Реализация технологии монологического изложения информации на уроке английского языка

Плахова Анастасия Викторовна

Цель данной работы – рассмотреть этапы подготовки  урока английского языка с использованием технологии монологического изложения информации на уроке, а так же определенные приемы, помогающие при использовании данной технологии и проанализировать методические рекомендации по использованию технологии монологического изложения информации на уроке. Здесь будут изучены возможности монологического изложения информации в школе, эффективность его воздействия на школьников и восприятие ими.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 368 с углубленным изучением английского языка г. Санкт- Петербург»

Статья

«Реализация технологии монологического изложения информации на уроке английского языка»

Подготовила

 учитель английского языка

Плахова Анастасия Викторовна

г. Санкт - Петербург

2015

Реализация технологии монологического изложения информации на уроке английского языка.

Живой голос человека по самой своей природе - могучее средство воздействия одного человека на другого.

В школе монолог используется в качестве технологии подачи информации. Учитель сталкивается с определенными трудностями при изложении информации в монологической форме, так как порой бывает очень трудно поддерживать интерес к лекции в маленьких неспокойных слушателях на протяжении целого урока. Существуют определенные техники, помогающие заинтересовать и увлечь. Цель данной работы – рассмотреть этапы подготовки  урока английского языка с использованием технологии монологического изложения информации на уроке, а так же определенные приемы, помогающие при использовании данной технологии и проанализировать методические рекомендации по использованию технологии монологического изложения информации на уроке. Здесь будут изучены возможности монологического изложения информации в школе, эффективность его воздействия на школьников и восприятие ими.

Рассмотрим методические аспекты подготовки и проведения монологического занятия на примере лекции.

И. А. Стернин отмечает четыре основных способа подготовки к лекции:

  • Экспромт – выступление без подготовки.
  • План-конспект лекции – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.
  • Текст выступления – готовится полный текст лекции, который затем полностью зачитывается.
  • Воспроизведение наизусть – лекция заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Итак, выбор способа изложения определяется темой высказывания. Значит, приступая к подготовке лекции, необходимо прежде всего продумать, о чем мы будем говорить - выбрать тему. Определяя тему, мы ставим перед собой конкретный вопрос, на который нам предстоит ответить в своем сообщении. Формулировка темы может быть в виде вопроса, но чаще бывает не в вопросной форме: "Какого человека можно считать истинно красивым? "Берегите родную природу", "В жизни всегда есть место подвигу". Независимо от формы, в теме всегда заключен вопрос. Так, тема "Берегите родную природу" содержит вопрос "почему надо беречь природу?", а тема "В жизни всегда есть место подвигу" - "что такое подвиг?".Ответить на поставленный темой вопрос - значит выразить основную мысль всего высказывания.

Если тема уже сформулирована, следует четко осознать ее пределы, чтобы не затронуть более широкий круг вопросов (не расширить предложенную тему) или, наоборот, не упростить, не сузить тему, уделив внимание лишь одной из составляющих ее частей.

Невозможность вложить в лекцию все и вся в общем достаточно очевидна. И, признав ее, преподаватель не стремится к раскрытию всех вопросов темы. Но почему нежелательно само такое стремление?

Дело в том, что как неопытный, начинающий преподаватель, так и умудренный богатым исследовательским опытом научный работник, впервые вставший на преподавательскую стезю, допускают одну методическую ошибку: чем больше у них знаний, тем настойчивее они хотят вложить их в урок. Происходит ее перегрузка теоретическими и фактическими сведениями, говорящий спешит и волнуется, прибегая почти к скороговорке и боясь не успеть изложить весь подготовленный материал. Все это, естественно, сильно снижает эффективность подачи информации. Таким образом, стремление насытить занятие наибольшим количеством научных положений, пусть даже очень нужных учащемуся, дает отрицательный результат, а потому и нежелательно.

Но как отмечает И.А.Стернин “Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» – материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете”. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать – вы будете заряжены позитивно».

Из сказанного становится очевидной необходимость тщательного отбора материала

Принципы отбора материала:

1) Основным принципом является целеполагание, когда отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели занятия и позволяет достичь ее, т.е. целесообразен.

Отбираемый материал должен служить решению конкретных задач, позволяющих достичь общей цели урока.

2) Второй важный принцип отбора необходимого содержания - это учет уровня подготовки учеников.

