Сущность процесса художественно - эстетического воспитания

Лесун Анастасия Александровна

Сожержание данного материала раскрывает вопросы воспитания, художественно - эстетического воспитания, художественной и эстетической потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_protsessa_hudozhestvenno.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность процесса  художественно – эстетического воспитания.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Правительство Российской Федерации  определило приоритеты на перспективу и меры реализации в модернизации образования.

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.

И именно в этот период изменений и реформ очень важно помнить, слова сказанные Ф. М. Достоевским: «Красота спасет мир…» Именно красота души каждого человека и способна в совокупности изменить мир, в котором человек живет.

Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. Когда человек поглощен такого рода активностью, его мозг действует гораздо более интенсивно, чем во время обычной деятельности.

Значение культуры выражается в том, что она является фундаментальным средством выживания человечества перед лицом глобальных проблем. В конце ХХ в. значимость мира культуры резко возросла, особенно в России – без него невозможны реформы, построение гуманного, демократического общества.

Воспитание – основные понятия.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства[1].

Воспитание  - явление общественной жизни, возникшее вместе с человеческим обществом, общая и вечная категория общественной жизни, особый вид деятельности людей, является частью культуры. Осуществляется на основе деятельности и общения[2].

Воспитание  - главная сила, способная дать обществу полноценную личность[3]. При эффективных воспитательных действиях, таких как, целенаправленность, систематичность и квалифицированное руководство, можно добиться много. Диапазон роль воспитания очень велик – от полной бессмысленности до признания его единственно верным средством в изменении человека. В жизнь людей воспитание вносит различную роль – самую незначительную до максимально возможной.

Одна из важнейших задач воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Однако и детям свойственно по разному воспринимать воспитательный процесс. Этот диапазон так же велик – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения. То, с какой сопротивляемостью будет воспринят материал, исходящий от воспитателей, и определится конечный результат. Все конкретные ситуации и взаимоотношения определят роль в воспитательном процессе.

В процессе основных видов деятельности (игра, учение, труд) происходит всестороннее и целенапрвленное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Для этого нужно организовать и разумно направить деятельность для формирования образа личности. В этом самая большая сложность практического воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание есть восприятие жизни.

Художественно – эстетическое воспитание – это одно из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной сущности, понимающей себя и мир вокруг себя.

По словам немецкого философа  XVIII века Александра Готтлиба  Баумгартена: «Эстетика есть наука о чувственном познании».

Эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении[4]. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Эстетика работает над такими вопросами, как природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.  

Эстетическое, как первичное, сопровождает человека всю его жизнь как красота всего окружающего мира. Это мир красоты вокруг человека, в основе которой лежит гармония и совершенство, подтолкнул человека к созданию искусства. Искусство началось с удивления. Умение удивляться есть начало творчества.

Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. Однако все эти качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетических принципов, претворяемых в образы. Мировоззрение художника зависит не только от количества изученных им философских истин. Оно рождается в самой жизни — из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества.

Не менее, чем художнику, эстетика нужна и воспринимающей искусство публике — читателям, зрителям, слушателям. Теоретически развитое сознание глубже воспринимает произведение.

Эстетика и есть воспитатель такого истинного восприятия искусства. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний — эстетическое наслаждение. Однако без эстетики нет художественной образованности, а без последней нет наслаждения искусством.

Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и портному, шьющему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, так как освоение и преобразование мира ими осуществляется в том числе и по законам красоты.

Эстетика входит в труд, художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, созидающее начало и способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.

Во всякой деятельности человека, индивидуальной и коллективной, помимо ее прямого утилитарного назначения есть хотя бы элементы, крупицы общечеловеческого, выражающиеся в ее значимости для всего человечества. С общечеловеческим началом связано эстетическая эстетическое содержание человеческой деятельности.

Эстетическая деятельность — это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты. Ядро эстетической деятельности составляет искусство. Здесь деятельность человека не только проникается эстетическим содержанием, но и становится художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях шедевры на все времена.

Эстетические взгляды, представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне — во всех формах эстетической деятельности и ее продуктах.

Специфическое содержание художественно – эстетического воспитания можно охарактеризовать как целенаправленный педагогический процесс формирования и развития в личности художественно – эстетического отношения к действительности и художественно – эстетической деятельности.

Из всего высшее сказанного следует то, что сущность процесса художественно – эстетического воспитания в художественно – эстетическом развитие человека, в котором будут возникать и обогащаться способности к образно – художественному восприятию жизни, эмоционально – психологического и духовно – ценностного отношения к ней.

Соотношение эстетической и художественной деятельности, что главнее.

Соотношение эстетической и художественной деятельности — один из сложных и спорных вопросов эстетики.

Существуют следующие точки зрения на характер этого соотношения: 1. Эстетическое равно художественному, эти термины являются синонимами. Однако, создавая, например, часы, человек не создает художественно информативную, концептуально нагруженную образную систему, и потому его деятельность не носит художественного характера, хотя и является эстетической. Отсюда ясно, что отождествление этих понятий ошибочно.

2. Эстетическое и художественное совершенно не сопрягаются друг с другом, а существуют параллельно. Исходя из этой посылки, различают эстетику (теорию деятельности по законам красоты вне искусства) и общее искусствознание (теорию художественной деятельности в искусстве). Но такое разделение неправомерно: и исторически, и в повседневной практике эстетическая деятельность нередко перерастает в художественную. Оба эти типа деятельности имеют много общего и помимо специфических особенностей обладают рядом единых законов, которые следует изучать в единой науке.

