ВЛИЯНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бленда Кристина Валерьевна

Последние изменения в образовании и введение новейших информационных и инновационных технологий требуют серьезного их анализа и отбора. Учителя должны быть готовы внедрить инновационные технологии в своей деятельности. Профессиональная подготовка учителей должна отвечать запросам общества. Старые шаблонные методы и приемы уже не удовлетворяют уровень профессионализма, поэтому самое время использовать при подготовке специалистов методы активного обучения, в том числе деловые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бленда К.В.

Донбасский государственный педагогический университет, г. Славянск

Постановка проблемы. Последние изменения в образовании и введение новейших информационных и инновационных технологий требуют серьезного их анализа и отбора. Учителя должны быть готовы внедрить инновационные технологии в своей деятельности. Профессиональная подготовка учителей должна отвечать запросам общества. Старые шаблонные методы и приемы уже не удовлетворяют уровень профессионализма, поэтому самое время использовать при подготовке специалистов методы активного обучения, в том числе деловые игры.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблему внедрения деловой игры как метода активного обучения рассматривали такие ученые как И. Белкин, Ю. Будас, Т. Воровка, А. Кошелев, Л. Онучак, В. Ортынский,

Л. Полак. Среди зарубежных ученых этой проблемой занимались

К. Ангеловськи, М. Кларин, Л. Подымова.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании эффективности влияния деловой игры на профессиональное становление студентов.

Изложение основного материала. Существует несколько интерпретаций понятия «деловая игра». Л. Полак рассматривает понятие деловой игры как специально организованную форму обучения с преобразованием теоретических знаний в деятельность [2,140]. В энциклопедии Википедия дается такое определение: деловая игра - метод поиска решений в условной проблемной ситуации [1].

Деловая игра является дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления. Это достигается конструированием (на этапе разработки) и реализацией (в процессе игры) системы проблемных ситуаций и познавательных заданий. Предметом содержания игры выступает моделирование двух реальных процессов: производства и профессиональной деятельности специалистов. Деловая игра позволяет достичь две цели - педагогическую и игровую. Проводится игра как совместная учебная деятельность всех участников в ходе постановки важных профессиональных целей и достижение их путем принятия определенных групповых и индивидуальных решений [2,141].

Деловыми играми принято также называть динамическую имитацию реальных педагогических или иных ситуаций, которые по своему содержанию и методам реализации соответствует практической деятельности конкретных категорий работников. Это дает возможность всесторонне развивать деловые задатки студентов и комплексно формировать необходимые знания и умения, обеспечивать приобретение навыков творческого использования ими теоретических знаний с целью решения конкретных ситуаций [4].

В последнее время деловые игры находят широкое применение в различных отраслях подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Отметим, что в целом игровая деятельность выполняет следующие функции: коммуникативную, игратерапевтическую (преодоление трудностей, которые возникают в различных видах жизнедеятельности), диагностическую (содействие самопознанию), социализационную (включение в систему общественных отношений). Деловая игра дает возможность студентам не бояться ошибок и активизировать свой творческий потенциал, решать проблемы, которые могут возникнуть во время профессиональной деятельности. Участники игры становятся конкретными носителями профессиональных отношений, которые складываются в коллективе.

В высшем учебном заведении применяют разнообразные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо-социодрама. Как правило, деловая игра состоит из следующих этапов: ознакомление участников игры с целью, задачами и условиями игры; инструктаж о правилах проведения игры; образование участниками игры рабочих групп; анализ, оценка и выводы результатов игры [3].

Не менее важно в деловой игре оценивание. Деятельность участников игры оценивается по трем критериям: деловым, риторическим и этическим. Деловой уровень отражает степень подготовки, усвоения материала и профессиональные знания слушателей. Риторический уровень учитывает культуру языка, лаконичность и логику в ответах. Этический уровень включает манеру поведения, умение терпеливо объяснять и тактично, корректно отвечать на вопросы.

Вывод. Итак, деловая игра относится к активным методам обучения, которые обеспечивают активную творческую деятельность студента, развивают критическое мышление, готовят студента к будущей профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейших исследований. Исследования на материале различных учебных дисциплин, в том числе «Основ педагогического исследования».

Литература

1. Энциклопедическая статья - Деловая игра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uk.wikipedia.org/wiki/Ділова_гра

2. Полак Л. Деловая игра как метод активного обучения взрослых. Непрерывное профессиональное образование: теория и практика //Научно-методический журнал. - 2001. - Выпуск 3. - 212 с.

3. Ортынский В.Л. Педагогика высшей школы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений // В.Л. Ортынский. - К.: Центр учебной литературы, 2009. - 472 с.

4. Яворская Ж. Деловые игры и их роль в подготовке современных специалистов // Ж. Яворская. - Вестник Львовского Университета. - 2005. - Вып.. 19. - С.241-246.