Если учащиеся впервые изучают данный вопрос, то нужно предусмотреть фактические данные (жизненные примеры, знакомые ученикам и т.д.), которые помогут доходчиво объяснить предмет. Кроме того, обязательно нужно заранее продумать, какие научные понятия ввести в учебный оборот и как их разъяснить.

3) В качестве третьего принципа можно назвать ориентацию на самостоятельную работу учеников с литературой. Более общее и принципиальное нужно отобрать для лекции, а все частное и конкретное, являющееся составными элементами этого общего, может быть отнесено на самостоятельную работу и на практические занятия.

4) Четвертый принцип состоит в учете того, какой литературой будут пользоваться ученики при самостоятельной работе, что вынуждает преподавателя отбирать для изложения на занятии больше того теоретического материала, который ученики не найдут в учебниках, а первоисточники окажутся малодоступными. Руководствуясь данным принципом отбора материала, преподаватель по сути дела распределяет его между лекцией и самостоятельной работой учащихся, беря на долю монологического занятия или лекции наиболее сложное и труднодоступное и отсылая студентов к литературе общедоступной.

Выражение основной мысли формируется постепенно, в процессе разработки темы. Работа над темой состоит из двух этапов: подготовительного и завершающего.

Подготовительный этап начинается со сбора материала путем наблюдений, расспросов очевидцев, слушания сообщений, работы с книгой, рассмотрения произведений искусства (картин, скульптур, памятников архитектуры и т.д.). Мы считаем, чтобы выступление получилось содержательным, лучше, использовать не один источник, а несколько. При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом “местном материале”, т. е. имеющем отношение к жизни учеников или того коллектива, региона, о котором идет речь [4, с.236]. Такой материал оживляет лекцию, привлекает внимание слушателей, вызывает у них интерес. Очень важно помнить, что отбирать из увиденного, услышанного, прочитанного следует только то, что связано непосредственно с избранной темой. Собирая материал, надо вести записи, на основе которых составляется конспект лекции

Подготовка конспекта лекции

Предположим, у нас есть тема лекции. Следует поступать следующим образом:

  1. Составить перечень фактов, которые мы считаем возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации.
  2. Отобрать главное и выписать перечень главных пунктов. Следует оставить между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, вписать под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.
  3. Вычеркнуть все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.
  4. Теперь осталось определить чего не хватает. Добавить необходимое либо написать название недостающего факта или раздела и пометить любым знаком, что нужно найти на эту тему материал.
  5. Разбить план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.
  6. Разрабатывая план основной части выступления, нам следует проследить, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Можно использовать нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавать вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Надо следить, чтобы каждый выдвигаемый тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному Использование лектором записей, по мнению Д.Карнеги, на 50% уничтожает интерес к выступлению.

В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать читать лекцию без конспектов и записей все же, видимо, нельзя – это могут только опытные учителя, многократно читающие лекцию на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Завершающий этап подготовки устного выступления включает окончательный отбор языковых средств и главное - определение необходимых в данном случае элементов интонации: надо выбрать общий тон (он должен соответствовать основной мысли высказывания), продумать, как расставить логические ударения, какие части высказывания разделить паузами и какова должна быть длительность каждой паузы, определить темп выступления в целом и отдельных его частей.

В заключение можно записать будущее выступление, а затем воспроизвести его. При этом не следует читать написанное с листа или наизусть. Надо проговорить, то есть передать содержание средствами живой, устной речи с присущими ей особенностями, предполагающей непосредственный контакт со слушателями и рассчитанной на слуховое восприятие содержания. И даже в тех случаях, когда устный монолог подготовлен заранее и записан, то в момент произнесения непосредственное общение со слушателями будет влиять на речь рассказчика: появятся слова и сочетания, которых не было, а также повторы, свободнее станет порядок слов в предложении, увеличится количество вводных слов, появятся формы непосредственного обращения к слушателям.

Для выступающего очень важно научиться контролировать себя в момент говорения, видеть, чувствовать реакцию слушателей (понятно ли им, интересно ли слушать), а почувствовав непонимание, на ходу, не прерывая речи, изменить форму выражения: повторить ту же мысль другими словами, усиленной интонацией, может быть, более медленным темпом. При этом моменты продумывания и произнесения почти совпадают.

