ВЛИЯНИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Гарьковенко Татьяна Ивановна

Понятие конкурентоспособности специалиста практически в настоящее время не разработано и на практике определяется требованиями работодателей к соискателям на определенную должность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Современная система высшего образования настроена главным образом на реальный сектор экономики и бизнес-среду. Экономические реформы и реформы в сфере образования способствовали повышению интереса к эффективности деятельности  вуза. Это связано с усилением конкуренции на рынках образовательных услуг, ростом информационной открытости вузов, усилением роли стратегического планирования. Всё это постепенно приводит к тому, что перед современным вузом ставится новая задача, а именно необходимость демонстрации эффективности своих образовательных услуг, подтвержденной определенными показателями.

Одним из основных показателей эффективности образовательных услуг является конкурентоспособность выпускаемого специалиста на рынке труда.

Понятие конкурентоспособности специалиста практически в настоящее время не разработано и на практике определяется требованиями работодателей к соискателям на определенную должность.

Для работодателя наличие диплома о профессиональном образовании не является окончательным вердиктом, и он оценивает каждого работника по совокупности факторов.

Всё больше спрос на работников, способных работать от лица предприятия, сотрудничать с другими людьми, т.к. от подобного сотрудничества и общения напрямую зависит прибыль компании.

Это могут быть разные специалисты, но в данном случае это в большей степени, желание работодателя, чтоб работник обладал определенным набором этических принципов, коммуникативности и навыков решения конфликтов.

Остальные знания работодатель готов дать сам, при наличии у работника потенциала.

Представления работодателя о хорошем современном работнике можно найти на многочисленных ресурсах интернета и включают наличие следующих качеств:

  • клиентоориентированность;
  • потенциал к обучению и ответственность за собственное развитие;
  • приверженность профессии и компании;
  • стрессоустойчивость;
  • системное мышление;
  • самостоятельность и способность взять на себя ответственность за результат;
  • умение работать в команде;
  • умение решать нестандартные задачи;
  • работоспособность;
  • гибкость мышления;
  • творческий, или даже, инновационный образ мысли и т.д.

Добиться такого качества образовательных услуг, удовлетворив запросы работодателя, возможно лишь при гуманизации образования.

Гуманизация образования означает не только материально-техническое и информационное обеспечение вузов, подбор квалифицированных педагогических кадров, но и уважение, и принятие студента как Личности.

Личностно ориентированный гуманистический образовательный процесс обязательно предполагает взаимообмен и взаимообогащение, создание условий для саморазвития студента, проявления его разносторонней активности. Обеспечивает психологическую защищенность, психологическое здоровье, базис личностной культуры, развитие индивидуальности будущего специалиста.

Способ общения базируется не на  наставлениях, запретах, угрозах наказания, а на понимании, признании и принятии личности будущего специалиста, исходя из его интересов и перспектив дальнейшего развития как полноценного члена общества.

При личностной ориентации затрагивается мотивационно-смысловая сфера студентов, а научное знание выступает средством преобразования этой сферы. Гуманистическая ориентация педагогов способствует формированию положительного образа «Я» каждого студента, который включает твердую убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к той или иной деятельности, чувство собственной значимости. Такой образ «Я» делает его субъектом деятельности и общения, постоянно создает ему ситуацию успеха.

Первым шагом к гуманизации образовательного процесса может стать изучение потребностей студента и его удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг.

Соблюдая принцип гуманизации образования, была разработана Программа  проведения анкетирования по выявлению степени удовлетворённости студентов качеством образовательных услуг.

Особенность анкетирования заключается в том, что студенты оценивают не преподавателя, а себя в учебном процессе под руководством преподавателя. Такая анкета более демократична и наиболее приемлема в период, когда система оценки качества деятельности только складывается.

Анкета содержит следующие разделы:

  1. Содержание и обеспечение учебного процесса    (1-4 вопросы);
  2. Качество преподавания                                           (5-8 вопросы);
  3. Внеучебная работа со студентами                       ( 9-13 вопросы);
  4. Содержание образовательных услуг                  (14-18 вопросы);
  5. Профессионализм преподавателей                    (19- 25 вопросы);
  6. Разное                                                                     (26-28 вопросы).

В самой анкете наименование разделов отсутствует т.к. информативно для студентов не значительны, но при этом дают возможность для более предметного анализа удовлетворенности студентами качеством образовательных услуг.

Совокупность полученных ответов на вопросы анкеты, дает возможность проведения анализа различных сторон гуманизации образовательного процесса – от технической оснащенности вуза и профессионализма преподавания до взаимоотношений студента и преподавателя.

Большее количество положительных или отрицательных ответов дает возможность проанализировать степень недостатков образовательного процесса и скорректировать его в конкретном направлении.

Например, на вопрос о внимательности, тактичности и дружелюбности преподавателей 44% ответили положительно, 43% что это бывает не всегда. Большая часть студентов из 12%, отметивших не дружелюбность преподавателей, являются первокурсниками в возрасте 16 лет. Вчерашние школьники, прошедшие период напряжения и стрессов выпускных  экзаменов в школе и  вступительных в вузы, не всегда могут быстро адаптироваться к новым жизненным условиям и требованиям во взаимоотношениях при вступлении во взрослую жизнь. Поэтому, направлением гуманизации в данном случае улучшения образовательного процесса может стать проведение мероприятий по адаптации будущих специалистов к студенческой жизни.

Студент, с первых недель обучения в вузе должен понять, что его конкурентоспособность на рынке труда зависит от его активной жизненной позиции, поэтому из простого «приемника» информации он должен превратиться в активного «добытчика» знаний. Он должен быть заинтересован в активном участии учебного процесса. И это одно из главных направлений гуманизации учебного процесса в вузе, т.к. на утверждение –« На занятиях я активный, хочу работать, выполняю необходимые записи» положительно  ответили 42% опрашиваемых. При этом, на утверждение –« Я никогда не отвлекаюсь на занятиях, не занимаюсь посторонними делами» положительно ответили лишь 30%. Более половины студентов, согласно анкетирования, иногда отвлекаются на занятиях или занимаются посторонними делами.

Некоторые преподаватели уверены, что это как раз и есть результат гуманизации образования – снижение дисциплины и наплевательское отношение к усилиям преподавателя в передаче знаний.

Решить данную проблему можно лишь одним способом – донести до студента знания о том, что ослабление пресса любых требований и запретов возлагает на них большую ответственность за свою жизнь и самореализацию своих возможностей. Поэтому, разрабатываемые мероприятия по организации учебного процесса, должны привести студента к пониманию необходимости самодисциплины и ответственности за свои поступки. Ибо только так можно реализоваться в социуме и быть конкурентоспособным на рынке труда по выбранной специальности.

.