Краеведение в свете задач образования, воспитания и взаимодействия с социальной средой

Венкова Галина Вячеславовна

Данная статья была написана для Межрегионального научно - методического семинара "21 ВЕК: АКТУЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ",  прошедшей 11 апреля 2015 года на базе ГАОУ СПО МО "Губерснкий Педагогический Колледж" г. Серпухов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_v_svete_zadach_obrazovaniya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение в свете задач образования, воспитания и взаимодействия

с социальной средой

Кибка Галина Вячеславовна, методист ГАОУ СПО МО "Губернский профессиональный колледж", г. Серпухов

Иванушко Татьяна Анатольевна, социальный педагог ГАОУ СПО МО "Губернский профессиональный колледж", г. Серпухов

Вселенский опыт говорит, что погибают царства,
Не потому, что труден быт или страшны мытарства,
А погибают от того, и тем страшней, чем дальше,
Что люди царства своего не уважают больше.

У всех народов знания о природе своего края, его обычаях, культуре и особенностях передавались из поколения в поколение, создавая понятие «малая родина», которое каждый человек должен хранить и пестовать в себе начиная с самого раннего детства.

Краеведение – это совокупность всего того наследства, которое нам оставили наши предки. Оставили  для того, чтобы не растерять его в пучине повседневных дел и забот, а приумножить и оставить после себя своим потомкам, чтобы и те, в свою очередь, приумножали и развивали золотой запас духовности своего народа.

В свете последних мировых событий, глобальных потрясений, войн и конфликтов, так важно не растерять того, что так бережно собирали наши предки: бабушкины рассказы и потешки, обычаи родного края, память о ратных подвигах на полях сражений отцов, дедов и прадедов.

На мой взгляд, краеведению как комплексной науке отводится в этом не самая последняя роль. Ведь в задачи краеведения входит не только сохранять память о родном крае, но и участвовать в оценке значимости того или иного события, популяризировать в глазах людей то, что происходит в родном крае.

Всем давно известно, что формирование личности человека начинается еще в детстве и продолжается на протяжении всей его жизни. И очень важно не упустить момент формирования у ребенка чувства патриотизма: любви и привязанности  к Родине в целом и к малой Родине в частности, умения и желания беречь и приумножать ее богатства.

В настоящее время уделяется большое внимание актуализации патриотического воспитания. Была создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011 – 2015 годы», которая определила основные цели и задачи патриотического воспитания, направленные на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов».

Как уже было сказано выше, прививать любовь к своей Родине начинают с младых ногтей: еще в дошкольном образовательном учреждении, в доступной форме,  ему уже рассказывают о той земле, где он родился и живет, о ее истории и обычаях, уникальной природе родного края. Для этих целей используют краеведческие игры, городские и районные праздники, посещение заповедников, парков, местных музеев. Полезно организовывать исследовательскую деятельность детей, которая может быть направлена на самостоятельное изучение ими флоры и фауны родного края, обычаев своего города или традиций своей семьи.

Ребенок взрослеет, и в следующей ступени образования – школе, краеведение как одно из направлений педагогической деятельности позволяет решать многие проблемы подготовки молодого человека к жизни.

Ребенок – школьник, с правильно сформированными у него мотивами «я должен» или «я смогу», стремится к самоутверждению и признанию его обществом, и тогда мотив «я хочу» отходит на второй план. Ему важно, чтобы его мнение было услышано и принято окружающими, его идеи и проекты получили бы одобрение и признание со стороны не только взрослых, но и сверстников. И можно с полным правом утверждать, что и тут краеведение играет немалую роль в процессе социализации школьника.

Следует отметить, что не стоит ограничивать краеведческую деятельность учащегося только стенами школы. Всестороннее вовлечение детей в изучение истории родного края поможет справиться с такой проблемой, как десоциализация ребенка, привлечение к деятельности в поисковых отрядах, помощи музеям, во внеурочной краеведческой деятельности поможет избежать личностной деформации ребенка, позволит корректировать влияние негативной внешней среды, что в настоящее время является настоящей головной болью и для родителей и для педагогов.  

Социальное самоопределение является одной из важнейших задач воспитания ребенка. Я считаю, что краеведческая деятельность может помочь в ее решении, во-первых, потому что включает детей в реальные социальные отношения, а во-вторых – позволяет ребенку наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Обязанности школы как института социализации личности передаются, если можно сказать, «по наследству» тем учебным заведениям, которые ребенок выберет для дальнейшего обучения, неважно, будет это средне–профессиональное или высшее учебное заведение.

Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, он предполагает организацию целостного пространства духовно-нравственного развития обучающихся, которая  обеспечивается разработкой программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС отмечает необходимость использования внеурочной краеведческой деятельности для воспитания обучающихся учебных заведений СПО. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, и внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, а также социализации.

Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в самых разных формах: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.

Очень важно определить направления внеурочной деятельности для достижения планируемых в воспитательном процессе результатов. Каждое направление внеурочной деятельности задает вектор духовно-нравственного развития обучающегося, это могут быть такие направления как:

-   спортивно-оздоровительное;

-   духовно-нравственное;

-   социальное;

-   научно-интеллектуальное;

-   общекультурное;

-   военно-патриотическое;

-   экологическое.

Так, примером военно–патриотического, духовно–нравственного и социального воспитания обучающихся может служить создание на базе ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» поискового отряда «Батальон», целью которого являются утверждение среди молодежи и населения идеалов бескорыстного служения Родине, воспитание молодежи, сохранение и увековечение памяти о погибших защитниках родины, установление имен без вести пропавших воинов и розыск их родственников, ведение историко – архивной работы, создания музеев и комнат боевой славы и многие другие.

За то время, что отряд существует, ребята принимали участие в уроках Мужества в школах и колледжах г. Серпухова, участвовали в более  чем двадцати выходах по местам боев в составе поисковых отрядов, в организации и проведении трех военно – патриотических сборов обучающихся колледжа на базе п/л «Маяк», в организации и проведении ежегодных концертов, посвященных памятным датам войны в Афганистане, в работе с семьями погибших в Афганистане и других локальных конфликтах.

Вся эта деятельность не могла не отразиться на воспитании положительного отношения к истории своего города, своей малой Родины, формировании толерантного отношения к людям разных национальностей, воспитании чувства любви и гордости за свой город, осознании того, что история такого небольшого города, как Серпухов, неразрывно связана с историей огромной страны.

Участие подростков в подобного рода организациях помогает воспитывать чувство уважительного отношения к страшим, родителям, своим сверстникам,  развивать трудолюбие, уважительное отношение к труду и его результатам.

Таким образом, вовлечение детей в краеведческую деятельность помогает формировать важнейшие духовно – нравственные и социальные ценности, гражданскую позицию, т.е. соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 года», 2010.
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Моделирование воспитательной системы: планирование, диагностика, досуговая деятельность/Авт.- сост.М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Федеральный Государственный Стандарт СПО.