Такое свободное владение устной монологической речью не может появиться стихийно, а вырабатывается путем систематических упражнений, выработкой комплекса конкретных умений и навыков.

Мы считаем, что подготовка и особенно чтение лекции - достаточно сложная деятельность, требующая от преподавателя всесторонней подготовки, большого напряжения его сил и мастерства. Кроме этого, требуется учитывать динамику учебной работоспособности и закономерности познавательной деятельности обучаемых. Исходя из этого, крайне важно правильно определить и функционально-смысловую динамику лекции, соотнесенную с ее основными информационными блоками. Например, если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь к ней внимание обучаемых, то затем по мере изложения материала не только поддерживать, но и через интерес, интеллектуальные чувства усиливать их внимание, добиваясь активного восприятия и осмысливания основного её содержания. Для этого, наряду с общей психолого-педагогической подготовкой, требуется владение и навыками публичного выступления, умелое обращение к опыту и знаниям обучаемых, способность постановки проблемных вопросов и т.п.

В основной части занятия достаточно эффективными являются следующие приёмы активизации познавательной деятельности обучаемых:

  • логико-композиционные (инверсия, контрастное сопоставление, "интригующее" начало, прерывистое изложение тезиса, экспрессивное заключение);
  • психолого-педагогические (привлекательная форма объявления лекции; проблематизация ее содержания; вопросно-ответный ход рассуждений; рассмотрение проблемных ситуаций; опора на неопровержимые факты и убедительные примеры, использование литературных образов и цитат);
  • речевые (использование разносторонней лексики; художественность изложения; интонационная выразительность и пр.);
  • аудиовизуальные (использование структурно-логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, аудио - и видеозаписей, материализованных моделей изучаемых объектов).

Поддержать атмосферу интеллектуального поиска преподаватель может путем акцентирования внимания на дискуссионных проблемах, показа альтернативных точек зрения, существующих в научном сообществе.

Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Усиление аргументации, обоснование положений, убеждение должны идти по двум направлениям: рациональному и эмоциональному. Не стоит эмоциональными приемами, нажимом на голос пытаться преодолеть "информационную пустоту", научную и логическую несостоятельность предлагаемых для усвоения положений. Доказано, что положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения.

Деятельность преподавателя во время чтения лекции будет наиболее оптимальной тогда, когда он будет учитывать психологические особенности аудитории, закономерности функционирования познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых.

Рассмотрим некоторые психологические приемы управления вниманием слушателей в ходе лекции. Задача сосредоточения внимания решается, прежде всего, во вступительной части лекции, но главное, и это является более трудной задачей - удерживать его на протяжении всего выступления. Для этого необходимо, чтобы содержание лекции соответствовало интересам и установкам аудитории. В то же время устойчивость внимания напрямую зависит и от педагогического мастерства преподавателя.

1. Голосовые приемы. Голос выступающего должен быть энергичным. В голосе должен быть напор, в нем должно чувствоваться усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Речь не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления. Интонация должна быть естественной, она должна соответствовать содержанию того, о чем говорится.

Темп должен быть средним, причем следует избегать больших пауз – они раздражают слушателей. Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Но после восстановления внимания следует возвратиться к нормальному тону, так как резкое и длительное повышение/понижение голоса может быть расценено как свидетельство нервозности преподавателя. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно его замедлением, а также "укрупнением" речи, т.е. увеличением значительности слов и фраз путем произношением "вразрядку", сохраняя при этом логическую стойкость фразы.

2. Пауза. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность. Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции способна оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредотачивая внимание аудитории на наиболее важной для усвоения информации.

3. Жест и движение. Указывающий жест, движение в сторону класса помогают сосредоточить внимание, особенно в сочетании с другими приемами. Вместе с тем шаг назад, от класса дает определенную разрядку, воспринимается как определенная информационно-смысловая пауза. Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается как проявление неуверенности

4. Вопросы, которыми прерывается речь, также активизируют восприятие, заставляя размышлять над аспектами обсуждаемой проблемы вместе с преподавателем.

5. Обращение к аудитории, повторяемое время от времени, способствуют переключению и удержанию внимания.

6. Неожиданное прерывание начатой мысли и возвращение к ней спустя определенное время. Данный прием способствует генерированию интереса слушателей в направлении ее завершения.

7. Наглядные средства, обладая собственной научно-познавательной значимостью, являются эффективным способом переключения внимания за счет варьирования различных модальностей (например, смена слухового восприятия – зрительным).

