Проектная деятельность в библиотеке на уроках английского языка.

Цыганова Юлия Александровна

В данной статье дается понятие проектной деятельность, проекта и особенности реализации проектной деятельности в библиотеках. на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_bibliotek.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность библиотек.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования.

Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.

В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста [1].

Проекты существуют с древнейших времен. В жизни мы постоянно наблюдаем реализацию множества проектов. Традиционно проектами считаются грандиозные, технически сложные многоэтапные разработки, которые требуют выполнения множества исследований, производственных заданий и операций, четкого документирования процессов. Постулаты проектной работы обстоятельно изучены и изложены во множестве разнообразных источников тории проектного управления для применения в промышленности и социальной сфере. Проекты самых разных типов и масштабов стали способом деятельности многих современных организаций, в том числе и библиотек.

Проектная деятельность библиотек — новая и мало изученная проблема, как в теории, так и на практике. К её теоретическому осмыслению в последние годы подступалось немного исследователей библиотечно-информационной сферы [3, с.11].

Прое́кт (от лат. Projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. 

Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам.

Временность — любой проект имеет четкие временны́е рамки (это не относится к его результатам); в случае, если ограничение по времени отсутствует, то скорее всего, имеется в виду программа. Например, в последнее время, совокупности мероприятий по организации (имеется в виду стартап) и развитию бизнеса называют проектами. Однако, проектом в этом случае можно назвать только стартап. Развитие - уже программа, т.к. состоит из последовательности проектов, результатами которых являются заданные финансовые показатели на конец заданного периода.

              Уникальные продуктыуслугирезультаты — проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты; в противном случае такое предприятие становится серийным производством. Имеется в виду, что запуск нового продукта - это проект, а потоковое производство - уже программа со своими периодическими показателями в качестве результатов.

Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определённые ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала. Однако, нетрадиционные проекты с высокой степенью неопределенности не имеют четкой последовательности фаз, и процесс планирования может продолжаться параллельно с этапом реализации.

Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с процессным производством характеристик: выполняется людьми; ограничен доступностью ресурсов; планируется, исполняется и управляется.[4,с.7-8]

Как отмечает З.П. Гурьянц, что существует некоторая путаница в терминах «проект» и «программа» и довольно часто эти понятия употребляются как синонимы а, скажем, «программа» именуется концепцией, и наоборот. Происходит либо сужение понятия, отсюда появляются всем нам так знакомые «программы летнего чтения», либо расширение, и тогда мегапроектом может называться комплексная программа.

Важным для проектной деятельности является понятие концепции. Существует много определений этого термина. Применительно к библиотечному делу концепция – план развития библиотеки, её роли в структуре социальных институтов конкретного региона, методах и средствах улучшения их деятельности.

             Концепция составляет основу долгосрочной политики библиотечного развития региона. Это некая идеальная модель, выходящая за обычные пятилетние рамки перспективного планирования и создаваемая с учетом имеющихся ресурсов.

Программа - это документ, который включает цикл мероприятий или ряд проектов по приоритетным направлениям развития библиотек, увязанных по срокам реализации, ресурсам, исполнителям, и имеет тот или иной статус. Таким образом, в программах формулируются конкретные задачи и определяются ресурсы, необходимые для их осуществления.

Итак, известно, что концепция – это понятие более широкого масштаба. Программа включает цикл мероприятий, а проект - это чёткий план для достижения определённой цели [2,с.65].

Известно, что планирование деятельности – это важная часть управления библиотекой. Кроме стратегического планирования, библиотеки занимаются долгосрочным и тактическим планированием конкретных направлений своей деятельности.

Проектная деятельность библиотек осуществляется за счёт собственных средств и привлечения дополнительного финансирования. Источниками последнего являются органы местного самоуправления, а также многочисленные организации и фонды, занимающиеся благотворительной деятельностью и выделяющие гранты (денежные суммы) для реализации проектов.

Проектирование объединяет общую направленность на реальные объекты, а не на деятельность. Если познание ориентировано на получение истинного знания об объекте, как о чем-то существующем "до" и независимо "от" работы исследователя, то проектирование, напротив, имеет целью внесение в жизненный мир объектов ранее никогда не существовавших. В этом смысле их различие подобно различию отражения и творчества.

Если реализация проекта вносит изменения в объективную часть жизненного мира, то реализация программ вызывает к жизни какую-то деятельность (или процесс, ее замещающий). В частности, проектные программы организуют процессы выработки и организационно-технологической реализации проектов сложных, комплексных объектов. Напротив, системы программирования (например, выпуска продукции и ее сбыта, вычислительного процесса или сценариев извлечения информации из заданной среды) часто становятся объектом проектирования[2,с.67].

Как отмечает Н.В. Жадько, принципиальной для проектирования является его ориентация на реализацию проекта в материальных, технологических и организационных условиях. Даже в тех случаях, когда фактически реализация не осуществляется или не предполагается в проектах, ориентированных на игровые, учебные или методологические цели, реализуемость является априорной предпосылкой проектного сознания. Поэтому проекты принято оценивать как на фактическую реализуемость, так и на принципиальную реалистичность. Этим проект отличается от утопий, авторы которых решают задачи образной реализации духовно значимых ценностей, возможностей существования, еще не проигранных в реальной жизни; или от самоценного художественного творчества, выражающего те или иные состояния человеческой жизни, внутреннего мира человека, наполняющие его предчувствия, ощущения, скрытые желания.