3. Эстетическая деятельность, с одной стороны, шире художеств венной (поскольку последняя есть частный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность шире эстетической, последняя выступает как частное проявление, как одна из сторон первой, ибо художественное творчество выходит далеко за пределы творчества только по законам красоты. Эта третья точка зрения лишена логической ясности. Как представить себе: с одной стороны, эстетическое шире художественного, с другой стороны, художественное шире эстетического? Если художественное может быть в чем-то шире эстетического?

Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, содержание и результат эстетической деятельности

Верной является еще одна точка зрения, утверждающая, что эстетическая деятельность шире художественной. Эстетическая деятельность исторически предваряет художественную, последняя вырастает из первой. В художественной деятельности эстетическая достигает своего высшего, идеального выражения, в первой закрепляются лучшие достижения и тенденции последней.

Художественная и эстетическая потребность – фундаментальные свойства личности

Основой художественно – эстетического сознания личности является художественная и эстетическая потребность.

Эстетическая потребность – это потребность гармонизации всей жизни человека во всех ее проявлениях, это гармония внутреннего и внешнего мира человека.

Художественная потребность  - это потребность творчества.

Проблема эстетической потребности тесно связана с проблемой художественной потребности. Художественное переходит в эстетическое и только через развитую художественную потребность можно решать вопросы связанные с эстетическим вкусом, оценками.

Современность видит возможность в формировании и развитие потребностей личности. Для этого нужно создать благоприятные и адекватные условия для формирования и развития этих потребностей.

Для воспитания художественно – эстетических потребностей необходимо совмещение трех компонентов в организации педагогической деятельности:

  • Накопление знаний о специфике искусства в его различных видах;
  • Развитие способности восприятий, эмоционального мира;
  • Вовлечение в активную творческую деятельность искусства.

Художественная педагогика, как чувственный мир самого себя и окружения

Цель современной художественной педагогики - существенно продвинуть общеобразовательные учреждения по пути гуманизации образования, означающей, что очеловечивание природы ребенка возможно только на основе новых воспитательных и образовательных парадигм.  

Художественное образование есть универсальный вид деятельности, дающей возможность по формуле: потребность – переживание – действие развивать эмоциональную мобильность ребенка, а соответственно – и его интеллект и устойчивость веры.

Основной принцип художественной педагогики говорит о том, что в художественно-воспитательной работе надо идти не от искусства к ребенку, а от ребенка к искусству, через его собственную художественнотворческую деятельность: - понять продукт чьего-либо творчества можно только самому включаясь в этот процесс.

 Б.М. Неменский писал о том, что основной метод познания искусства – путь освоения содержания через его переживание, так как личности ребенка ближе единство мысли и чувства, чем чистая мысль, и всякая система познания, построенная не на фундаменте эмоционального переживания и вживания в искусство обречена на провал. А соединение чувства и мысли возможно только в собственной деятельности по поводу искусства.

Художественная педагогика способна превратить художественно-эстетическое воспитание и школу в реальный фактор универсального развития человека в сочетании с общепедагогическими принципами.

Система занятий по искусству в школе основана на  накоплении знаний о специфике искусства, что является не полными действиями, для воспитания художественных потребностей.

Поиски путей, средств, форм работы по реализации задач приводит к необходимости создания целостной системы вовлечения детей (если вести речь именно для подрастающего поколения) в активную художественно-творческую деятельность на основе принципа сквозной ее организации с постепенным повышением уровня ее самостоятельности. Что будет давать  возможность постоянного решать творческие задачи, оказывающих большое развивающее воздействие на весь внутренний мир личности.

С этой целью и должны осваиваться новые методы, формы, технологии, максимально учитывающие активность и самостоятельность учащихся  и пронизывающие весь учебно  - воспитательный процесс школы.  

Задача духовного развития человека – важнейшая социальная задача. Объективный ход общественного развития все настоятельнее выдвигает потребность развития творческой личности, личности с развитым эстетическим сознанием.

Особенно в данное историческое время для России важно развивать художественно-эстетическое, всё то, что ведет человека к гармонизации мира и себя в этом мире. Вне художественного и эстетического невозможно решить задачу развития личности. Именно искусство – универсальный источник и средство развития творческих способностей человека, образного мышления, эмоциональной сферы, художественно-эстетического сознания, как сознания, остро видящего дисгармонию в происходящем и способное эти недостатки преодолеть и привести в согласие.

Как высказал свои мысли Борев Ю. Б.: «Поскольку искусство и эстетика (первое — в духовно-практическом, вторая — в теоретическом плане) сосредоточивают свое внимание на общечеловеческом, эти сферы культуры особенно актуальны сегодня, ибо способствуют сближению народов, их взаимопониманию, а последнее — необходимая предпосылка объединения людей в целях предотвращения ядерной катастрофы и спасения мира».  

Всё происходящее несет в себе разнообразные цели. Искусство - всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентации. В результате чего искусство способно одухотворить науку и технику, осветить всё идеями гуманизма. Развитие человека, его непрерывное совершенствование идут через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике человека и человечества — смысл и суть истории. Способствовать историческому прогрессу во имя счастья человека — высшее гуманное назначение искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988 – 386 с.
  2. Волынкин В. И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. – Изд. 2-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008.  – 282 с.;
  3. Волынкин В. И. Художественно – эстетическо воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.;
  4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 книгах.  – М.: ВЛАДОС, 1999. – Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.;
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html


[1] Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ», статья 2.

[2] Волынкин В. И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008  - с. 12

[3] Подласый И. П. Педагогика.  – М.: ВЛАДОС, 1999. – Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. – с. 87

[4] Борев Ю.Б. Эстетика. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988 – с. 6