необходимость повышения квалификации для руководителей школ.
Шахматова П.В. 15.11.2013. г. Нижневартовск Страница