8. Диалог. Его применение оправдано, если имеется достаточно времени и можно перейти к совместному обсуждению с обучаемыми рассматриваемого вопроса.

9. Одним из наиболее эффективных средств психологической разрядки является юмор. Шутки хорошо запоминаются, они поднимают престиж преподавателя, располагают к нему слушателей, снимают усталость и напряжение. Однако юмор – очень тонкое оружие, и надо уметь им хорошо пользоваться.Нельзя превращать лекцию целиком в юмористическое . Юмор должен использоваться в меру.

П. Сопер отмечает, что лучший юмор в публичном выступлении – это оригинальный, то есть свой собственный. Конечно, не каждый человек способен к такому юмору; но эффективен и заимствованный юмор, следует только делать ссылку на автора шутки или анекдота.

10. Движение по классу. Учитель должен быть хорошо виден. В процессе лекции обязательно необходимо двигаться. Движение преподавателя по аклассу повышает доверие к нему, усиливает симпатии. Ходить необходимо не перед учениками, а вглубь зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей – в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит, впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за учителем. Лучше всего углубляться на четверть – треть длины помещения, не более; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к классу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека – только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. Руки при ходьбе не должны быть статичными, они должны двигаться. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах – это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности, а в некоторых случаях – неуверенности.

При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться – это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, не следует фиксировать взгляд, на чем-либо одном, это заставляет слушающих перенести свое внимание на то, что разглядывает учитель.

Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т. д. – лучше взять в руки указку или мел.

11. Взгляд. Взгляд лектора имеет для очень большое значение. Слушатели полагают, что если он на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны. А это заставляет их слушать более активно и внимательно.

Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

Если на нас смотрят много, то это рассматривается нами либо как некоторый вызов (это бывает тогда, когда мы чувствуем себя в оппозиции к собеседнику), либо как демонстрация хорошего к нам отношения или по крайней мере интереса. В классе обычно имеет место второй вариант, что должен учитывать учитель. Он должен смотреть на всех попеременно, не выделяя никого из них персонально. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

Преподаватель должен заботиться о своем имидже, как это делают политики, журналисты, актеры. Именно имидж создает индивидуальность учителя для учеников; с другой стороны, он должен отражать его индивидуальность. Следует также отметить, что индивидуальность учителя повышает внушаемость аудитории

Мужчине лучше носить костюм, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются отрицательно. Мода должна утвердиться, с момента ее появления должен пройти минимум год. Костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру. Одежда лектора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

Так же учитель должен обладать отчетливой артикуляцией (четкое произношение каждого звука, каждого слова, каждой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и проч), что достигается с помощью регулярного выполнения упражнений для голоса. Так что следует неоднократно повторить лекцию про себя и вслух, делая акцент на значимые моменты.

Очень важно, чтобы каждый преподаватель творчески подходил к подготовке и произнесению лекции на уроке, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Таковы некоторые психологические приемы управления вниманием слушателей в ходе изложения лекционного материала. Их реализация позволяет в значительной степени достичь более полного и качественного уяснения излагаемого в процессе лекции учебного содержания.

Итак, подведем итоги нашего исследования. Анализ реализации технологии монологического изложения информации на уроках английского языка привел нас к выводу, что владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Это требует от учителя не только специальных педагогических знаний, но и всесторонней подготовки – знаний по истории, литературе, русскому языку и просто знания жизни.

Можно сказать что при следовании всем правилам подготовки и подачи информации в монологической форме, учитель несомненно добьется внимания учеников и сумеет реализовать образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.

Список литературы:

  1. Багрунов В.П. Азбука владения голосом. – М., 2002
  2. Бринкман Р., Кёстнер Р. Гений общения. – СпБ., 1997
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Изд. 6-е. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2001
  4. Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.
  5. Волков А. А. Курс русской риторики. – М., 2001
  6. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.
  7. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989
  8. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1987
  9. Синицын Е. Теория творчества. Структурный анализ мышления. Теория интегрированного обучения. – Новосибирск., 2001
  10. Сопер П. Основы искусства речи. –М., 1992
  11. Стернин И.А. Практическая риторика. –М., 2008
  12. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М., 2008
  13. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.
  14. http://www.pedagogics-book.ru/articles/7-4.html