Мини- программа "Наставничество"

Жилина Людмила Николаевна

Мини программа нацелена на содание условий для профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешного вхождения в профессиональную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini_programma_nastavnichestvo.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Мини программа «Наставничество»

Цель. Создание условий для профессионального роста молодого специалиста (воспитателя), способствующих снижению проблем адаптации и успешного вхождения в профессиональную деятельность.

Задачи.

  1. Способствовать  наиболее комфортной адаптации воспитателя в коллективе.
  2. Создать систему работы, объединяющую деятельность молодого педагога и наставника, включающую:
  • использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности;
  • обеспечение информационным пространством для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
  • формирование теоретических и практических знаний и умений в работе с детьми и их родителями для максимального установления доверительных отношений и ними;
  • содействие целенаправленной работе по самообразованию;
  • развитие умения осуществлять анализ соей деятельности.

Результативность.

  1. Сформируется умение осуществлять глубокий детальный анализ своей деятельности.
  2. Сформируется умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, гибкость мышления.
  3. Раскроется творческий потенциал.

Формы и методы работы педагога – наставника с молодым специалистом (воспитателем)

  1. Общение на рабочем месте.
  2. Консультирование.
  3. Активные методы (практические занятия, участие в работе методических объединений ДОО, города).
  4. Самостоятельное изучение образовательных программ ДОО.
  5. Решение и анализ педагогических ситуаций.
  6. Обучение планированию.

Оценка деятельности молодого специалиста (воспитателя)

  1. Регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная):

критерии:

- отношение к своим обязанностям,

- выполнение инструкций,

- выполнение индивидуальных планов работы,

- вклад в реализацию задач ДОО.

  1. Мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста (воспитателя).
  2. Аттестация на соответствие и квалификационную категорию.

Основные направления деятельности педагога-наставника

  1. Повышение уровня квалификации молодого специалиста (самодиагностика. Анкета «Изучение затруднений воспитателя в организации современного качественного образования – Талица 1)

     Работа по самообразованию.

Цель: изучение вопросов, вызывающих затруднение  у педагога для формирования темы по самообразованию

      Этапы работы по самообразованию

  1. Информационно – аналитический: курсы повышения квалификации, изучение научной и учебно-методической литературы.
  2. Внедрение в практику: ведение дневника наблюдений, осуществление мониторинга с целью отслеживания результатов.
  3. Представление опыта работы по теме: пед.совет, методический совет ДОУ, выступление на родительском собрании, статьи, разработка  конспекта занятий.

  1. Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления проф.деятельности: разнообразные открытые мероприятия - занятия с детьми, прогулка, родительские собрания, досуги, спортивные праздники (Таблица 2).
  2. Методическая копилка, целью которой является  стимулирование педагога к осуществлению инновационной деятельности: информационный банк - статьи, конспекты занятий, методические технологии.

Таблица 1

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

(воспитателя)

п/п

Содержание вопроса

Варианта ответа

1

Знание анатомо-физиологических и психических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса.

2

Владение педагогической диагностикой.

3

Выбор типа занятия и темы его проведения.

4

Обеспечение практической направленности и учебного процесса(создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний).

5

Умение планировать воспитательно-образовательный процесс.

6

Умение обосновать выбор тех или иных методов обучения, их оптимальное сочетание и соотношение.

7

Использование методов, направленных на развитие воспитанников.

8

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки.

9

Использование здоровьесберегающих технологий.

10

Обеспечение благоприятных условий в группе:

- гигиенических;

- эстетических.

11

Обеспечение  действенного воспитательного влияния на детей своим  авторитетом.

12

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитание и развитие воспитанников

13

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и садиком

  ВАРИАНТЫ ОТВЕТА:

- не владею

- владею частично

-владею свободно


Таблица 2

ПОСЕЩЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

Дата и время проведения

Группа, возрасти количество детей

Тема, цель

Содержание

Выводы по анализу (самоанализ) занятия



ДНЕВНИК

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ

№п/п

Дата и место

проведения НОД, ОД в режиме дня

Тема,

цель

деятельности

Содержание деятельности

Выводы, анализы

Подпись

наставника

воспитателя


Таблица 3

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Дата

Место проведения

Группа( возраст и количество детей)

Педагог

 Тема занятия

Длительность занятия

Программное содержание

Уровни оценки

Подготовка к занятию

Выполнение санитарно-гигиенических требований

Использование разнообразных форм организации детей на занятиях, оправданность выбранных форм.