     С искусством и утопией проектирование связывает свойственная им всем ускоренность в области надежд и упований, самоценных благ, память о которых составляет достигнутую развитость человека (и человечества), а надежда на воплощение которых - основу его аффирмативности, то есть положительной утвердительности и исторического оптимизма [2,с.29].

В области проектирования, имеющего дело с пространственными, образными, технологическими реальностями, особо важна положительная ценностная интонация проектирования, поскольку проектировать - это, значит, разрабатывать целенаправленные действия. Изначально нацеливать свою деятельность тем более, стратегического характера на отрицание или разрушение бессмысленно. Если для утопического сознания анти- и контрутопии имеют значение не меньшее, чем утопии жизнестроительные, то в проектировании роль таких апофатических построений принципиально ограничена вспомогательными областями (критики, педагогики, методологии и т.д.).

Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису традиционного инженерного мышления. Это привело также к развитию новых форм проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности[2,с.30-31].

Проектирование – универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов и/или эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.

Оно включает в себя:

Разработку документируемого в каком-то профессиональном языке проекта (описания, изображения, системы формул, компьютерной программы, вообще "текста"), удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;

Научно-техническое и социокультурное обоснование, оценку и согласование проекта среди заинтересованных сторон (официальных или общественных организаций, потребительских групп или отдельных лиц), заканчивающееся решением о принятии проекта;

Реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.

Принято считать, что локальные проектные воздействия на окружающую среду являются разновидностью воздействий, управляющих развитием среды как целого (то есть проектирование, вместе с другими деятельностями мыслится как часть управления). С другой стороны, в сфере проектной деятельности также отправляются весьма развитые управленческие процедуры, например, в процессе реализации дизайн-программы библиотеки - проектирование библиотечного ландшафта.

Типизация любой деятельности основывается на различительных признаках, то есть оппозициях вида: "объект - деятельность", "модель - программа", "система - элемент", "материя - энергия - информация", "пространство - время", "человек - машина", "библиотекарь / читатель - первичный документ / вторичный документ (библиографическое пособие)" т.д. [5,с.112].

           Сборка этих оппозиций в целостные сферы деятельности в настоящее время основывается на ценностных ориентациях явной, рефлексивно выраженной культуры и фактических приверженностях проектного сообщества к глубинным архетипическим ценностям. Поэтому аксиологические проблемы являются в значительной мере определяющими современное состояние проектирования.

В разных сферах деятельности это проявляется по-разному. В проектировании библиотечных технологий - это все большая ориентация на индивидуальность, частную специфику информационной потребности конкретного читателя. Так, например, в отличие от фиксированного библиографического списка, проблемно-ориентированная база данных (при условии подробного описания документа на языке предметных рубрик или ключевых слов, индексов классификаций, то есть создания полного поискового образа документа) позволяет каждому читателю (пользователю БД) самому или с помощью библиографа-консультанта сформировать "свой библиографический список".

В области проектирования, имеющего дело с пространственными, образными, технологическими реальностями, особо важна положительная ценностная интонация проектирования, поскольку проектировать - это, значит, разрабатывать целенаправленные действия. Изначально нацеливать свою деятельность тем более, стратегического характера на отрицание или разрушение бессмысленно. Если для утопического сознания анти - и контрутопии имеют значение не меньшее, чем утопии жизнестроительные, то в проектировании роль таких апофатических построений принципиально ограничена вспомогательными областями (критики, педагогики, методологии и т.д.).

        Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису традиционного инженерного мышления. Это привело также к развитию новых форм проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности [5,с.114]

Любая деятельность библиотеки исходит из социального заказа - деятельность библиотеки обусловливается "разрывами" между информационными ресурсами и информационными потребностями общества в целом и каждого его члена в отдельности. Достаточно сложная система библиотечной деятельности не всегда адекватно и оперативно успевает за постоянно развивающимися потребностями информационного общества. Проектная деятельность, на наш взгляд, позволяет лучше структурировать библиотечную практику, четче отслеживать динамику потребностей общества, более технологично формулировать "социальный заказ" на определенных участках и направлениях деятельности, прогнозировать и решать проблемные ситуации.

В современной научно-практической деятельности понятие «проект» используется в нескольких значениях (для обозначения цикла работ, направленных на разработку и реализацию идеи в инновацию и для обозначения пакета документов, фиксирующих особенности этой реализации). Как цикл работ, он обусловлен последовательностью осуществления всей инновационной деятельности и технологией управления изменениями, так как является частным проявлением и того, и другого.

          Не вызывает возражений определение проектной работы, рассмотренное в пособии Н.В. Жадько, которая характеризует проект (проектную работу) как сочетание последовательных и целенаправленных действий, позволяющих достичь результатов в условиях ограниченных и жестких сроков [25,с.6]

Список использованной литературы:

  1. Злотникова З.И.  Проектная деятельность библиотек как фактор формирования социальной среды  региона / З.И.Злотникова. - М. : Изд-во МГУ, 2010. – 455 с.
  2. Калякина А.В. Презентация культурного продукта /А.В.Калякина //Справ. рук.  учреждения культуры.-2006.-№7.-С.65-70
  3. Коптяева Е. Проект - это шаг вперед / Е. Коптяева // Б-ка в шк. - 2006. -№ 11. - С. 5-7.
  4. Лаврук М.В. Обоснование проекта / М.В.Лаврук //Справ. рук. учреждения культуры.-2005.-№1.-с.69-77.
  5. Рязанцева Л.М. Секреты успеха проектной деятельности / Л.Н. Рязанцева // Справ. рук. учреждения культуры. – 2009. - № 3. – С. 36-48.