Оправданность и рациональность выбора  методов и приемов работы с детьми

Поведение детей на занятии ,умение регулировать поведение детей в процессе занятия.

Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной связи».

Усвоение детьми программного материала.

Умение составлять конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определять его содержание и структуру.

Подбор оборудования и спортатрибутов, его рациональ-ное размещение

Предварительная работа с детьми (беседы, инструкции).

Удовлетворение двигательной активности детей(нагрузка).

Контроль за правильной осанкой.

Рациональный подбор двигательных заданий.

Соответствие длительности занятий санитарно-гигиеническим нормам.

Игровые приемы.

Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей.

Приемы обеспечения эмоционального интереса детей.

Приемы активизации самостоятельности детей

Приемы подачи нового с опорой на базисные (приобретенные)умения и навыки.

Высокий

Средний

Низкий

Положительные моменты

Рекомендации

Оценка занятия


План работы педагога-наставника

Месяц

Содержание работы

Методы работы

Оценка выполнения, дата, подпись наставника

Примечание

1

2

3

4

5

I этап – адаптационный (сентябрь-октябрь)

Задачи: выявление недостатков в профессиональных умениях.

Сентябрь

  1. Психолого-педагогические основы установления контактов педагога с воспитателем.
  2. Оформление документации группы.
  3. Мониторинг детского развития.

  1. Выбор темы по самообразованию.

Консультация и показ проведения режимных моментов.

Оказание помощи.

Подбор диагностического материала, оказание помощи.

Подборка методической литературы.

Октябрь

  1. Изучение нормативно-правовой базы (локальных актов ДОО)

Помощь в изучении

  1. Профессиональная деятельность воспитателя и планирование воспитательной работы. Структура календарного планирования.

Оказание помощи

  1. Организация работы с родителями. Ведение документации родительского собрания.

Помощь, обсуждение собрания

  1. Посещение занятий молодого специалиста. Дидактическая игра. Сенсорика.

Анализ, самоанализ, оказание методической помощи

II этап – деятельностный (ноябрь- март)

Задачи: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя

Ноябрь

  1. Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения.

Консультации, методические рекомендации

  1. Повышение общеобразовательного уровня, участие в общественной жизни учреждения.

Анализ, самоанализ

  1. Посещение занятия с целью оказания методической помощи (сенсорика).

Анализ, самоанализ

  1. Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий, применяемых в ДОУ.

Помощь, консультация

Декабрь

  1. Методика проведения детских праздников, педагогическая позиция при проведении праздников в ДОУ.

Помощь в подготовке, наблюдение за наставником в роли ведущего и персонажа

  1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников

Консультация, наблюдение

  1. Организация и проведение прогулки (все части составляющие)

Консультация, наблюдение, оказание помощи

Январь

  1. Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от НОД время. Роль игры в развитии дошкольника.

Оказание помощи, обсуждение

  1. Ведение документации в группе

Контроль

  1. Диагностика

Февраль

  1. Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Консультация, ответы на

  1. Использование в работе проектов «Защитники Отечества», «Милая мама»

Планирование, контроль

  1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.

Консультация, решение выхода из этих проблем

  1. Проведение развлечения

Практическая помощь в подготовке

Март

  1. Посещение занятия с целью выявления профессиональных затруднений. Сюжетно-ролевые игры.

Практическая помощь, анализ, самоанализ

  1. Приобщение педагога к подготовке и посильному участию в проведении педчасов.

Практическая помощь в выборе материала

  1. Использование в работе ИКТ

Консультация, использование презентации в работе с детьми, родителями

  1. Создание комфортных условий молодому специалисту в педагогическом коллективе

Анкеты взаимоотношений

III этап – аналитический (апрель-май)

Задачи: проверка уровня профессиональной компетентности молодого специалиста;

               определение степени его готовности к выполнению функциональных обязанностей

Апрель

  1. Анализ выполнения рабочей программы

Контроль

  1. Проведение диагностики

Помощь в подготовке

  1. Проведение итоговых занятий

Анализ

Май

  1. Подведение итогов работы

Самоанализ

  1. Подготовка к летне-оздоровительной кампании

Консультация

  1. Общее положение портфолио педагога. Структура и порядок ведения портфолио.

Консультация